Пацифизм

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАЦИФИЗМ
течение антивоенного движения на Западе, участники к-рого осуждают любые вой- «ы, не признавая справедливых, освободительных войн. Пацифисты выступают против всякого насилия, считая его аморальным, и верят, что бороться против возникновения войны можно и нужно лишь одной проповедью всеобщего мира и разоружения. П. связан с буржуазно-либеральной идеологией и привлекает довольно широкие круги демократической общественности. Новая волна П. после 2-й мировой войны связана с растущей по вине империализма военной опасностью, когда гонка вооружений создает угрозу самому существованию человечества.
П. не раз использовался реакционными силами для обмана масс, для ослабления и раскола национально-освободительного движения и антивоенных движений, для прикрытия военных приготовлений. Однако многие искренние пацифисты находят пути сотрудничества с широким демократическим движением сторонников мира (см. Массовые демократические движения). Коммунистические и рабочие партии, отмечая недостатки и ограниченность П., вместе с тем считают своим долгом сотрудничать с пацифистами в борьбе против военной опасности.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Пацифизм
 (лат. pacificus — миротворческий) — буржуазно-либеральное течение, выступающее за мир. Пацифисты проповедуют пассивные методы сохранения мира, отвергают революционные действия масс как средство защиты мира, считают важнейшим средством предотвращения войны осуждение ее «греховного», аморального характера. Коренной недостаток П. (его теоретическую основу составляет идеалистическое объяснение войн) состоит в непонимании глубоких материальных причин, порождающих войны в буржуазном об-ве. Отрицая всякие войны, в т. ч. и справедливые, пацифисты тормозят развитие освободительной борьбы трудящихся и народов зависимых стран. Буржуазия часто использовала пацифистские идеи для обмана трудящихся, маскировки готовящихся грабительских войн, для предотвращения революции. В совр. условиях, когда империализм угрожает человечеству разрушительной термоядерной войной, мн. пацифисты вступают на путь более активных действий в защиту мира. В Программе КЙСС подчеркивается, что объединенными усилиями миролюбивых народов можно предотвратить мировую войну. Сплочение всех партий и организаций, в т. ч. и пацифистских, в борьбе за предотвращение войны, разоружение, за мирное сосуществование — важнейшая задача современности.

Источник: Философский словарь. 1963

Пацифизм
по [7]: ( сказано в 1987 г.) -" вера в то, что мир - это благо и к нему надо стремиться. Пацифизм обычно проявляется в виде двух предрассудков. 1) Согласно первому, достичь мира можно, разоружив миролюбивые народы. 2) Согласно второму, война должна быть осуждена с моральной точки зрения. К сожалению, как свидетельствует опыт, разоружение миролюбивых народов приводит к тому, что их порабощают другие, воинствующие народы, которые, в свою очередь, начинают воевать с себе подобными хищниками.
В основе пацифизма лежит сентиментальное прекраснодушие: как было бы чудесно, если бы можно было избежать войны, ведь война - вещь уродливая и страшная. При таком подходе эстетической оценкой подменяется оценка нравственная, при этом забывают, что нередко некрасивые вещи служат доброй цели. Пацифизм вполне может быть отнесен к разряду предрассудков, хотя некоторым его сторонникам не откажешь в благородстве; впрочем, благородных людей среди пацифистов немного, пацифизм очень часто используется захватчиками с целью морального разоружения будущих жертв".
Продолжая мысль Бохеньского, отметим, что в современном мире, когда на планете действует большое количество самых различных сил и когда "мощь человеческого гения" позволяет дать в руки дикарям, обладающим пещерным менталитетом, самое современное оружие и средства массового уничтожения, нет простых решений сложных проблем.
Ассоциативный блок.
