ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Отклоняющееся (девиантное) поведение
В традиционной трактовке это поведение, нарушающее то, что является общепринятым в данном обществе. Но общепринятое само может быть далеким от нормы, если не сводить последнюю к среднестатистическим показателям. Постмодернисты вообще стирают грань между нормой и отклонением, идеализируя фигуру «революционного шизофреника». С позиций философии развивающейся гармонии О.п. суть нарушение нормального поведения человека как природного, социального и душевно-духовного существа (индивида, личности и индивидуальности). Пусть большинство женщин курит, карьеризм становится все более распространенным и поощряемым, абсолютизация любого самовыражения захлестывает искусство – все это ненормально и потому является девиантным. См.:Норма.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 97-106; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 124-127.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (или девиантное) ПОВЕДЕНИЕ
лат. deviatio -уклонение, отклонение) -особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения. Буржуазные теоретик» неопозитивистских направлений, (Неопозитивизм) оценивают эти отступления с внеклассовых и антиисторических позиций, приравнивая действительно негативное поведение (скажем, преступность) к проявлениям исторически неизбежного преодоления массами господствующей (буржуазной) морали. Человеческое поведение подлежит моральной оценке с т. зр. не только общеобязательной нормы, но и нравственного идеала. Поэтому к О. п. можно отнести далеко не все поступки, не укладывающиеся в рамки обыденной моральности, а лишь те, к-рые противоречат идеалу. Такие же отступления от нормы, к-рые возвышаются над уровнем обыденности (почин, подвиг и т. д.·), заключают в себе положительный моральный смысл, нацелены на совершенствование существующих общественных и нравственных отношений, конечно, не являются О. п. Акты О, п. возможны и в условиях социализма (напр., разного рода нарушения правил социалистического общежития). Их истоки коренятся в различной степени полноты и глубины усвоения личностью принципов и норм социалистической морали, в неумении применять их в сложных жизненных ситуациях, в неодинаковом уровне нравственной культуры людей. О. п. обусловливается и многозначностью последствий нек-рых положительных социальных процессов (урбанизация, рост потребления), к-рые, с одной стороны, цементируют общественные нравы, но с др.-порождают специфические трудности воспитательного характера. Пути преодоления О. п. лежат в русле использования всех возможностей системы общественного воспитания (Комплексный подход к воспитанию), в укреплении единства идеологических, организационных, хозяйственных и культурных аспектов человеческой деятельности в развитом социалистическом об-ве.

