Память

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Память
способность мозга сохранять поступившую извне информацию и воспроизводить ее.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ПАМЯТЬ
способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ПАМЯТЬ
способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Память
способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Память

Подлинная память, которую мы должны сейчас попытаться понять, заключается в знании о прошедших событиях, однако не во всяком таком знании. Немалая часть знания о прошедших событиях, например то, что мы узнаем, читая историю, находится в одинаковом положении со знанием, которое мы можем получить о будущем: оно приобретается посредством умозаключений, а не самопроизвольно, если можно так сказать.
Первый выход за пределы фактов ощущений, который необходимо рассмотреть - это непосредственное знакомство через память. Очевидно, что мы часто помним увиденное, услышанное или иным способом присутствовавшее в наших ощущениях, и что в этих случаях мы все-таки непосредственно осознаем то, что помним, несмотря на то обстоятельство, что оно производит впечатление прошлого, а не настоящего.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Память
 (в психологии) — сохранение субъектом результатов его взаимодействия с миром, дающее возможность воспроизводить и использовать эти результаты в последующей деятельности, перерабатывать их и объединять в системы; совокупность психических моделей действительности, построенных данным субъектом. Физиологическим механизмом П. человека является образование, закрепление и торможение временных нервных связей. П. связана с мышлением и производными от него формами деятельности, как продукт с процессом. Содержание элементарной неречевой П. составляют психические модели действительности, складывающиеся при непосредственных отношениях субъекта с объектом. Их образование зависит от смежности воздействий объектов во времени и от рода потребности, определяющей характер взаимодействия. В высшей, речевой П., надстраивающейся над элементарной, закрепляются модели объективных отношений вещей. Благодаря речи человек способен воспроизводить образования этой формы П. без непосредственного воздействия моделируемых объектов, под влиянием осознанной цели, что и приводит в конечном счете к подчинению П. объективной логике вещей — смысловому запоминанию и воспроизведению.

Источник: Философский словарь. 1963

ПАМЯТЬ
сохранность прошлого. Прошлое может сохраняться и в форме простых привычек; память же обозначает собственно представление о прошлом. Пять элементов памяти — это: 1) фиксация воспоминаний; 2) их сохранение; 3) припоминание; 4) узнавание; 5) локализация. К расстройству памяти относятся расстройства: а) фиксации (антероградная амнезия, сильная эмоция); как правило, для того чтобы вещь была зафиксирована в нашей памяти, нужно, чтобы она была «понята»; мы легко вспоминаем лишь то, что хорошо поняли; б) сохранения (поражение клеток коры головного мозга); в) припоминания (старческая потеря памяти, описанная Рибо); г) узнавания (парамнезия или чувство, что мы уже видели то, чего на самом деле никогда не видели, проанализированное, в частности, Бергсоном); д) локализации (социальная неприспособленность, путешествие, общественные изменения; см. Хальбвакс, «Социальные рамки памяти», 1925). Обычно забытые воспоминания или события — это то, что мы «вытесняем» в бессознательное (Фрейд), либо потому что они шокируют наше общественное сознание, либо потому что они заставляют нас размышлять или переосмысливать наше отношение к вещам и к людям. См. Амнезия, Парамнезия.

Источник: Философский словарь

Память
1) свойство живой природы сохранять восприятия и представления после момента переживания; образно говоря, память означает также хранилище, важнейшую функцию нервной системы — способность накапливать, хранить, а затем многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Понятие памяти существенно для иммунитета (способности организма запомнить микробный болезнетворный агент, узнать его при повторной встрече и привести в действие защитные механизмы) и передачи наследственности, благодаря генетической памяти организма. В механизме памяти выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающих узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. Особые, специфические виды памяти: моторная (память — привычка), аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая; 2) в вычислительных машинах, компьютерах - их функциональная часть, предназначенная для записи, хранения и выборки команд и данных. Память подразделяется на основную, включая оперативную, и внешнюю и технически реализуется в виде специализированных запоминающих устройств.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Память
способность нашей души с помощью деятельности представления вызывать или приводить к сознанию все то, что уже входило в него когда-либо — все наши ощущения, состояния, представления, понятия и обозначающие их слова, и притом вызывать с сознанием, что припамятованное или снова сознанное уже было в нем, входило в него прежде. Очень важная и не вполне понятая сила памяти состоит в том, что она каким-то образом не только сохраняет в душе бывшие представления, понятия и слова, но, кроме того, бывшее в нем снова вызывает к сознанию даже и не в том порядке, в каком что-либо было в нем прежде, но в другом, какого требует логическая последовательность или просто какая-нибудь новая сознательная цель. Значит, память не то, что воспоминание. Воспоминание вызывает прежде бывшие представления по какой-нибудь прежде же бывшей случайной ассоциации их, а память вызывает представления и слова или чисто механически или механически, но под руководством сознательной цели и логического хода мыслей. Потому-то счастливая память составляет одно из важных условий мышления: так как мышлению нужно не повторять бывшие представления в их случайные сцепления, но вызывать их целесообразно для составления понятий о вещах и их внутреннем соотношении, что и возможно только тогда, если память, как орудие мысли, выдвигает к полю сознания именно те представления и обозначающие их слова, которые нужны из бывших, а не какие были в каком-нибудь случайном сцеплении.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ПАМЯТЬ
способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Биологические механизмы П. живых организмов изучаются различными науками, в т. ч. генетикой, физиологией, биохимией. П. человека имеет историческую природу, социально обусловлена, тесно связана с характером его деятельности. П. связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его личности. В психологии различают произвольную и непроизвольную П., выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, а по форме, в к-рой протекают эти процессы: моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую П. В кибернетике П. трактуется как способность системы: технической, биологической, социальной — к накоплению и хранению информации. С информационным подходом связана разработка концепции социальной П., предпосылки к-рой уже раньше формировались в социально-гуманитарном знании. Социальная П. представляет собой систему хранения, переработки и передачи социально значимой информации, необходимой для функционирования об-ва. Содержанием социальной П. является коллективный опыт человечества, к-рый фиксируется в общезначимой форме с помощью различных средств “социального наследования”, включающих язык и др. знаковые системы, орудия труда, социальные отношения, традиции и нормы и др. элементы материальной и духовной культуры. Социальная П.— основа и условие существования индивидуальной П.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Память
человека) - это способность хранить и воспроизводить информацию. Идеальная память хранит всю полученную информацию и не искажает ее в процессе хранения и выдачи. Реальная память реального человека подобными качествами не обладает и ее качества, такие, как забывчивость и ошибочность воспроизведения, также определяют уровень интеллекта человека. Причем обычно считается, что не важно, почему человек не очень умен (но так ли это).
Достаточно очевидно, что, не обладая памятью, нельзя мыслить. Для нас это утверждение будет примитивом.
Весьма существенным моментом ситуации является тот, что процесс обращения к внутренней памяти весьма быстр и выдает готовое решение, прошедшее естественный отбор. Правда, во всех случаях использования готового решения остается риск, что найденный ответ относится к другой задаче, очень похожей, но другой.
Эта особенность человеческого мышления была подмечена достаточно давно и человечество все время пытается создать систему образования, которая давала бы не только сумму знаний, но и учила мыслить. Однако, в силу самой природы человека и свойств его интеллекта, неизбежно происходило скатывание на изъезженную колею - давать знания (при этом подразумевается, что думать, занимаясь развитием памяти, человек научится сам собой).
В связи с тем, что процесс разумного мышления чрезвычайно замедлен (в сотни и тысячи раз медленнее процесса вспоминания) и непродуктивен (большинство полученных ответов обычно неправильно), развитие общества и технологий идет все тем же, хорошо себя зарекомендовавшим методом проб и ошибок. В общем случае систему "человечество" можно считать неразумной.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПАМЯТЬ

