ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Отрицание отрицания
один из главных законов диалектики, обусловливающий поступательно-возвратный характер развития. В рамках классической логики этот закон гласит: двойное отрицание исходного высказывания дает снова это же высказывание.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Отрицание отрицания

/D/ Negation der Negation/E/ Negation of Negation /F/ Negation de la Negation /Esp/Negation de la Negation
Один из законов диалектики, согласно которому развитие складывается из отрицательных циклов, в рамках которых разрешаются свойственные каждому из них противоречия. Специфическим способом и, вместе с тем, содержанием перехода от одной ступени развития к другой в рамках такого цикла является отрицание. Цепь особым образом взаимосвязанных отрицаний образует содержание и направленность, относительную завершенность цикла развития как возврата к старому, начальному на новой, качественно более высокой основе.

Источник: Философия, практическое руководство

Отрицание отрицания
В системе Гегеля О.о. – основной способ саморазвития категорий. Одна из противоположных категорий (антитезис) отрицает другую (тезис), а затем сама подвергается отрицанию, но так, что образующаяся в результате О.о. третья категория оказывается синтезом первых двух (например, становление как единство бытия и небытия). В диалектическом материализме О. о. уже рассматривается как общий механизм развития природы и общества, где отрицаемое и отрицающее выступают как старое  и новое. При этом отрицание не является абсолютным («зряшным и голым» по В.И. Ленину), оно одновременно оказывается снятием, т.е отрицанием того, что препятствует прогрессу, и сохранением лучших черт старого. Однако понимание прогресса остается на докатегориальном уровне (движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от худшего к лучшему). Всеобщность О.о. также требует оговорок. А именно, оно справедливо не для любых противоположностей, но только для контрадикторных ( когда множество состоит только из двух элементов); в случае контрарных протвоположностей (когда между контрадикторными полюсами можно поместить множество переходных ступеней, из которых в определенных коррелятах могут быть образованы новые параы противоположностей) содержится только возможность того или иного О.о. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 372, 376-381.

Источник: Философские категории авторский словарь

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ
обозначает снятие внутреннего противоречия в процессе развития понятия, который Гегель рассматривал как движение от абстрактного к конкретному. Понятие, существующее как абстрактная определенность, выходит за свои пределы, т. е. начинает развиваться через развертывание внутреннего противоречия. Момент выхода понятия в свое инобытие, полагание им собственной противоположности выступает как первое отрицание. Отчужденное от себя понятие возвращается к себе в форме конкретной, более богатой определенности, содержащей само понятие и его противоположность как снятый — идеальный — момент. Этот процесс носит у Гегеля название отрицания отрицания, или снятия. Развитие понятия у Гегеля циклично, оно подчинено триадичному ритму: тезис — антитезис — синтез. Ленин выразил суть гегелевской концепции развития в образе спирали, наглядно воплощающем идею нелинейности развития, его возвращения к своему исходному пункту на более высоком уровне.
Марксизм воспринял гегелевскую диалектику и систематизировал ее в форме законов диалектики, о которых у самого Гегеля не шло речи: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количества в качество и закона отрицания отрицания. В марксистских опытах материалистической интерпретации гегелевской диалектики трактовка закона отрицания отрицания вызывала наибольшие споры. Некоторые марксисты относили этот закон только к мышлению, к процессу восхождения мышления от абстрактного к конкретному, исходя из того, что действительность изначально рассматривается марксизмом как целостная конкретность. Если же считать, что закон отрицания отрицания характеризует развитие самой действительности, то тогда возникают трудности, связанные с нахождением триадичных структур развития в природных процессах, поскольку действие его может быть отнесено только к циклично развивающимся феноменам, более характерным для социальной, нежели для природной, действительности.
О. В. Вышегородцева

Источник: Новая философская энциклопедия

отрицание отрицания
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ — в гегелевской и марксистской философии понимается как возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству на высшей ступени, напр. к «домашнему производству» в постиндустриальном обществе.         Отрицание — логический термин. Первоначально он обозначал процедуру, состоящую просто в том, что тезис «А» объявлялся ложным. В результате возникал антитезис «не-А». Повторное отрицание возвращало к тезису «А», круг замыкался. В логике эту элементарную процедуру называют снятием двойного отрицания.         Гегель онтологизировал эту процедуру, истолковав ее как единичный акт саморазвития абсолютной идеи за счет внутреннего противоречия. При этом изменилось и само понятие отрицания. Отрицать, по Гегелю, «означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец» (Гегель. Соч. М., 1937. Т. 5. С. 99). Так же понимается и повторное отрицание, т.е. О. о. В итоге абсолютная идея возвращается не просто к старому, как в формальной логике, а к старому на более высокой ступени развития. Движение происходит не по кругу, а по спирали.         В марксистской философии эта онтологизирован-ная Гегелем логическая процедура была истолкована материалистически, как процесс возвращения предмета в процессе развития к старому качеству на высшей ступени. Таков смысл одного из трех законов диалектики — закона О. о. Для экспликации этого закона вполне достаточно тех же понятий, что и для разъяснения логического закона снятия двойного отрицания.         В любом индивидуальном объекте есть родовой признак, присущий всему классу таких объектов, и видовой, присущий лишь его подклассу. У каждого родового признака таких видовых признаков несколько. Для простоты самый важный из них называют А, а все остальные — не-А. Процесс развития предмета может не затрагивать его родового признака, а сводится к переходу от одного видового признака к другому, от А к не-А, например от домашнего производства (А) к промышленному (не-А). Закон О. о. позволяет предположить, что следующим актом развития производства будет возвращение его к домашнему производству на основе достижений компьютерной революции. Именно этот процесс мы и наблюдаем в странах, вступивших в постиндустриальную фазу своего развития.         Причина возвращения к старому в процессе развития предельно проста: перерастая рамки качества А, объект переходит к качеству не-А; исчерпав возможности и этого последнего, он либо меняет свое родовое качество, либо возвращается к старому видовому качеству — к А. Других возможностей просто нет. Закон О. о. фиксирует именно последний вариант. Но простота этого закона не тождественна тривиальности. Его эвристическая ценность состоит в том, что он позволяет предсказывать содержание грядущих изменений в развивающихся объектах. Естественно, эти предсказания носят гипотетический характер.         В современной отечественной философии этот закон переживает трудные времена. Одни не считают его универсальным законом развития объективного мира, другие отрицают существование развития, третьи отрицают существование самого объективного мира. Остается надеяться, что закон О. о. сработает и здесь.         Г.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
707.41 кб

Отрицание закрытости

Хеджинян Лин
В публикуемых фрагментах из книги одного из виднейших представителей американской школы «поэзии языка» говорится о тексте, все элементы которого действуют так, что опровергается представление о его замкнутом пространстве.
Читать PDF
102.17 кб

Отрицание и безвременье

Минигулова И. Р.
Временная логика как одно из направлений логики предполагает наличие параметра времени, а время является неотъемлемым аспектом бытия.
Читать PDF
140.07 кб

Отрицание и безвременье

Минигулова И.Р.
Временная логика как одно из направлений логики предполагает наличие параметра времени, а время является неотъемлемым аспектом бытия.
Читать PDF
140.07 кб

Отрицание и безвременье

Минигулова И.Р.
Временная логика как одно из направлений логики предполагает наличие параметра времени, а время является неотъемлемым аспектом бытия.
Читать PDF
286.44 кб

Философия беспощадного отрицания

Водолагин Александр Валерьевич
В статье раскрыто религиозно-мистическое содержание книги Г. Гегеля «Феноменология духа», которую К.
Читать PDF
895.53 кб

Взаимодействие пресуппозиции и отрицания

Баджелидзе Ксения Роландовна
В статье рассматривается метод выявления пресуппозиций в высказываниях, а также проблемы, возникающие при его применении.
Читать PDF
434.23 кб

КОНЦЕПЦИЯ ОТРИЦАНИЯ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

Донец А.М.
В статье на основе широкого круга тибетоязычных источников раскрывается содержание концепции отрицания, как она представлена в тибетском буддизме.
Читать PDF
105.51 кб

Отрицание как основа негативной дискурсивности

Колбин Денис Александрович
Рассматриваются основания позитивного и негативного дискурсов.
Читать PDF
175.16 кб

Ценности и их отрицание в этике дискурса модерна

Бабошин Василий Викторович
В статье анализируются различные аксиологические основы дискурса и их влияние на нигилистическое отношение к миру.
Читать PDF
302.63 кб

Логические и онтологические аспекты процесса отрицания

Ковалевский А.А.
Статья посвящена проблеме взаимосвязи логического и онтологического аспектов процесса отрицания. Логическое отрицание существует в виде суждения.
Читать PDF
554.44 кб

Ничто как источник отрицания в философии Ж. -П. Сартра

Воропаев Дмитрий Николаевич
Статья посвящена роли понятия «ничто» в философии Жан-Поля Сартра.
Читать PDF
207.64 кб

Проблема отрицания парадигмальности социального познания

Насиров Марат Нухбалаевич
Статья представляет собой введение в методологический проект, целью которого является создание нового метатеоретического метода социального познания парадигмального анализа.
Читать PDF
658.80 кб

Новый этап одомашнивания культуры или отрицание отрицания

Цукерман Владимир Самойлович
В историческом и философском контексте рассматривается современное явление одомашнивания культуры, развитие которого подтверждает действие диалектического закона отрицания отрицания.
Читать PDF
293.62 кб

Диалектический закон отрицания отрицания: «Снятие» по Гегелю

Жилин Владимир Ильич
«Снятие» является одним из основных понятий и в диалектике Гегеля, и во всей марксистской философии.
Читать PDF
181.09 кб

Логика отрицания в структуре и содержании социального действия

Бабошин Василий Викторович
В статье анализируются различные аспекты и проявления нигилизма в социальном процессе современности.

Похожие термины:

  • Отрицание

    это переход от одного ко второму, если второе является продолжением первого, второе лучше, чем первое.
  • ОТРИЦАНИЕ-СНЯТИЕ

    такое изменение, при котором преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы.
  • ОТРИЦАНИЕ МЕТАФИЗИКИ

    одна из установок неопозитивизма, неприятие метафизики как выходящей за пределы науки и метанауки. См. метафизика.
  • ОТРИЦАНИЕ-ТРАНСФОРМАЦИЯ

    такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура.
  • ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

    см.: Закон двойного отрицания.
  • ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

    один из трех основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля как закон развитя Абсолютной Идеи. Закон выражает преемственность, спиралеведный характер разви
  • Закон отрицания отрицания

    один из фундаментальных законов диалектики, объясняющий направление развития: в любом развитии старое, будучи отвергнутым через его отрицание, не исчезает бесследно, но сохраняется внутри против