ОТКРОВЕНИЕ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОТКРОВЕНИЕ
это способ получения знаний о Боге в патристике и схоластике, противопоставленный естественному знанию: оно даруется человеку Богом за определенные заслуги и, прежде всего, за веру. Откровение выше и совершеннее естественного знания.

Источник: Тематический философский словарь

Откровение
Проявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует. Новый Завет оканчивается пророческой книгой – Откровением св. Иоанна Богослова (см. Апокалипсис), которая содержит символические картины будущего.

Источник: Православный церковный словарь.

ОТКРОВЕНИЕ
обнаружение, раскрытие тайны, самовыявление Бога, божественного, духа. Осуществляется посредством явлений, видений, знамений, внушений и прочих чудес. В религиозной философии — сверхчувственное непосредственное восприятие истины, доступное избранным только в момент мистического просветления.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Откровение
сверхчувственное постижение истины, получение знания прямо от Бога либо другого сверхъестественного существа.
С материалистической точки зрения откровение - результат обработки информации в подсознании (?) - озарение. Большие произведения (главы Библии) являются не откровениями, а результатом творческой деятельности.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Откровение
понятие религиозно-идеалистической философии, означающее сверхчувственное непосредственное постижение истины, доступное только избранным в момент мистического просветления. С т. зр. философов-идеалистов, О. связано со стремлением к истине и добру. Для тех же, кто не способен к О., истина становится предметом веры. Наука отвергает такое объяснение, поскольку оно связывает О. с требованием слепой веры в сверхъестественное. О. необходимо отличать от интуиции.

Источник: Философский словарь. 1963

ОТКРОВЕНИЕ
фундаментальное понятие теологии и религиозно-идеалистической философии, выражающее сверхчувственное познание сверхъестественной реальности в акте мистического озарения. В религии О. выступает гл. обо. в виде священного писания (Библия — в христианстве. Коран — в исламе и т. д.). Совр. богословие модернизирует идею О. посредством создания концепций его непротиворечивости разуму. Обращение к идее О. религиозных течений совр. немарксистской философии обусловливает возрастание роли иррационализма в философской апологетике теизма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОТКРОВЕНИЕ
в представлении верующих открытие божеством сверхъестеств. способом своей воли или к.-л. божеств, «истин». Согласно этому представлению, О. может осуществляться явлениями божества, знамениями, видениями, внушениями. В большинстве религий О. - основа приобщения к божеств. знанию, к-рое не может быть приобретено путем логич. рассуждений. По христ. вероучению божеств. О. нашло выражение в свящ. писании, а в православии и католицизме - и в свящ. предании. О. называется также особый жанр раннехрист. лит-ры, описывающий разл. видения (откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис Петра, «Пастырь» Гермы; два последних не вошли в канон Нового завета ).

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ОТКРОВЕНИЕ
понятие, употребляющееся в философии для обозначения акта познавания другого человека, а также постижения трансцендентного. По представлению верующих, 1) непосредственное открытие Богом своей воли людям или передача им важнейших идей, составляющих основу монотеистических религий. Осуществляется посредством явлений, видений, знамений, внушений и прочих чудес. Фиксируется в священных писаниях и преданиях; 2) особый жанр раннехристианской литературы, описывающей различные видения Бога и прочих небесных сил: например, заключительная книга Библии – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис); 3) в религиозной философии – сверхчувственное непосредственное постижение истины, доступное избранным только в момент мистического просветления.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОТКРОВЕНИЕ
(Offenbarung, лат. revelatio, греч. apokalypsis) — обнаружение, раскрытие истины, самовыявление Бога, божественного, духа. Религиозное откровение носит сверхъестественный характер, оно воспринимается не рассудком, а верою и сердцем (см. Любовь) и доступно лишь немногим, наделенным благодатью. Сущность откровения заключается в том, что восприятие его свободно от заблуждения. Иногда откровение трактуется гораздо шире (Рим. 1: 19): под ним понимается всеобщее обнаружение, раскрытие природы, которое должно быть доступно любому религиозному постижению.
K. Barth. О., 1934 (Repr. 1980); R. Guardini. Die О., 1940; М. Vereno. Myth. Wissen u. О., 1958; Н. Rademaker. Was besagt die Christi. O. eigentlich?, 1980; J. Schmitz. O., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОТКРОВЕНИЕ
акт познавания другого человека («Ты», С. Л. Франк), а также постижение трансцендентного; познание, основанное на откровении, отличающееся от обычного типа познания, базирующегося на активности познающего субъекта и направленного от субъекта к предмету; в акте откровения происходит нечто противоположное: непостижимая тайна живой реальности вторгается в человека, переживается им через ее активное воздействие на него, реальность активно самораскрывается, но то, что открывается человеку, не перестает быть «непостижимым», ибо содержание его бесконечно; непосредственное и полное открытие человеку высших истин, недоступных для рационального постижения ума, которое оказывается возможным лишь как благодать – дар Божий – и потому является феноменом веры, а не знания.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ОТКРОВЕНИЕ
от лат. revelatio, греч. apokalypsis) - обнаружение, раскрытие истины, самовыявление Бога, божественного, духа. Откровение воспринимается не рассудком, а сердцем (см. Любовь). Сущность откровения заключается в том, что восприятие его свободно от заблуждения. Согласно заявлениям религии, в особенности христианства, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения, напр. авторы Библии, Моисей, Христос (откровение в смысле своеобразного сверхприродного откровения - см. Мф. 11, 27). Иногда откровение трактуется гораздо шире (Рим. 1, 19): под ним понимается всеобщее обнаружение, раскрытие природы, которое должно быть доступно любому религиозному постижению. Однако позднее христианство устранило это различие благодаря учению о том, что уже верующий, читающий Библию, может быть причастен к своеобразному откровению.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Откровение
действие, посредством которого Бог (или боги) открывают человечеству знания о себе. В иудаизме откровение приходит через еврейскую Библию; в христианстве - через еврейскую Библию и Новый Завет. В исламе единственным источником откровения считается Коран. Индусы ассоциируют откровение со Шрути, что значит «то, что слышишь», и все больше соотносят его с Ведами, Упанишадами и другой индийской религиозной литературой. Буддизм считает высказывания Будды одним из видов откровения, хотя и не признает, что в этом участвует Бог. Джайнизм отвергает все сверхъестественные источники откровения. В других религиях откровение приходит от предков и богов и преследует определенные цели. Религии Авраама традиционно считают, что откровение прекратилось после того, как был окончательно установлен канон их писаний. Заявления о том, что откровение продолжается и сегодня, приводят к появлению движений ревитализации и религиозного возрождения, которые часто вызывают гнев у ортодоксов, усматривающих ересь в таких заявлениях.

