ОТНОШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Найдено 1 определение
ОТНОШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. О. э. зависит как от богатства и многообразия природных и социальных качеств и связей объекта, так и от развитости эстетических способностей субъекта, его включенности в систему общественных отношений. О. э. индивида к действительности опосредствовано сложившимися общественными отношениями и ценностями исторически определенной культуры, интериоризованными им, т. е. воспринятыми как свои собственные. Вступая в О. э., человек на время как бы выходит из практических отношений, погружаясь в эстетическое созерцание, объект к-рого избирается им свободно, независимо от какого бы то ни было внешнего, в т. ч. утилитарного, интереса, только на основе чувства удовольствия, духовного наслаждения. Этим объектом может стать явление любого класса действительности, доступное непосредственному восприятию. Вчера остававшийся эстетически нейтральным, сегодня тот или иной объект может быть вовлечен в сферу эстетического интереса субъекта и преобразован эстетической деятельностью в эстетический предмет. По основанию и способам включения в О. э. можно выделить несколько типов объектов. 1. Природные объекты и явления, эстетическое созерцание к-рых требует активной духовной деятельности субъекта. 2. Продукты целесообразной деятельности людей (технические объекты, целесообразные вещи), эстетическая ценность к-рых сопутствует их утилитарной полезности, выходя, однако, за ее пределы (Дизайн), 3. Социальное поведение людей, человеческие поступки, оцениваемые не только по их эффективности, но и в соотнесении с эстетическим идеалом (Идеал эстетический). 4. Внутренний духовный мир человека как предмет авторефлексии и самовыражения, а также соучастия по отношению к духовному миру «другого». 5. Худож. произв., обладающее «принудительной» силой эстетического внушения, заложенной в него предшествующей худож. деятельностью. Вовлекая объект в сферу О. э., субъект не затрагивает онтологических основ его бытия, но, усматривая в нем богатство возможных преобразований, по-новому упорядочивает и завершает его в своем воображении с позиций эстетического идеала. Даже когда в качестве объекта О. э. выступает собственное «Я» субъекта, оно противостоит последнему как О. «Я — другой», т. е. предмет, подлежащий эстетическому преобразованию и оценке. В этом смысле О. э. всегда предметно, или «опред-мечено». Определение О. э. как субъект -но-объектного О. не исчерпывает его специфики. О. э. всегда «диалогично», т. е. его субъект относится к своему объекту так, как если бы он тоже был субъектом (даже если это неодушевленный предмет), постоянно внося в свое отношение к нему коррективы, учитывающие возможную реакцию (реальную или иллюзорную) со стороны объекта как своего партнера, входя в его роль. В процессе О. э. устанавливается, т. обр., динамическое тождество субъекта и объекта. Смысл такого тождества образно раскрыл япон. мудрец XIII в, Меэ, выразивший свое О. э. к природе в форме поэтической авторефлексии: «...глядя на луну, я становлюсь луной. Луна, на которую я смотрю, становится мной. Я погружаюсь в природу, соединяюсь с ней». Аналогичные наблюдения характерны для Гете. В то же время между субъектом и объектом О. э. всегда сохраняется эстетическая дистанция (Дистанция эстетическая), к-рая придает этому О. характер игры; субъект осознает внеположенность объекта, хотя постоянно нарушает ее в своем воображении. Будучи индивидуальным, О. э. обладает тем не менее всеобщностью, обусловленной общественным содержанием эстетического идеала, в соответствии с к-рым оценивается объект, и коммуникативностью самого О. э., его «заразительностью» (Толстой). О. э. соотносительно с понятием «эстетическая деятельность», оно выступает как ее продуктивный результат и вместе с тем предпосылка к ее новому акту на более высоком уровне. В процессе реализации О.э.происходит развитие субъекта, его эстетических чувств и способностей на основе «рас-предмечивания» объекта, т. е. духовного присвоения его богатства. Обращаясь ко всем сторонам действительности, ко всем сферам человеческой жизни, О. э. раскрывает и утверждает их значимость для субъекта; позволяет не только узнать, но и пережить те или иные жизненно важные ситуации. На этой основе происходит присвоение личностью социально значимого опыта, ценностей, отобранных и санкционированных об-вом. Эстетический идеал через О. э. приобретает значение внутреннего императива личности. Чувство удовольствия (неудовольствия), сопутствующее О. э., придает ему характер дополнительного стимула к действию.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
124.78 кб

Эстетическое отношение как постижение бытия

Красноярова Наталия Георгиевна
В статье рассматривается актуализация проблемы эстетического ( отношения, ценностей, сознания) в современной философии.
Читать PDF
890.26 кб

Эстетическое отношение к массовому сознанию и массовой культуре

Липский Владимир Николаевич
В статье автор размышляет над проблемами, которые рассматриваются в учебном пособии «Российский дискурс массовой культуры: эстетические практики и художественный образ», опубликованном в 2015 году коллективом авторов.
Читать PDF
103.56 кб

Эстетическое свершение как способ диалогического отношения к миру

Думинская Марина Викторовна
Определены особенности осмысления феноменов эстетической культуры в ситуации изменчивости культурных парадигм.
Читать PDF
422.23 кб

Казус «Эстетического отношения к действительности» в отечественной эстетике

Радеев Артем Евгеньевич
В статье определяется контур понятия «эстетическое отношение к действительности» в советской эстетике, раскрываются его истоки.
Читать PDF
194.07 кб

Этическое и эстетическое отношение к природе в различных культурах и религиях

Иванова Ирина Сергеевна
В статье рассматривается отношение к природе в различных культурах, выявляется общая основа уважительного отношения флоре и фауне. Автор показывает применение категорического императива И.
Читать PDF
146.36 кб

Эстетические отношения искусства к действительности в творчестве А. Синявского / А. Терца

Карпов Анатолий Сергеевич
Исходным в размышлениях об искусстве является вопрос о его отношении к действительности: унифицированный ответ на него попросту невозможен, так как неизбежно выводит в область абстракций.
Читать PDF
262.27 кб

Философско-эстетические взгляды М. Бахтина и М. Хайдеггера: к проблеме резонансных отношений

Саяпова Альбина Мазгаровна
Компаративный анализ философско-эстетических взглядов М.Бахтина и М.
Читать PDF
213.12 кб

Эстетическое отношение как условие гармонизации личности с окружающим миром: педагогический аспект

Яфальян Алла Фёдоровна
В статье рассматривается эстетическое отношение как фундаментальная категория гуманитарных наук. Изучено проявление эстетического отношения в процессе общения.
Читать PDF
432.06 кб

Сравнительный анализ трансформации отношения к я-физическому у пациентов ампутационной и эстетическо

Труфанова Светлана Ивановна
В статье проводится сравнительный анализ особенностей трансформации отношения к своему физическому образу «я» у пациентов эстетической и ампутационной хирургии, обосновывается актуальность подобного исследования.