ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Найдено 1 определение
ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Итал. OPERA APERTA. Концепция, разрабатываемая учеными многих стран в основном с середины 60-х годов и получившая свое наиболее авторитетное завершение в работе итальянского медиевиста, семиотика, теоретика постструктурализма и постмодернизма и писателя Умберто Эко «Открытое произведение» (Есо:1962). То, что именно Эко выступил с этой концепцией именно в 60-х годах — в самый разгар господства структуралистских представлений о художественном произведении как о некоем замкнутом на себе самодостаточном целом, которое якобы можно рассматривать вне его зависимости от автора и читателя, — свидетельствовало о том, что он с самого начала был одним из тех, кто примкнул к так называемой «семиотической критике структурализма» (структурализм), хотя, как и многие сторонники этого направления, называл себя семиологом и в большом обзорном труде 1970 г. «Актуальные методы критики в Италии» (I metodi attuali:1975) представлял раздел «Семиологическая критика». Тем не менее нельзя сказать, что его позиция в это время была достаточно последовательной, поскольку именно в эти годы он выступил с целом рядом блестящих работ, анализирующих структуру произведений массовой, тривиальной литературы: «Фантастичные и интегрированные» (прежде всего эссе «Структура дурного вкуса» и «Прочтение Стива Кэньона») (1964), предисловие к роману Э. Сю «Парижские тайны» «Сю, социализм и утешение» (1966) и ставшую хрестоматийной статью о нарративной структуре романов о Джеймсе Бонде Яна Флеминга (Есо:1964; Есо:1966а; Есо:1966b).
Концепция «открытого произведения» была предложена Эко для осмысления опыта авангардной литературы и всего искусства в целом, отражающего, по его мнению, двусмысленность человеческого бытия в настоящее время. Это своего рода «трансцендентальная схема» структурирования художественной формы, когда происходит смена художественной и философско-мировоззренческой парадигмы, и в искусстве, как и в современном восприятии жизни, господствует идея множественности интерпретации. Открытое произведение не конструирует закрытый, самодостаточный в себе мир вымысла, а ставит перед читателем вопросы о своем смысле, предлагая или даже навязывая ему бесчисленную череду истолкований и категорически отвергая возможность однозначного своего понимания.
Впоследствии Эко трансформировал идею бесконечной интерпретации в идею неограниченного семиозиса и стал утверждать «эстетику Хаосмоса», где хаос и порядок обладают равноправным существованием, способствуя тем самым формированию доктрины хаологии.
Аналогичная открытому произведению концепция получила распространение и в театрологии, когда немецкий исследователь Фолькер Клотц опубликовал в 1960 г. книгу «Открытая и закрытая форма в драме» (Klotz:1975), где пришел к выводу, что в сфере построения драмы существуют две «композиционные возможности». Первая—это «закрытая форма», на которую ориентировалась античная и классицистическая трагедия. Она представляет собой законченное целое, и все ее эпизоды ориентированы на основной конфликт. Вся схема пьесы этой формы подчинена строгой временной и причинно-следственной логике, интрига развивается от действия к противодействию, все противоборства и противоречия при своем разрешении порождают новые, и так до самого конца, когда разрешается основной конфликт. В противоположность закрытой форме открытая форма драмы прибегает к структурной открытости, проявляющаяся в том, что рассказываемая в пьесе история представляется не как закрытое, иерархически организованное целое, а как ансамбль последовательностей, относительно независимых и изолированных друг от друга. Самое же главное отличие лежит в смысловой законченности и завершенности закрытой формы: тут на все вопросы даются исчерпывающие ответы, адекватные для разрешения тех ситуаций, в которых оказались герои пьесы; напротив, в пьесах открытой формы большинство вопросов остаются без ответа, зритель сознательно ставится в положение, когда он вынужден активно домысливать возможные варианты решения дилеммы.
 

Источник: Постмодернизм. Словарь терминов

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
223.62 кб

Аллотекст или открытое произведение?

Рибалка Ірина Сергіївна
В статті робиться спроба дати визначення терміну «відкритість». Автор доходить висновку щодо існування принаймні двох значень цього терміну, тому пропонує використовувати термін «алотекст», щоб розмежувати їх термінологічно.
Читать PDF
139.48 кб

Структура присутствия: У. Эко и истоки герменевтики открытого произведения

Косыхин Виталий Георгиевич
Статья рассматривает вопрос о влиянии творчества Дж. Джойса на становление и развитие философских и семиологических воззрений У. Эко.
Читать PDF
172.08 кб

Р. ПОГОДИН "ЖАБА": ОТКРЫТОЕ И ЛАТЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Гриценко Зинаида Александровна
В рассказе «Жаба», завершающем цикл Р. Погодина «Откуда идут тучи», автор представляет свою концепцию детства, отличную от общепринятой: развитие ребенка происходит не только в процессе игры ( Л.
Читать PDF
456.54 кб

Что такое образцовый роман? «Нулевой номер» У. Эко в свете концепции открытого произведения

Федоров А.А.
Несколько ключевых категорий концепции литературного творчества У. Эко рассмотрены на примере «Нулевого номера».
Читать PDF
2.56 мб

Творчество художников-знаменщиков братьев Басовых (XVI-XVII вв. ): к истории открытия произведений

Шерстобитова Екатерина Сергеевна
В статье рассматривается процесс введения в научный оборот и изучения памятников древнерусского книжно-рукописного искусства, относящихся к творчеству братьев Стефана, Федора и Гаврилы (по прозвищу Иван) Басовых.
Читать PDF
497.96 кб

Модель «Открытого произведения» в социокультурном пространстве постнеклассической научной парадигмы

Рендл М.В.
Статья посвящена модели «открытого произведения», используемого итальянским философом У. Эко с целью описания современного социокулькурного пространства как фрагментированной, нестабильной и динамичной реальности.
Читать PDF
449.34 кб

Открытие смысла художественного произведения через систему бинарных оппозиций (по повести А. Платоно

Сосновская Ирина Витальевна
В статье обосновывается актуальность работы с художественным смыслом в процессе анализа и интерпретации текста без привлечения контекстов.
Читать PDF
453.81 кб

К проблеме «Открытого» театрального произведения: «Нужна драматическая актриса (Лес)» и «Предпоследн

Шматова Галина Андреевна
В статье предпринимается попытка применить исследовательский инструментарий, предложенный Умберто Эко в его книге «Роль читателя» (понятие «М-зрителя» по аналогии с «М-читателем»; оппозицию открытого и закрытого произведения; кате