ПАДМАСАМБХАВАПАДУБ

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА,

Найдено 3 определения термина ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА,

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА,

филос. направление 14- 16 вв., развивавшее традиции аристотелизма в их аверроистской интерпретации (см. Аверроизм) либо в истолковании Александра Афродисийского. Получила распространение в университетских центрах Сев. Италии - Падуе, Мантуе, Ферраре, Болояье. Зарождение ее связывается с деятельностью проф. Падуанского ун-та Пьетро дАбано (кон. 13 - нач. 14 вв.). К П. ш. был близок Марсилий Падуанский, отстаивавший отделение политики от церк. авторитета и религ. морали. К школе принадлежали профессора Падуанского и Болонского ун-тов Анджело дАреццо, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене, Николетто Верния, Пьетро Траполино, Марко Антонио Дзимара, Алессандро Акиллини, Агостино Нифо. В филос. построениях нек-рых представителей П. ш. позднего периода сказалось воздействие идей томизма. В целом для П. ш. характерны черты ср.-век. свободомыслия. Приняв теорию двойственной истины, философы П. ш. развивали положения, материалистические по своей тенденции и непримиримые с учением церкви: своеобразный сенсуализм в гносеологич. представление о несотворенности человеч. рода и его коллективном бессмертии, о единой бессмертной душе человечества и смертности индивидуальной души, учение о несвободе человеч. воли, о естеств. детерминизме. П. ш. оказала большое влияние на итал. философов П. Помпонацци, Дж. Бруно, Дж. Ванини.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

аверроистов – направление в философии 14–16 вв., сложившееся в городах Сев. Италии с гл. центром в Падуе, а также в ун-тах Мантуи, Феррары, Болоньи. В противоположность томизму, приспособлявшему взгляды Аристотеля к догмам христ. богословия, П. ш. представляла радикальную тенденцию ср.-век. аристотелизма, связанную с бюргерской оппозицией феод. строю и католич. церкви, и развивала идеи Ибн Рошда и аверроизма (идею вечности бога и мира, т.е. несотворенности мира; теорию двойственной истины; учение об интеллекте как несотворенной, вечной духовной субстанции). На этих основаниях П. ш. отвергала схоластич. определение материи как "почти ничто" (prope nihil) и пришла к выводу о зарождении форм в недрах самой материи, обладающей, т.о., творч. способностью. Ощущения, образы внешнего мира поставляет разуму человек с его органами чувств. Поэтому для своего существования разум необходимо нуждается в вечном существовании человечества. Разум един для всего человеч. рода. Из этого следовали выводы о вечности и несотворенности человечества, о духовном единстве всех людей, о смертности индивидуальной души. Этич. учение П. ш. противостояло томистскому взгляду на недостижимость счастья и в здешней, земной жизни человека, на божеств. благодать как единств. источник блаженства. По мнению аверроистов из П. ш., предназначение человека заключается в достижении высшего науч. и филос. познания мира, осуществимого в земной жизни, без сверхъестеств. вмешательства. В противоположность богословскому толкованию свободы воли, аверроисты считали, что в своем выборе человек руководствуется разумом. Выступив против учения о божеств. предопределении, П. ш. разработала учение о естеств. необходимости, всеобщей причинности в природе, отказавшись признать существование чудес; проявлением власти естеств. законов мн. аверроисты считали подчинение событий земной жизни движению небесных светил. Эти астрологич. представления, при всей их ненаучности, свидетельствовали о попытке дать естественное (в противоположность теологическому) объяснение явлений природы и историч. событий; при этом под властью естеств. законов оказывалась и судьба религий, в т.ч. христианской. Падуанские аверроисты уделяли большое внимание естеств. наукам, прежде всего медицине и астрономии. Основателем П. ш. считается Пьетро д´Абано, к-рый, хотя и не принял учения о единстве интеллекта, способствовал пробуждению в итал. ун-тах интереса к аристотелизму, к араб, философии и к естеств. наукам. К П. ш. примыкали также Марсилий Падуанский (благодаря к-рому П. ш. включила в свою проблематику социально-политич. вопросы: идеи секуляризации политики, освобождения ее от религ. догматизма), его друг, проф. Парижского ун-та Жан Жанден (ум. 1328), прозванный "обезьяной Аверроэса" и представлявший, вслед за Сигером Брабантским, радикальное крыло зап.-европ. аверроизма. Представителями П. ш. являлись также профессора Падуанского и Болонского ун-тов: Анджело д´Ареццо (1-я пол. 14 в.), Паоло Венето (1372–1429), Бьяджо Пелакани (ум. 1416), Гаэтано да Тьене (ум. 1465), Николетто Верниа (1420–1499), Пьетро Траполино (1451–1509), Марко Антонио Зимара (1460–1523), Алессандро Акиллини (1463–1512), Нифо, Джеронимо Тайапьетра (нач. 16 в.) и преподаватель падуанской евр. коллегии Элиа дель Медиго (ок. 1450–ок. 1493). Помимо создания многочисл. филос. и естеств.-науч. трудов и курсов лекций (часть к-рых до наст. времени не опубликована), П. ш. осуществила издания произведений Аристотеля и Ибн Рошда. Натуралистическо-материалистич. тенденции П. ш. оказали значит. влияние на филос. взгляды Помпонацци, Пико делла Мирандола, Бруно, Ванини. Воззрения П. ш. вызвали враждебные выступления деятелей церкви и инквизиции; в 1489 пропаганда аверроизма была запрещена эдиктом падуанского епископа. Под влиянием преследований нек-рые аверроисты отказались от своих взглядов (Верниа, Нифо) и пытались приспособить их к церк. вероучению. Во 2-й пол. 16 в. в результате развития опытного естествознания и борьбы против аристотелевской традиции, в связи с крушением аристотелевской физики, падуанский аверроизм пришел в упадок; на смену ему пришла натурфилософия эпохи Возрождения. Лит.: ?енан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., [1903]; Florentino F., Pietro Pomponazzi. Studi storici su la souola bolognese e padovana del secolo XVI..., Firenze, 1868; Ragnisco P., Nicoletto Vernia: studi storici sulla filosofia padovana nel secolo XV, Venezia, 1891; Werner K., Der Averroismus in der christlich-peripatetischen Psychologie des sp?teren Mittelalters, W., 1881; Mac Clintock St., Perversity and error. Studies on the "Averroist" John of Jandun, [Bloomington (Ind.), 1956]; Histoire litt?raire de la France, t. 33, P., 1906, p. 528–623; Mоmiglianо F., Paolo Veneto e le correnti del pensiero religioso e filosofico nel suo tempo, Torino, 1907; Saitta G., Il pensiero italiano nell´umanesimo e nel rinascimento, v. 1–3, Bologna, 1949–51; Nardi В., Saggi sull´aristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI, Firenze, [1958]; Manoscritti e stampe Venete dell´Aristotelismo e Averroismo (secoli X–XVI), Venezia, 1958; Aristotelismo padovano e filosofia aristotelica, Atti del XII Congresso internazionale di filosofia, v. 9, Firenze, 1960. А. Горфункель. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

