ОТКРЫТОСТЬ

Найдено 1 определение
ОТКРЫТОСТЬ
нем. Ofienheit, англ. openness, франц. ouverture) — общекультурное понятие, по-разному тематизируемое в философских системах. Базовое значение открытости как искренности («открытый муж свободно правду скажет», Клопшток; «эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную... я так любил в ней», Л. Толстой), прямоты («прошу с открытостью ответствовать мне большей», Шекспир; «открытое, чем с братом», Виланд), чистосердечной честности («мне надобно б не столь открытым быть», Шиллер; «открытость», «справедливость» как синонимы у Добролюбова), дружественной доверчивости («ее открытости мой гнев стыдится», Гете) рано прослеживается лексикографами в европейских языках, включая русский («лукавства в себе не имеют, самым простым открытым сердцем ко всем», Космография, 1670).
Просвещенческая мысль высоко ценит открытость светского общества как позитивный противовес религиозной нетерпимости. В романтизме открытость привлекается для характеристики поэтически-художественного образа, который всегда неудержимо выходит за свои пределы. Для Ф. Шлегеля открытость рассматриваемого предмета или идеи обеспечена иронией. Слово художника и мыслителя возвращает вещи их безграничной символической сути. По Шопенгауэру, открытость свойственна прежде всего музыке, первообразу всех искусств.
Бергсон («Два источника нравственности и религии», 1932) вводит актуальный до сего дня термин «открытое общество» в смысле коллектива, не обособляющего себя от человечества и целого мира. К. Поппер («Открытое общество и его враги», 1957) в полемике против историзма Гегеля и Маркса, привязывая это понятие к политическим перипетиям борьбы западных демократий против тоталитаризма, выдвигает открытость как рискованное, но единственно плодотворное движение человечества путем проб и ошибок после отказа от идеологического детермиш-1зма.
В более фундаментальном плане открытость всякой данной человеческой ситуации подчеркивалась К. Яспереом, с соответствующим признанием принципиальной незавершенности работы мысли.
Хайдеггер определяет открытость как исходную вовлеченность человеческого присутствия (Dasein) в мир, прежде всего через настроение («Бытие и время», 1927, и др.). Бытие-вмире как опыт открытости связано с фактом настроенности. Открытость сама по себе еще не мир, но возможность события мира. Открытость присутствия означает его экстатичность во времени, т. е. его одинаковую принадлежность в мгновение ока, при условиях решимости на собственную экзистенцию, к трем временным экстазам настоящего, настающего и сбывшегося. Открытость мира, со своей стороны, поддерживается решительным вступанием в нее, достигаемым в мысли, Художественном творчестве, поступке («Исток художественного творения»). Открытость оказывается, т. о., просветом, где вещи впервые получают возможность показать свою истину. Открытость в этом смысле первична, не создается представлением и не поддается осмыслению усилиями последнего («На пути к языку»). В ней осуществляются свобода человека встретить истину вешей и тем самым человеческое существо как таковое.
Отталкиваясь от Ясперса и Хайдеггера, X. Арендт делает открытость главным свойством публичного мира как свободного исторического образования, на сцене которого выясняются дела человеческие. Что нечто вообще является и может быть воспринято и другими и нами самими как таковое — означает внутри человеческого мира принадлежность к действительности. Предстояние других, которые видят, что мы видим, и слышат, что мы слышим, удостоверяет нам реальность мира и нас самих. Рядом с открытостью, вполне тождественной у Арендт с миром, даже мощные силы внутренней жизни, сердечные страсти, задушевные мысли, чувственные наслаждения «ведут неуверенное, тенеобразное существование, разве что, изменившись, какбыдеприватизируются, деиндивидуализируются и преображаются так, чтобы найти адекватную для публичной явленности форму» (Vita activa, 1958). Переход из приватной сферы в открытую происходит, напр., при простом рассказывании какой-либо истории. Начиная просто говорить о вещах, каковы бы они ни были, мы уже выдвигаем их в сферу, где они обретают общезначимость. Отсюда первостепенное значение свободного слова и незаинтересованного общения. Вместе с тем открытая сцена мира остается хрупкой действительностью и в настоящее время почти полностью разрушена стратегически-прагматической установкой новоевропейского человечества.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
253.81 кб

Открытость Другому: опыт введения в феноменологическую этику Э. Левинаса (не без помощи Л. Бессона)

Мелихов Герман Владимирович
Настоящая статья представляет собой реконструкцию не столько этических воззрений Э. Левинаса, сколько специфического опыта открытости Другому, который лежит как в основании философии Э.
Читать PDF
267.62 кб

Открытость как сущностная характеристика человека

Абдина А. К.
Человек отличается от всего живого тем, что он открыт миру. Открытость необходимый компонент целостности человека, так как вне возможности преобразовывать мир для полноценного существования человек не может состояться.
Читать PDF
486.79 кб

Трансдисциплинарное исследование понятия «Открытость»

Мамченко Анна Александровна
В статье описывается опыт трансдисциплинарного исследования понятия с помощью методов гуманитарного моделирования.
Читать PDF
329.25 кб

Природа исторических законов как выражение логики человеческой деятельности и открытость истории

Андреева Людмила Сергеевна
Читать PDF
347.12 кб

Открытость русской философии

Сухов Андрей Дмитриевич
В числе характерных признаков русской философии ее открытость, контакты с другими сферами сознания литературой, искусством, наукой и пр.
Читать PDF
510.93 кб

ИДЕНТИЧНОСТЬ: ОТКРЫТОСТЬ ИЛИ ОТГРАНИЧЕНИЕ?

Антонов Денис Александрович
Цель работы – раскрыть полярные стратегии идентификации общества в условиях глобального мира.
Читать PDF
639.52 кб

10-я юбилейная сессия мирового общественного форума«Диалог цивилизаций» как пространство открытости,

Негрова Марина Сергеевна
Читать PDF
240.61 кб

Избыточность человека как условие его открытости сопредельному

Румянцев Олег Константинович
В статье выдвинута гипотеза, что исходно принадлежащая человеку безграничная открытость (составляющая его отличие от животных) может быть присвоена только в результате его усилий.
Читать PDF
159.87 кб

Философские практики обретения экзистенциальной открытости: компаративистский анализ восточных и зап

Богданова Вероника Олеговна
Предметом исследования являются философские практики экзистенциальной открытости, позволяющие сформировать доверие к жизни, необходимое для полноценного развития личности.
Читать PDF
197.05 кб

МОДЕРНОСТЬ: ПУТЬ К ОТКРЫТОСТИ БУДУЩЕГО

Хомяков Максим Борисович
Статья посвящена рассмотрению различных теорий модерности в современной социальной и политической теории.
Читать PDF
103.13 кб

Человек является открытостью. Анри де Любак и его полемика против дуализма природного и сверхприродн

Дзоффоли Сара
Статья посвящена творчеству французского теолога А. де Любака (1896-1991).

Похожие термины:

  • Полнота и открытость бытия

    понятия, отражающие природу  бытия с точки зрения необходимости и достаточности. Эта проблема имеет две стороны: субстанциональную и динамическую. В первом случае под П. б. понимается необходимос
  • ОТКРЫТОСТЬ системы

    одна из ключевых характеристик нелинейных самоорганизующихся систем, означающая такое их свойство, при котором система имеет возможность непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с