ПАФОС

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пафос
торжественное воодушевление, восхищение, выраженное в возвышенных тонах.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПАФОС
от греч. pathos - чувство, страсть) - страдание, страстное возбуждение, волнение, подъем; патетический взволнованный, высокопарный.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАФОС
(pathos; греч.) — торжественно демонстрируемое страдание, страстное возбуждение, чрезмерное волнение, страстность; патетический — взволнованный, высокопарный.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Пафос
В древнегреческой мифологии Пафос – дочь царя Кипра Пигмалиона и Галатеи, оживленной Афродитой статуи. По ее имени назван город на Кипре, являвшийся центром почитания Афродиты.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Пафос
В древнегреческой мифологии сын Пигмалиона и Галатеи. Р. Грейвс описывает этот эпизод так:
Пигмалион, сын Бела, влюбился в Афродиту, и поскольку она никогда бы не разделила с ним ложе, он создал ее статую из слоновой кости, положил ее с собой в постель и стал молить богиню, чтобы она сжалилась над ним. Войдя в статую, Афродита оживила ее под именем Галатеи, которая и родила ему Пафоса и Метарму. Преемник Пигмалиона Пафос был отцом Кинира, который основал кипрский город Пафос и построил в нем знаменитый храм Афродиты.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ПАФОС
в широкомсмысле взволнованное, приподнятое состояние человеческого духа, связанное с переживанием высокого предмета. Аристотель относит пафос к числу необходимых элементов трагедии, определяя его в качестве действия, причиняющего гибель или боль. Пафос, или душевное переживание, противостоит в античной эстетике этосу, или устойчивому характеру. В Новое время категория пафоса связывается прежде всего с понятием возвышенного: изображение глубокого и сильного страдания, по мысли Ф. Шиллера, должно быть дополнено картиной сопротивления ему, в ходе которого обнаруживается самостоятельность и свобода человеческого духа. Гегель усматривает в пафосе разумное содержание, для него это «субстанциальные» силы мира, ставшие внутренним движением души, центром, определяющим собой все человеческие чувства и поступки. Театральный пафос делится им на субъективный и объективный: первый связан со страданием, подавленностью и пассивностью, переживаемыми публикой, тогда как второй относится к «субстанциальному» развитию театрального действия. В 20 в. оригинальную теорию пафоса строит С. Эйзенштейн на основе своих кинематографических экспериментов. Пафос, или экспрессивность, определяется им, в частности, как «скачки из взрыва в взрыв», как своеобразная логика нарастающих и друг друга умножающих повторов. Эйзенштейновский пафос — это теория «захвата глубины» кинокадра, это особая техника актерской игры, прочерчивающей единые графические линии на всем протяжении фильма, это разновидности монтажа, влияющего на характер восприятия картины, короче, это такая теория (и практика), которая озабочена технологией экстаза как отдельной формы восприятия. В качестве категории восприятия пафос меняется с каждой эпохой: патетическое (преувеличенное и искусственное) узнается как таковое лишь по прошествии лет.
Е. В. Петровская

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАФОС
греч. pathos—чувство, страсть, возбуждение) — идейно-эмоциональное осмысление и оценка изображаемого, «господствующий строй чувств» (Шиллер) в худож. произв., оказывающий эмоциональное воздействие на воспринимающих его людей. По мнению Белинского, П. есть непременное условие создания подлинно худож. творения, ибо он «простое умственное постижение идеи превращает в любовь к идее, полную энергии и страстного стремления». В античной эстетике с П. («патос»— в отличие от понятия «этос», обозначавшего устойчивое нравственное начало, постоянство, определенность в характере человека) связывались изменения в состоянии героя под влиянием трагических обстоятельств, напряженная и бурная реакция на них, разрушение внутреннего равновесия. Аристотель. рассматривая П. как необходимый элемент трагедии, характеризует его как страдание, страх, претерпевание. Содержательную определенность понятие «П.» приобретает в эстетических теориях Шиллера, трактующего его как преодоление страдания и обретение человеком внутренней свободы, Лессинга и особенно Гегеля, к-рый вводит П. в систему категорий эстетики, видя в нем «подлинное средоточие, подлинное царство искусства», фактор эмоционального взаимодействия между творцом худож. произв. и субъектом его восприятия. В развитии теории П. обозначились две тенденции: одна связана с разработкой поэтического и ораторского стиля [Риторика), выразительных средств создания эмоционально насыщенной патетической речи (в жанрах оды, трагедии, гимна), др.— с пониманием П. как элемента собственно худож. содержания (Содержание и форма в искусстве), идейно-эмоционального отношения художника к изображаемому миру. В этом смысле П. выступает в произв. в единстве с его темой и идеей. Заключая в себе эмоционально выраженную субъективно-оценочную позицию художника, П. придает произв. иск-ва определенную этико-эмоциональную атмосферу, объединяя все уровни и элементы содержания. Это мера эмоционального напряжения, с к-рым художник утверждает в произв. свои мировоззренческие принципы. Ав
торское переживание идеи-чувства, «указующий перст, страстно поднятый» (Достоевский), сообщает худож. произв. ту эмоциональную силу, благодаря к-рой устанавливается глубинный духовный контакт с аудиторией, прокладывается путь «от сердца к сердцу» (Шиллер). Истинный П. всегда есть результат освоения серьезных и значительных проблем,событий,объективное содержание к-рых находит адекватное выражение в субъективно-оценочной позиции художника, пронизывающей и организующей собой всю ткань произв. иск-ва. В совр. искусствознании и эстетике принято различать следующие типы П.: трагический, драматический, героический, сентиментальный, романтический, лирический, сатирический, юмористический (напр., героический П. поэмы Пушкина «Полтава», эпопеи Толстого «Война и мир», трагизм поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин», саркастический П. произв. Н. В. Гоголя и М. Е, Салтыкова-Щедрина, революционный романтизм Горького, сентиментальное звучание «Старомодной комедии» А. Н. Арбузова и пр.).