Источник: Новые религиозные движения.

Откровение
согласно религ. представлениям — осуществляющаяся сверхъественным способом передача людям «истин», якобы исходящих от бога и выражающих его волю. О. рассматривается большинством религий важнейшим источником знания, дающим руководящие принципы отношений людей к богу и друг к другу. В различных религиях имеются самые разнообразные представления о путях О.: о непосредственном явлении и высказывании богом своей воли, передаче божественных «истин» с помощью разного рода знамений, принятии свидетельств бога людьми, отмеченными особым его доверием (праведниками, святыми, угодниками, священнослужителями), к-рые в состоянии религ. экстаза, мистич. «озарения» будто бы способны понять волю бога и т. д. В православии и католицизме основными видами О. считают «священное писание» и «священное предание». К О. относят наиболее важные с т. зр. религии положения (догматы), они объявляются недоступными человеческому разуму и противопоставляются науке. В религиозно-идеалистической философии О. — сверхчувственное непосредственное постижение истины, доступное только избранным в момент мистич. просветления.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ОТКРОВЕНИЕ

- 1) Знание, получаемое от Высшего источника, которое недостижимо чувственному восприятию, рациональному познанию и естественной интуитивной способности. Откровение постигается религиозной верой, воспринимающей его как особое просвещение человеческого духа, как Слово, несущее в себе истину и наставление, Слово Божие о Боге. Филон Александрийский впервые увидел в Откровении источник истин, нужных для решения философских проблем происхождения мира, первооснов бытия и духовного становления человека. 2) У ряда христианских мыслителей разных эпох Откровение - это раскрытие несомненных истин веры, на основе которых строится здание христианской философии, соединяющей их с метафизическими разработками и данными научных исследований. В рамках такого подхода Откровение трактовалось как готовый священный Текст, данный свыше. Необязательно быть христианином, чтобы так понимать суть Откровения и его назначения, - в Исламе и Иудаизме есть аналогичные взгляды. 3) В современной христианской мысли: это самооткровение Бога, Его дар Себя людям, излияние Его творческой любви в мир, любви, формирующей Словом и Духом новую реальность. Откровение - ответ на веру человека, который ищет не обладания знанием новых истин, а полноты жизни в единстве с Отцом и Сыном и Св. Духом, ищет полного прощения и спасения в Церкви и стремится посвятить свою обновленную жизнь служению Богу и ближнему. Оно освящает человека благодатью, принимается им как всепрощающий дар от Бога и обетование, что дар любви Божией к миру будет принят в ходе истории большей частью человеческого рода. Для христиан средоточием всякого откровения является самооткровение Бога в Иисусе Христе.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Откровение

