ОТЕЧЕСТВО,

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОТЕЧЕСТВО
страна отцов; страна, где родился человек и гражданином которой он является.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ОТЕЧЕСТВО, (РОДИНА)
страна, где родился человек, гражданином которой он является - страна отцов. Отечество индивидуально, ничем не заменимо. Человек, лишенный отечества, не может быть полностью счастлив, поэтому отечество - одна из высших человеческих ценностей, ради которой возможно самопожертвование. Отечество не совпадает с государством. Человек может любить свою родину, но отвергать существующие в ней политический режим или форму политической системы. Кроме государственности и определенного географического места, в понятие отечества входят и родная природа, ее ландшафты, растительная и животная среда. Но главное в содержании понятия «отечество» родной народ (соотечественники) в его неповторимом этническом своеобразии, родной язык, отечественная культура, литература, история.

Источник: Тематический философский словарь

Отечество 
политическая, социальная и культурная среда, в которой живет и трудится народ. Это — сложное общественное явление, охватывающее совокупность разнородных сторон жизни и деятельности общества: социальные отношения, систему политических отношений и организаций, формы и типы культуры, распространенные в обществе, духовные ценности, к которым приобщены народные массы. Отечество характеризуется также такими «вечными» элементами, как территория и язык народа (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 365). Социально-политическая природа отечества в значительной степени определяется тем, какие общественные отношения господствуют в обществе, какой класс является их носителем. В зависимости от этого можно говорить о капиталистическом и социалистическом отечестве. Своими корнями отечество уходит в глубокую древность — к первобытнообщинному строю, когда впервые произошло объединение людей в относительно устойчивые обособленные сообщества (племя, род) на основе общественной (общинной) собственности на средства производства, кровнородственных связей и совместного проживания на определенной территории. Окончательно формируется отечество тогда, когда произошло разделение труда, появились классы и возникло государство. Представление об отечестве оказалось тесно связанным с понятием «государственность», затем и с понятием «нация». Современные отечества являются, как правило, национальными государствами. Вместе с тем имеют место отечества, связанные как с донациональными формами общности людей, так и с многонациональной формой их общности (см. Советский народ). Отличительная черта современного капиталистического отечества — противоречивость политической, социальной и культурной среды: антагонизм классов, острая борьба политических сил; наличие «двух культур» в национальной культуре. Поэтому различные классы по-разному относятся к капиталистическому отечеству и вкладывают в понятие отечества неодинаковый смысл. Если в сознании буржуа отечество неотделимо от эксплуататорских порядков, обеспечивающих его привилегированное положение, то пролетарию, поскольку он осознает свои классовые интересы, социально-государственная сторона отечества становится чуждой. Буржуазное государство, закрепляющее отношения эксплуатации, выступает по отношению к рабочему классу, широким массам трудящихся как враждебная сила. В этом смысле рабочие при капитализме «не имеют отечества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 444). Противники научного коммунизма истолковывают данное положение в том смысле, будто бы рабочему классу, его марксистским партиям чуждо чувство национальной гордости, ответственности за судьбы народа, родины. Но это истолкование не соответствует действительности, ибо коммунисты неоднократно доказали свой высокий патриотизм, проявляя глубокую заботу о судьбах родной страны. Положение «рабочие не имеют отечества» содержит в себе основной принцип международного пролетариата — принцип классовой солидарности в борьбе за освобождение от эксплуатации, а значит, за преобразование буржуазного отечества в социалистическое. Важнейшим стимулом в этой борьбе является ненависть к угнетателям, стремление видеть свою родину свободной, гордость рабочего класса за принадлежность к данной нации, за ее революционные традиции. Когда отечество становится социалистическим, в отношении рабочего класса, трудящихся масс к нему появляются новые стороны. Отечеством для трудящихся масс выступает сам социализмкак общественно-политический строй, как форма организации общественной жизни. Социализм как отечество защищали рабочий класс и все трудящиеся нашей страны в военные годы. Сам объект патриотизма становится более широким по объему и в то же время единым для всех наций и народностей. Советскому патриотизму чужды мораль и психология индивидуализма. Он является неиссякаемым источником подвигов трудящихся нашей страны, превращает героизм в повседневное, массовое, всенародное явление. Отечество как определенное социально-политическое явление носит исторически преходящий характер. «Как идея племени сменилась идеей отечества... так идея отечества должна отступить перед несравненно более широкой идеей человечества. За это ручается... сила экономического развития», — писал Плеханов. Но это дело далекого будущего. В современную же историческую эпоху отечество будет и дальше существовать и развиваться как «могущественный фактор» (Ленин) и в классовой борьбе пролетариата, и в построении социализма и коммунизма (см. также Защита социалистического Отечества).