- не просто хранилище информации о прежде бывшем и способность ее воспроизводить, а активная психическая сила, благодаря которой акт воспоминания повышает энергию души и уподобляет ее тому, что вспоминается. 1) Древняя мысль верила в созидательное и священное значение памяти как души самой культуры, связывающей ушедших с ныне живущими, как источника истинной философии, творчества художника и пророческой вести. У Платона припоминание (anamnesis) отождествляется с познанием - важнейшей составной частью духовной работы философа: постижение горнего мира извлекает из глубинной памяти знания идеального мира. Это совершенствует душу, раскрывает ее внутреннюю красоту и божественность. Память научает мудрости. 2) У Плотина актуализация внутреннего памятования души о ее небесной родине содействует духовному возрастанию, восстанавливает сознание причастности Мировой Душе и подводит к интеллектуальному созерцанию Нуса и Единого. Войти в память Мировой Души - значит войти в вечность, в вечную память. 3) В.Иванов писал, что для языческого жизнепонимания "Вечная Память - энергия соборная и в таинственном смысле священственная: тайно священствует, кто ей служит и жертвует, - как художник, жрец Мнемосины [богини памяти] и Муз [ее 9 детей]. Ибо священное обращено лицом к прошлому: ему определено хранить предание святынь". Рискованно, однако, сосредотачиваться на хранении святынь без внимания к источнику подлинной святости. 4) У Августина глубинная память - источник внутреннего свидетельства о существовании Бога и блаженной жизни, место таинственного присутствия Божия, открывающегося ищущей душе. В памяти же таится и вытесненное за пределы дневного сознания знание неподвластных воле человека сил - противящееся Богу Я (эго) человека со всеми его действиями, намерениями, поступками, страхами, антипатиями и пр. 5) Бонавентура находил в памяти подобие вечности и напоминание человеку, что он - образ Бога. Христианство видит в памяти аспект взаимоотношений человека с Богом: забвение Бога и Его Завета равнозначно духовной смерти и потере жизни будущего века. Поэтому память - это верность Богу, надежда, любовь, действие Духа в нас, постоянно напоминающее о спасении Христовом. Христианство видит в глубине памяти литургическое измерение: "Делайте это в воспоминание о Мне" (Лк.22.19).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Память
Осознание прошлого в настоящем, как в потенции (способность), так и в действии (запоминание или припоминание). Как и любая форма сознания, память актуальна, но становится таковой лишь в силу своей способности воспринимать прошлое в качестве прошлого – иначе мы имели бы дело не с памятью, а с галлюцинацией. Память – это актуальное осознание того, чего больше нет, в силу того, что оно было.
Следует избегать говорить о памяти как о следе прошлого. Во‑первых, потому, что такие бесспорные следы прошлого, как пятно или складка, не являются актами памяти; во‑вторых, потому, что след являет собой «кусочек» настоящего, лишь напоминающий сознанию о прошлом. Кажется вполне правдоподобным, что в мозгу могут существовать какие‑то следы прошлого, способствующие памяти. Но фактом памяти это является лишь постольку, поскольку мозг благодаря этим следам продуцирует нечто иное, чем эти следы, а именно осознание в настоящем того, чего больше нет.
Также следует избегать говорить о памяти как об одном из измерений сознания. Память скорее и есть само сознание, способное сознавать что‑либо лишь при том условии, что оно постоянно помнит о себе и о своих объектах. Что такое предвосхищение, как не проекция воспоминания в будущее? Что такое воображение, как не память о воображаемом? Что такое внимание? Воспоминание о необходимости держать внимание, о бытии или об объекте внимания. Таким образом, всякое сознание есть память; память не только «сосуществует» с сознанием, как утверждает Бергсон, она и есть само сознание.
Существует выражение «долг памяти». На столь высоком уровне обобщения оно не имеет четкого смысла. Память – это способность, а не добродетель; и то и другое вместе желательно использовать наилучшим образом, что подразумевает некую выборочность, а следовательно, забывание некоторых вещей. Память нуждается в забывании, иначе она не смогла бы быть полезной. Мы не виноваты, что забываем вещи, не стоящие того, чтобы о них помнить, и даже вещи, которые хорошо бы помнить, но забывание которых не связано с вопросами морали (например, номер своего банковского счета). Подлинный наш долг состоит не в том, чтобы помнить, а в том, чтобы захотеть вспомнить. Конечно, не обо всем на свете и не о разных пустяках, а о том, что мы должны другим: либо потому, что они оказали нам добро (благодарность), либо потому, что им плохо (сострадание, справедливость), либо потому, что им плохо из‑за нас (раскаяние). Это наш долг, долг верности, но не долг памяти. Одновременно это единственный приемлемый способ оказать влияние на будущее. Иными словами, нельзя превращать прошлое в чистую доску.

Источник: Философский словарь.

