ПАН

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пан
Греческий бог, происходит из Аркадии (Пелопонесс), повелитель животных. Появившись в Афинах в V в. до н.э., он именно тогда приобретает свой привычный облик — получеловека, полукозла.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ПАН
в др.-греч. мифологии — бог стад, пастбищ, пастухов. Сын Гермеса. Изображался волосатым мужчиной с козлиными ушами, рогами, хвостом и копытами. В римск. мифологии ему соответствует Фавн.

Источник: Атеистический словарь

ПАН
(Pan) - у древних греков первоначально панами назывались лесные божки, духи леса, затем П. - бог леса, покровитель пастухов, изобретатель свирели. У римлян П. постепенно стал универсальным божеством, воплощением всей природы или всего космоса. Почитался гл. о. сельскими жителями. Изображался в человеч. образе, с козлиными ногами, бородой и рогами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПАН
Греческий бог стад, полей и лесов, сын нимфы и Гермеса. Отца и других богов-олимпийцев вид козлоного младенца развеселил, и они нарекли его Паном («понравившийся всем»).
Вместе с сатирами и силенами Пан входил в свиту Диониса. Он был известен своим пристрастием к вину и веселью. Многие мифы повествуют о преследовании Паном нимф. Пан умеет наводить на людей беспричинный, панический, страх, особенно во время летнего полдня.
Пана особенно почитали в Аркадии, где находилась его священная гора. Известно также святилище Пана в пещере на склоне афинского акрополя.
В предании, изложенном Плутархом, о смерти Пана этот бог выведен как символ уходящего античного мира.
В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ПАН
Греч.) Бог природы, - отсюда Пантеизм; бог пастухов,
охотников, крестьян и жителей деревни. Гомер считает его сыном
Гермеса и Дриопы. Его имя означает Все. Он был изобретателем
свирелей Пана, и ни одна нимфа, слышавшая их звук, не могла
противостоять очарование великого Пана, несмотря на его
гротескный облик. Пан связан с козлом Мендеса лишь постольку,
поскольку последний, как талисман великой оккультной силы,
представляет творящую мощь природы. Вся Герметическая философия
основана на скрытых тайнах природы, и как Бафомет неоспоримо
являлся каббалистическим талисманом, так и имя Пана обладало
великим магическим воздействием в том, что Элифас Леви назвал бы
"Заклинанием Элементалов". Существует известная религиозная
легенда, распространенная в христианском мире еще начиная с
времен Тиберия, сводящаяся к тому, что "великий Пан мертв". Но в
этом люди очень ошибаются; ни природа, ни какая-либо из ее Сил
никогда не могут умереть. Некоторые из них могут оставаться
непримененными и, забытые, дремать в течение многих столетий. Но
как только созданы надлежащие условия, они пробуждаются, чтобы
снова действовать с десятикратной силой.

Источник: Теософский словарь

ПАН

Божество стад, лесов и полей. Сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и боговолимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (т. е. «понравившийся всем», греч. «все»).
Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. П. он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью, известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга (греч. «свирель») в страхе перед П. превратилась в тростник, из которого П. сделал свирель.
Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели. П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса – судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля.
П. – помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. Сохранилась легенда о явлении П. грекам перед марафонской битвой и при Саламине. П. особенно почитался в Аркадии, где была священная гора П. Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя и в городе Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. П. входит в число олимпийских богов.
Первоначально П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда так называемый заячий посох (багор для охоты на зайцев).

Источник: Словарь греческой мифологии

Пан
греч.)  – аркадский бог стад, лесов и рощ, сын Гермеса и нимфы Дриопы (варианты: Гермеса и Пенелопы, Зевса и Пенелопы). П. родился заросшим волосами, с рогами, с козлиными копытами, с кривым носом, с бородой и хвостом. Мать П., испуганная видом младенца, бросила его, но Гермес подобрал его и отнес на Олимп. Вид ребенка насмешил богов, он всем понравился и получил имя Пан, т. е. «понравившийся всем» (от греческого слова «все»). По другой версии, это имя произошло от индоевропейского корня «паус» – «делать плодородным». Это соответствует назначению П. и сближает его с Дионисом, в свиту которого он входит вместе с сатирами и силенами. П.дочитался также как покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов. Считалось, что он бродит по горам и лесам, пляшет с нимфами, играет на изобретенной им свирели. С легендой об изобретении П. свирели связана история его любви к нимфе Сиринге. П. преследовал нимфу своей любовью, пока она не спряталась в реке и не превратилась в тростник, из которого П. вырезал свою свирель. От нимфы Эхо П. имел дочь Иингу, которую Гера превратила в птицу вертишейку. Считалось, что П. обладал даром прорицания и даже научил этому искусству Аполлона. По поверьям, П. не любит, когда его тревожат, и наводит на нарушителей своего покоя внезапный, беспричинный страх, охватывающий множество людей – «панический страх». Своим криком он может обращать в бегство воинов. Афиняне считали, что его появление помогло им победить при Марафоне и Саламине. П. была посвящена пещера на афинском Акрополе, и афинские граждане ежегодно устраивали торжественное факельное шествие в его честь. П. были посвящены каменный дуб и сосна, ему приносили в жертву коров, козлов, ягнят, мед, молоко, виноградное сусло. В Древнем Риме почитание П. слилось с культами местных божеств – Фавна и Сильвана. П. изображали в зверином облике, с козлиной головой и копытами, в окружении нимф и сатиров.