Пацифист - человек, добивающийся того, чтобы “за его приятное в нашем мире существование отдали свою жизнь другие люди”.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПАЦИФИЗМ
от лат. pacifer—примиряющий, приносящий мир; pax, pacis — мир) — доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия. Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ от какого-либо участия в любых войнах. Так понимаемый пацифизм, укорененный в христианском учении, был присущ христианам первых веков, средневековым еретическим движениям (напр., вельдензиан, чешских братьев), а также протестантским, т. н. миротворческим, церквам (меннонитам и амишам, квакерам, духоборам) в их стремлении к непосредственному практическому утверждению в жизни закона Христа. Наряду с христианским выделяют рационалистический пацифизм (напр., Б. Рассел) и мистический пацифизм (напр., О. Хаксли). Как практическая позиция пацифизм может принимать, как это выявил Дж. Йодер, многообразные по своему нормативному содержанию формы, среди которых выделяются две базовые. 1). Пассивный пацифизм — духовное и идейное противостояние войне и силе. В своих ранних формах такой пацифизм заключался в позиции непротивленчества вообще в соответствии с Иисусовыми заповедями (Мф. 5:9, 39). 2). Пацифизм активного ненасильственного сопротивления. Современный пацифизм, получивший особенное развитие после 1-й мировой войны и обогащенный опытом кампаний ненасильственной борьбы, которые проводили М. Ганди и М. Л. Кинг, настаивает на необходимости активного сопротивления, но без использования уничтожающей силы (см. Ненасилие). Посредством «гражданской обороны» («civilian-based defence», n Дж. Шарпу) создаются такие условия, при которых агрессор не в состоянии реализовать свои цели. В отличие от христианского пацифизма философия активного ненасильственного сопротивления необязательно покоится на религиозных и этических принципах.
Лит.: Нибур Райнхольд. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма.— В кн.: Нибур Ричард, Нибур Райнхольд. Христос и культура. Избр. труды. М., 1996, с. 514—32; SharpG. The Politics ofNonviolent Action. I-II1. Boston, 1973; YoderJ. H. Nevertheless: Varieties of Religious Pacifism. Scottdale, PA, 1992.
P. Г. Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАЦИФИЗМ
Вера в то, что мир — это благо и к нему следует стремиться. Пацифизм обычно проявляется в виде двух предрассудков. 1) Согласно первому, мира можно достичь, разоружив миролюбивые народы. 2) Согласно второму, война должна быть осуждена с моральной точки зрения. К сожалению, как свидетельствует опыт, разоружение миролюбивых народов приводит к тому, что их порабощают другие, воинственные народы, которые в свою очередь начинают воевать с себе подобными хищниками. Утверждение о том, будто любая война несправедлива, также не выдерживает никакой критики, поскольку в определенных обстоятельствах мы обязаны защищать с оружием в руках тех, кто нам доверился.
Следующий пример сделает эту истину более наглядной. Представим себе, что к некоему фермеру на Диком Западе приходит сосед и просит присмотреть за своей 6-летней дочкой, поскольку сам он едет в город, а время сейчас, говорит он, неспокойное. Наш фермер, понятно, чистит и заряжает свой револьвер. Девочка играет на пороге дома, когда появляется бандит и замахивается палкой, чтобы размозжить ей голову. Вопрос: вправе ли наш фермер стрелять? Здравый смысл говорит, что он не только вправе это сделать; не выстрелив, он заслужит наше презрение, ведь его святая обязанность — защита жизни ребенка. В оборонительной войне речь очень часто идет — как во время второй мировой войны — именно о жизни наших сограждан. Отсюда следует очевидная истина: вооруженная борьба с целью защиты той или иной социальной группы не только дозволена, она является моральным предписанием. Пилсудский писал в 1908 году: «Если я хочу победить без борьбы, причем без борьбы вооруженной, то я не только не борец, но просто скот, погоняемый палкой или кнутом».