ПАМЯТЬ,
способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, П. сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеч. «Я» и выступает, т. о., в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.
Первую развернутую концепцию П. дал Аристотель в трактате «О памяти и воспоминании»: собственно П. свойственна и человеку, и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен размышлять» (453а). Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь «открытые» в качестве осн. законов ассоциаций: по смежности, по сходству и контрасту.
В новое время проблема П. получила особое развитие в философии англ. эмпиризма (Гоббс, Локк) в связи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врожденных идеях. П., по Локку, есть как бы «кладовая» идей.
Первое экспериментальное исследование П. было выполнено в русле ассоцианизма нем. психологом Г.__ Эббингаузом (1885). Амер. бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения, отождествил в конечном итоге П. с приобретением навыков. Против такого отождествления было направлено учение Бергсона («Материя и П.», рус. пер., 1911). Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного материала (напр., текста стихотворения) П. неповторимых событий прошлого в их индивидуальности (напр., самого единичного акта заучивания), Бергсон пытался доказать существование особой «образной» П., «сферы чистых воспоминаний», «П. духа», по отношению к к-рой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем. В этой идеалистич. концепции П. был, однако, поставлен ряд проблем, вскрывавших ограниченность ассоцианистской доктрины П. (проблемы узнавания, связи П. и внимания, П. и бессознательного и др.). С др. стороны, с резкой критикой «атомизма» и механицизма ассоцианистского представления о П. выступила гештальт-психология, к-рая настаивала на целостном и структурном характере П., в частности на том, что самые следы должны пониматься как своеобразные динамич. системы, или поля сил. Нем. психологи Э. Геринг (1870), а вслед за ним Р. Земон (1904) и Э. Блейлер (1931) в учении о «мнеме» пытались рассматривать П. не только как психич., но и как «общеорганич. функцию», объясняя ею, в частности, процессы наследственности (воскрешая, т. о., учение нем. натурфилософа 1-й пол. 19 в. К. Каруса). Во франц. социология, школе было обращено внимание на историч. природу и социальную обусловленность П. человека. По П. Жане, П. человека есть особое действие, «специально изобретенное людьми» и в принципе отличное от простой репродукции; это символич. реконструкция, воссоздание прошлого в настоящем. При этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем «коллективной П.» общества (М. Хальбвакс), оказывается источником и упорядочивающей силой для его воспоминаний.
Сов. психология, опираясь на методологию диалектич. и историч. материализма, уделила особое внимание проблемам развития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведенное А. Н. Леонтьевым (1930) экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию запоминания искусств. «стимуловсредств» (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация. В последующих работах сов. психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изучение П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.
В соответствии с традиц. членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего - узнавание, воспоминание и собственно припоминание (П. П. Блонский). Различают произвольную и непроизвольную П. По форме, в к-рой протекают процессы П., выделяют моторную П.. или П.-привычку, эмоциональную, или аффективную, П. («П. чувств» - Т. Рибо), образную и словеснологич. П.

Источник: Советский философский словарь

ПАМЯТЬ
(Gedächtnis) — способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. Локк считал, что для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память; ее значение так велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении, умозаключениях и познании мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память является некой скрытой силой, обладающей способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее направленность различны. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет «след» в больших полушариях мозга и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием. О природе образования этой связи существуют только предположения. Сомнительным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться старое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (например, при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается «путь» из специальных проводников возбуждения. При узнавании речь идет, вероятно, об образовании пары (как она образуется, например, в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причем степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение. Образ-след изменяется с течением времени. Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится в определенной степени неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание). Во-вторых, он изменяется таким образом, что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности, и образ-след улучшается в направлении «хорошего» образа (см. Гештальт). Последний имеет своим следствием то, что «то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече» (W. Metzger. Psychologie, 1957). Известны теории памяти: метафизическая теория анамнезиса, ведущая свое начало от Платона, психологическая теория — со времени Аристотеля; с начала нового времени — ассоционистская теория, психологическая теория XIX в. В духе последней Эвальд Геринг в своем произведении «Über das Gedächtnis» [«О памяти»] (1870) пытался представить память как «всеобщую функцию организованной материи» и рассматривал также процессы наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемы, подробнее разработанной Блейером в его теории памяти. Кибернетические сравнения памяти с «запоминающим устройством» компьютера между тем ведут к новым исследованиям, в которых используется теория моделирования и обнаруживаются математизированные структуры, с помощью которых предполагается точно определить механизм удержания в памяти представлений, законы ассоциации, языковые феномены, процессы обучения и т. п. Ведущую роль здесь играют американские математики-программисты и русские исследователи, с точки зрения которых описание психических процессов и функций мышления, по всей вероятности, может быть сведено к соответствующим мозговым структурам и физиологическим процессам.