философское направление, представляющее т. н. «второй аверроизм» (см. Aseppoum). Получило распространение в 14—16 вв. в Северной Италии в университетах Падуи, Болоньи, Феррары и др.

Для латинских аверроистов, в т. ч. и для многих представителей Падуанской школы, характерны представления о творении как о необходимом акте, о вечном существовании мира, о единстве ума-интеллекта, а отсюда отрицание личного бессмертия, равно как воскресения и загробной жизни; они отрицали доктрину божественного предопределения, признавали главенство разума над волей в человеческих поступках, считали, что человек способен достичь счастья на земле без содействия божественной благодати. Отстаивая свободу философского рассуждения, они по существу придерживались «двойственной истины» теории.

Среди представителей Падуанской школы были как радикальные аверроисты — Анджело дАреццо (14 в.), Таддео Пармский (14в.), Паоло Венето (1372—1429), Николетго Верниа (1420—99), Алессандро Акиллини (1463—1512), Агостино Нифо (ок. 1473 — после 1538) и др.,— так и умеренные схоласты-аристотелики, избегающие крайностей аверроизма — утверждения о вечности мира, отрицания Провидения и т. п. Некоторые из них пытались согласовать аверроистские концепции с христианской доктриной, сближаясь с аристотелизмом Фомы Аквинского: одни, как Гаэтано да Тьене (1387—1465), — с самого начала, другие, как Агостино Нифо, — в своих поздних сочинениях, Первьм, через кого влияние аверроизма проникло в Падуанский университет, считается медик и философ ПьетродАбано (ок. 1250—1315).