В основе пацифизма лежит сентиментальное прекраснодушие: как было бы чудесно, если бы можно было избежать войны, ведь война — вещь уродливая и страшная. При таком подходе эстетической оценкой подменяется оценка нравственная; при этом забывают, что нередко некрасивые вещи служат доброй цели (например, хирургическая операция). Пацифизм, таким образом, вполне может быть отнесен к разряду предрассудков, хотя некоторым его сторонникам не откажешь в благородстве; впрочем, благородных людей среди пацифистов немного, пацифизм очень часто используется захватчиками с целью морального разоружения будущих жертв.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ПАЦИФИЗМ
(лат. pacificus – миротворец, pax, pacis — мир) - доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия. Как жизненная позиция П. предполагает отказ — различный по своему масштабу: индивидуальный или всеобщий — от участия в каких-либо войнах и от какоголибо участия в войнах. Так понимаемый П., укорененный в христианском учении, был присущ христианам первых веков, средневековым еретическим движениям (напр., вельденсов, чешских братьев), а также протестантским, т.н. миротворческим церквям - меннонитам и амишам, квакерам, духоборам, — в их стремлении к непосредственному практическому утверждению закона Христа в жизни. Наряду с христианским выделяют рационалистический П. (напр., Б.Рассел) и мистический П. (напр., О.Хаксли). Отличающиеся своеобразием аргументации, все они в равной мере уповают на некое универсальное начало в человеке, апелляция к к-рому в конечном счете может побудить любого человека отказаться от использования силы, тем более военной. Как отказ от участия в военных действиях П. следует отличать от близкой доктрины, согласно к-рой война есть безусловное зло, и человечество должно отказаться от войн, как оно отказалось от рабства. Эту доктрину точнее называть «аболиционизм», традиция к-рого восходит по меньшей мере к Эразму Роттердамскому, легко обнаруживается в кантовском проекте вечного мира, в брит, и амер. «либерально-пацифистских» движениях нач. 20 в. и в тех интернационалистских и идеалистических программах, к-рые легли в основу Лиги Наций и ООН. П. в строгом смысле слова (как отказ от участия в войне) и аболиционизм не исключают друг друга. Как практическая позиция, П. может принимать многообразные по своему нормативному содержанию виды (как это выявил Дж.Йодер). Среди них существенны две базовые формы П. 1. Пассивный П.-позиция духовного и идейного противостояния войне и силе.
В своих ранних формах такой П. заключался в непротивленчестве вообще в соответствии с Иисусовыми заповедями (Мф. 5:9, 39). 2. П. активного ненасильственного сопротивления. Современный П., получивший особенное развитие после Первой мировой войны и обогащенный опытом кампаний ненасильственной борьбы, к-рые проводили М.Ганди и МЛ.Кинг, настаивает на необходимости сопротивления, но без использования силы: речь идет о различных методах активного сопротивления и обороны без применения уничтожающей силы. Посредством «гражданской обороны» (civilian-based defence, используя термин Дж.Шарпа) создаются такие условия, при к-рых агрессор не в состоянии реализовать свои цели.
В отличие от христианского П. философия активного ненасильственного сопротивления необязательно покоится на религиозных и этических принципах. Такое уточнение позиции П. представляется некоторым теоретикам столь существенным, что они (подобно Шарпу) считают необходимым отделить ненасилие от П., рассматривая ненасилие именно как форму активной борьбы — своеобразное политическое «джиу-джитсу». Тем не менее между ненасильственным сопротивлением и П. есть точки пересечения. Так, Кинг, считавший себя решительным пацифистом, в практических акциях и кампаниях против несправедливости и за гражданское равноправие последовательно применял именно ненасильственные методы активной борьбы. Позиция П. в последовательном своем выражении и является позицией ненасилия. Однако следует различать формы ненасилия. Безусловное пацифистское ненасилие следует отличать от: а) прагматического ненасилия; б) небезусловного ненасилия: ненасилие рассматривается как важный моральный принцип, но подчиненный принципу противодействия злу (такова по-разному выраженная позиция И.А.Ильина и, напр., Я.Нарвесона); в) безусловного отказа от инициативного насилия — что является частным случаем (б) - при допущении в случае необходимости реактивного применения силы. Некоторые формы христианского П. воспринимаются традиционными церквями как ересь. Христианская критика П. указывает на то, что в П. игнорируется христианское учение о первородном грехе и, стало быть, неискоренимом несовершенстве человеческой природы, а также не принимается во внимание принципиальное различие между этикой Царства Божьего (в рамках к-рого не стоит вопрос о греховности человека) и относительной этикой человеческого мира, к-рая призвана обеспечить справедливость в отношениях между людьми как эгоистическими индивидами - субъектами обособленных интересов (Р.Нибур, Э.Энскомб).