G. Е. Müller. Zur Analyse der G. tätigkeit und des Vorstellungsverlaufs, in: Zt. für Psychologie u. Physiologie der Sinnesorgane, Erg.bände 5, 8, 9 (1911—1917); M. Halbwachs. Les cadres sociaux de la mémoire. Paris, 1925, dt. 1966; E. Bleuler. Mechanismus, Vitalismus, Mnemismus, 1931; К. Foppa. Lernen, G., Verhalten, 1965; H. J. Flechtner. Das G. — Ein neues psychophys. Konzept, 1979; R. Arbinger. G., 1984; R. L. Klatzky. Memory and Awareness. New York, 1984, dt. 1989; H. Rahmann. Das G. — Neurobiolog. Grundlagen, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПАМЯТЬ
способность информационных систем фиксировать (запоминать), хранить, воспроизводить и использовать по назначению предшествующий «опыт» системы. Из всего многообразия видов памяти, как живых организмов, так и искусственных информационных систем, особо выделяется психическая память человека, которая, в отличие от всех других видов памяти, воспроизводит прошлое в настоящем именно в качестве прошлого. Парадоксальность этой особенности психической памяти человека не всеми осознается. А между тем это своеобразие психической памяти несовместимо с широко распространенными представлениями о времени и временных свойствах сознания, согласно которым время является атрибутивным свойством материи и материального мира, тогда как в сознании человека имеется только отражение этого времени. Дело в том, что если единственным реально существующим временем является объективное время материального мира, то невозможной оказывается сама психическая память, поскольку в объективном времени все материальные системы и процессы в любой момент своего актуально наличного бытия находятся в настоящем времени. В объективно-реальной действительности не существуют актуально ни прошедшее, ни будущее время. В человеческом образе объективного времени благодаря психической памяти человека и его способности к воображению воссоздается прошлое и формируется будущее. На эти особенности временного бытия материального мира и восприятия времени человеком особое внимание обратили философыэкзистенциалисты. Известный французский экзистенциалист М. МерлоПонти, указывая на то, что идея «следов», оставленных в нервномозговой системе прошедшими восприятиями и переживаниями, не в состоянии объяснить отнесенность воспоминаний к прошлому, пишет: «… Никакая консервация, никакой физиологический или психический “след” прошлого не могут объяснить осознание прошлого. Этот стол испещрен следами моей прошлой жизни, я написал на нем свои инициалы, оставил чернильные пятна. Однако сами по себе эти следы не отсылают к прошлому, они присутствуют в настоящем; и если я нахожу в них знаки какого-то “предшествующего” события, это происходит потому, что я, ко всему прочему, обладаю смыслом прошлого, несу в себе это значение. Если мой мозг хранит следы того телесного процесса, который сопровождал одно из моих восприятий, и если нервное возбуждение снова идет по уже проторенным путям, восприятие появится вновь, я буду обладать новым восприятием, ослабленным и ирреальным, если угодно, но ни в коем случае это наличное восприятие не сможет указать мне на какое-либо событие прошлого, если только я не обладаю каким-то иным взглядом на прошлое, который позволит счесть это восприятие воспоминанием… Если мы теперь заменим физиологический след «психическим», если наши восприятия пребывают в бессознательном, затруднение остается прежним: сохраненное восприятие остается восприятием, оно продолжает существовать, оно постоянно пребывает в настоящем, оно не открывает позади нас того измерения ускользания и отсутствия, каковое и есть прошлое. Воспроизведение предполагает удостоверение, оно не может быть понято как таковое, если я уже не обладаю своего рода прямым контактом с прошлым, остающимся на своем месте»1. Невозможно также, считает М. Мерло-Понти, конструировать будущее при помощи содержания сознания, поскольку «ни одно действительное содержание не может сойти, даже ценой двусмысленности, за свидетельство о будущем, поскольку будущего даже и не было и оно не могло, подобно прошлому, оставить в нас своей отметины» (Там же). «Прошлое и будущее не могут быть простыми понятиями, образованными посредством абстракции, исходя из наших восприятий и воспоминаний, простыми обозначениями для действительного ряда “психических фактов”. Время мыслится нами прежде составляющих его частей, временные отношения делают возможными события во времени. Соответственно, дабы субъект мог присутствовать, как в интенции прошлого, так и в интенции будущего, необходимо, чтобы сам он не был в нем расположен. Так что не будем говорить о времени, что это “данность сознания”, скажем точнее, что сознание разворачивает или конституирует время. В силу идеальности времени, сознание перестает наконец быть заключенным в настоящем»1. Для рационального решения проблемы психической памяти необходимо признать реальное существование в сознании человека субъективного времени, не сводимого полностью к отражению в нашем сознании объективного времени материального мира. Именно в этом субъективном времени состоится «прямой контакт» субъекта с прошлым, существующим для субъекта почти столь же актуально, как и настоящее время. Способность человека в субъективном времени восстанавливать прошлое и предвидеть будущее с соблюдением временных отношений между событиям обусловлена тем, что в основе субъективного времени лежит информационное время головного мозга, в котором информационными средствами реализуются отношения «раньше (позже), чем» между моментами информационного времени. См.: «Информация»; «Информационное время»; «Субъективное время». лит: Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - л.: лГУ, 1981. Вундт В. Введение в психологию. - М., 1912. МерлоПонти М. Феноменология восприятия. - СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. - 606 с. Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время. - М.: ИПКгосслужбы, 1998. Хасанов И.А. Феномен времени. Часть II. Субъективное время. Вып. 1 - М.: ИПКгосслужбы, 2004. Хасанов И.А. Феномен времени. Часть II. Субъективное время. Вып. 2 - М.: ИПКгосслужбы, 2005. Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