Логический анализ научного знания стал важной частью исследований в рамках школы; особенно большое внимание уделялось уяснению роли опыта в познании, оценке степени достоверности знания, основанного на опыте. Начиная с главного трактата Пьетро дАбано «Согласитель расхождений между философами и особенно медиками» (Conciliator differentiamm philosophorum et piaecipue medicorum; между 1300 и 1310) ивплоть до работ ЯкопоДзабареллы (1533—89), многие представители Падуанской школы занимались проблемой индукции, т. е. поиском метода открытия причин, объясняющих наблюдаемые явления. В качестве такого метода философы-медики использовали процедуру «разложения и составления», или «регресса». Согласно описанию Якопо да Форли (ок. 1350—1414) в его комментарии к трактату Галена «Тегни», для нахождения причины некоторого наблюдаемого явления оно подвергается разложению на составные части, напр., «жар (лихорадка) — на его причины, поскольку жар в теле] происходит либо от тепла жидкости, либо от газов, либо от членов; и далее, тепло жидкости — это либо тепло крови, либо флегмы и т. д., пока не достигнешь особой причины данного случая жара (лихорадки)». Затем выдвигалась гипотеза, из которой можно было дедуцировать исходные наблюдения, и они рассматривались как эксперимент, посредством которого проверялась гипотеза. Т. к. достоверность такого опытно-гипотетического знания зависит от доказательности гипотетического силлогизма» то логический анализ его истинности приводил к скептическим опенкам. По мнению, напр., Агостино Нифо, т. к. гипотезы наук о природе основываются на фактах, объяснению которых они в свою очередь служат, то утверждения науки о природе сугубо предположительны. Исследования научного метода в Падуанской школе оказали впоследствии влияние на Галшея.

Одна из натурфилософских дискуссий в рамках школы была связана с учением о minima naturalia (естественных минимумах). Греческие комментаторы Аристотеля Александр Афродисийский, Фемистий и Иоанн Филопон вслед за Аристотелем отрицали бесконечную делимость вещества: каждая телесная субстанция, т. е. каждое вещество, имеет свой собственный минимум величины, ниже которого оно не может существовать. Падуанские аверроисты придали minima naturalia статус физических сущностей, участвующих в физических и химических процессах, что вело к модификации аристотелевского учения о «миксис» (смеси, соединении): если для Аристотеля «смесь» — это однородное целое, не содержащее никаких самых малых частиц входящих в соединение элементов, то для падуанских мыслителей в «смеси» сохраняются образующие ее части.

Наиболее острые философские дискуссии в итальянских университетах велись о бессмертии разумной души. Спор шел между аверроистами, которые, отвергая личное бессмертие, допускали бессмертие надындивидуального, единого для всего человечества ума-интеллекта, и александристами, вообще отвергавшими бессмертие души. По мнению аверроистов, надындивидуальный возможный интеллект сопрягается в отдельном человеке с телом, которое он организует и при посредстве которого осуществляет познавательную деятельность, а после смерти возвращается к самому себе. Поскольку в своей деятельности интеллект опирается на чувственное восприятие, для своего существования он нуждается в вечном существовании человечества, возможность чего обосновывается следующим образом: т. к. мир вечен, то не было первого человека и никогда не будет последнего. Человеческий род бессмертен и потому, что в каждом человеке есть бессмертное начало — разумная природа, общая всем людям (возможный интеллект).

Против этой доктрины выступали т.н. александристы (Я. Помпонацци и др.), которые, следуя истолкованию Александром Афродисийским трактата Аристотеля «О душе», вообще отвергали бессмертие души. Александристы считали душу смертной сущностью, органически связанной с телом, с распадом которого она уничтожается. Помпонацци, настаивая в противовес аверроистам на единстве души как формы и акта органического тела, отвергает тем самым и надындивидуальное бессмертие. Хотя разумная душа человека, как все, имеющее природу разума, в своем бытии не нуждается в теле, но человеческий разум, в отличие от высших разумных субстанций, во всех своих действиях опирается на представление, т. е. нуждается в теле как в объекте, а потому не является полностью отделенным от тела.

Представители Падуанской школы осуществили издание сочинений Аристотеля и Аверроэса.

Лит.: Nanti В. Saggi sullaristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI. Firenze, 1958; RandallJ. H. The School of Padua and the Emergence of Modem Science. Padua, 1962; Di Napoti G. Linunortalita dellanima nel Rinascimento. Torino, 1963; SchmittCh. В. Aristotle and the Renaissance. Cambr.—L., 1983. См. также лит. кет. Помпонацци, Сигер Брабантскии.

В. П. Гайденко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА, — 0

Найдено научныех статей по теме ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА, — 0

Найдено книг по теме ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА, — 0

Найдено презентаций по теме ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА, — 0

Найдено рефератов по теме ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА, — 0