С прагматической т.з. П. может восприниматься как нереалистическая доктрина, поскольку в ней предельно абсолютизируются требования любви и неприменения силы, между тем как в социальной этике справедливость оказывается результатом принуждения и, соответственно, тенденции к тирании, с одной стороны, и сопротивления этому принуждению и, соотвественно, тенденции к анархии, с другой. П. в версии (а) и (б) фактически не принимает во внимание тот подтверждаемый многочисленными историческими примерами опыт, что тирания продолжает усиливаться, а противник продолжает наступать, если им не сопротивляться; так что в конечном счете непротивление оборачивается ненамеренным попустительством злу. Вместе с тем даже ненасильственное сопротивление чревато возникновением открытого конфликта или переходом конфликта в острую форму кардинального противостояния, при к-ром пацифистские методы сопротивления оказываются совершенно неэффективными. Далее, методы П. имеют разную меру действенности в отношении с разными режимами. Этические аргументы против П. состоят в следующем. 1. П. обходит стороной вопрос о долге каждого помогать ближним, в особенности слабым и беззащитным (тем, кто не может за себя постоять). Требование непротивления злу может быть приемлемым, если речь идет о защите себя, но оно может быть небезусловным, если речь идет о защите близких и ближних. 2. Если же в самом деле следует воздерживаться от применения силы при самозащите, но использовать силу для защиты других, то: а) по-другому должен быть поставлен вопрос об отказе от воинской службы: отказ от защиты самого себя может не предполагать отказа от защиты своих сограждан; б) возникает сомнение в такой постановке вопроса, при к-рой неявно предполагается неравенство в моральном статусе разных людей. 3. Насилие, от сопротивления к-рому отказывается П., есть по меньшей мере попрание чьих-то прав. Но фактом наличия некоего права подразумевается и правомочность его защиты; право сопротивляться как раз и подразумевается фактом обладания каким-либо правом. 4. Если применению силы противостоит рациональное убеждение, то следует уяснить, в чем должен быть убежден насильник (агрессор, злодей). Не приходится рассчитывать на действенность для насильника-злодея аргументов, призывающих к совести или даже интересу; убедительным будет лишь предупреждение о реальной возможности силового отпора. П. лежит в основе ряда гражданских инициатив и движений (напр., Погоушского). Лит.: Нибур Райнхольд. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма? // Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юристь, 1996; E.Atiscombe. Pacifism and Christianity // The Morality of Peace and War. Santa Barbara: Intelman Books, 1974. P. 195-200; The Ethics of V&r and Peace: Religious and Secular Perspectives / Ed. by T.Nardin. Princeton: Princeton U.P., 1995; Narveson J. War // Narveson J. Moral Matters. Peterborough, On: Broadview Press, 1993. P. 114-120; Sharp G. The Politics of Nonviolent Action. I—111. Boston: Extending Horizons Books, 1973; YoderJ.H. Nevertheless: Varieties of Religious Pacifism. Scottdale: PA: Herald Press, 1992. P. Г.Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Пацифизм
(Pacifism).
Восходящий к лат. слову pax ("мир") термин, крый обозначает самые разные взгляды на войну. Так, сторонники одного из крайних подходов называют пацифистом всякого, кто желает мира,  однако такое желание могут разделять и те, кто ведет войну, и те, кто отказывается принимать в ней участие. Сторонники противоположной крайности называют пацифизмом отказ от проявления силы и принуждения в какой бы то ни было форме. Промежуточная точка зрения иногда отличает непротивление (отказ от насилия в любой форме) от пацифизма (отказ от участия в войне, но признание возможности использовать ненасильственное давление). Нам представляется целесообразным соотносить слово "пацифизм" с той частью спектра, края включает, по крайней мере, отказ от участия в войне.