ПАМЯТЬ
способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. Для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении, умозаключениях и познаниях мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память есть скрытая сила, обладающая способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее направленность различны. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет "след" в больших по-лушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием. О природе образования этой связи существуют только предположения. Ложным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться прошлое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (напр., при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается "путь" из специальных проводников возбуждения. При узнавании речь идет, вероятно, об образовании пары (как она образуется, напр., в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причем степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение (см. Подсознательное). Образ-след изменяется с течением времени. Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание). Во-вторых, он изменяется т. о., что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. Прегнантности правило), и образ-след улучшается в направлении "хорошего" образа (см. Гештальт). Последний имеет своим следствием то, что "то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече" (Metzger, Psychologie, 1941). t Что касается нарушений памяти, то теории и методы исследования этих нарушений в основном стали складываться по мере распространения медицинских знаний с конца 19 в. Наибольший пионерский вклад в их изучение внесли Теодюль Арман Рибо, франц. психолог, Сергей Сергеевич Корсаков, рус. психиатр, и Пьер Жане, франц. невролог. Их совместный вклад может быть суммирован следующим образом: утрата памяти, хотя и связана с функционированием мозга, может иметь место и без органического поражения (напр., у истериков) и не обязательно сопровождаться слабоумием (утратой способности рассуждать). В действительности потеря памяти может произойти вследствие эмоциональной тревожности, как это показал Зигмунд Фрейд. Дефекты памяти - одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы). Если у человека нарушена способность к сохранению новых впечатлений, то он страдает антероградной амнезией; явно выраженная утрата прежних воспоминаний называется ретроградной амнезией. Обе они могут, хотя и не обязательно, проявляться одновременно. Даже при самых тяжелых амнезиях непосредственная (кратковременная) память остается неповрежденной, давая возможность предполагать, что новые впечатления первоначально запечатлеваются и достаточно долго перерабатываются, прежде чем вызвать реакцию. Корсаковский синдром, который, как теперь известно, вызывается, помимо алкоголизма, многими физическими причинами, может в течение некоторого времени до появления расстройства проявляться в виде ретроградной амнезии, однако основная присущая ему психологическая характеристика - это антероградная утрата способности воспринимать новое. Физическая травма, вызывающая потерю сознания, может привести к тому, что, очнувшись, потерпевший на несколько дней потеряет ориентацию. По выздоровлении он часто не в состоянии вспомнить что-либо об этом периоде, и у него может также проявиться ретроградная амнезия на более ранние события. Расстройство памяти включает также ретроспективное искажение - целенаправленное приукрашивание сохранившегося в памяти; Deja vu - мистическое ощущение того, что в прошлом человек уже испытывал то же самое, и Jamais vu - неверное впечатление о том, что прежде он никогда с данным явлением не сталкивался. См. Переживание de ja vu. Ранее существовавшие теории памяти: метафизическая теория, анамнезиса, ведущая свое начало от Платона, психологическая теория - со времени Аристотеля; с начала Нового времени - ассоционистская теория, психологическая теория 19 в. В духе последней Эвальд Геринг в своем произв. "Ьber das Gedдchtnis" (1870) пытается представить память как "всеобщую функцию организованной материи" и рассматривает также процессы наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемонии (см. Мнемония), более подробно разработанной Блейером в его теории памяти. Об искусстве памяти см. Мнемотехника.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАМЯТЬ
способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе “О памяти” (1885), который стремился выяснить, как формируется память, как она развивается и т.д. Результаты исследований Эббингаузе оказали существенное влияние на У. Джеймса, который в своей классической двухтомной работе “Принципы психологии” (1890) предложил различать первичную, непосредственную память и память вторичную, косвенную. Однако эти идеи Джеймса первоначально не получили широкого признания со стороны психологов в силу отсутствия к.-л. подтверждающих эмпирических данных (за исключением весьма ненадежных данных интроспекции). Только после возникновения в 1960-х гг. когнитивной психологии, опирающейся на информационный подход, идеи Джеймса получили дальнейшее развитие в соответствующих моделях памяти.
Согласно современным психологическим концепциям, когнитивная система человека включает несколько видов П. В их число входит примитивный способ хранения информации — сенсорная память, которая в отличие от других видов П. не зависит от высших когнитивных функций (таких, как, напр., внимание) и сознательного контроля — здесь информация не преобразуется и не связывается с др. информацией. Сенсорная П. (иконическая, эхоическая, тактильная и т.д.) позволяет нам отбирать только существенную, адаптивно ценную информацию. Это — своего рода буфер большой емкости для хранения “сырой” необработанной информации, сопряженный с фильтром, способным осуществить такой отбор. Сохраняя в сенсорной П. на короткое время полный чувственный образ, мы получаем возможность сканировать непосредственно наблюдаемые события, абстрагировать наиболее значимые для нас стимулы и встраивать их в матрицу нашей П. Сенсорная П. удерживает входные сигналы в течение короткого промежутка времена (от 250 миллисекунд до 4 с), она точна, не поддается контролю.
Информация, отобранная сенсорной системой, быстро передается в кратковременную память, а затем либо замещается др. поступающей информацией, либо удерживается благодаря повторению. Кратковременная П. без особых усилий восстанавливает в сознании происходящее сейчас, в данное время, ей необходимо около одной секунды для того, чтобы изучить информацию и самопроизвольно забыть большую ее часть в течение 15—30 секунд.
В отличие от кратковременной долговременная П. требует серьезных усилий и поиска, ее объем огромен, а длительность хранения информации ограничена лишь возрастом. Человеческая мысль сознательно (а иногда и неосознанно) запускает процесс извлечения информации из долговременной П. и затем недолго удерживает нужные данные в кратковременной П., где они обрабатываются. В долговременной П. содержится определенным образом организованная информация, касающаяся пространственно-образной модели окружающего мира, убеждений и взглядов относительно себя и др. людей, ценностей и социальных целей, наших умений, а также перцептивных навыков понимания речи, интерпретации живописи или музыки, научных знаний и т.д.
Накопленные в когнитивной психологии экспериментальные данные позволили Э. Тулвингу (1972) предположить наличие двух разновидностей долговременной П. — эпизодической и семантической. Выделяют также низшую форму долговременной П.—процедурную П., которая сохраняет связи между стимулами и реакциями. Эпизодическая П. позволяет сохранить упорядоченную во времени информацию об отдельных эпизодах и событиях, о связи между этими событиями, вспомнить и сознательно воспроизвести во временной последовательности образы конкретных лиц, объектов и действий. Эпизодическая П. подвержена изменениям и потерям по мере поступления новой информации. Большая часть нашего поведенческого “репертуара” ритуализи-рована и соответствует простым сценариям — инструкциям, схемам, которые фиксируют последовательность действий и взаимоотношения между участниками событий. В эпизодической П. постоянно накапливаются единицы стереотипной информации — сценарии, которые организуются в структуры более высокого порядка — кластеры. Этот вид П. хранит в основном образную информацию, которая составляет основу для распознавания людей, событий, мест и т.д., которые мы воспринимали в прошлом.
Семантическая П. — это необходимая для пользования языком П. на слова (и др. вербальные символы), понятия, правила, формулы, алгоритмы манипулирования символами, абстрактные идеи и т.д. Такая П. воссоздает смысл (значение) в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. Напр., понятие огня связывается в семантической П. с понятиями “горячий”, “красный”, “опасный”, с приготовленной пищей и т.д. Т.о., в семантической П. любое понятие выступает как “узел”, который всегда или почти всегда связан какими-то отношениями с др. “узлами”, образуя семантическую сеть. Сам акт воспоминания связан с возбуждением узлов в долговременной П., с распространением поиска по семантическим сетям. Если появляется какая-то новая ментальная репрезентация, новое понятие и т.п., то распространение поиска по семантическим сетям позволяет обнаружить связь этого понятия с уже известными понятиями. Поэтому, напр., новый сорт яблок мы немедленно классифицируем по цвету, форме, размерам, вкусовым характеристикам, обстоятельствам, при которых им удалось полакомиться и т.д. В семантической П. этот сорт будет связан не только с др. сортами яблок, но и с др. видами фруктов, а также с различными эмоциональными состояниями и воспоминаниями. Мысль с этой т.зр. представляет собой весьма сложную и постоянно меняющуюся сеть узлов и связей.
Семантические сети открывают широкие возможности для представления знаний и выведения заключений, они позволяют описать богатый спектр отношений, а не только какие-то простейшие типы отношений подкласса (“собака — животное”).
Пропозициональная репрезентация наиболее эффективна там, где возможна последовательная класси-
фикация, она очень удобна для анализа лингвистического материала — слов, предложений, рассказов и т.п., а также для компьютерного программирования. Но в человеческой П. пропозициональные репрезентации определенным образом соотносятся с образными репрезентациями — сценарии, прототипы и структуры более высокого уровня — кластеры — могут быть связаны с соответствующими узлами (понятиями) семантической П. Поэтому, благодаря тесному взаимодействию эпизодической и семантической П., мы можем свободно, без особых усилий прибегать к услугам образных репрезентаций с помощью слов и умозаключений, и наоборот.
Разработанные первоначально только для технических целей (в частности, для создания техники компьютерного поиска) сетевые модели функционирования семантической П. в дальнейшем получили известное признание в нейробиологии и нейрофизиологии, где в последние годы были разработаны новые концепции, которые рассматривают “след памяти” не как фиксированную и локализованную в одном месте эн-грамму, а как эмерджентное свойство динамической системы. Необходимая для воспоминания информация, может быть, и локализуется в определенном участке мозга, но сама энграмма скорее всего возникает в результате активации актом воспоминания, будучи воплощена в измененных связях нейронного ансамбля. Т.о., П., согласно новым представлениям нейрофизиологов, заключена в схеме связей между нейронами и динамике нейронной системы. Эти представления в целом неплохо согласуются с выводами когнитивных моделей долговременной П., которые исходят из того, что П. — это свойство сетей, системы в целом, а ее функционирование базируется на структурных связях между узлами. Именно эти структурные связи и определяют способ обработки когнитивной информации, ее стратегию, служат инструментом поиска развивающейся мыслью новой информации.
О НорманД. Память и научение. М., 1985; РоузС. Устройство памяти. М., 1995.
И. П. Меркулов

