ОСТРАНЕНИЕ ОСТРАНЕНИЯ

Найдено 1 определение
ОСТРАНЕНИЕ ОСТРАНЕНИЯ
(defamiliarization of defamiliarization). Критическое остранение, направленное на художественное остранение. Термин «остранение», введенный В. Шкловским, указывал на специфику искусства: представление привычных вещей как странных, прием затрудненной формы, увеличивающий долготу восприятия. «И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством» [232].
Однако этот прием, который Шкловский считал наиболее характерным для Л. Толстого и иллюстрировал его текстами, чаще всего служит у писателя иной цели: не вернуть ощущение жизни, а, наоборот, разъять на части то, что обычно воспринимается как живое и целое. Те же примеры, которые приводит Шкловский, свидетельствуют, что остранение у Толстого – это омертвление, а не оживление предмета; если он и «выводится из автоматизма восприятия», то именно с целью продемонстрировать его механистичность, бессмысленность и безжизненность.
«Холстомер»: «Ходившее по свету, евшее и пившее тело Серпуховского убрали в землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни кости его никуда не пригодились. А как уже 20 лет всем в великую тяжесть было его ходившее по свету мертвое тело, так и уборка этого тела в землю была только лишним затруднением для людей».
«Воскресение»: «Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем».
Здесь, как и в антицерковных статьях, Толстой изображает методом наглядного остранения религиозные обряды, последовательно овеществляя и умерщвляя то, что их участниками воспринимается как источник вечной жизни. Шкловский противопоставляет остранение – и автоматизацию. «Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны». Но у Толстого именно остранение работает как способ автоматизации, обездушения того, что обычно воспринимается как полное смысла, чувства, достоинства.
Отсюда вытекает необходимость следующего уровня остранения, направленного на само остранение. Остранение может использоваться не только как литературный или художественный, но и как литературоведческий и искусствоведческий прием. Подобно тому как писатель остраняет жизнь своих персонажей, так критик/интерпретатор остраняет самого писателя и его творчество, чтобы читатель свежими глазами увидел то, что уже примелькалось, сложилось в литературный канон. Произведение толкуется как причудливое, пристрастное, одностороннее, иногда – как воплощение абсурда, безумия, одержимости. Пример критического остранения – очерк самого Л. Толстого «О Шекспире и о драме», где, например, сюжет «Короля Лира» излагается так, чтобы заострить его странность и несообразность. «Как ни нелепа она представляется в моем пересказе, который я старался сделать как можно беспристрастнее, смело скажу, что в подлиннике она еще много нелепее» [233]. Работа Д. Писарева «Пушкин и Белинский», статьи К. Чуковского о писателях-современниках (Мережковском, Андрееве, Сологубе), книга А. Синявского (А. Терца) «Прогулки с Пушкиным» тоже могут рассматриваться как примеры критического остранения, цель которого – выставить нелепое в произведениях, воспринимаемых обычно как образцы художественной логики, глубокого трагизма и т. п.
Само остранение при этом имеет множественный эффект: стирает с произведения хрестоматийный глянец, вводит его в фамильярный, порой смеховой контакт с читателями, заостряет в нем черты, противоречащие замыслу писателя, и позволяет заново его прочитать, деавтоматизировать его восприятие. Шекспир, издевательски перечитанный Толстым, или Пушкин – Писаревым выигрывают в многозначности от такого непочтительного обращения. Маленького писателя такая трактовка убивает, а большого – воскрешает из инерции заученно-почтительного восприятия. Критика, остраняя писателя, продолжает его работу остранения, перенося ее уже на саму словесность: «воскрешение вещей – возвращение человеку переживания мира» [234].
*Альтерология, Обезумливание, Ожутчение
Ирония. С. 148–165.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
154.46 кб

Л. Н. Толстой: принцип «Остранения» в политике

Прокудин Борис Александрович
В статье предпринимается попытка интерпретации политического творчества Льва Николаевича Толстого с помощью его художественного приема, получившего название «остранение».
Читать PDF
153.96 кб

Троллинг как новая форма остранения в молодежной культуре

Мельникова А.Ю.
Виртуальная коммуникация предполагает наличие возможности анонимного взаимодействия пользователей посредством вымышленных «никнеймов», «аватаров».
Читать PDF
171.98 кб

Роман Татьяны Толстой «Кысь»: остранение форм повествования

Ли Ли
Статья посвящена роману Т. Толстой «Кысь».
Читать PDF
1,017.29 кб

«Что не нравится - я просто отменяю: остранения Д. А. Пригова

Подлубнова Юлия Сергеевна
Статья рассматривает функционирование приема остранения, традиционно соотносящегося с практиками модернизма и авангарда, в рамках постмодернизма и художественного опыта конструктивизма.
Читать PDF
867.50 кб

Мир как «Дочка зрения»: опыты «Остранения» Сигизмунда Кржижановского

Трубецкова Елена Геннадиевна
В статье рассматриваются особенности визуальной поэтики Сигизмунда Кржижановского. Прослеживается реализация в прозе писателя приема «остранения», описанного русскими формалистами.
Читать PDF
236.78 кб

Анализ образа Бенедикта в аспекте остранения на материале романа «Кысь» Т. Толстой

Ли Цзюнь
Выявляется использование приема остранения сквозь призму образа Бенедикта, который является центральным и важнейшим в образной системы романа «Кысь» Т. Толстой
Читать PDF
121.09 кб

Баевский В. С. Остранение: к поэтике Бориса Пастернака. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013

Мальцева Оксана Анатольевна, Павлова Лариса Викторовна, Романова Ирина Викторовна
Читать PDF
390.76 кб

Особенности использования приема остранения в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса

Норина Наталья Викторовна
Исследуется специфика приема остранения как особого приема сюжетосложения и организации системы образов в повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
Читать PDF
492.03 кб

Анализ образа Оленьки Кудеяровой в аспекте остранения на материале романа «Кысь» Т. Толстой

Ли Цзюнь
Статья посвящена остранению женских образов в романе «Кысь» Т. Толстой.
Читать PDF
329.30 кб

Адаптация и остранение как переводческие стратегии (на примере перевода поэмы Н. В. Гоголя «Мертвых

Нестеренко Олег Владимирович
Рассматривается соотношение адаптивной и остраняющей стратегий перевода на современном этапе переводческой рецепции поэмы «Мертвые души».
Читать PDF
108.46 кб

2007. 01. 003. Холквист М. , Клигер И. Помня о разрыве: к исторической поэтике остранения. Holquist

Юрченко Т. Г.
Читать PDF
351.58 кб

Автобиографические мотивы в свете приема остранения (на материале творчества Ч. Диккенса и Ф. М. Дос

Бабук А. В.
В статье раскрывается сущность таких понятий, как биография и автобиография, а также их художественно осмысление помощью литературного приема остранения на примере произведений Ч.Диккенса и Ф.М.Достоевского

Похожие термины:

  • Остранение

    термин эстетики и философии искусства 20 в., фиксирующий комплекс художественных приемов (буффонада, гротеск, парадокс и др.), при котором выразительность изображаемого разрушает привычные стандар