Источник: Словарь по этике

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
социальные действия индивидов и групп, не вписывающиеся в рамки нормативно-ценностных стереотипов цивилизованного общежития. Существуют три основные разновидности О.п. – девиантное, делинквентное и криминальное. Девиантное поведение проявляется как отклонения от общепринятых культурных образцов, не причиняющие слишком большого вреда окружающим и направленные своим деструктивным потенциалом в первую очередь против самих субъектов девиаций. К его наиболее типичным проявлениям относятся алкоголизм, наркомания, проституция, суицид с присущей им аутодеструктивной направленностью. Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для существования более серьезных форм асоциального поведения. Делинквентное поведение предполагает нарушение норм права; его конкретные акции – это всегда правонарушения, причиняющие вред отдельным лицам, обществу или государству. Деликты в своем большинстве экстравертны, т. е. ориентированы вовне. Их деструктивный потенциал направлен преимущественно на социокультурную среду, окружающую правонарушителя. Криминальное поведение – наиболее опасное из всех видов отклонений, несущее в себе значительный разрушительный потенциал, представляющий серьезную угрозу для индивидов, их жизни, здоровья, собственности, для общества и государства. В силу этого оно выделено в особую сферу практической жизнедеятельности, регулируемую специальным уголовным законодательством, предусматривающим взвешенные оценки и адекватные наказания за каждую конкретную криминальную акцию. Причинные факторы, порождающие различные формы О.п., носят как объективный, так и субъективный характер. В первом случае это различные формы социальной дезорганизованности, дефекты цивилизационной системы. Во втором – это дезорганизация нормативно-ценностных структур индивидуального сознания, лишающая личность нравственного иммунитета против внешнего воздействия асоциальных факторов.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ,
д е в и а н тн о е поведение, поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила. К О. п. обычно относят правонарушения, преступность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство и пр.
В бурж. социологии нет единого подхода к изучению О. п. Концепция социализации, сформулированная представителями чикагской школы (А. Коэн и др.), основана на утверждении, что О. п. люди обучаются в процессе усвоения культуры определ. групп. Индивиды, социализация к-рых проходит в такой социальной среде, где преобладают и считаются нормальными ценности, предрасполагающие к девиации (отклонению), становятся носителями О. п. Согласно теории аномии (Мертон), если индивиды имеют общие цели, но узаконенные средства для достижения этих целей доступны не всем в равной мере или вовсе недоступны для нек-рых социальных групп, то в обществе следует ожидать высокий уровень О. п. А. Коэн, Р. Клоуард и Л. Олин, рассматривая процессы, посредством к-рых индивиды в определ. группах воспринимают образцы О. п., объединили мертоновскую теорию отклонения с концепцией девиации как передачи культурных норм. Теоретики конфликта культур утверждают, что образцы поведения в данной социальной системе являются отклоняющимися, если они оцениваются на основании стандартов др. культур.
Авторы концепции стигматизации («клеймения») - Э. Лемерт, Г. Беккер, Э. Гофман утверждают, что отклонение является следствием негативной социальной реакции, в частности «наклеивания» на индивида ярлыка «девиант». Здесь осн. внимание переносится с объективных характеристик О. п. на социальную реакцию на него, значение стигматизации абсолютизируется, а индивиду отводится роль лишь пассивного объекта воздействия со стороны общества.
С т. зр. социального контроля (Э. Дюркгейм, Ф. Най) при нормальных условиях социальной организации действия индивидов регулируются социальными нормами и поэтому девиация минимальна. Однако в условиях социальной дезорганизации нормативный контроль ослабевает, открывая возможности для О, п. Выделяются четыре механизма социального контроля, ослабление или отсутствие к-рых способствует формированию О. п.: 1) прямой контроль, осуществляемый извне посредством наказаний; 2) внутр. контроль, основанный на материализованных нормах и ценностях; 3) косвенный контроль, связанный с идентификацией с родителями, друзьями и т. п.; 4) контроль, основанный на широкой доступности различных способов достижения целей и удовлетворения потребностей.
Подвергая критике бурж. концепции девиации, не вскрывающие обусловленность О. п. господствующими в капиталистам, обществе антагонистич. производств.
отношениями, обществоведы социалистич, стран акцентируют осн. внимание на проблемах генезиса, профилактики и борьбы с О. п., анализируя объективные причины, структуру, динамику и особенности генезиса антиобществ. поведения, роль малых неформальных групп в его формировании, а также социально-психологические характеристики лиц, склонных к О. п.