История. Пацифизм представляет собой один из трех возможных подходов Церкви к войне и в нек-ром смысле существовал на протяжении всей истории христианской Церкви. Лишь начиная с IV в. он уступил место теории "справедливой войны" и идее "крестового похода" (военные действия,обусловленные святой целью). Ранняя христианская Церковь была пацифистской  о солдатаххристианах в римской армии до 17080 гг. н.э. ничего не известно. В последующую эпоху появились и христиане в армии, и авторы, не разделяющие пацифистской позиции,  напр., Тертуллиан. Некрые христианские писатели санкционировали исполнение полицейских функций и военной службы при том условии, что пролитие крови и убийства недопустимы. При императоре Константине, крый отождествлял интересы империи с интересами христианства, солдатыхристиане стали повсеместным явлением. При императоре Феодосии II только христиан принимали на военную службу. Когда перед римской цивилизацией (а значит, и неотделимого от нее христианства) возникла угроза вторжения варваров, Августин выдвинул идею, восходящую к римской стоической философии и впервые сформулированную в христианском духе Амвросием, края получила название теории "справедливой войны". Эта теория не защищала войну, а определяла условия, при крых христианин мог в ней участвовать; сама же она определялась как печальная необходимость, без крой невозможно сохранить цивилизацию, а значит  и христианство. Со времен Августина теорию "справедливой войны " в той или иной форме разделяли основные христианские традиции.
В Средние века из еще одной попытки ограничить условия ведения войны родилась идея " крестового похода ". Понятия "мира Божьего" и "перемирия Божьего" ограничивали время боевых действий и запрещали участие в них клириков. Внедряя эти ограничения, Церковь сама пришла к мысли об использовании военной силы  ради святой цели, для установления мира. Такая концепция привела к Крестовым походам попыткам освободить Святую землю от мусульман. Папа Урбан II призвал к Первому крестовому походу в 1095 г; с тех пор "крестовый поход", в его религиозной и светской версии, стал частью церковной традиции.
В период Средневековья пацифизм исповедовали сектантские группы. Отказывались проходить военную службу вальденсы и францисканцытерциарии. Пацифистами были катары. Движение гуситов разделилось  одна часть, возглавляемая слепым военачальником Яном Жижкой, отстаивала идею крестовых походов, другая, под руководством Петра Хельчицкого, выражала пацифистские взгляды.
В период Ренессанса и Реформации практическое воплощение получили все три подхода. Ренессансный гуманизм развивал пацифистский дух, наиболее ярко проявившийся у Эразма. Гуманистический пацифизм обращался к таким философским и теологическим принципам, как человечность, братство всех людей  детей Божьих, способность разумных индивидов управлять собой и своим положением на рациональной основе.
Все протестантские церкви, за исключением анабаптистов, признавали доставшуюся им в наследие концепцию "справедливой войны". Лютер говорил о двух царствах  Божьем и человеческом. Хотя он отвергал идею крестовых походов, уважение к государству, учрежденному Богом для обеспечения порядка и наказания зла в земном царстве, сделало его решительным защитником "справедливой войны". Реформаты, в свою очередь, взяли на вооружение концепцию крестовых походов, видя в государстве не только хранителя порядка, но также и инструмент насаждения истинной религии,  Цвингли умер в ходе религиозной войны, Кальвин допускал бунт против несправедливого правителя, Беза отстаивал не только право, но и обязанность христиан восставать против тирании. Слова К-ром веля о Божьем благословении, к-рое получила резня католиков при Дрогхеде, иллюстрируют идею крестового похода в английском иуританстве.