- проявление Высшего Существа в нашем мире, с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует. В О. совмещаются, таким образом: 1) факт богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество, и 2) религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в нем открывается. Присутствием первого элемента О. отличается от чисто человеческих учений и систем, а присутствием второго - от тех иррациональных проявлений предполагаемых божественных или демонических сил, какими полна история всех религий. Различение О. личного от всенародного не может быть выдержано, так как вообще О. получается отдельными лицами, но не для них исключительно, а для более или менее широкого распространения. Более определенным образом различается в учении церкви О, в собственном смысле, формально признанное вселенским церковным авторитетом и обязательное для всякого верующего, от частных О., не имеющих такого обязательного характера, но допускаемых по причине их назидательности (таковы, напр., популярные на всем христианском Востоке О. св. Феодоры относительно будущей жизни). Как историческое явление, О. ограничивается областью религий Моисея и христианства и, как продукта совместного влияния обоих - ислама. В других религиях понятие высшего существа таково, что не допускает действительного О. или по своей излишней отвлеченности (брахманизм, буддизм, даосизм), или, напротив, по своей излишней материальности (все религии натуралистические или мифологические). Исключение, представляемое маздеизмом или парсизмом - только кажущееся, ибо о первоначальном виде этой религии (во времена Ахеменидов) нам почти ничего положительного не известно, а позднейший или восстановленный парсизм (времен Арсакидов и Сассанидов), равно как и его обособившаяся отрасль - манихейство, образовались несомненно под влиянием еврейских и христианских идей. Во всяком случае, самый ясный и полный тип О. представляет нам развитие еврейско-христианской религии. Здесь (с христианской точки зрения) различаются три главные степени или фазиса: подготовительное О., памятник которого есть Ветхий Завет, центральное, содержащееся в Новом Завете, и окончательное, имеющее совпасть с исходом мирового процесса. В христианстве открылась совершенная истина о Боге и дана совершенная нравственная заповедь или норма жизни, но о будущих судьбах человечества даны только предварительные общие указания. "Не открылось, что будем", говорит ап. Иоанн, а ап. Павел указывает на будущее "О. славы сынов Божиих", которого с томлением ожидает вся тварь. Новый Завет оканчивается пророческою книгою, которая под именем О. (Апокалипсис) содержит символические картины будущего. В средние века нетерпеливое ожидание конца мира породило, при произвольных толкованиях Апокалипсиса, ложное учение о наступлении третьего окончательного О., относящегося к Новому Завету так же, как тот относится к Ветхому. Это лжеучение первоначально связанное с именем южно-итальянского аббата Иоахима De Flons (XIII в.) и с мифическим "Вечным Евангелием", продержалось, в разных видоизменениях, до начала новых времен и далее.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ОТКРОВЕНИЕ
в религиозном сознании – проявление Божества, передающего людям свою волю и знакомящего их со своей истинной сущностью. О. в большинстве мировых религий есть факт богоявленности (теофании), содержательный источник религиозно-нравственных принципов, системы отношений человека с Богом. Существуют различные представления о способах передачи О.: непосредственная явленность Бога и Его волеизъявление; различного рода знамения, свидетельства избранных (праведников, святых, иерархов церкви), внимавших Ему. Например, заповеди Моисея, возвещенные израильскому народу; О. Иоанна; проповеди пророка Мухаммеда в исламе.
В христианстве основополагающим проявлением Божией инициативы является Священное Писание и Священное Предание. Бог является не только источником информации о себе самом, но, преодолевая человеческое несовершенство, обеспечивает все необходимые для Богопознания условия и тем самым помогает спасению рода человеческого. Священное Предание – память Церкви, учение веры, которое изначально передавалось устно, а потом сохранялось и транслировалось в творениях Святых Отцов церкви, в богослужебных книгах, постановлениях Вселенских соборов. Предание многообразно и неисчерпаемо в своих формах: письменное, устное, монументальное.
Священное Писание является одним из его источников, занимающих свое определенное место. Это книги, которые были написаны пророками и апостолами. Все книги соединены в одну – Библию. По времени своего происхождения они разделяются на книги Ветхого Завета (написаны до Рождества Христова) и книги Нового Завета (после Рождества Христова). По содержанию Ветхий Завет состоит из книг законоучительных (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие); исторических (книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств, книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии, книга Есфирь); учительных (книга Иова, Псалтирь, книга Притчей Соломоновых, книга Екклезиаста, книга Песни Песней Соломона); пророческих (книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати «малых» пророков). Все книги были собраны и положены в Иерусалимском храме около 154 года до н. э. после возвращения евреев из вавилонского пленения. Этот список называется каноном ветхозаветных книг, про которые Иисус Христос сказал, что «ни одна нота или ни одна черта не изменится в них, пока не изменится всё».
Ветхий Завет является источником Божественной информации об истории развития древнего мира, об истории измен и отпадения народа от своего Бога. В то же время в пророческих книгах всюду встречаются предсказания о пришествии на землю «искупителя грехов мира» – Христа. Он есть главная человеческая надежда. Вне этой предпосылки, вне веры в то, что Иисус есть Христос (Помазанник, Мессия), Ветхий Завет теряет свой смысл. Впервые эту мысль обосновали Ориген и Климент Александрийский (II–III вв.), основоположники информационно-исследовательского подхода к Священному Писанию.
В Новом Завете к материалу, дающему представление о Боге, прибавляется еще утверждение, согласно которому всё обещанное человечеству в Ветхом Завете совершилось в Иисусе Христе. В Новом Завете двадцать восемь книг. Главными являются Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна (Четвероевангелие). Книги Деяний Апостольских, излагающих дела апостолов, являются как бы продолжением Евангелия. Послания святых апостолов, разъясняющие учение Иисуса Христа о судьбах мира, вечной жизни, – это личные письма апостолов к первым христианским общинам, к отдельным лицам и Церкви. Последняя книга Нового Завета – Апокалипсис, или О. святого Иоанна Богослова. Здесь в символической форме описываются судьбы мира, конец всемирной истории, Божий суд над человечеством, приход на землю и гибель Антихриста, второе пришествие Христа, воскресение из мертвых и окончательное торжество Церкви.
В Апокалипсисе сказано, что Христос является альфой и омегой, первым и последним, началом и концом. Между ними – вся динамика человеческой истории. В этом смысле О. включает в саму природу человека развитие как его личный подвиг, как движение на пути к богопознанию, к совершенству. Задача человека – уподобиться полноте Христа, в этом состоит его жизненная диалектика. Связь человека с Богом возможна, так как человеку много дано в образе Христа, но еще больше «задано». Богоподобие человека, свобода, данная человеку при его творении, есть условие богопознания.
Для человека, вступившего на путь усвоения О., существуют два противоположных затруднения. Первое – «очеловечивание», антропоморфизация Бога. Второе – вынесение Его вообще за пределы человеческого разумения и переживания. Если в первом случае человек растворяет Божество в повседневности, то второе ведет к умалению человека, его способности «быть подобием Бога». В этом случае заповедь Христа «будьте совершенны, как отец ваш Небесный» теряет всякий смысл. Учитывая это, христианская теория выделяет рациональные (космологическое, телеологическое, онтологическое умозаключение о бытии Божием), эмоциональные и «волюнтативные» аспекты богопознания. (см. Доказательства бытия Бога ).
Коммуникация человека с Богом возможна, поскольку О. преодолевает субъект-объектную разделенность мира. Понимая под О. всё, в чем проявляется бытие и действие Бога в пределах человеческого восприятия, современное богословие дает условную классификацию видов и способов О. и богопознания: раскрытие Бога в природе как ее Творца и Вседержителя; способность нравственной оценки; переживание общения с Богом; непосредственные Богопроявления; промыслительные события в жизни человека и человечества; Священное Предание в Церкви; Слово Божье, в частности Священное Писание; Богочеловек Иисус Христос – высшее из О. Божиих. Содержание О. выявляется не из содержания предметного мира, но из отношений предметов, людей между собой и миром в целом как произведением Бога.

Источник: Краткий философский словарь.

