ОУЭН РОБЕРТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОУЭН Роберт
английский мыслитель, представитель утопического социализма. Утверждал, что человек есть продукт обстоятельств. А зло в нем и в его жизни порождается несправедливым общественным устройством. Для того чтобы изменить характер человека, улучшить его поведение, необходимо создать для него более совершенные и справедливые условия. Видел путь достижения этого в создании коллективных ассоциаций, в которых люди объединены общими целями и достигают гармонии частного и общественного интересов.
Даты жизни. Родился 14.5.1771 в Ньютауне (Уэльс) в семье мелкого ремесленника. Был совладельцем фабрики в Нью-Ленарке. В Америке основал коммуну. Разорившись, вернулся в Англию. Умер 17.11.1858 в Ньютауне.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Оуэн, Роберт
1771 - 1858) - известный английский социалист-утопист. Родился в семье шорника. В детстве служил приказчиком в Лондоне и др. городах. 20-ти лет получил место директора текстильной фабрики в Манчестере. Вскоре Оуэн приобрел в Нью-Ланарке (Шотландия) фабрику, в которой стал практически проводить свои социально-реформаторские взгляды. Он значительно сократил рабочий день, увеличил заработную плату, построил гигиенические помещения и т. д. Эти меры сильно подняли производительность труда рабочих. Успех Оуэна заставил его повести агитацию среди промышленников за издание фабричного законодательства в духе его реформ. Не ограничиваясь агитацией среди английской буржуазии, Оуэн совершает поездку во Францию, в Германию и др. страны и ведет переговоры с руководящими государственными людьми о своем плане разрешения рабочего вопроса. Не добившись в этом направлении никаких результатов, Оуэн уезжает в Америку, где создает так называемые "коммуны органических интересов", продолжая проводить в них свои опыты, не увенчавшиеся, однако, сколько-нибудь значительным успехом. К чартизму Оуэн относился отрицательно. Он считал неправильной идею классовой борьбы пролетариата и верил в возможность мирного сотрудничества рабочего класса и буржуазии. /Т. 8/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Оуэн Роберт
 (1771—1858) — социалист-утопист, представитель англ. социалистической мысли. Род. в семье ремесленника, с 10 лет самостоятельно зарабатывал на жизнь. В 1791—1828 участвовал в капиталистической предпринимательской деятельности и управлял крупными фабриками. Он лучше др. утопистов знал отрицательные стороны капиталистической системы и в условиях промышленного переворота подверг их резкой критике. О. занимался филантропической деятельностью, был родоначальником фабричного законодательства. В дальнейшем острие критики направлял против частной собственности, освящающей ее религии и буржуазного брака. О. — последователь рационализма (к-рый в 19 в. уже Изжил себя), атеист с некоторыми уклоненнями в сторону деизма. Учил о решающем влиянии на человека социального строя. Идеалистически трактовал историю как постепенный прогресс в человеческом самопознании; корень социального зла видел в невежестве людей. Среди мероприятий, подготовляющих «новый нравственный (т. е. социалистический) мир», О. придавал исключительное значение воспитанию. Внес много ценных идей в теорию и практику педагогики. К 1820 сложились осн. идеи О., систему к-рых он потом начал называть социалистической. Ее принципы — общность владения и труда, сочетание труда умственного и физического, всестороннее развитие личности, равенство в правах. Промышленный и земледельческий труд в его социалистическом учении соединяются, причем предпочтение отдается последнему. Будущее бесклассовое об-во — свободная федерация самоуправляющихся общин, каждая из к-рых объединяет от 300 до 2000 человек. Гл. упор О. делал на распределение. Не понимая необходимости социальной революции, осн. надежду в деле преобразования об-ва он возлагал на буржуазные правительства. Организовывал трудовые коммуны (гл. — «Новая гармония» в США с 1825 по 1829 и «Гармони-холл» в Англии с 1839 по 1845), а также меновые базары; все они потерпели крах. О. единственный из великих утопистов связал свою деятельность с судьбой рабочего класса, в начале 30-х гг. 19 в. он активно участвовал в англ. профсоюзном и кооперативном движении; его идеи тогда в некоторой мере предвосхищали синдикализм. Хотя О. не понял исторической роли рабочего класса, он до конца жизни оставался на его стороне.

