ПАНЬ ГУАНДАНЬ

Найдено 1 определение
ПАНЬ ГУАНДАНЬ (Quentin Pan)
1898. Социолог, эссеист, пропагандист идеи "совершенствования нации" при помощи использования законов и принципов евгеники. Известен исследованиями генеалогии семейных и клановых отношений как фактора социальной сплоченности и стабильности. Получил традиц. классич. образование в конф. духе, затем учился в колледже Цинхуа, а с 1922 на стипендию Фонда боксерской контрибуции - в США, в колледже Дортмунт (1922 - 4) и Колумбийском ун-те (1924 - 6). Проф. и директор Усунского нац. ун-та политич. наук (1926 - 30), проф. социологии (1930 - 46) и декан социологич. ф-та (1936 - 46) Ун-та Цинхуа, директор университетской б-ки (с 1946). Активный чл. (вместе с Ху Ши, Лян Шицю, Вэнь Идо и Сюй Чжимо) об-ва "Новолуние" (Синьюэ шэ, 30-е гг.), основатель его изд-ва "Синьюэ шудянь"; ред. журн. "Сюэдэн" - лит. приложения к шанхайскому еженедельнику "Шиши синь бао". Чл. Комитета по культуре и образованию при Госсовете КНР (с 1949), чл. Нац. комитета НПКСК (1959). Репрессирован в ходе кампании "борьбы против правых" в сент. 1959. Во время учебы в США П.Г. заинтересовался возможностью применения биологич. законов к проблемам человеч. об-ва. Исследовал направления влияния принципов евгеники на социальную историю Китая; на ее примере (прежде всего генеалогии семьи и клана) доказывал актуальность принципов евгеники вообще. П.Г. настаивал на необходимости "улучшения" всего человечества, и в части, населения Китая, путем изучения и совершенствования биологич. наследственности. В ходе начавшейся в 1927 широкой дискуссии в духе О. Шпенглера по поводу "здоровья" или "нездоровья" Китая в сравнении с Японией и Западом П.Г. доказывал, что "здоровье нации" может быть достигнуто только в том случае, если население страны будет строить свою жизнь в соответствии с законами евгеники; хотя витальное понятие "жизнеспособность нации" (миньцзу холи) может обладать и побочным метафизич. значением, его гл. науч. содержание связано с качеством нац. генетич. ресурсов. Тем не менее П.Г. избежал крайностей евгенистич. школы, подчеркивая равноценность роли социальных условий и окружения, с одной стороны, и биологич. наследственности - с другой. П.Г. также подверг анализу проблемы народонаселения и планирования деторождения, роли женщины в об-ве и сексуального просвещения; в 1934 перевел на кит. яз. книги англ, психолога X. Эллиса "Сексуальное образование" и "Сексуальная мораль". В работе "Психоанализ [идеологии Фэн] Сяоцина" (1927), пытаясь опровергнуть утверждения Б. Рассела, считавшего, что Китай безнадежно отстал в области психоанализа, П.Г. использовал в своей аргументации фрейдистские методы анализа применительно к творчеству знаменитого кит. поэта и музыканта. Обратившись к политич. теории и практике после окончания второй мировой войны, П.Г. опубликовал свой план развития нового Китая - "Путь к свободе", где выразил твердое убеждение в настоятельной необходимости реализации демократии на кит. почве. Противопоставляя такую черту нац. характера, как пассивность, активному отношению к жизни, присущему англичанам и американцам, к-рых он считал создателями совр. понятия свободы, П.Г. настаивал, что демократия может утвердиться в Китае только в том случае, если будет адаптирована к специфич. нац. условиям, в частности примет форму, близкую к отечеств, традиции "правления добродетельных" (сяньжэнь чжэнчжи). *Сяоцин чжи фэньси (Психоанализ [идеологии Фэн] Сяоцина). Шанхай, 1927; Чжунго чжи цзя-тин вэньти (Проблемы кит. семьи). Шанхай, 1928; Жэньвэнь шэнъу сюэ луньцунь (Собр. очерков по гуманистич. биологии). Шанхай, 1928; Жибэнь Дэ-ичжи миньцзусин чжи бицзяо дэ яньцзю (Сравнительный анализ характерных нац. черт [цивилизации] Японии и Германии). Шанхай, 1930; Душу вэньти (Размышления над прочитанным). Шанхай, 1930; Син дэ цзяоюй (Сексуальное образование). Шанхай, 1934; Син дэ даодэ (Сексуальная мораль). Шанхай, 1934; Жэньвэнь шигуань (Гуманистич. взгляд на историю). Шанхай, 1937; Чжунго лин-жэнь сюэюань чжи яньцзю (Кровнородств. связи среди кит. актеров). Чанша, 1941; Цзыю чжи лу (Путь к свободе). Шанхай, 1946; Юшэн гайлунь (Общая теория евгеники). Чунцин, 1946; Совм. с Фэй Сяотуном. Кэцзюй юй шэхуэй людун (Экза-менац. система и социальная мобильность) // Шэхуэй кэсюэ. 1947. №4; Юшэн юй канчжань (Евгеника и воля к сопротивлению). Шанхай, 1947. С.Р. Белоусов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь