ОСОБЕННОЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Особенное
философская категория, выражающая общее в единичном и единичное – в его единстве с общим. В традиционном смысле – признак, сходный с признаками одних и не сходный с признаками других предметов фиксированного класса.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ОСОБЕННОЕ
философская категория, выражающая единство, синтез общего (всеобщего) и единичного (отдельного, индивидуального). Любой предмет, процесс и т.д. всегда есть нечто особенное, в котором "сплавлены" в нерасторжимом единстве и взаимодействии как общие, так и единичные характеристики.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Особенное

/D/ Besonderheit /E/Particular/E/Particulier /Esp/ Lo particular
Философская категория, обозначающая меру и способ объединения общего и единичного в одном отношении, в явлении, процессе. Особенное обеспечивает нетождественность явлений, процессов, событий между собой, в отличие от единичного как способа проявления общего.

Источник: Философия, практическое руководство

ОСОБЕННОЕ
не такое, как все, необыкновенное. В философии — категория, выражающая вместе с единичным и всеобщим объективные связи мира, а также ступени их познания. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто единичное. Однако уже элементарная практика обнаруживает повторяющиеся признаки ряда объектов, позволяет объединить их в определенные классы. Общие черты, присущие некоторым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как особенное. Другие, обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как всеобщие.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ОСОБЕННОЕ,
филос. категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и общего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и общим. Напр., понятие «русский» выступает как общее по отношению к каждому рус. человеку и как О. по отношению к понятию «славянин». Последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как О. по отношению к понятию «человек». При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и общим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., к-рая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное - в его единстве с общим. О. выступает как реализованное общее. Категория О.- важный момент движения познания в глубь объекта.

Источник: Советский философский словарь

ОСОБЕННОЕ
филос. категория, соотносительная с категориями всеобщего и единичного. В диалектич. логике последние две категории рассматриваются как одна из форм раздвоения единого (предмета) на противоположные определения, условием познания к-рых является исследование единства этих противоположностей. В категории же О. фиксируется момент именно этого единства всеобщего и единичного, и О. выступает как такой член отношения единичное – всеобщее – О., в к-ром снимается односторонность двух первых определений. О. нередко рассматривается как промежуточное звено между всеобщим и единичным. При этом предполагается, что всеобщее по своему объему шире О., к-рое в свою очередь шире единичного. Этот в значит, степени количеств, (объемный) подход в основном повторяет формальнологич. отношение рода, вида и индивида. В результате этого собственно О. исчезает как относительно самостоят. категория и рассматривается как "более или менее всеобщее", т.е. как всеобщее по отношению к единичному в одной системе отношений и как единичное по отношению к всеобщему в другой. Это исчезновение проходит практически через всю историю философии. По существу первую попытку анализа О. предпринял Кант, сделавший центр. проблемой философии выяснение природы общих понятий. Однако ему не удалось раскрыть подлинной природы всеобщего, а поэтому и категория О. не приобрела у него самостоят. значения. Глубокое решение проблемы было предложено Гегелем, к-рый сумел преодолеть формальную (количеств.) трактовку всеобщего, О. и единичного, исследовать их содержат. характер и показать их отношение как внутр. отношение одного и того же понятия. При этом О. было понято как определенное всеобщее. Слабость гегелевской концепции состоит в том, что мир действит. вещей выступает здесь как нечто ничтожное само по себе и имеющее смысл только в качестве отражения и реализации всеобщего; факт берется не как таковой, а как мистич. результат отчужденного от него всеобщего. Это происходит потому, что в основу единства этих категорий Гегель кладет всеобщее. Именно оно развертывается на О. и единичное и в конечном счете выступает как демиург действительности. Резко выступив против гегелевской идеалистич. конструкции в "Критике гегелевской философии права" и "Святом семействе", Маркс показал, что не существует общего, сущности, закона до самих вещей; наделяя общее самостоят. бытием и превращая его в субъект, Гегель тем самым низводит реальное бытие на уровень феномена. Вместе с тем Маркс вскрыл и тот далеко не случайный факт, что филос. концепция единичного, О. и всеобщего является у Гегеля логич. основанием для реакц. выводов в теории гос-ва и права, и показал, т. о., что проблема соотношения единичного, всеобщего и О. является отнюдь не только теоретич. проблемой. Материалистич. диалектика рассматривает всеобщее и единичное как абстрактно противоположные моменты бытия вещей. Их действит. бытие есть не единичность, не всеобщность, а единство того и другого. Это единство и фиксируется в категории О., к-рая выступает как определенно всеобщее и не исключенное из реальной связи вещей единичное, В таком понимании О. включает в себя и эмпирич. единичность данного и теоретич. необходимость закона. В соответствии с этим реальный предмет как таковой, взятый в его конкретной целостности, есть прежде всего особенный предмет, многосторонне отличный от др. предметов и столь же многосторонне связанный с ними. Лишь абстракция представляет его в его необходимости и всеобщности или в его изолированности и единичности. И если эти абстракции являются необходимым условием познания, то подлинный смысл они получают лишь в их единстве. Поэтому недооценка взаимной необходимости эмпирии – с ее ориентацией на факт – и теории, ориентирующейся на закон, приводит к тому, что сам по себе предмет может остаться исчезающе неуловимым в своей реальной особенности. Включая в свое содержание многостороннее единство абстрактно-противоположных определений, О. является, т. о., важнейшим моментом в движении познания. Лит. см. при статьях Всеобщее и Единичное. Н. Трубников. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
391.50 кб