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
930.30 кб

Святая Троица как вечное Отечество и исполнение человеческого бытия

Мунтяну Даниэль
Настоящий доклад был прочитан Д. Мунтяну 25 декабря 2009 г. на очередном 41-м заседании Научно-методологического семинара Богословского факультета ПСТГУ. Текст печатается с разрешения автора в переводе Е. С. Дженеевой
Читать PDF
134.07 кб

Отечество земное или небесное? к проблеме локализации Предания

Михайлов Петр Борисович
В настоящей статье предпринимается попытка различить временное и вечное в христианском Предании.
Читать PDF
633.83 кб

Родина или Отечество: разграничение понятий

Чикаева Т.А.
В статье утверждается, что, несмотря на понимание Родины и Отечества как тождественных понятий в обыденном сознании, научно-справочной и философской литературе, представление об этих понятиях, как о понятиях идентичных, не являетс
Читать PDF
1.60 мб

"Отечество" как философская категория

Чикаева Т.А.
Анализируется понятие «Отечество» как философская категория, играющая существенную роль в развитии личности и общества.
Читать PDF
476.14 кб

"ОТЕЧЕСТВО И СЛУЖЕНИЕ": ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ МЫСЛИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Хаяси Юки
Известно, что общественно-научная мысль русского зарубежья оказала значительное воздействие на формирование русской национальной идентичности, и несомненно, что духовно-культурное наследие русской эмиграции является важным для сов
Читать PDF
197.89 кб

Идея женственности России в сочинениях В. С. Соловьева и поиски национальной идентичности в отечеств

О. В. Рябов
Читать PDF
437.03 кб

«Историописание» и отечественная историческая традиция

Менщиков Владимир Владимирович
Читать PDF
339.08 кб

«Глобалистика» в контексте традиций отечественного мессианизма и гипертекстуальности

Гриценко Василий Петрович, Есенькин Борис Семенович
Читать PDF
1.20 мб

Герцен в философском дискурсе прошлого и современности творчество А. И. Герцена в оценках отечествен

Нижников Сергей Анатольевич
В статье анализируются творчество А.И. Герцена в оценках отечественных и зарубежных историков философии и культуры прошлого и современности.
Читать PDF
357.35 кб

Российско-германский философский диалог в конце XIX - первой половине XX века: публикации отечествен

Саликов Алексей Николаевич
Дается общая характеристика публикаций российских философов в немецкоязычных периодических изданиях конца XIX первой половины XX века.
Читать PDF
4.56 мб

Многоаспектность ценностей аксиологии всеединства В. С. Соловьева и развитие современной отечественн

Горин А. Ю.
Статья посвящена проблемам поиска прочных ценностных оснований для модернизации системы образования и воспитания в современной России. Автором сделан акцент на многоаспектности ценностей аксиологии всеединства В.С. Соловьева.
Читать PDF
139.69 кб

Чижова В. М. Антропологическая парадигма отечественного естествознания и медицины / ВолгГАСА. Волгог

Хачатрян А. А.
Читать PDF
247.92 кб

Истоки русского космизма в отечественной культуре

Кузнецова И. С.
Рассматриваются основания концепции космизма в русской народной и литературной культуре.
Читать PDF
267.52 кб

Генезис формирования отечественной социально- философской концепции ценности

Ясеницкий Игорь Андреевич
Читать PDF
237.05 кб

Эпистемологические основания исторического знания о российской цивилизации в современной отечественн

Морозов Николай Михайлович
Рассмотрены эпистемологические основания исторического знания о российской цивилизации, которые в современной отечественной историографии соотносятся с типами научной рациональности (классической, неклассической и постнеклассическ

Похожие термины:

  • ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА

    страна отцов; страна, где родился человек, гражданином которой он является. Патриотизм – любовь к отечеству. Как и всякий предмет любви, отечество индивидуально, ничем не заменимо. Человек, по тем и
  • Защита социалистического Отечества 

    закономерность социалистической революции, строительства социализма и коммунизма, выражающаяся в соответствующей внутри- и внешнеполитической деятельности коммунистической партии, социалисти
  • Сын Отечества

    ежедневная газета, выходившая в Петербурге с 18 декабря 1904 г. по 5 февраля 1905 г. Редактором-издателем в это время подписывался С. И. Юрицын, фактическим редактором был Г. И. Шрейдер, сыгравший затем вид
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945

    . Нападение гитлеровцев на нашу страну РПЦ восприняла с патриотич. позиций и безоговорочно осудила. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) уже 22 июня 1941 призвал ве
  • Эволюция отечественного самосознания

    Если отечественное самосознание домонгольского периода отличал исторический оптимизм, восторг неофитов, осознание близости с Византией и европейскими странами, надежды на грядущее процветание,
  • ОТЕЧЕСТВЕННОСТЬ

    (в философии Н. Ф. Федорова) – любовь к отцам, сокрушение об их смерти; должно заменить патриотизм, который есть гордость, самолюбие, т.е. порок.
  • ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XIX в

    период развития естествознания в России, который был связан с обоснованием диалектических закономерностей  развития  природы.  Величайшим  достижение  в  химии  является открытие периодическо
  • НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    В нашей стране в течение многих лет мышление было предметом интенсивного изучения, особенно в 1960—80-х гг. В философии в эти годы сложилось несколько плодотворно работавших школ в данной области. Шк