ОТКРОВЕНИЕ
в представлениях монотеистических религий непосредственное волеизъявление трансцендентного божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.
СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ ОТКРОВЕНИЯ. Первой предпосылкой концепции откровения является распространенное уже на примитивных ступенях политеизма представление о том, что особые избранники — колдуны, шаманы, духовидцы, сивиллы и т. п. — в состоянии транса могут говорить от лица высшей силы, временно вытесняющей их личность. Из этой архаической практики развивается прорицание, у языческих культурных народов принимающее весьма сложные и регулярные формы (напр., оракулы в Греции). Однако в рамках политеизма понятие откровения было еще невозможным. В языческой мифологии божество есть интегрирующая часть космоса, наделенная в избытке природными силами, но ограниченная и подвластная космической закономерности. Внушаемые таким божеством прорицания хотя и более авторитетны, чем заурядные источники человеческого знания, но принципиально от них не отличаются: во-первых, сфера божественного внушения не отделена от сфер чисто человеческой активности (напр., поэтическое творчество в раннюю эпоху осмыслялось как результат такого внушения, что не находилось в противоречии с мирским характером греческой поэзии), от области простого гадания и т. п., во-вторых, для язычества характерно представление, что бог может намеренно солгать (ср. сон Агамемнона у Гомера, «Илиада», кн. 2, и слова Муз у Господа, «Теогония», ст.27), а если и захочет открыть истину, должен считаться с запретами судьбы (ср. Геродот I, 91,2); слова этого бога неизменно двусмысленны, он, по выражению Гераклита (В 93), «не высказывает и не утаивает, но намекает». На всем протяжении греко-римской полисной классики содержание предсказаний оракулов оставалось в рамках чисто утилитарных вопросов и чуждалось умозрительной проблематики (ср. Плутарх. De Pyth. orac., гл. 26—28). Следующая необходимая предпосылка концепции откровения — идея сверхчувственной реальности, требующей столь же внечувственного, внеэмпирического познания. Эта тема развита в тех областях древнегреческой (элеаты, традиция Платона) и древнеиндийской (традиция веданты) философии, где имеет место спекулятивная работа над понятием абсолютного бытия («истинно-сущее» — греч. то санскр. satyasya satyam), сравнительно с которым мир чувств, опыта (а также мир древней мифологии, не отмежеванный от эмпирии) оказывается «кажимостью», «заблуждением» ( Ксенофана, avidya веданты). Для того чтобы выйти за пределы окружающей человека «кажимости» и достичь знания об истинно-сущем, необходимо озарение (Парменид облекает эту мистифицированную гносеологию в форму поэтического мифа о странствии философа за пределами космоса). Само понятие истины трансформируется: внеэмпирическая «истина» должна раскрыться в напряженном самоуглублении. На идее сверхчувственного познания зиждется и буддизм. Однако все это еще не есть откровение; «сущее» элеатов, Платона, веданты безлично и потому пассивно; если человеку и удается прорвать эмпирическую «иллюзию» и познать «истину», то он обязан этим самоуглублению или же учителю, личность которого, какой бы сверхчеловеческой она ни мыслилась, все же не тождественна самому абсолютному бытию.
Для того чтобы идея откровения получила завершение, необходимо, чтобы это «истинно-сущее» бытие приобрело личностное осмысление: оно должно не только быть объектом «исканий» для человека, но и само активно «искать» его и «открываться» ему (ср. слова Бернарда Клервоского об отношениях Бога и человеческой души: «Ты не искала бы, если бы тебя самое прежде не искали»). Этот шаг был впервые сделан в иудаизме: ветхозаветный Бог — это не только Сущий, но прежде всего «живой», «действующий» Бог, не столько объект созерцания, сколько субъект воли, некоторое «Я» (это определяется отчасти уже спецификой значения др.-евр. глагола hjh, употребленного в знаменитой самохарактеристике Яхве (Исх. 3:14) сравнительно с др.-греч. глаголом «быть»). Именно эта персональность иудейского Бога делает возможной идею откровения: Бог «открывает» человеку тайны мира и свою волю в акте личностной «милости», и человек обязан в ответ на это «уверовать». Наибольшей четкости понятие откровения достигает в позднем (т. н. раввиническом) иудаизме; в талмудическом трактате «Сангедрин» дана четкая формула святости «писания» (XI), в нем говорится, что содержание откровения всегда одно и то же, но варианты вносятся личностью воспринимающего, т. е. пророка и т. п. Из иудаизма сложившееся понятие откровения переходит в христианство и ислам. Дляхристианства высшее откровение есть сам Христос, в личности которого непосредственно раскрыты как абсолютное бытие, так и абсолютная истина этого бытия, как бы его смысловая формула, логос (Ин. 14:6; «Я есмь. истина»).
СТРУКТУРА ИДЕИ ОТКРОВЕНИЯ. В соответствии с общим иерархическим мировоззрением средневековой теологии в откровении различается несколько уровней. Высшая реализация откровения — «Писание» (соответственно Ветхий Завет, Новый Завет и Коран), причем даже в пределах канона «Писания» возможна субординация: в христианстве Новый Завет оценивается как откровение высшего уровня сравнительно с Ветхим Заветом. Но к «Писанию», по ортодоксальным учениям, невозможно подойти, минуя низшую ступень откровения — «предание» (в иудаизме — Талмуд, в христианстве — тексты отцов церкви (см. Патристика), в исламе — сунна). В противоположность этому пониманию откровения оппозиционные группы или отрицают «предание» и требуют возвращения к «Писанию» (в иудаизме — караимы, в исламе — различные секты и весь шиизм, в христианстве — ереси, подготовившие Реформацию), или толкуют откровение как незамкнутый, длящийся диалог Бога с людьми, как процесс (так, Иоахам Флорский учил о «вечном евангелии», которое будет высшей формой откровения и отменит «Писание» обоих Заветов). Незамкнутая концепция откровения предполагает, что любой человек способен помимо канонического «Писания» и охраняющей его церковной иерархии общаться с Богом и получать от него откровение. Обе эти идеи проходят красной нитью через учения средневекового сектантства и получают затем выражение в протестантизме с его подчеркнутой ориентацией на Библию и в то же время с учением о том, что Бог всегда может непосредственно обратиться к душевным глубинам человека, минуя все внешние инстанции.
ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ОТКРОВЕНИЯ И РАЗУМА В РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ. Когда идея откровения вместе с христианством проникла с Востока в сферу грекоримской культуры, она сразу же оказалась в резком противоречии с античным интеллектуализмом: по словам, приписываемым апостолу Павлу (1 Кор 1: 22 ел.), для «эллинов», которые «ищут мудрости», христианская проповедь об откровении есть «безумие» (букв. «глупость»). Перед христианами, уже принявшими идею откровения, встал вопрос: не делает ли оно дальнейшие философские искания ненужными? Ряд христианских авторов отвергает всякий контакт между верой и философским рационализмом: «Что общего у Афин и Иерусалима? У академии и церкви?» — вопрошает Тертуллиан (De praescr. haeret. 7). Ввиду неконструктивности этого подхода Ориген предлагает другое решение; откровение должно дать как бы сумму аксиом для рационалистической рефлексии, и принятие этого откровения на веру не завершает, а открывает путь познания: «Есть огромная разница между осмысленной верой и голой верой» (In loan. XIX 1). Этот же подход характерен и для средневекового теологического рационализма: для Аисельма Кептерберияского, напр., откровение есть предпосылка научного познания: «Я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понять» (Proslogion, I). По словам Фомы Аквинского, «как теория музыки принимает на веру основоположения, преподанные ей математикой, совершенно так же теология принимает на веру основоположения, преподанные ей богом» («Summa theologiae», qu. I, art. 2). Выступая против «двойственной истины» теории, Фома решительно отрицает возможность какого-либо противоречия между тезисами откровения («сверхразумные истины») и тезисами рационалистического умозрения («разумные истины») — они призваны дополнять друг друга. Более радикальная точка зрения, согласно которой все содержание откровения может быть выведено путем логического конструирования (Иоанн Скот Эриугена, Беренгар Терский, П. Абеляр), обычно расценивалась как еретическая.
В Новое время протестантизм резко выступил против теологического рационализма схоластики. Если протестантские концепции до некоторой степени эмансипируют разум от откровения, то тем в большей степени они эмансипируют откровение от разума (ср. слова М. Лютера о теологизирующем разуме как «блуднице дьявола»). Рационализм 17 в. (особенно Б. Спиноза) и просветительство 18 в. подвергли самый принцип откровения уничтожающей критике. Понимание откровения как радикального упразднения всех основ рационализма было снова принято С. Кьеркегором, однако в целом для рационалистической буржуазной религиозности 19 в. характерно растворение откровения в общей сумме «духовных прозрений человечества» — по типу гегелевского тезиса о человеческой истории как самораскрытии абсолюта. Непопулярной на протяжении 19 в. оставалась и «философия откровения» позднего Ф. Шеллинга, с резкой критикой которой выступил молодой Ф. Энгельс в памфлете «Шеллинг и откровение» (см. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв. М1956, с. 394-445).
В теологии 20 в. рационалистические взгляды подверглись значительному пересмотру. Кьеркегоровская концепция откровения получила широкое распространение в сфере протестантской теологии (т. н. диалектическая теология): «неоортодоксы» характеризуют откровение как абсолютно несоизмеримое ни с какими человеческими критериями и ценностями (ранний К. Барт), а восприятие его человеком описывают как «диалектическое» противоречие, не поддающееся объяснению (Э. Бруннер потратил много сил на борьбу с затушевыванием понятия откровения в либеральном протестантизме, в частности у А. Ричля). Теологи, тяготеющие к экзистенциализму, понимают откровение как психологический процесс «выбора» и «самоосуществления» человека (протестант Р. Бультман, католик Г. Марсель и др.). В противовес этому неосхоластика подчеркивает объективный и социальный характер откровения, позитивное отношение христианства как религии откровения к социальным и культурным ценностям, к «гуманизму» и к разуму, а также активную роль человека как «адресата и партнера откровения» (Г. де Фриз, Г. У. фон Бальтазар и др.). В попытках завоевать для католицизма науку возрождается старый тезис Фомы Аквинского о гармоническом соотношении между «сверхразумными» и «разумными» истинами. Весьма распространено (особенно в протестантских кругах) признание исторической ограниченности Библии как одного из ее «измерений», «диалектически» сосуществующего с другим «измерением», в котором Библия есть выражение откровения. «Рабский образ носит и Библия, эта скомпилированная, неоднократно переработанная, устаревшая, составленная заблуждавшимися людьми книга, в которой, однако, записано святое, беспримесное, непогрешимое, вечно новое слово Божье», — читаем мы у одного последователя К. Борта (HerychE. Die Wirklichkeit der Kirche, Bd l. Halle, 1956, S. 14). Специфически американским явлением остается фундаментализм, который в своей апологии идеи откровения требует принятия на веру всего содержания Библии в возможно буквальном смысле. Но в целом теологизирующая философия Запада ищет более утонченный подход к проблеме откровения, постулируя для откровения особый уровень, в пределах которого оно избавляется от возможности столкновения с критическим разумом.
Лит.: Bultmam R. Der Begriff der Offenbarung im Neuen Testament, Tub., 1929; Guardini R. Die Offenbarung als Geschichte. Wurzburg, 1940; Brunner E. Offenbarung und Vernunft. Z., 1941; Schrey H. H. Existenz mid Offenbarung. Tub., 1947; Niebuhr H. R. The meaning of revelation. N. Y., 1959; Balthasar H. U. fon. Herrlichkeit, Bd. 1-2. Einsiedeln, 1961-62.
С. С. Аверинцев