Наряду с религиозными войнами XVI и XVIIвв., развивались пацифистские традиции, крые в основном сохраняли неприятие войны. Пацифизм укреплялся как центральная идея анабаптистов, крые не только отвергли меч войны, но и отказались от участия в политической жизни. Хотя представления анабаптистов о двух царствах очень близки лютеровским, они отвергали всякую возможность для христиан применять меч власти в земном царстве. Когда Александр Мак в 1708 г. организовал Церковь братьев, анабаптизм, в диалектическом сочетании с пиетизмом, стал ее главной движущей силой. Квакеры, появившиеся в сер. XVII в., отличали Царство Божье от царства земного; в то же время они не совсем потеряли надежду на мир и включались в политическую борьбу, правда не участвуя в боевых действиях. В ненасильственной политической активности квакеров по достижению мира и справедливости важную роль играло обращение к индивидуальному человеческому сознанию. Т.о., анабаптисты (непосредственные предшественники меннонитов) в наибольшей степени уклонялись от участия в жизни государства, а квакеры принимали в ней участие. Церковь братьев занимала промежуточную позицию.
Все войны в Сев. Америке  столкновения пуритан с индейцами, Гражданекая и мировые войны  получили обоснование в религиозной и секулярной версиях теории "справедливой войны" и идеи "крестового похода". Напр., Первая мировая война, края собиралась "сделать мир безопасным для демократии", представляла собой секулярный крестовый поход. На протяжении всей своей североамериканской истории меннониты, Братья и квакеры последовательно, хотя порой и несколько неуклюже, свидетельствовали против войны и отказывались в ней участвовать. В XX в. их стали называть "исторически мирными" церквями.
В XIX в. появился целый ряд национальных и международных пацифистских обществ. В начале Первой мировой войны, в 1915 г., было основано Братство примирения  международная и межденоминационная религиозная пацифистская организация. Сегодня она продолжает действовать как межрелигиозная организация борьбы за мир. Между двумя мировыми войнами, как реакция на ужасы Первой мировой войны и подогреваемая оптимистической верой в человеческий разум, увидела свет новая волна пацифистского движения и внутри, и вне церквей. Впопытках установить мир использовались и политические средства (создание Лиги Наций), и ненасильственное давление, напр. деятельность Ганди, требовавшего вывода британских войск из Индии. В кон. 1960х гг., когда возрастала угроза ядерного холокоста и люди все больше понимали, что военное решение не поможет уладить конфликты, опять проявился общественный интерес к пацифистской деятельности. Помимо "исторически мирных" церквей, деноминации, крые раньше признавали идеи "справедливойвойны" и "крестовогопохода", заявили о пацифистских взглядах в рамках своих традиций. В пример можно привести Пастырскую конституцию "О Церкви в современном мире" Второго Ватиканского собора, где впервые пацифизм оказался совместимым с католическим учением, и Декларацию Объединенной пресвитерианской церкви(США) "Миротворчество. Призыв верующего ".
Интеллектуальный базис пацифизма. Пацифизм охватывает многие формы неприятия войны и опирается на целый ряд философских, теологических и библейских источников, не всегда только христианских.
Пацифистские убеждения могут проистекать из различных прагматических и утилитарных соображений. Осознание тотально разрушительного характера современной войны и невозможности с ее помощью разрешить конфликт приводит к выводу, что в интересах человечества следует избегать ее на всех уровнях  от каждого отдельного человека до всего человеческого рода. Особенный вес таким аргументам в последнее время придалаугрозаядерной войны, вследствие чего они получили название "ядерного пацифизма ".
За этими аргументами скрываются различные побудительные мотивы. Пацифизм может служить логическим расширением категорического императива: война недопустима, исходя из убеждений в уникальности и священности человеческой жизни,  убеждений, основанных на интуиции, логике либо божественном откровении. Некрые считают, что кротость пацифистов может не только прервать цепь насилия, способного породить новые, более жестокие действия, но и воздействует на сознание врага, крый становится другом.
Пацифизм  отражение и итог целого ряда социальнополитических стратегий. Многие считают, что политические меры (переговоры о запрещении ядерных вооружений, укрепление международного сотрудничества) гораздо более эффективны для достижения мира, чем война. Ненасильственные методы способны не только помешать взрыву насилия, но и послужить более справедливому устройству общества  даже вопреки его воле; в пример можно привести деятельность Ганди и движение Mapтина Лютера Кингамл., крый добивался равных прав для черного населения.
