Пань-гу

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пань-гу
кит.)  – первопредок, первый человек на земле. По преданию, Вселенная сначала представляла нечто вроде содержимого куриного яйца. В это время родился П.-г. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное (инь) – землю. За это время П.-г. вырос до гигантских размеров – на величину расстояния от земли до неба (90 тысяч ли, т. е. около 45 тысяч км). После того как произошло отделение неба от земли, он создал остальные составляющие части мира. (По другим легендам, П.-г. умер, и из частей его тела образовались составные элементы мира. Дыхание П-г. стало ветром и облаками, голос – громом, левый глаз – солнцем, правый – луной, четыре конечности и пять частей тела – четырьмя пределами земли (сторонами света) и пятью священными горами, кровь – реками, жилы и вены – дорогами на земле, плоть – почвой на полях, волосы на голове и усы – созвездиями, растительность на теле – травами и деревьями, зубы и кости – золотом и драгоценными камнями, костный мозг – жемчугом и нефритом, пот – дождем и росой. Паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.) П.-г. изображали обычно с топором и зубилом в руках во время отделения им неба от земли. Иногда П.-г. изображали с солнцем в одной руке и с луной – в другой, согласно легенде, по которой он сначала неверно расположил солнце и луну, которые одновременно скрылись за море и оставили мир во мраке. Чтобы исправить ошибку, П.-г. написал на левой ладони иероглиф «солнце», а на правой – «луна». Вытянув левую руку, он позвал солнце, а затем вытянул правую и позвал луну. Так он повторил семь раз, после чего солнце и луна поделили время суток между собой и стали появляться поочередно.

Источник: Мифологический словарь

Пань-гу
в древнекитайской мифологии первый человек на Земле. В давние времена земля и небо были слиты воедино и составляли нечто, напоминающее по виду куриное яйцо. Здесь и зародился первый человек Пань-гу. Когда Пань-гу пробудился, вокруг него не было ничего, кроме темноты, и тогда человек испугался. Но во тьме Пань-гу нащупал топор. Тогда он размахнулся что было сил и ударил перед собой. От этого удара раздался оглушительный грохот, и неподвижный мир, в котором находился Пань-гу, пришел в движение. Все легкое и чистое всплыло вверх, а тяжелое и грязное опустилось на дно. Так возникли небо (светлое начало – ян) и земля (мутное начало – инь). Чтобы небо не упало на землю, Пань-гу уперся в него головой, а ногами – в землю. Так он стоял, не шелохнувшись, 18 тысяч лет. Каждый день Пань-гу увеличивался на 1 джан (около 3 метров). Его рост изменял положение земли и неба: небо становилось на 1 джан выше, а земля на 1 джан шире. Когда расстояние между небом и землей установилось в 90 тысяч ли, небо перестало подниматься, и мир был завершен. Смысл жизни Пань-гу был в росте, когда он прекратил расти, он умер. Согласно народным легендам, тело Пань-гу стало светом и жизнью, превратилось в составные части мира. Левый глаз стал солнцем, правый превратился в луну. Четыре конечности и пять внутренних частей тела стали четырьмя сторонами света и пятью священными горами, кровь – реками и ручьями, жилы и вены – дорогами, покрывшими землю, плоть – почвой, а растительность на теле – травой и деревьями, волосы на голове и усы – созвездиями, зубы и кости – золотом и каменьями, костный мозг – жемчугом и нефритом, предсмертный пот, выступивший на теле Пань-гу, стал дождем и росой. Пань-гу связывают также с происхождением явлений природы: от его вздоха родились ветер и дождь; выдох породил гром и молнию. Когда Пань-гу открывал глаза, начинался день, когда закрывал их – день заканчивался.

Источник: Словарь китайской мифологии

Похожие термины:

  • ПАНЬ ЦЗЫНЯН

    11.1.1893, Лупинчжэнь уезда Исин пров. Цзянсу, - 10.4.1972. Философ-марксист, популяризатор марксизма, педагог, журналист. Получил образование в Ин-те Датун и Педагогич. ин-те Лунмэнь (Шанхай), на филос. ф-те Пе
  • ПАНЬ ФУЭНЬ

    12.1933, уезд Вэньчжоу пров. Чжэцзян. Специалист по истории кит. философии. Чл. Рабоче-крестьянской демократич. партии Китая. В 1955 окончил ф-т кит. яз. Фуданьского ун-та (Шанхай). В 1956 стажировался по исто
  • Пань-гуань

    кит.) – «судья» – 1. Общее название помощников властелина загробного мира, ведущих записи в книге судеб, а также чиновников в свите какого-либо божества. 2. Божество, ведающее судьбами людей и обычн
  • Пань-гуань1

    в китайской мифологии божество судьбы, а также повелитель бесов. Пань-гуань часто рассматривается как помощник бога города – Чэн-хуана. Он творит суд над душами живых людей. По традиции считается,
  • Пань-гуань2

    в китайской мифологии общее название «секретарей» главы загробного мира Ян-вана, ведущих записи в Книге судеб, а также гражданских или военных чиновников в свите какого-либо божества.
  • ПАНЬ ГУАНДАНЬ

    1898. Социолог, эссеист, пропагандист идеи "совершенствования нации" при помощи использования законов и принципов евгеники. Известен исследованиями генеалогии семейных и клановых отношений как фак
  • ПАНЬ ПИНГЭ

    Пань Юнвэй. 1610, совр. Цыси пров. Чжэцзян, - 1677. Мыслитель, педагог. Занимался преподавательской деятельностью в провинциях Цзян-су и Чжэцзян. Неоднократно подвергался притеснениям со стороны конф. э