Источник: Эстетика: Словарь

ПАФОС
греч. ????? - страдание, страсть, возбуждение) - в общеупотребительном смысле слова приподнятое и восторженное состояние человеч. духа в моменты общения (реального или фиктивного) с высокими и значит. предметами. В антич. эстетике П. означал то или иное претерпевание, преим. болезненного характера, взволнованное состояние, связанное со страданием. Аристотель в "Поэтике", относя П. наряду с перипетией и узнаванием к числу необходимых элементов трагедии, характеризует его как "... действие, причиняющее гибель или боль..." ("Поэтика", 11, 1452 в; рус. пер., М., 1957). В "Метафизике" (IV, 21) он понимает П. как возможность перехода от одного состояния к другому или даже как чувствительность, а в "Риторике" определяет его как "все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено чувство удовольствия или неудовольствия, как, например, гнев, страдание, страх и все этим подобные и противоположные им чувства" (II, 1; рус. пер., СПБ, 1894). В этом смысле П. как душевное переживание противопоставлялся в антич. эстетике этосу как устойчивому нравств. характеру человека, проявляющемуся в действии. Так, Аристотель, говоря о разных св-вах стиля, разграничивает П. (чувство) и этос (характер): "Стиль будет обладать надлежащими качествами, если он полон чувства (????????), если он отражает характер (?????) и если он соответствует истинному положению вещей" (там же, III, 7). Противопоставление П. и этоса мы находим у Дионисия Галикарнасского в "Риторике", где он пишет об этич. стиле Геродота, рисующего нравы людей, и патетич. стиле Фукидида, изображающего страстных героев. Лонгин в трактате "О возвышенном" (гл. 29) пишет о том, что "пафос причастен возвышенному настолько, насколько этос причастен удовольствию". Аналогичное противопоставление П. и этоса мы встречаем и у Квинтилиана (VI, 2). В эстетике нового времени категория П. и патетического была развита прежде всего Ф. Шиллером ("О патетическом", 1793, и др.) в тесной связи с понятием возвышенного. Для П. и патетического в иск-ве, по Шиллеру, необходимо изображение не только глубокого и сильного страдания, но и сопротивления ему, так чтобы из борьбы морального "Я" человека с этим страданием обнаруживалась бы внутр. свобода человеч. дyxа. "... При всяком пафосе чувства должны быть привлечены страданием, дух же – свободой. Если в патетическом изображении отсутствует картина страдающей природы, то оно лишено эстетической силы, и наше сердце остается холодным. Если ему не хватает эстетической основы, то при всей чувственной силе, оно никогда не может быть п а т е т и ч е с к и м и неизбежно возмущает нас. Сквозь всякую свободу души должен всегда сквозить страдающий человек, сквозь всякое человеческое страдание должен просвечивать самостоятельный или способный к самостоятельности дух" (Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 211–12). Т.о., П. – это возвышенная свобода духа, возникающая в результате победы его над чувств. страданием. Гегель, характеризуя П. как "... всеобщую движущую силу человеческого сердца..." (Соч., т. 12, М., 1938, с. 238), видит его отличие от случайной страсти в его разумном содержании: П. – это всеобщие "субстанциальные" силы мира, ставшие внутр. движением человеч. души, центром, к-рый определяет собой все человеч. чувствования и поступки. В этом смысле П. составляет "подлинное средоточие, подлинное царство искусства" (там же, с. 237). Лит.: Гегель, Соч., т. 12, М., 1938, с. 236–40; Шиллер Ф., Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 193–97, 197–223. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
291.51 кб

Николай бердяев: эстетика традиции и пафос революции

Соколов Алексей Михайлович
Читать PDF
272.84 кб

2015.01.012. МУНТЕАНУ Д.Л. ТРАГИЧЕСКИЙ ПАФОС: СОСТРАДАНИЕ И СТРАХ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ТРАГ

Лозинская Е.В.
Читать PDF
265.89 кб

К исследованию концепта времени восточноевропейского модерна: пафос и ирония

Пигров Константин Семёнович, Трофимова Елена Александровна
Статья посвящена актуальной проблеме историософского и аксиологического осмысления генезиса восточноевропейского Модерна в соотнесённости с «Серебряным веком» русской культуры, а также философско-культурологической аналитике феном