Преобладая в ранней Церкви, пацифизм целиком укладывается в христианскую традицию и имеет особую теологическую и библейскую основу. Пацифисты опираются на авторитет Библии, используют Декалог и Нагорную проповедь. Боговоплощение и священническое служение Христа делают его учение авторитетным и обязательным для последователей. Пацифизм находит питательную почву и в более общих библейских предписаниях, таких, как призыв раскрыть всем людям Божью любовь и свидетельствовать о Царстве Божьем на земле.
Примеры Иисуса и ранней Церкви также служат источником христианского пацифизма. Боговоплощение Иисуса предполагает, что действия Христа отражают Божью волю. Подражание Христу и подчинение приказу "следуй за мной" требует пацифизма от христиан, как последователей Христа. Следование за Иисусом предполагает, что вместе с Ним они претерпят страдания во имя Царства Божьего, не оказывая сопротивления насилием. Начиная с поколения, к-рое непосредственно возглавлял Иисус, Церковь I в. демонстрирует верность Его пацифистскому примеру.
Идеи пацифизма находят поддержку и в главных теологических положениях христианства. Прежде всего, жизнь  священный дар Божий, и никто не имеет права отнимать ее. Божественный источник жизни ведет напрямую к братству всех людей, к установленной Богом жизненной цели для детей Божьих. Еели каждый человек в реальности или в потенции  дитя Божье, то никакой христианин не вправе отнять у него жизнь. Подобным же образом присутствие Царства Божьего на земле соединяет всех людей под сенью Божьего закона и запрещает насилие по отношению к кому бы то ни было.
J.D. Weaver (пер. Ю.Т.) Библиография: R.H. Bainton, ChristianAttitudes Toward War and Peace; P. Brock, Pacifism in the United States; R. G. Clouse, ed., War: Four Christian Views; J.G. Davies, Christians, Politics and Violent Revolution; V. Eller, War and Peace from Genesis to Revelation; J. Ellul, Violence Reflections from a Christian Perspective; J. Ferguson, The Politics of Love; E. Guinan, ed., Peace and Nonviolence; G.F. Hershberger, War, Peace, andNonresistance; A.F. Holmes, ed., War and Christian Ethics; J.M. Hornus, It Is Not LawfulforMetoFight;}. Lassere, War and the Gospel; M.C. Lind, Yahweh Is a Warrior; G.H.C. Macgregor, The NT Basis of Pacifism; R. McSorley, NT Basis of Peace Making; P. Mayer, ed.. The Pacifist Conscience; W. R. Miller, NonViolence:A Christian Interpretation; G. Nuttali, Christian Pacifism in History; C.G. Rutenber, The Dagger and the Cross; G. Sharp, Exploring Nonviolent A Itematives and The Politics of Nonviolent Action; R.J. Sider, Christ and Violence; R. K. Ullman, Between God and History; A. Weinberg and L. Weinberg, eds., Instead of Violence; J. C. Wenger, Pacifism and Biblical Nonresistance; J. H. Yoder, Nevertheless: Varieties of Religious Pacifism, The Original Revolution, and The Politics of Jesus.
См. также: Война.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
523.97 кб

Справедливая институция. Как (и когда) положить конец войне (войнам)? Роль пацифизма

Боянич Петар
Автор статьи стремится определить пацифизм, в его осуществлении и понятии, как необходимый атрибут войны и военного действия, вслед за Францем Розенцвейгом, уже более ста лет тому назад говорившем, что пацифизм есть «необходимое с
Читать PDF
21.87 мб

ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ: К ВОПРОСУ О ПАЦИФИЗМЕ В НЕМЕЦКОМ И РУССКОМ НЕОКАНТИАНСТВЕ

Дмитриева Нина
Статья посвящена анализу особенностей рецепции неокантианства в России и одному из случаев «обратного влияния» русской мысли, в частности толстовства, на интеллектуальную ситуацию в Еермании накануне и во время Первой мировой войн

Похожие термины:

  • ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    от пат. pacificus миротворческий) религ. разновидность бурж.-либерального политич. течения, в основе к-рого лежит пассивная проповедь мира и осуждения войн. Идсйн. истоком П. р. является идеалистич. пони