Источник: Философский словарь. 1963

ОУЭН Роберт
14.5.1771, Ньютаун, Уэльс -17.11.1858, там же), англ. утопич. социалист. На взгляды О. оказали влияние экономисты А. Смит, Д. Рикардо, франц. просветители Руссо, Гельвеций, а также Локк.
Свою социально-утопич. систему О. стремился обосновать с помощью материалистич. философии 17- 18 вв. Вслед за франц. материалистами О. считал, что человек есть продукт обстоятельств, «...зло проистекает из положения вещей, порожденного самим обществом» (Избр. соч., т. 1, М., 1950, с. 87). Чтобы изменить характер человека и его поведение, нужно обеспечить создание новых, лучших и справедливых условий. В отличие от франц. просветителей, О. подвергал критике уже не феод. порядки, а бурж. строй и бурж. произ-во. Эта критика была обусловлена наблюдением обществ. противоречий и бедствий трудящихся, порожденных пром. переворотом, господством частной собственности, капиталистич. разделением труда, к-рые привели к поляризации социальных слоев, чрезмерному обогащению единиц и нищете масс. Машинное произ-во в условиях капиталистич. общества, но О., также оказывается «величайшим проклятием» (см. там же, с. 161). На фабрике в НыоЛенарке, к-рой О. управлял в течение 30 лет, он добился известных успехов в улучшении положения рабочих, однако не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие все же остаются в рабском положении. Он выступил с радикальным проектом коренного изменения производств.и обществ. условий. О. разделял убеждения англ. политич. экономии и придерживался трудовой теории стоимости, заключая, что создаваемая трудом рабочих прибыль должна по праву принадлежать им самим. Существующий обществ. строй должен быть заменен более справедливым обществ. порядком, путь к к-рому лежит через обобществление средств произ-ва, искоренение эксплуатации и равный труд в особых трудовых колониях. О. основал ряд коммунистич. колоний в США и Великобритании. Он осознавал позитивную роль пром. революции, машинного произ-ва и использования науч. достижений для нового общества, в к-ром технич. прогресс обеспечит изобилие благ и сделает бессмысленными накопление, эксплуатацию и пр.
В целом проект преобразования общества с помощью трудовых колоний и их федерации был утопическим, а взгляды О. на общество и историю не выходили за рамки идеализма. Новое общество представлялось реализацией идей справедливости, к-рые у О. выступают двигателем прогресса. О. не понимал подлинной роли рабочего класса, считал классовую борьбу бедствием, порожденным несправедливым обществ. устройством и тормозящим развитие общества. Всю прошлую историю он оценивал как неразумный период человеч. существования, обусловленный невежеством людей; подчеркивал доминирующую роль воспитания и просвещения в решении социальных проблем. О. обращался с призывом к бурж. гос-ву, к отд. представителям буржуазии, выдвигая вопрос о мирном преобразовании капитализма. Основоположники марксизма высоко оценивали теоретич. идеи и практич. деятельность О., считали его «родоначальником английского социализма», отмечали, что О. связывал свой проект преобразования общества с рабочим движением. Утопич. социализм О. оказал влияние на последующее развитие социалистич. идей в Великобритании и др. странах, просветит. и организац. деятельность О. стимулировала развитие проф. и кооп. движения в Великобритании. В России влияние О. испытали петрашевцы, Герцен, Добролюбов и др. революц. демократы.

