ОСТАТОЧНОЕ ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕОСТВАЛЬД Вильгельм

Оствальд

Найдено 2 определения термина Оствальд

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ОСТВАЛЬД

Ostwald), Вильгельм Фридрих (2 сент. 1853 – 4 апр. 1932) – нем. химик и философ. Род. в Риге, преподавал в Рижском политехникуме, откуда перешел на первую кафедру физич. химии, открытую в Лейпцигском ун-те. Доктор химич. наук (с 1878); проф. (с 1881); член-корр. Петерб. АН (с 1896); лауреат Нобелевской премии по химии (1909). В сотрудничестве с Менделеевым и Н. Меншуткиным О. организовал (1886) первый науч. журнал по физич. химии ("Zeitschrift f?r physikalische Chemie"). После смерти Геккеля возглавил нем. атеистич. "Союз монистов". Положил начало изданию "Классики точных наук" ("Ostwald´s Klassiker der exakten Wissenschaften", с 1889 и до наст. времени). Редактировал журн. "Annalen der Naturphilosophie". Успехи классич. термодинамики, основанной на рассмотрении различных процессов превращения энергии, и осознанная уже тогда большинством ученых несовместимость старых метафизич. представлений о материи с новыми науч. данными натолкнули О. на мысль о том, что именно энергия, а не материя (вещество) является "единственной субстанцией мира", к изменениям к-рой должны быть сведены все вообще (в т.ч. психич. и социологич.) явления. (Об этой т.н. "энергетической философии", или "энергетике", О. см. Энергетизм). Против "энергетики" О. выступали нем. ученые Л. Больцман, М. Планк, рус. физик А. Г. Столетов и др. Развернутую и глубокую филос. критику "энергетики" (с т. зр. марксистского понимания материи) дал Ленин в труде "Материализм и эмпириокритицизм", в к-ром он оценивал О. как "...очень крупного химика и очень путаного философа..." (Соч., т. 14, с. 155). Соч.: Theorie des Gl?ckes, "Annalen der Naturphilosophie", 1905, Bd 4, H. 4; Grundri? der Naturphilosophie, Lpz., 1908; 2 Aufl., Lpz., 1913; Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaften, Lpz., 1909; Monistische Sonntagspredigten. Reihe 1–5, Lpz.. 1911–16; Die Philosophie der Werte. Lpz., 1913; Auguste Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Moderne Naturphilosophie, [Bd] 1–, Lpz., 1914–; Goethe, Schopenhauer und die Farbenlehre, Lpz., 1918; Die Pyramide der Wissenschaften, Stuttg. – В., [1929]; Wissenschaft contra Gottesglauben. Aus den atheistischen Schriften des gro?en Chemikers, Lpz.–Jena, 11960]; в рус. пер. – Несостоятельность научного материализма, СПБ, 1896; Философия природы. СПБ, 1903; Искусство и наука, в кн.: Уэльдстин Ч., Искусство XIX в., СПБ, 1905; Энергетический императив, СПБ, 1913. Лит.: Кистяковский В. ?., В. Оствальд. [Некролог], "ИАН СССР. Отд. матем. и естественных наук", 1934, сер. 7, No 4; G?nther Р., W. Ostwald, В., [1932]. И. Кузнецов, В. Семенчев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Оствальд

Вильгельм О?ствальд (Ostwald) (1853-1932) ? нем. химик и философ, лауреат Нобелевской премии по химии (1909). Образование получил в Дерптском ун-те (1872-75). С 1882 — проф. Рижского политехникума. В 1887 занял кафедру химии в Лейпцигск. ун-те. О. — один из крупнейших реформаторов науки и натурфилософии 20 в. Значительная переоценка его научной деятельности произошла в конце 70 — нач. 80-х гг., в рамках утвердившейся в науке парадигмы синергетики (самоорганизации). Работы последнего периода жизни О. опубликованы частично и их изучение не закончилось. О. фактически первым определил культуру как явление, требующее для своего изучения особой науки. Главным принципом его взглядов был “энергетизм”, убеждение, что все существующее суть энергия, ничего иного в мире нет. Конечным рез-том мировой энергии являются общественность и обусловленная ею разумность (сознание — один из видов энергии). Культура — совокупность факторов, служащих социальному прогрессу человечества. Следовательно, целесообразнее говорить о науке о культуре, т.к. именно такая наука будет изучать реальные процессы; наука же об обществе мало отличается от психофизиологии, являясь частным, историческим случаем биологии. Вопросу о культуре посвящена специальная работа “Энергетические основы науки о культуре” (1909). В статьях 1915 “Система наук” и “Принципы теории образования” О., среди других наук 20 в. называет культурологию или науку о цивилизациях. Базовым законом для “энергетической науки” является закон сохранения энергии. Стремление свести энергетические потери к нулю и есть сущность и любого частного культурного действия, и прогресса в целом. Функция культуры — сохранение и сбережение энергии, прежде напрасно растрачиваемой в борьбе грубых сил. Соч.: Die energetischen Grundlagen der Kulturwissenschaft. Lpz., 1909; Энергия и ее превращения. СПб., 1890; Натурфилософия. М., 1902 (то же под назв.: Философия природы. СПб., 1903); Письма о живописи. М., 1905; Очерк натурфилософии. СПб., 1909; Организация и организаторы, ч. 1-2. М., 1912-13; Энергетич. императив. СПб., 1913; Энергетика общих законов прогресса // Новые идеи в социологии. Сб. 3. СПб., 1914; Цветоведение. М.-Л., 1926. Лит.: Де Роберти Е.В. Энергетика и социология // Вестник Европы. 1910. N 3, 4; Родный Н.И., Соловьев Ю.И. В. Оствальд. М., 1969; Круг Г.Й., Польман Л. В. Оствальд на подходе к созданию синергетич. школы // Концепция самоорганизации в истор. ретроспективе. М., 1994. А.А. Трошин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Оствальд — 0

Найдено научныех статей по теме Оствальд — 0

Найдено книг по теме Оствальд — 0

Найдено презентаций по теме Оствальд — 0

Найдено рефератов по теме Оствальд — 0