Источник: Мифологический словарь

Пан
В древнегреческой мифологии культ бога Пана (греч. Πάν) имеет аркадийское происхождение. По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и Дриопы.
Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. Πάω, «весь») великую радость. Пан был богом-покровителем стад (слово Πάω связывают с греч. Πάζ, «пасти?»).
Роскошные долины и рощи Аркадии – царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных.
Пан считался похотливым богом, которого оба пола привлекали в одинаковой мере. Наверное, самая знаменитая из его любовных историй – с нимфой Сирингой, которая, чтобы уклониться от близости с Паном, превратилась в тростник; тогда Пан сделал из тростника свирель – сирингу, на которой до сих пор играют пастухи. Пан также сватался к Селене и подарил ей замечательное овечье руно.
В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь – Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб).
Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато.
Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на Акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.
Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери богов Кибелы и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.
Со времен античности Пан считается покровителем пасторальной поэзии и идеализированной Аркадии – именно в этой роли Пан выступает в «Гимне Пану» Шелли и в «Эндимионе» Китса. Забавным образом фигура Пана привлекала к себе и христианских писателей. Плутарх передает рассказ о том, что некие путешественники слышали на острове Паксос голос, обращающийся к сирийскому богу Таммузу и возвещающий о том, что «Великий Пан умер». Согласно Плутарху, это происходило во время царствования Тиберия, и христиане делали вывод, что слышанный путешественниками голос вещал о конце языческой эпохи и начале новой – христианской. Похоже, однако, что все это основывается на элементарной ошибке – путешественники просто не расслышали слово «панмегас» («всемогущий») – эпитет, относящийся к богу Таммузу. Некоторые философы-гуманисты связывали навлекаемый Паном «фурор» с мистическим состоянием, позволяющим постигать божественные истины, а Рабле отождествляет Пана с Добрым Пастырем, который есть «все, что есть» («все» по-гречески «Пан»), таким образом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становится символом воплощения божественного Слова, «божеством всего». Художники Возрождения часто изображали Пана вместе с Венерой и Купидоном – возможно, потому, что читали «любовь побеждает всё» как «любовь побеждает Пана». Наиболее известные картины, посвященные Пану, принадлежат кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля.
Кроме Пана, индивидуального божества природы, в древнегреческой мифологии водились еще и существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι – род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.
Вот как описывает Пана Р. Грейвс:
Некоторые утверждают, что Пан родился от Гермеса и Дриопы, дочери Дриопа; другие называют его матерью нимфу Ойною или жену Одиссея Пенелопу, которую Гермес посетил в образе барана, или козу Амалфею. Говорят, он родился таким уродливым – с рожками, бородой, хвостом и козлиными копытцами, – что его мать убежала от него в страхе, и Гермес взял его с собой на Олимп на потеху богам. Однако Пан был сводным братом Зевса и потому значительно старше Гермеса или Пенелопы, родившей Пана, как говорят некоторые, от всех женихов сразу, которые ухаживали за ней в отсутствие Одиссея. Есть и такие, которые считают его сыном Крона и Реи или Зевса и Гибрис, и это звучит более правдоподобно.
Он жил в Аркадии, опекая стада и пасеки, принимал участие в забавах горных нимф и помогал охотникам в поисках добычи. В целом он был добродушен и ленив, больше всего на свете любил послеобеденный сон и мстил всем, кто мешал ему спать. При этом он издавал такой крик из глубины пещеры или грота, что на головах у слышавших волосы вставали дыбом. Однако аркадцы совсем его не уважали, а возвращаясь с охоты с пустыми руками, даже могли отстегать его морским луком.
Пан соблазнил несколько нимф: Эхо родила ему вертишейку Иинкс, но позднее плохо кончила от неразделенной любви к Нарциссу; кормилица муз Эвфема родила ему Кротоса, ставшего созвездием Стрельца. Он также хвастался, что сочетался со всеми пьяными менадами из свиты Диониса.
Однажды он попытался овладеть целомудренной Питис, которой удалось скрыться он него, только превратившись в ель, ветвь от которой он всегда носил на голове в качестве венка. В другой раз он преследовал целомудренную Сирингу от самой горы Ликей до реки Ладон, где Сиринга превратилась в тростник; не сумев отличить ее от остальных. Пан наугад срезал несколько тростинок и сделал себе свирель. Его самой большой любовной удачей было соблазнение Селены, когда ему удалось скрыть черную шерсть и козлоподобное обличье под отмытым белым руном. Не узнав его, Селена согласилась прокатиться у него на спине и позволила ему удовлетворить все его желания.
Хотя олимпийские боги и презирали Пана за простодушие и буйство, они охотно пользовались его талантом. Аполлон лестью выманил у него тайны прорицания, а Гермес скопировал потерянную им свирель, объявив ее своим собственным изобретением и продав Аполлону.
Пан – единственный бог, который умер в наше время. Весть о его смерти принес некто Тамус, корабельщик, плывший в Италию мимо острова Паксы. Божественный голос прокричал через море: «Тамус, ты здесь? Когда ты прибудешь в Палодес, не забудь объявить, что великий бог Пан умер!» Так Тамус и сделал, и весть эта на берегу была встречена всеобщим плачем

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.