Источник: Советский философский словарь

ОУЭН Роберт
14 мая 1771, Ньютаун, Уэльс —17 ноября 1858, тамже)—английский социальный утопист.
Свою социальную утопию Оуэн стремился обосновать с помощью материалистической философии 17—18 вв. Вслед за французскими материалистами он считал, что человек есть продукт обстоятельств, «зло проистекает из положения вещей, порожденного самим обществом» (Избр. соч., т. 1. М., 1950, с. 87). Чтобы изменить характер человека и его поведение, нужно обеспечить создание новых, лучших и справедливых условий. В отличие от французских просветителей Оуэн подвергал критике уже не феодальные порядки, а буржуазный строй. Эта критика была обусловлена наблюдением общественных противоречий и бедствий трудящихся, порожденных промышленным переворотом, господством частной собственности, капиталистическим разделением труда, которые привели к поляризации социальных слоев, чрезмерному обогащению единиц и нищете масс. Машинное производство в условиях капиталистического общества, по Оуэну, также оказывается «величайшим проклятием» (см. там же, с. 161). На фабрике в Нью-Ленарке, которой он управлял в течение 30 лет, добились известных успехов в улучшении положения рабочих, однако он не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие все же остаются в рабском положении. Он выступил с радикальным проектом коренного изменения производственных и общественных условий. Оуэн разделял убеждения английской политической экономии и придерживался трудовой теории стоимости, заключая, что создаваемая трудом рабочих прибыль должна по праву принадлежать им самим. Существующий общественный строй должен быть заменен более справедливым общественным порядком, путь к которому лежит через обобществление средств производства, искоренение эксплуатации и равный труд в особых трудовых колониях. Оуэн основал ряд коммунистических колоний в США и Великобритании. Проект преобразования общества с помощью трудовых колоний и их федерации был утопическим. Новое общество представлялось реализацией идей справедливости, которые у Оуэна выступают двигателем прогресса. Он не понимал роли рабочего класса, считал классовую борьбу бедствием, порожденным несправедливым общественным устройством и тормозящим развитие общества; подчеркивал доминирующую роль воспитания и просвещения в решении социальных проблем. Оуэн обращался с призывом к буржуазному государству, к представителям буржуазии, выдвигая вопрос о мирном преобразовании капитализма. Просветительская и организационная деятельность Оуэна стимулировала развитие профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. В России его влияние испытали петрашевцы, Герцен, Добролюбов и др. революционные демократы.
Соч.: A new view of society. L., 1812; The book of the new moral world. L., 1820; A new view of society and other writings. L., 1927 (с библ.); в рус. пер.: Избранные сочинения, Т, 1—4. М.—Л., 1950—54.
Лит.: Маркс К. и Энгельс ф. Соч., т. 2, 3, 4, 18, 19, 23, 24 (см. именной указатель); Ленин В. И. Поля. собр. соч., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. именной указатель); Плеханов Г. В. Утопический социализм 19 в.— В кн. Избр. филос. произв., т. 3. M., 1957; Тумим-Альмединген H. A. Педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна. М., 1960; Саркисян С. А. Великий социалист-утопист Роберт Оуэн. Ереван, 1974; Мопоп A. L. The life and ideas of R. Owen. L., 1962; Harrison J. F. C. R. Owen and the Owenites in Britain and America. L., 1969.