Источник: Новая философская энциклопедия

ОТКРОВЕНИЕ
центральное понятие теистической мистики, выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога, открывающего себя субъекту как абсолютную истину. О. понимается в теизме в нескольких значениях: 1) с одной стороны - в качестве фиксированного в Священном Писании как результате Божественного О. отцам церкви; 2) с другой - как процессуальный и незамкнутый диалог с Богом, понимаемый, в свою очередь, как а) результат индивидуально-мистической практики, непосредственное соприкосновение с Богом индивидуальной души - помимо клира и культа (причем в отличие от объективированности Писания в тексте, индивидуальный мистический опыт мыслится принципиально невербализуемым и неинтерсубъективным, и как б) непосредственный диалог с Богом всего человечества (этноса), понимаемый в качестве завершающей фазы исторического процесса, предполагающей всеобщую святость, евангельскую чистоту, отказ от мирских благ и братскую любовь (Иоахим Флорский в западно-европейской традиции и переосмысление идеи Апокалипсиса как очеловечивания и одухотворения мира - в восточно-европейской). О. мыслится в теизме как результат принципиально диалогического процесса: будучи проявлением снисхождения и милости Божьей, О. предполагает, с другой стороны, и глубинную внутреннюю готовность субъекта к его восприятию, предусматривая стадиальность соответствующих подготовительных процедур (прежде всего, аскетическая практика, а также специальные психотехники, направленные на достижения необходимого состояния сознания - см. Мистика). Идея О. генетически восходит к нетеистским вероучениям, допускающим возможность пророчеств, понимаемых как говорение богов и духов устами оракула, личность которого в момент пророчества вытесняется сверхъестественными силами. Аналогично понималась в архаических культурах и поэзия как говорение вдохновенного богами субъекта (ср. Веды как "дыхание брахмана", "бого-духновенность" Священного писания в христианстве и т.п.). Важнейшую роль в становлении понятия О. сыграла оформившаяся в античной философии идея бытия как сверхчувственной реальности, отличной от эмпирической "кажимости" (архэ натурфилософов-досократиков, Бытие элеатов, мир идей Платона), сверхчувственная природа которого требует и квазиэмпирического познания (гераклитовский тезис о том, что "многознание уму не научает"; традиционная для античной философии дихотомия "пути истины" и "пути мнения"; миф Парменида о выходе философа за космические пределы; трансцендирование к верховной идее прекрасного в платоновской гносеологии; трактовка Плотиной диалектики как "самой ценной части философии", которая, "отказавшись от блужданий в области чувственного,... питает душу в обители истины"). Неоплатонизмом в его концепции эманирующего бога был дан важнейший импульс оформления представлений об О. Так, у Плотина Единое ("родитель сущего"), породившее "такого сына, как ум, прекрасного отрока", постигается внечувственным путем: "так как ум прекрасен,... покоится в чистом свете и чистом сиянии и охватывает природу сущего - наш прекрасный мир есть лишь тень и отражение ума, - то изумление должно охватывать видящего его, подобающим образом проникающего в него и становящегося с ним одно", причем стремление к этому единству мыслится Плотином как любовь ("всякая душа - Афродита" и "влюбленные есть те, кто зрит и стремится к образу"), а осуществленное "восхождение к Единому" трактуется как возвышающий душу над ординарным "хороводом добродетелей" экстаз. В соответствии с греческой этимологией, последний понимается у Плотина сугубо семантически - вне психологизма - как осмысленный в духе трансцендирования переход от нормального к экстраординарному состоянию: "душа принимает иную жизнь" (ср. у Аристотеля: "всякое движение есть экстаз движущегося"), как выход души за пределы свойственного ей в норме "ума" (нуса) - в сферу соприкосновения с Единым, предполагающего проявление и появление экстраординарных сверхразумных способностей, необходимых для познания трансцендентной реальности (см. плотиновское "как можно говорить о мире, если не увидеть [его] идею"). В приведенной позиции практически заложены все фундаментальные характеристики оформляющегося позднее классического для теизма понимания О.: - внутренняя готовность мистика к восприятию О.; отрешение, очищение и возвышение души как необходимые его предпосылки, несмотря на центральный тезис о том, что акт О. недостижим в результате одностороннего усилия; - постижение в акте О. трансцендентной реальности путем непосредственного уз-рения абсолютной истины, открываемой Богом, - невыводимость содержания О. чувственно-эмпирическим путем и нереконструируемость его истины путем рационально-логическим, - экстатический восторг субъективного переживания О., проявляющегося в экстраординарных состояниях сознания; - понимание стремления к О. как охватывающей мистика Божественной любви, - слияние в момент О. индивидуальной души с Абсолютом, понимаемое в ортодоксальной мистике как единение ("Он во мне и вокруг меня" - Ансельм Кентерберийский"), в пантеистических ересях - как тождество (утверждения амальрикан о том, что их невозможно сжечь, ибо в каждом из них "воплощен Бог", аналогично в исламском суфизме: "Я есмь истина" у ал-Халлад-жа, "я и Ты в единое слились" у Омара Ибн ал-Фарида). В некоторых (редких) течениях мистики О. понимается как слияние души не с Богом, а с душой особой, выделенной личности - пророка (см., например, концепцию Исфахан-ской школы в исламе, в рамках которой истина понимается как раскрывающаяся в "Божественных именах", и высшему имени - Аллах - соответствует универсальный человек - пророк, имам, мистическое соединение с которым (как с носителем универсального разума) и понимается в данном контексте как О.). В христианстве идея О фундирована, кроме того, введенным в Символ Веры тезисом Четвертого Евангелия о Христе как Логосе, воплощении Бога-слова (Ин. I, 1-5). - Христос, возглашающий "Я есмь истина" (Ин, 14, 6), открывает мистику в акте О. не только лик Божий: О. мыслится и как путь богопознания, и как достижение истины как таковой (например, библейский текст Пс, 42, 3; или у Ансельма Кентерберийского: "Да и может ли она [душа] вообще узреть нечто, кроме как через Твой свет и через Твою истину?"). В ряде мистических традиций акт О. трактуется как акт самопознания Бога ("человек для Бога - зрачок глаза" - у ал-Араби). Оборотной стороной этой формулы оказывается трактовка О. как человеческого самопознания, ибо в акте О. Бог и человек едины ("я сбросил самого себя, как змея сбрасывает кожу, - я заглянул в свою суть и... о, я стал Им" - у Баязида Бакстами). Если содержанием О. является постижение Божественной истины, то формой его проявления - специфические состояния сознания мистика, соответствующие экстатичному переживанию данного акта. Феноменология О. достаточно вариативна. Эти варианты специфицируются в различных конкретных (как исторических, так и конфессиональных) типах мистики, однако интегральным является общая экзальтация и вхождение в экстраординарные состояния сознания, прежде всего, - состояние транса (фр. transe - оцепенение) как кратковременной дисфункции сознания, оцениваемой в мистике в духе трансцен-тирования как говорение Бога устами мистика. Экстативные состояния сознания проявляются в зрительных и слуховых галлюцинациях, расцениваемых как "видения" и "голоса", нецеленаправленных телодвижениях (тремор, ритмические колебания, судороги), рыданиях, выкриках, глоссолалиях (греч. glossa - непонятное слово и lalein - говорить) и др. Проявляющиеся в этих феноменах экстремальные состояния психики вызываются с помощью специальных