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ПАМЯТЬ
форма психич. отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта. Физиологич. основа П. – образование, сохранение и актуализация нервных связей в коре головного мозга. В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают 4 вида П. – двигательную, образную, словесно-логическую и эмоциональную. Двигат. П. связана с запоминанием и воспроизведением движений. Содержание образной П. составляет запоминание и воспроизведение чувств. образов предметов, явлений и их св-в. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образную П. делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д. Словесно-логическая, специфически человеч. П. включает в себя мысли, понятия, суждения, умозаключения; она занимает ведущее место в процессе обучения. Эмоц. П. связана с запоминанием и воспроизведением чувств совместно с вызывающими их объектами. Осн. процессами П. являются запоминание, воспроизведение и забывание. Главный среди них – запоминание, к-рое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Осн. условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Непроизвольное запоминание является продуктом деятельности человека, направленной на практич. или познават. цели, а не на собственно запоминание. Произвольное запоминание связано с постановкой цели запоминания и употреблением спец. способов и приемов ее достижения. В целом произвольное запоминание более продуктивно, чем непроизвольное, но в условиях, не благоприятных для первого (трудность понимания материала, недостаточное овладение способами логич. запоминания и др.), непроизвольное запоминание может быть более продуктивным. На всех своих этапах запоминание связано с пониманием, является смысловым. Случаи механич. запоминания, не связанного с пониманием, вызываются особенностями материала, трудностью его понимания. Механич. запоминание не является неизбежным, тем более – ступенью в развитии П. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством воспроизведения. Наиболее простой его формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в П. Более сложным является собственно воспроизведение, когда воспроизводятся такие объекты прошлого опыта, к-рые в данный момент не воспринимаются нами. Узнавание и собственно воспроизведение также может быть произвольным и непроизвольным. Забывание проявляется по-разному – от отд. ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать. Забывание может быть устойчивым, длительным и временным. Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. По тому, какой материал – наглядный или отвлеченный – запоминается лучше, различают наглядно-образный, словесно-логический и промежуточный (средний) типы П. В последние годы в связи с задачами инженерной психологии введены понятия кратковрем. и долговрем. П. Под кратковрем. П. понимают способность запомнить и воспроизвести определ. объем материала после одного кратковременного его предъявления. Объем этой П. ограничен и равен 7?2 элементов запоминаемого ряда букв, чисел, слов и пр. (Дж. А. Миллер). К долговрем. П. относят все случаи, когда на запоминание материала затрачивается больше чем одно повторение. В инженерной психологии введено также понятие оперативной П., под к-рой понимают процессы П., включенные в конкретные действия в качестве их способов, направленных на достижение целей этих действий и составляющих одно из условий их успешности. Особое направление в исследовании П. составляет выявление ее структуры на физиологич. уровне (нейронные и биохимич. механизмы П., возможность ее локализации – проблема природы т.н. "следов П." и т.д.). П. Зинченко. Харьков. Проблема П. в истории философии. Для Платона и его последователей П. – одно из важнейших условий достоверности познания (см. Theaet. 190 с – 194 в; рус. пер., М.–Л., 1936), поскольку его гносеология основывается на концепции "воспоминания". Эта сторона учения Платона о П. получила затем особое развитие в гносеологии Плотина. От Платона идет известная идея "восковых таблиц П." – модель П., от к-рой полностью не отказалась и наука нашего времени. У Аристотеля П. посвящено соч. "П. и воспоминание" (франц. пер. Aristoteles, Psychologie. Opuscules, tr. J. Barthelemy – Saint-Hilaire, P., 1847). Он предугадал мн. совр. представления о природе П.: возрастные изменения, характерологич. особенности, дефекты П., активность, связь с идеей времени. Все процессы П. Аристотель делил на собственно П. и воспоминание, к-рое, в отличие от П., принадлежит исключительно человеч. духу и представляет собой не только осознание образа в его отношении к прошлому восприятию, но и результат усилия, с помощью к-рого мы преодолеваем нечеткое и неясное представление – реминисценцию. Положения Аристотеля о П. были впоследствии частично (и по-разному) продолжены стоиками и эпикурейцами, а в новое время – Гегелем. Для традиции эмпиризма характерно отождествление законов ассоциации и П. (у Гоббса, напр., П. по существу выступает как иное обозначение опыта). При таком подходе проблематика исследования П. суживалась до уровня индивидуальных отклонений в воспоминаниях от первонач. впечатления (см., напр., Д. Юм, Трактат о человеч. природе, кн. 1, ч. 1, Юрьев, 1906, § 3). Филос. положения эмпиризма легли в основу первых экспериментально-психологич. исследований П. (Эббингауз). Для рационализма проблема П. выступала как второстепенная. Декарт рассматривал П. как результат изменений в порах мозга, через к-рые проходят "жизненные духи". Под влиянием рационализма интерес к проблеме П. в последующей истории философии сводится лишь к вопросу о предпосылках искажений и ограниченности индивидуального опыта. Как реакцию на ассоциационизм следует рассматривать концепции П. в ряде различных идеалистич. направлений, к-рые отрицали материальные основы П., стремясь объяснить ее полностью как проявление духа, в согласии с концепциями Платона и Августина. Противниками ассоциационистской концепции П. выступили также В. Вундт и представители вюрцбургской школы психологии мышления. Вундт подчинял законы ассоциаций более общим законам апперцепции – волевым актам, ставящим ассоциации в определ. отношения друг к другу; точно так же для вюрцбуржцев над воспоминаниями (как и над мышлением) господствуют "детерминирующие тенденции", определяющие направленность процессов П., устойчивость их результатов, легкость их появления (О. Кюльпе). Против ассоциационизма направлена и концепция П. в интуитивизме Бергсона (см. Материя и П., рус. пер., СПБ, 1911), согласно к-рой существует два различных, не сводимых друг к другу вида П. – двигательная ("П.-привычка"), общая по своей природе с другими, в основе своей физиологическими, функциями организма, и "истинная", или "образная" П., для к-рой мозг есть лишь орудие проявления, само по себе неспособное ни породить образов воспоминаний, ни изменить их природу. Концепция Бергсона легла в основу нек-рых совр. теорий П., в т.