Источник: Новая философская энциклопедия

ОУЭН (Owen) Роберт
1771-1858) - англ. социалистутопист. В области этики О. преодолевает буржуазную ограниченность Гельвеция и Бентама, в воззрениях к-рых (при всех различиях) общим было убеждение, что нравственное об-во возможно при строе, основанном на частной собственности. О. выдвигает и отстаивает положение о том, что частная собственность разъединяет и сталкивает людей, деморализует их, поэтому нравственное об-во возможно только на основе общественной собственности и взаимного сотрудничества. К. Маркс писал: «Свою систему правильно понятого интереса Вентам основывает на морали Гельвеция, а Оуэн, исходя из системы Бентама, обосновывает английский коммунизм» (т. 2, с. 146). Вслед за фр. материалистами XVIII в, О. считал, что взгляды человека определяются окружающей его средой. Чувства, убеждения и воля, по О., зависят от впечатлений, производимых на природную организацию человека внешними обстоятельствами, «Таким образом, весь его характер в физическом, умственном и нравственном отношении образуется независимо от него». Из этих положений О. делал вывод, что в пороках людей повинен тот общественный строй, в к-ром они существуют. Он углубил по сравнению с фр. материалистами анализ социальной среды, формирующей нравственные взгляды человека, отнеся к ней не только политическое устройство об-в а, но и экономический строй. В этой связи О. подверг резкой критике строй капиталистической погони за прибылью. Капитализму О.. противопоставил социализм как разумное общественное устройство, в к-ром создаются необходимые условия для воспитания высоконравственных людей, поскольку присущее всякому человеку стремление к счастью в социалистическом об-ве сочетается с достижением счастья для всех. Но положение об определяющем влиянии обстоятельств на человека О. трактовал весьма метафизически: «Внутренний и внешний характер человека формируется для него, а не им... Поэтому человеку нельзя вменять ничего в заслугу или в вину, он не может заслуживать похвалы или порицания, награды или наказания...» О., т. обр., отрицал возможность выбора в поведении человека, что, по существу, означает ликвидацию морали. Своему ошибочному толкованию О. придавал исключительное значение, видя в нем путь к установлению строя всеобщего счастья. Усвоивший это положение человек, считал О., освобождается от злых чувств к др. людям и проникается чувством любви и милосердия. Всеобщее распространение этого положения устранит причины зла на земле и приведет к торжеству, добра. Для того чтобы побудить созданных существующим общественным строем порочных людей стать на путь избавления от пороков, 0.-1 апеллирует к истине и разуму. Разум, по его мнению, должен убедить людей принять истину о за-я висимости характера человека от обстоятельств и устроить общественную жизнь сообразно с ней. Невежество и заблуждения О. рассматривает как источник зла, а истину и разум - как источник добра. Здесь метафизический подход к проблеме социальной детерминации нравственных взглядов: человека сочетается у О. с идеалистическим пониманием· источников.; морали и движущих сил ее развития. В этическом учении О. важное место занимают соображения о нравственном воспитании в будущем социалистическом об-ве. Наряду с производством О. рассматривает воспитание как гл. сферу деятельности этого об-ва. Осн. соч., в к-рых нашли отражение этические взгляды О,: «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человечен ского характера» (1812, рус. перевод 1865), «Книга о новом нравственном мире» (1836-44), «Революция в сознании и деятельности! человеческого рода» (1849).

