ОСОБЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ  

Найдено 1 определение
ОСОБЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ  
характерные черты развития науки конца XX – начала XXI вв., связанные с переходом к четвертой глобальной научной революции: 1) Широкое распространение идей и методов  синергетики  –  теории  самоорганизации  и  развития  сложных  систем любой природы; В этой связи в постнеклассическом естествознании очень популярны  такие понятия как  диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, хаосомность, странные аттракторы, нелинейность,  неопределенность, необратимость и т.п. Синергетика демонстрирует, что современная наука имеет дело с очень  сложноорганизованными системами  разных  уровней  организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая такая система предстает как«эволюционное целое». Синергетика открывает новые границы построения сложных развивающихся структур из простых. При этом она исходит из того, что объединение структур не сводится к их простому сложению, а имеет место перекрытие областей их локализации: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. 2) Широкое применение принципа  коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем  или  частей  внутри  целого  (см.  статью  «коэволюция»).  3)  Укрепление парадигмы  целостности,  связанное  с  осознанием  необходимости  глобального всестороннего взгляда на мир (см. отдельную статью). 4) Преодоление разрыва объекта и субъекта. Если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки – сложные системы, то в настоящее время внимание  ученых  все  больше  привлекают  исторически  развивающиеся  системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей  организации. При этом возникновение нового уровня организации оказывает воздействие на предыдущий этап, меняя связи и композицию их элементов. В естествознании XX в.  все  более  широкое  распространение получает  так  называемый  «антропный принцип», который устанавливает связь существования человека (как наблюдателя)  с  физическими  параметрами  Вселенной  и  Солнечной  системы.  Согласно антропному принципу,  Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена. Развитие науки XX в. – как естествознания, так и обществознания – убедительно показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в  «естественный ход событий», просто не существует. Человека – «единственного наблюдателя», которого мы  способны себе представить – невозможно вычленить из окружающего мира, сделать его независимым от его  собственных действий, от процесса приобретения и развития знаний. Облик современной постнеклассической науки характеризуют саморазвивающиеся открытые системы. Если на  предшествующих этапах наука была ориентирована преимущественно на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной  дисциплины, то специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские  программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисциплинарные исследования. Реализация комплексных научных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных  знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. Все это порождает усиление взаимодействия сложившихся в различных дисциплинарных областях науки идеалов, норм и методов познания.5)  Методологический плюрализм – осознание ограниченности, односторонности любой методологии и, прежде всего, рационалистической, хотя в постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего, в  силу специфики его предмета и возрастания роли человека в нем), чем на предыдущих этапах, «задействованы» все функции философии – онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др. Однако попытки введения«внепарадигмальных вкраплений» в содержание научного знания становятся все более распространенным явлением в постнеклассической науке и все убедительнее  ставят  под  сомнение утверждения  о  незыблемости  рациональных норм  и принципов.  6)  Распространение  идеи  развития.  Крупный  физик  и  методолог науки К. фон Вайцзеккер пишет, характеризуя научное познание нашего времени в целом, что развитие науки имеет тенденцию к превращению в науку о развитии. Исторический аспект любой науки, в том числе о неживых  объектах все более выдвигается на передний план познания (в последние годы активно формируются новые направления исследований – эволюционная химия,  универсальная история и др.). 7) Усиливается математизация теорий и уровень их абстрактности. Эта особенность современного естествознания привела к тому, что работа с  его новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и  своеобразный вид деятельности. Возникает угроза превращения теоретической физики в математическую  теорию. В науке XX в. резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики). В настоящее время важнейшим инструментом научнотехнического  прогресса  становится  математическое  моделирование.  Его  сущность – замена исходного  объекта соответствующей математической моделью. Активная математизация различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности и быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин (теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления и др.).

Источник: Философия науки и техники: словарь