Источник: Советский философский словарь

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ
лат. deviatio - отклонение) - форма проявления отношений индивидов и социальных групп к нормам и ценностям социальной системы, в которой они действуют. Связано с вопросом возникновения и поддержания социального порядка как согласования планов деятельности социальных субъектов посредством общих норм, стабилизирующих взаимные социальные ожидания. Возможны различные трактовки проблематичных свойств порядка и действия. Функциональный подход (Парсонс), рассматривая нормы и ценности как формальные правила взаимодействия, считает девиантность качеством действий. Их статистический учет и соотнесение с категориями социальной структуры позволяет измерить уровень социального отклонения в обществе. Субъективный способ, каким отдельные индивиды осуществляют личную деятельность, определяется механизмом социализации как овладения нормами и образцами деятельности. Расхождение действия с предписанными экспектациями оказывается следствием конфликта или конкуренции ценностей в рамках социальной системы, когда индивиды, принадлежащие к различным группам (подсистемам), усваивают различные нормы и ценности. Поведение считается отклоняющимся, если не соответствует требованиям, предъявляемым системой в целом, или оценивается на основании стандартов других подсистем. Психологическая трактовка девиации исходит из неправильной социализации как результата нарушений в системе личности (понятие анемической личности). Интеракционизм, впервые перейдя от "преступления" (юридическое понятие) к "социальному отклонению", подчеркивает важность анализа социальных значений для изучения 0.(Д.)П. - т.наз. "теория ярлыков" (Г. Беккер, Э. Лемерт, Э. Гофман). Отклонение - не внутренне присущее социальному действию качество, а следствие соотнесения действия с правилами и применение санкций к нарушителю, обретающему "ярлык" девианта. Социальное отклонение как приписываемый социальный статус фиксирует не только поступки отклоняющегося индивида, но и действия окружающих. Феноменологически ориентированная социология понимает под социальным отклонением способы восприятия и интерпретации действий. Признание поведения отклоняющимся и придание отклонению статуса реальности (в ситуации отсутствия жестких границ между конформизмом и девиацией) становится результатом процессов типизации в ходе повседневной деятельности, посредством которых акты отклонения обозначаются как таковые (особенно официальными структурами). О.(Д.)П. как характеристика организации системы разрабатывается теорией социальной аномии. Понятие аномии введено Дюркгеймом для описания индустриального общества, в котором состояние ценностно-нормативного вакуума и неадекватные формы разделения труда постоянны и нормальны (т.к. свойственны обществу данного типа). Мертон связывает аномию с процессами напряжения и нарушения равновесия элементов социальной структуры: целями и интересами, задаваемыми культурой, и институционально санкционированными способами их достижения. Невозможность реализации целей предписанными способами предполагает выделение пяти логически вероятных, альтернативных вариантов адаптации индивида к условиям, существующим в обществе или группе - носителе данной культуры: конформизм (принятие целей и средств) как норма (распространенная форма, наличие которой преобразует внешне заданную структуру в социальную общность); и различные типы О.Д.П. - новаторство (отрицание средств), ритуализм (отрицание целей), ретризм, уход от мира, (отрицание целей и средств), мятеж (отрицание целей и средств и замена их новыми). Концепция предполагает соединение продуктивных и деструктивных элементов, акцентируя проблему культурной инновации. Инновация (положительная девиация), направляемая системой, способствует повышению ее эффективности. Возможная дестабилизация оказывается моментом преобразований, обретает более устойчивый и нормальный характер. См. также: Социализация, Культура, Норма.
С.А. Радионова

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
474.88 кб

Отклоняющееся поведение подростков в условиях социальных рисков

Лунина Ирина Викторовна
Автор анализирует отклоняющееся поведение подростков. Оно находит проявление в потреблении табачных изделий, алкоголя, наркотиков. Эмпирическим базисом статьи выступают результаты социологических исследований.
Читать PDF
180.09 кб

Отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований

Веретко Е. Н.
Рассмотрено отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований. Проведен анализ и обобщение некоторых психолого-педагогических подходов к определению поведения.
Читать PDF
317.48 кб

Отклоняющееся поведение подростков с легкой степенью умственной отсталости

Николаенко Яна Николаевна
Изучение причин отклоняющегося поведения при умственной отсталости показало, что подростки с легкой степенью умственной отсталости более агрессивны и в то же время более тревожны, чем их сверстники с сохранным интеллектом.
Читать PDF
544.96 кб

Отклоняющееся поведение в детском возрасте: терминологическое поле исследования

Жукова Марина Владимировна
В статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «отклоняющееся поведение в детском возрасте», характеристика видов отклоняющегося поведения, для возникновения которых наиболее опасным является дошкольный и младши
Читать PDF
35.60 мб

Отклоняющееся поведение как характеристика координации участников рынка высшего образования

Молокова Елена Леонидовна
Актуальность исследования обусловлена нестабильностью процессов, происходящих в трансформирующейся национальной системе высшего образования.