Источник: Словарь по этике

ОУЭН РОБЕРТ

Owen), Роберт (14 мая 1771 – 17 ноября 1858) – англ. утопич. социалист. Сын ремесленника. К 20 годам О. стал предпринимателем, с 1799 по 1829 управлял бумагопрядильной фабрикой в Нью-Ленарке. Размышляя над причинами жестоких бедствий трудящихся классов Англии и способами их устранения, О. пришел к убеждению в необходимости переустройства общества на социалистич. началах (1817–20). Заслугой О. явилось стремление связать социализм с рабочим движением, что он пытался осуществить в 1829–35. Деятельность О. способствовала просвещению рабочих, побудила к проведению нек-рых мер в интересах рабочего класса. Педагогические идеи и опыт О. обогатили теорию и практику педагогики. Филос. воззрения О. – метафизич. материализм в форме своеобразного пантеизма. О. допускал существование некой "скрытой непостижимой силы", к-рую именовал богом. Она действует, по О., только в природе и через природу и является источником движения и изменения во Вселенной. Человек, подобно др. существам, создан действием той же силы из атомов – вечных элементов Вселенной. Характер человека – результат взаимодействия его природной организации и социальных условий. Это положение, выдвинутое французским материализмом 18 в., О. расценивал как основной закон человеческой природы и как величайшую истину, открывающую путь к разумному устройству общества. О. делал из него критич. выводы: если человек – продукт среды, то в недостатках и пороках людей и во всех социальных бедствиях повинна социальная среда, т.е. капитализм, а для устранения этих бедствий необходимо заменить капитализм социализмом. Раскрывая это положение, О. обратился к анализу экономич. отношений капитализма и тех экономич. условий, к-рые сложились в Англии в связи с пром. переворотом. Он выдвинул на первый план значение экономич. отношений в их определяющем влиянии на сознание людей, углубив тем самым понятие "социальной среды", формирующей взгляды человека. О. подверг критике существенные черты капиталистич. строя: частную собственность, уродующее работников разделение труда, конкуренцию, жажду наживы, кризисы перепроиз-ва и др. Крупнейшей заслугой О. является то, что он оценил историч. значение роста производит. сил в эпоху пром. революции, указав на него как на материальную основу и предпосылку обществ. преобразования. В этой части своего учения О. приблизился к мысли об историч. необходимости, связанной с развитием произ-ва. Но эти глубокие мысли не изменяли общего строя историч. концепции О., к-рая оставалась метафизической и идеалистической. Как и передовые мыслители 18 в., О. делил обществ. порядки на разумные, отвечающие человеч. природе, и неразумные, не соответствующие ей. Всю протекшую историю О. оценивал как неразумный период человеч. существования, обусловленный невежеством людей, не понимавших своей природы, не знавших закона, по к-рому обстоятельства определяют характер человека. Отсюда проистекли, как писал О. в оуэнистской газете "The New Moral World" (Book 6, L., 1849, p. 45), в к-рой сотрудничал Ф. Энгельс, "три основных заблуждения: будто человек сам создает себя, будто он обладает властью верить или не верить, как ему заблагорассудится, и любить или ненавидеть... как ему того захочется". Этим заблуждениям соответствует "троица зла" – три главных препятствия на пути к общественному переустройству: частная собственность, религия и господствующая форма брака и семьи. С созданием науки о влиянии обстоятельств появилась, согласно О., возможность построить социалистич. общество, основанное на истинных и разумных принципах, согласных с природой человека. Пути осуществления социализма, предлагаемые О., были утопическими; по словам Ленина, "...фантастичность планов старых кооператоров, начиная с Роберта Оуэна", состояла "в том, что они мечтали о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров" (Соч., т. 33, с. 433). Учению О. присущи не сознаваемые им антиномии; человек со своими взглядами есть продукт среды и в то же время среда есть продукт взглядов человека: чтобы изменить людей, надо изменить обстоятельства их жизни, но чтобы изменить обстоятельства, надо сначала перевоспитать людей; социалистич. общество может возникнуть только на той материальной основе, к-рая создана пром. революцией, однако создание такого разумного общества зависит прежде всего от открытия вечной и неизменной истины о природе человека, т.