ч. в феноменологии и экзистенциализме. В конце 19 в. проблемы П. начали рассматриваться в связи с теорией личности. Исторически это осуществилось на пути критики интеллектуализма и элементаризма вундтовской психологии во фрейдизме и реакции на ограниченность ассоциационизма Эббингауза. Для психоанализа П. – это та часть психич. жизни, к-рая выталкивается на поверхность сознания, результат игры подсознательного. По Фрейду, материал, к-рым располагает П., под влиянием личностных факторов подвергается двоякого рода воздействию – сгущению и искажению. Фрейдизм акцентирует внимание лишь на эмоц. аспектах П. Однако субъективизм психоанализа, односторонний отбор им фактов и произвольная их трактовка привели к резкому падению влияния его теории П. на рубеже 19–20 вв. Наиболее явно трактовка П. как предмета теории личности выступает в работах Ф. Бартлетта, к-рый считал, что П. не есть частная способность, объяснение к-рой следует искать лишь внутри ее самой. Наоборот, это – "результат бесконечной борьбы по овладению окружающим миром и его познания" (см."Remembering", Camb., 1950, p. 314). Экспериментальным путем Бартлетт показал, что при запоминании удерживается нек-рая основа воспринятого и связанный с ней эмоц. тон; остальное подвергается нек-рой переработке в сторону упрощения, схематизации. Каждое воспоминание включается в более общую схему, благодаря чему оно обязательно содержит элемент обобщения, основанного на прошлом опыте, т.е. в конечном счете обусловлено личностью. Т.о., воспоминание, по Бартлетту, есть не репродукция, а реконструкция элементов прошлого опыта; психологическая же сущность процессов П. оказывается ближе всего к творч. воображению. Социально-психологич. концепции П. ведут свое начало от ученика Дюркгейма М. Хальбвакса, к-рый выдвинул тезис о том, что мы не можем мыслить к.-л. связанный с нами в прошлом объект иначе, как отнесенным к к.-л. социальной – этнич. или религ. группе, и, следовательно, субъективное прошедшее восстанавливается только благодаря соотнесению с фактами социальной жизни (см. М. Halbwachs, Les cadres sociaux de la m?moire, P., 1925). Наиболее известная и оригинальная общая концепция П. в зарубежной психологии и философии принадлежит П. Жане. Стремясь преодолеть интроспекционизм и индивидуализм предшеств. теорий, Жане указывает, что изолированный индивид не обладает П., т.к. он в ней не нуждается (см. P. Janet, L´?volution de la m?moire et de la notion du temps, v. 1, P., 1928, p. 219). П., по Жане, есть не что иное, как социальная реакция на отсутствие и вместе с тем попытка приспособления к тем трудностям, к-рые преподносит нам время. Следует, однако, отметить, что само понятие социального имеет у Жане ограниченный характер, означая по существу коллективно-психологическое. Для сов. психологии наиболее характерным является стремление вскрыть специфич. особенности человеч. П. в ее онтогенезе. Осн. теоретич. положения о П. в сов. психологич. лит-ре были выдвинуты А. Н. Леонтьевым, П. И. Зинченко и А. А. Смирновым. П. понимается в неразрывной связи с трудовой деятельностью человека. Один из гл. тезисов при этом состоит в том, что использование средств П. для регулирования поведения есть отражение в духовной сфере тех процессов, к-рые уже реализовались в материальной сфере. Различие между орудием труда и "...тем средством – инструментом, которое изготовляет первобытный человек для своей памяти, заключается лишь в том, что в то время, как первое всегда направлено на внешнюю природу, с помощью второго он овладевает своим поведением" (Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959, с. 321). Первонач. роль средства запоминания выполняли к.-л. случайные стимулы. Затем эту функцию перенимают создаваемые в процессе общения знаки и системы знаков (прежде всего язык). Последнее и определяет преимуществ. характер человеч. П. как П. логической. Наконец, с этой т. зр. раскрывается значение мн. факторов культуры (мифологии, обычаев и т.д.) как мнемонич. средств. Лит.: Леонтьев А. Н., Развитие П. Эксперимент. исследование высших психологич. функций, М.–Л., 1931; Блонский П. П., П. и мышление, М., 1935; Занков Л. В., П. школьника, ее психология и педагогика, М., 1944; его же, Память, М., 1949; Зинченко П. И., Вопросы психологии П., в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; его же, Непроизвольное запоминание, М., 1961; Смирнов ?. ?., Психология запоминания, М., 1948; Шемякин ?. ?., "Автоматизмы" П. и мышление, "Изв. АПН РСФСР", 1956, вып. 81; Проблемы инженерной психологии, вып. 3 – Психология П., Л., 1965; Вулдридж Д., Механизмы мозга, пер. с англ., М., 1965. М. Роговин. Москва. Машинная П. Под машинной П. понимается комплекс устройств вычислит. машины, предназначенных для хранения информации различного назначения: входных данных, результатов вычислений, а также (для вычислительных машин с программным управлением) закодированных отд. приказов программ (команд) и самих программ. Вычислит. машины простейшего типа – арифмометры, настольные клавишные вычислит. устройства – обычно имеют П. для кратковрем. хранения вводимой в них числовой информации и результатов вычислений (т.н. р е г и с т р ы). Наиболее сложной структурой П. обладают цифровые электронные вычислит. машины – ЦВМ, устройства к-рых обычно наз. запоминающими устройствами (ЗУ). Большинство ЗУ предназначено для хранения информации, записанной в натуральном двоичном коде (см. Кодирование), являющемся осн. языком ЦВМ. Конструкции устройств машинной П. отличаются большим разнообразием. Для ввода данных обычно используют ЗУ, в к-рых носителем информации являются бумажные карты и ленты с нанесенной на них системой отверстий (т.н. перфокарты и перфоленты). Вводимая информация, как правило, печатается на бумаге и реже выдается на специальные индикационные регистры. Значительно разнятся по типу устройства машинной П., предназначенные для хранения информации, циркулирующей в процессе ее обработки внутри ЦВМ. Здесь различают оперативные ЗУ (ОЗУ) и ЗУ с долговрем. хранением информации (ДЗУ). Первые используются для хранения информации, непосредственно участвующей в обработке, а также для хранения самих программ обработки, вторые – для более длит. хранения программ и информации, к-рые будут использоваться в дальнейшем. Одно из важнейших качеств. различий между П. человека и существующих устройств машинной П. заключается в том, что процесс выборки информации из П. человека носит ассоциативный характер, в то время как у технич. ЗУ такой выбор носит т.н. а д р е с н ы й характер, основанный на том, что каждое из слов, записываемых в ЗУ, определяется с помощью своего адреса, т. е; номера ячейки ЗУ, в к-рую оно помещается (каждое слово размещается в ЗУ в наименьшей дискретной единице П. – ячейке). Принцип адресности приводит к противоречию между большой емкостью и быстродействием ЗУ, т.к. при большой емкости ЗУ приходится усложнять их адресную часть, что приводит к увеличению времени обращения к ЗУ, т.е. к снижению его быстродействия. В наст. время ведутся работы по созданию машинной ?. ассоциативного типа. В таких ЗУ поиск информации осуществляется не по заданному адресу ее местонахождения, а по нек-рым признакам самой информации. Механизм выборки по ассоциациям позволит значительно облегчить и ускорить процесс поиска информации, приблизив работу машинной П. к работе П. человека. Лит.: Крайзмер Л. П., Устройства хранения дискретной информации, М., 1961; Субье-Ками ?., Двоичная техника и обработка информации, пер. с франц., М., 1964. Ю. Барабошкин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
85.62 кб