психотехник, разработке которых мистика уделяет значительное внимание (см. Мистика). Процессуальность О. экстативно разрешается, согласно теизму, в постижении Божественной абсолютной истины, однако истина О. трактуется в мистике как неизреченная ("мрак таинственного безмолвия, превышающий всякий свет" в Ареопагитиках), в силу чего содержание мистического опыта не может быть выражено в рационально-логической форме, а сам опыт выступает как неинтерсубъек-тивный и невербализуемый ("дышит глубина, неизреченной мудрости полна" у Омара Ибн ал-Фарида). Это остро ставит в мистике проблему передачи мистического опыта, и ортодоксальная традиция констатирует полную невозможность последней: единственным адекватным способом презентации пережитого О. может быть лишь молчание (см. буддистский термин "благородное молчание"; базовое для суфизма рассуждение о том, что как по реке нельзя ехать верхом, а нужно "пересесть на деревянную лошадку" (лодку), так и в сфере О. нужна "деревянная лошадка молчания" - Джалал ад-Дин Руми). Безмолвие является принципиально единственным адекватным способом объективации результатов О., - любая попытка вербализовать его оценивается в мистике не более как метафорическая. Но если соответствующая мистическому богопознанию апофатическая теология программным образом культивирует трактовку Бога посредством последовательного снятия всех его атрибутов в отрицательных определениях, то сопутствующая мистике неканоническая мистическая литература создает разветвленную и полиморфную систему символизма, пытаясь аллегорически обозначить сокровенные состояния мистического озарения, акцентируя внимание не столько на содержании истины О., сколько на субъективной феноменологии переживания этого акта. Центральной метафорой, используемой в данном контексте мистической литературой, является метафора света, восходящая к неоплатонизму, трактовавшему эманацию бога в мир как истечение света "от верховного светоча". - "Прекраснейшее из всего... покоится в чистом сиянии" (Плотин), и стремящиеся к истине души "имеют божественный свет, озаряющий свыше" (Прокл). "Восхождение (экстаз) к единому" имеет своим результатом созерцание "чистого света" и растворение в нем, созерцание "себя самого - пребывающем в свете, полным умопостигаемого света, скорее же самим светом, чистым, необремененным, ставшим богом, вернее, сущим богом, воспламенившимся в то мгновение и как бы погасшим, если [земная] тяжесть вернулась опять" (Плотин). Раннехристианское переосмысление неоплатонизма заложило традицию истолкования Бога как света и постижения его как озарения: "Бог - умный свет, в котором, от которого и через которого разумно сияет все, что сияет разумом" (Августин), и "свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и переизбытка сверхчувственного светолития" (Псевдо-Дионисий Ареопагит). В этой традиции О. описывается в мистической литературе как озарение, излитие Божественного света, фиксируя момент непосредственного узрения Бога. У Ансельма Кентерберийского, например, "Бог есть свет и истина", "сам свег", и невозможно познать Бога, "кроме как через Божественный свет", и в момент О. "око души моей слепимо блистанием". В метафоре озарения особенно сильно акцентирован тот аспект О., который связан с его Божественным инспирированием; вместе с тем семантика озарения фактически выступает как амбивалентная, ибо акт О. предполагает диалогичность ситуации и готовность мистика к восприятию Божественной истины, однако акцент на бого-данности озарения очевиден. Например, в протестантизме озарение понимается как "внешняя помощь Бога", соединенная с "внутренней помощью", т.е. усилиями "охваченного благодатью" (ср. с вариантом Каббалы, демонстрирующей обратный вектор инспирирования: "возбуждение снизу", т.е. индивидуальные волевые усилия могут вызвать ответное "возбуждение сверху", например, ускорить приход мессии и т.п.). Символика света характерна фактически для любых форм мистики: христианскому истолкованию человека как несущего в себе несотворенную "искорку", стремящуюся соединиться с "Божественным светом" (Мейстер Экхарт), изоморфно понимание личности как "Божественной искры" в телесной "оболочке" в хасидизме. Бог мыслится как свет как в ортодоксальном исламе (метафорика света в Коране, сура "Солнце"), так и в "философии озарения" ишракитов (араб, "иш-рак" - сияние) или иллюминатов (абсолютная истина как "свет всех светов" у Сухраварди), аналогично - световая символика Бога в суфизме ("из блеска, из надмирного огня... текущий огнь, горящая любовь" - Омар Ибн ал-Фа-рид). В православной традиции метафора "внутреннего света" передает изначальную предрасположенность души к восприятию спасительной веры, идея Христа как Божественного света фундирует собой традицию исихазма. В протестантизме (например, у квакеров) душа, несущая "в себе внутри Христа", характеризуется как "несущая внутренний свет". Наряду со световой символикой, достаточно универсальной для любых форм мистики, является символика брачного характера. Так, для суфизма характерен эротический аллегоризм передачи состояния "таухид" (единения с Богом), - последнее трактуется как экстаз любви: (например, трактат Ахмада ал-Газали "Происшествия любви"; закрытый символизм суфизма, шифрующий содержание мистического опыта в эротической терминологии (см. Суфизм). В этой системе отсчета многие естественные для мистика формулы выглядят при внешнем прочтении просто кощунственными: так, сюжет единения в О. души со своим творцом передается через формулу инцеста ("оттого зовут меня гебром [кровосмесителем], что я совершил прелюбодеяние с матерью" - Ат-тара). Вместе с тем, любая знаковая система передачи истины О. понимается мистикой как внешняя: "рассказ о любви в буквы и слова не вмещается, ибо смысл его - девственность, и рука букв не достигает подола ее. И хотя наше дело передавать девственность смысла мужчинам букв в уединении слова, однако выражения в этом рассказе - лишь намек на смысл, и непонимание - участь человека, который не вкушал" (Ахмад ал-Газали). Аналогична брачная символика христианской мистики: возалкавшая истины душа мыслится как невеста Христова, а духовное слияние мистика с богом - как экстатический апофеоз напряженной любви; Христос, однажды зачатый Марией, как бы вновь зачинается каждой "девственной" (т.е. отрешенной от мира) душой: "о, если бы грешной душе моей было дано зачать в себе новую чистоту, подобно Деве, и родить Сына!" (Петр Дамиа-ни). Экзальтация мистика дескрибируется как "страстное ал-кание встречи с женихом и поцелуя Христова" ("О, сладчайший Жених, сладчайший лобызатель" - у Хильдегарды Бингенской). Важнейшим символом оказывается при передаче О. и символ смерти, фиксирующий снятие индивидуального сознания в момент О., вытеснения его являющимся Абсолютом ("умри для суеты и оживи внутри" у ал-Араби). В связи со своей символической формой мистические тексты представлены в культуре не только как эксплицитный жанр религиозной литературы (О. Иоанна Богослова, Апокалипсис Петра, "Пастырь" Гермы и др.), но и переосмысливается в светской традиции при прочтении вне их знакового символизма - по критериям чуждых жанров: многовековое гедонистическое восприятие "Рубайата" Хайама при полной редукции его символического содержания; прочтение мистических суфийских текстов как эротической лирики и т.п. Понятие "О." прочно вошло в философскую традицию, фиксируя феномен фундаментальной надрациональности трансцендентного постижения истины или внерациональности трансцендентального постижения истины или внерациональности ситуации экзистенциального выбора (Шеллинг, Кьеркегор, Марсель и др.)
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
306.69 кб