е. от деятельности сознания, а потому могло быть давно осуществлено. Эти и др. антиномии были своеобразным выражением реальной диалектики общественной жизни, постановкой проблем, подлежащих решению. Их решение было дано марксизмом. Влияние О. испытали в большей или меньшей мере др. представители англ. утопич. социализма 1-й пол. 19 в. – У. Томпсон, Дж. Грей, Д. Ф. Брей, Т. Годскин. Маркс и Энгельс высоко оценивали практич. и теоретич. деятельность О., считая его "родоначальником английского социализма", "действительно сильной натурой" (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 459; т. 30, с. 434). В России О. стал известен еще в 20-х гг. 19 в. (см. А. И. Володин, Начало социалистич. мысли в России, 1966, с. 21–22). О нем писали петрашевцы (статья "Овенизм" в "Карманном словаре иностранных слов...", СПБ, 1845, см. "Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев", М., 1953), А. И. Герцен ("Былое и думы", Собр. соч., т. 11, М., 1957, гл. XI), Н. А. Добролюбов (статья "Роберт Овен...", 1859, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1937). С большим уважением характеризуя О., его учение и деятельность, рус. мыслители в то же время не принимали веры О. в готовность господств. классов отказаться от своей собственности и привилегий во имя будущего "разумного" общества. Соч.: "Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человеческого характера" ("A new view of society; or essays on the principle of the formation of the human character...") – первое крупное соч. О., написано в досоциалистич. период его развития. Излагает его взгляды на доминирующую роль воспитания в решении социальных проблем, его педагогич. идеи и опыт. Состоит из 4 очерков. Первый написан в 1812, опубл. в 1812 (очень небольшим тиражом), затем 2 изд., L., 1816. Есть многочисл. переиздания. Лучшее издание в кн.: "A new view of society and other writings", L.–[а. o.], 1927. На рус. яз. впервые изд. под назв. "Образование человеч. характера" (П., 1865), затем под назв. "Об образовании человеч. характера" (СПБ, 1881, и М., 1893); неполное изд. в 1909 (под назв. "Образование характера. Новый взгляд на общество"). Отрывки напечатаны в кн.: "Педагогич. идеи Р. О." (М.,1940); имеются также пер. на нем. яз. – ?bers, und erkl?rt von О. Collmann, Lpz., 1900; на болг. – (Шумен, 1895); на польск., в кн.: Owen R., Wyb?r pism, [Warsz.], 1959, на венг., в кн.: Owen R., Nevel?s ?s t?rsadalom, Bdpst, 1957. Report to the county of Lanark of a plan for relieving public distress and removing discontent, L., 1821; Lectures on an entire new state of society, L., 1830; The book of the new moral world, L., 1836–44; Socialism or the rational system of society, L., 1840; The revolution in the mind and practice of the human race, L., 1849; The future of the human race, L., 1853; The new existence of man upon the earth, L., 1854–55; The life of Robert Owen, written by himself, with selections from his writings and correspondence, v. 1–2, L., 1857–58; на рус. яз. – Избр. соч., т. 1–2, М., 1950 (имеется библ.). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, 3, 4, 18, 19, 23, 24 (по именному указат.); Ленин В. И., Соч.. 4 изд., т. 2, с. 191, 221–23; т. 4, с. 105; т. 5, с. 343; т. 33, с. 433; Плеханов Г. В., Утопич. социализм XIX в., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Бут ?., Биография и деятельность Р. О., основателя социализма в Англии, пер. с англ. СПБ, 1870; Волкова Е., Пророк "разумного общества". Р. О. Его жизнь и деятельность, 4 изд., X., 1919; Либкнехт В., Р. Оуэн, М., 1919; Бер ?., История социализма в Англии, пер. с нем., М.–П., 1923; Доллеанс 9., Роберт Оуэн, X., 1923; Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 2, М.–Л., 1931; Колл Д. Г., Р. Оуэн, М.–Л., 1931; А-н Арк., Р. Оуэн, М., 1937; Макаровский ?., Социалист-утопист Роберт О., "ПЗМ", 1940, No 9; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 544–69; История философии, т. 2, М., 1957, с. 179–83; Тумим-Альмединген ?. ?., Педагогич. опыты и взгляды Р. О., М., 1960; Кан С. Б., История социалистич. идей, М., 1963; ?еуэль А. Л., Западноевроп. утопич. социализм, М., 1963; Sargart W. L., Robert Owen and his social philosophy, L., 1860; Webb S., Socialism in England, L., 1899; Jones L., The life, times and labours of Robert Owen, [3 ed.], L., 1900; Davies R. E., The life of Robert Owen, L., 1907; Mс Сabe J., Robert Owen, v. 1–2, L., 1923; ?odmоrе F., Robert Owen, a biography, v. 1–2, L., 1923; Simon H., Robert Owen, Jena, 1925; Harvey R. H., Robert Owen social idealist, Berk.–Los Ang., 1949; Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962; A bibliography of Robert Owen, The socialist 1771–1859, 2 ed., Aberystwyth–L., 1925. А. Макаровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
668.63 кб

Роберт Оуэн и и зарождение доктрин кооперативизма

Андерсон Кирилл Михайлович
В статье дан краткий обзор истории зарождения кооперативистской идеологии и влияния на этот процесс социалистической доктрины Роберта Оуэна.