Социальная память в контексте проблемы человеческой истории и нравственности

Давлетшина Д. Г.
Человек в социальной памяти апеллирует не столько к образам прошлого, а к нравственному закону их построения.
Читать PDF
321.40 кб

Социальная память в контексте философской рефлексии

Лойко О. Т.
Анализируются проблемы философской рецепции социальной памяти, которая рассматривается как способ бытия социума, позволяющая осуществлять постоянно длящийся диалог прошлого с настоящим и будущим
Читать PDF
192.14 кб

Поэзия как метафизическая память

Даренский Виталий Юрьевич
Статья посвящена исследованию феномена поэзии как специфического способа памяти. Анализируется специфика поэтического мышления и логическая структура поэтического текста.
Читать PDF
1.02 мб

В память об учителе к 110-летию со дня рождения А. Ф. Шишкина

Панфилова Татьяна Васильевна
Читать PDF
285.67 кб

Социальная память в контексте историзма

Лойко Ольга Тимофеевна, Вакурина Наталья Анатольевна
Рассматривается проблема соотношения социальной и исторической памяти. Социальная память направлена на достижение ценностно-смыслового консенсуса, память историческая стремится сохранить и передать фактические знания о прошлом.
Читать PDF
145.77 кб

Генеалогия и социальная память: методологический анализ

Ломако Ольга Михайловна
Статья посвящена философскому анализу социальной памяти при помощи сравнительно-исторического метода генеалогии, который позволяет рассмотреть человека в его целостности с миром, т. е.
Читать PDF
236.38 кб

Память как социальный феномен

Аникин Даниил Александрович
Социальная память это совокупность знаний, которые служат предметом фиксированной передачи от одного поколения к другому.
Читать PDF
133.22 кб

Социальная память в посткнижной культуре

Шаповалова Наталья Сергеевна
Статья посвящена исследованию социальной памяти в посткнижной культуре.
Читать PDF
115.25 кб

Социальная память и проблема реальности

Макаров Андрей Иванович
Выявляется связь понятий «память», «реальность», «истина» и «действительность» в контексте социально-психологической проблемы управления человеческим сознанием и поведением в условиях кризиса культуры.
Читать PDF
204.17 кб

Социальная память в ономастической диалектной картине мира

Щербак Антонина Семеновна
Статья посвящена осмыслению понятия «социальная память» на материалах регионального ономастикона.
Читать PDF
634.82 кб

Социальная память как предмет философской дескрипции

Лойко Ольга Тимофеевна
Исследованы концептуальные доминанты анализа социальной памяти как специфического феномена современного общества.
Читать PDF
330.19 кб

Память и событие: к проблеме поиска связей и отношений

Коткин Константин Яковлевич
В статье анализируется проблема взаимосвязи памяти и события. Опыт прошлого, который важен для настоящего, концентрируется в событиях различного уровня. Событие формируется через процессы памяти и забвения.
Читать PDF
85.14 кб

Системная память живого и социального как субстрат информации

Гринченко Сергей Николаевич
Статья представляет собой текст доклада автора на Пятой международной научной конференции «Фундаментальные основы информационной науки» (FIS-2013), проходившей 21–23 мая 2013 г. в Московском гуманитарном университете.
Читать PDF
147.58 кб

Память и воображение в тени кантовского априоризма

Шевцов Константин Павлович
В статье анализируется кантовское понятие трансцендентальной способности воображения и обосновывается решающая роль памяти в осуществлении синтеза времени.
Читать PDF
271.58 кб

Культурно-историческая память и достоинство личности

Голик Надежда Васильевна
В статье рассматривается «достоинство» одно из понятий морального сознания, оно исследуется в проекции исторических и культурных трансформаций России конца ХХ в.

Похожие термины:

  • А.Бергсон: материя и восприятие. Материя и память

    В книге "Материя и память" Бергсон выступил против как материалистических, так и идеалистических традиций. И материализм, и идеализм он считал "одинаково крайними, избыточными положениями." Ошибка
  • МАТЕРИЯ И ПАМЯТЬ

    произведение-Бергсона (1896), где изложены его психологические теории, в частности знаменитая теория памяти и «конуса» воспоминаний. Последняя различает механическую память телесной природы и чист
  • Память, история, летопись

    Философский смысл термина: Мысль, время, эпоха (Ливий); память, способность воспоминания (Цицерон); сознание (Тацит); случай, событие, запись (древних событий) (Цицерон); памятник (свидетелям = мученика
  • Память как знание

    Вид памяти, о котором я сейчас говорю - это определенное знание о некотором прошлом событии из собственного опыта. Время от времени мы вспоминаем вещи, которые произошли с нами, потому что нечто в н
  • ПАМЯТЬ КОЛЛЕКТИВНАЯ

    совокупность действий, предпринимаемых коллективом или социумом, по символической реконструкции прошлого в настоящем. Изучение данного феномена осуществляется в следующих направлениях: прочте
  • АРГУМЕНТ ОТ ПАМЯТИ

    - у Августина: присутствию Божию нет пределов в нашем мире, и если мы обратимся к памяти человека, то и в ней оно некоторым образом являет себя; следовательно, тот, кто внимательно и честно, исследует
  • ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и СОФЬИ день памяти

    отмечаемый 17 (30) сентября праздник правосл. церкви, в основе к-рого лежит мифич. история о жестокой расправе римск. императора Адриана (2 в.) над принявшими христианство римлянками Софьей и ее тремя д
  • ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА

    статья В. И. Ленина, написанная в связи со столетием со дня рождения А. И. Герцена. Опубликована 25 апреля 1912 в газ. "Социал-демократ" (Париж). В статье дана оценка Герцена как дворянского по происхожден
  • ЗОНА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ

    территория с определенными законом правилами использования, ограничивающими на них различную деятельность с целью сохранения памятников истории, науки и культуры. Включает в себя: охранную зону,
  • конструирование памяти

    Представление о том, что память есть инструмент, набор техник, поддающийся обучению и успешному применению для создания ментальных и идеологических пространств, имеет долгую историю. Начиная с са
  • психология памяти

    ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ — исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и и
  • состояния памяти

    Воспоминание — это не только поиск подходящих воспоминаний в базе данных памяти, это активный процесс, в ходе которого мы реконструируем свои воспоминания, исходя из своих верований, желаний, пот
  • Виды памяти

    за свою историю человечество выработало ответы практически на все вопросы человеческих отношений и на очень многие вопросы, касающиеся непосредственно самого человека. Информация (знания) храни
  • Памятник

    1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и др.); 2) произведение искусства, созданное для увековечения
  • НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

    к ним, согласно Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны и использования историко-культурного нас
  • ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

    архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и др. населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышле
  • ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

    движимые и недвижимые материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность; отдельные постройки, здания, сооружения и ансамбли, историко-культурные ландшафты и др. достоп