Н.А. Бердяев: творчество - откровение человека

Титаренко С. А.
Читать PDF
110.79 кб

Обсуждение книги Д. К. Бурлаки «Мышление и откровение. Систематическое введение в христианскую метаф

Артемов Д. Р.
Читать PDF
375.79 кб

Истина как откровение: у истоков понятия истины в ранней греческой философии

Буланенко Максим Евгеньевич
Понятие истины возникло в ранней греческой философии, притязавшей на знание действительности «как она есть» и отграничивавшей себя от предшествовавшей традиции (в том числе религиозной) как лишённой этого знания.
Читать PDF
231.20 кб

Церковная догматика (i, 2, §17). Откровение Божие как «Снятие» религии

Барт Карл
Во впервые переведенных на русский язык фрагментах «Церковной догматики» Карл Барт излагает свои идеи по поводу отношения религии (естественной человеческой религиозности) и христианского откровения.
Читать PDF
406.91 кб

«После Христа нехристианская философия невозможна» (о кн. Д. К. Бурлаки «Мышление и Откровение. Сист

Емельянов Б. В.
Читать PDF
123.60 кб

А. Гунель откровение и вера по Трёльчу и Тиллиху

Gounelle A. Revlation et foi selon Troeltsch et Tillich.// Rev. d'histoire et philosophie religieuses. P., Strasbourg, 2001. A. 81, N 1. P. 13-28. Автор реферата А.Б. Каплан
Читать PDF
1.22 мб

Тайна и Откровение

Ианнуарий Ивлиев
Читать PDF
1.26 мб

Тайна и Откровение

Ианнуарий Ивлиев
Читать PDF
114.65 кб

Автокоммуникация. Исповедь: откровение или миф?

Шнырева Оксана Александровна
Рассмотрение исповеди как одной из форм автокоммуникации позволяет обратить «феноменологическое» внимание на дискурс самого себя как процесс заполнения субъективного интерсубъективным.
Читать PDF
311.76 кб

Естественная теология и естественное Откровение в социально-философском дискурсе

Шабатура Любовь Николаевна, Майоров Дмитрий Николаевич
Рассматривается традиционная философская проблема соотношения разума и веры в контексте социально-философского дискурса.
Читать PDF
119.10 кб

Диалогическая природа человеческого бытия как откровение о человеке

Даренский Виталий Юрьевич
Автор рассматривает Аналогическую сущность человеческого бытия как онтологическую структуру в контексте библейского откровения о человеке.
Читать PDF
336.47 кб

Выражение, слово и откровение в философии Семена Л. Франка

Элен Петер
С.Л. Франк в своем философском творчестве сумел интегрировать персоналистическую феноменологию XX в. в онтологическое мышление христианского неоплатонизма.
Читать PDF
338.59 кб

Разум и откровение

Мишурин Александр Николаевич
Данная работа состоит из двух частей: перевода статьи Лео Штрауса «Разум и откровение» и комментария к нему.
Читать PDF
353.51 кб

САМООЧЕВИДНО ЛИ "ОТКРОВЕНИЕ"? РАЗМЫШЛЯЯ НАД ТИПОЛОГИЕЙ ЭЙВЕРИ ДАЛЛЕСА

Шохин В.К.
В статье подробно эксплицируется новаторская типологизация парадигм понимания Откровения кардинала Эйвери Даллеса, различающего его интерпретации в каче-стве (1) совокупности пропозиций, (2) священной истории, (3) особого внутренн
Читать PDF
324.30 кб

ОТКРОВЕНИЕ КАК СЛОВО БОГА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ ДИСКУРСОВ У КАРЛА БАРТА

Пылаев М.А.
В статье анализируется концепция Слова Бога в теоцентристской теологии К. Бар-та, а также ряд аспектов теологии раннего К. Барта в рамках их фундированности философией.

Похожие термины:

  • ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА, Апокалипсис

    греч. apokalypsis - откровение) - одна из книг Нового завета, приписываемая христ. традицией Иоанну Богослову, автору 4-го евангелия я 3 посланий, вошедших в новозаветный канон, и датируемая согласно ей 95 г.
  • Божественное откровение

    в монотеистичесих религиях непосредственное волеизъявление Божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Выражается в тексте «Писания» (в иу
  • ЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ

    - в томизме: сущее создано Богом, все тварные существа некоторым образом косвенно проявляют свою соотнесенность с Творцом, мироздание своей красотой, порядком и разумным устроением свидетельству
  • ОТКРОВЕНИЕ И РАЗУМ

    - в томизме: Бог Своим Откровением не нормирует мышление естественного разума, следовательно, в метафизику и науку догмат не вводится, разум осмысливает реальность своими средствами, а истины веры
  • откровение религиозное

    ОТКРОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — в монотеистических религиях непосредственное личное изъявление воли Бога как абсолютной истины, обычно оформляемое в текстах, имеющих священный статус. О. р. в собственн
  • ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА

    «Апокалипсис Иоанна» (греч. apokalypsis - откровение) - последнее из включенных в Новый завет сочинений. В церк. традиции автор «О. И.» отождествляется с автором 4-го евангелия и трех посланий, также вошедш
  • Откровенность

    Простая и непосредственная искренность. Откровенность предполагает не только запрет на ложь, но и запрет на умолчание и расчетливость. Довольно часто откровенность идет вразрез с вежливостью, ин
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения

    "Философия свободы", развитая Шеллингом в работе «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809) и более поздних произведениях, служит продолжением и переосмыслением идей его ран
  • ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ

    религиозно-философское учение, разработанное Шеллингом в 1830— 50-х IT. Изложено в многочисленных лекционных курсах, прочитанных в Мюнхене и Берлине. Основная задача — философское обоснование и исто
  • Философия откровения позднего Шеллинга

    В 1841-1842 гг. Шеллинг читал в Берлине, этой недавней цитадели гегельянства, цикл лекций под общим названием «Философия откровения». Среди публики были политики, чиновники, военные, университетские п
  • КНИГА ОТКРОВЕНИЯ

    статья Ф. Энгельса об Апокалипсисе, или Откровении св. Иоанна Богослова. Впервые была напечатана в англ. журнале по вопросам науки, политики и литературы «Progress» в августе 1883. Применяя историч. и лин
  • МЕККАЙСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ

    араб. «ал-Футухат ал-маккиййа») — наиболее значительное произведение Ибп Араби, крупнейшего философа-суфия, наряду с «Геммами мудрости» — основной источник для изучения его философских взглядов.
  • Религия, Религия Откровения

    монотеизм (единобожие), возникший на базе древнего иудаизма и усвоенный позднейшими традициями - христианством и исламом.