Поведенческая и деятельностная адаптация: общее и особенное

Чешев Владислав Васильевич
Рассматриваются формы адаптивного поведения, имеющие фундаментальное значение для социогенеза, т. е. эволюционного процесса, в ходе которого формировались когнитивные способности человека.
Читать PDF
109.13 кб

Миф в философии Э. Кассирера и Ф. В. Шеллинга: общее и особенное

Исаева Анна Вячеславовна
Исследуется проблема трансцендентальной интерпретации мифа. В указанном проблемном поле выявляются общие и отличающиеся положения, разработанные в концепциях Э. Кассирера (неокантианская марбургская школа) и Ф.В.
Читать PDF
62.81 кб

Всеобщее, особенное и единичное как категории диалектической логики

Иванов С. Ю.
В статье исследуются различные подходы к определению категорий всеобщего, особенного и единичного. При первом (формально3логическом) подходе обосновывается преимуществен3 ная роль формы, определяющей статус каждой из категорий.
Читать PDF
319.60 кб

Этика и эстетика в творчестве Д. С. Мережковского: общее и особенное

Пчелина О.В.
Статья посвящена анализу взаимосвязи этических и эстетических концепций Д.С. Мережковского. Показано, что этические воззрения Д.С. Мережковского тесно связаны с его эстетикой, а основанием взаимосвязи послужило утверждение Д.С.
Читать PDF
357.97 кб

Проблема общественного идеала у вл. Соловьева и классиков идеализма: общее и особенное

Е. М. Амелина
Читать PDF
428.16 кб

Мережковский и К. Г. Юнг: общее и особенное

Пчелина О.В. Д.С.
Зарождение и становление русского символизма одного из самых ярких литературно-художественных течений и явлений религиозно-философского движения XIX начала XX века в России связано с творческой и общественной деятельностью Д.С.
Читать PDF
291.97 кб

Лейбниц и Спиноза: общее и особенное в подходах к ключевым проблемам онтологии

Горан Василий Павлович
Выделены пять существенных как для Лейбница, так и для Спинозы аспектов онтологических составляющих их учений. В каждом из них выявлено как общее для позиций обоих философов, так и то, в чем они существенно расходятся.
Читать PDF
14.09 мб

ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ: ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ОБЩЕЕ

Субботина Надежда Дмитриевна
В статье анализируются проблемы периодизации истории. Утверждается, что в работах К. Маркса помимо формационной периодизации присутствуют, по крайней мере, три периодизации, описывающие историю общества как целостной системы.
Читать PDF
229.32 кб

2017.03.010. РАШ Р. "ВСЁ В ОБЩЕМ И НИЧЕГО В ОСОБЕННОМ": ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В "ОТКРОВЕНИИ ЛЮБВИ" ЮЛИАН

Махов А.Е.
Читать PDF
198.94 кб

Истоки и особенности плюрализма современной цивилизации

Громова Е. А.
Читать PDF
132.84 кб

Особенности моральной рефлексии в мифологии

Нгуен К. К.
Читать PDF
385.98 кб

Печальная судьба философии, даже (особенно) в образовании

Кутырев Владимир Александрович, Уваров Андрей Николаевич
Философия предполагает синергетическое, нелинейное (диалектическое) и ценностное видение мира. Под ее юрисдикцию подпадают такие смысложизненные вопросы, как «зачем» и «куда».
Читать PDF
441.74 кб

Категория особенного как диалектическая связь категорий всеобщего и единичного

Иванов С. Ю.
В статье рассматриваются взаимосвязь и взаимопереход категорий всеобщего и единично/ го, роль и место категории особенного в данной взаимосвязи, а также исторические предпосыл/ ки возникновения категории особенного именно как диал
Читать PDF
340.41 кб

Категория особенного как антиномия всеобщего и единичного

Иванов Сергей Юрьевич
В статье предлагается интерпретация особенного как опосредствования при переходе всеобщего к единичному и единичного к своему всеобщему.
Читать PDF
225.45 кб

Эксперимент и его особенности в современной физике

Исмаилов В. И.

Похожие термины:

  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ и ОБЩЕЕ

    категории диалектики, в к-рых отражается взаимосвязь и относительная обособленность отд. предметов или явлений, их сторон, свойств, отношений. 1) Е. выражает дискретность, отграниченность друг от д
  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ

    категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания в философии; единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный предмет, ограниченный в пространстве и врем
  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ

    онтологические категории, отражающие структуру определенности любого суцщего в аспекте объективной реальности. Об. – тождественные свойства различных. сущих. Ос. – свойства, отличающие сущие др
  • Единичное общее особенное и всеобщее

    категории диалектики, отражающие объективные связи мира и характеризующие его познание. Единичное – категория, отражающая уникальность некоторых предметов, процессов, явлений, их качественную и
  • Единичное особенное всеобщее

    философские категории, выражающие различные объективные связи мира, а также ступени познания этих связей. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Объе
  • ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ) ОСОБЕННОЕ ЕДИНИЧНОЕ

    универсальные философские категории (принципы), выражающие устойчивые типы взаимосвязей бытия, духа, человеческой жизни. В истории познания наибольшую трудность вызывало понимание категории все
  • История средневековой философии. Патристика.Понятие о патристике и ее основные особенности

    Патристикой (от греч. , лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально
  • Специфические особенности философии Сартра

    Литература о Сартре огромна. Утрата экзистенциализмом былой популярности, по существу, не отразилась на неизменно высокой оценке творчества Сартра. Его философские и литературные произведения с
  • Общие закономерности и особенности перехода к социализму

    Общие закономерности определяют основные пути и средства созидания нового общества, которые с необходимостью присущи любой стране, вступившей в переходный период от капитализма к социализму. На
  • Русские религиозные традиции и особенности религиозного сознания

    Русские коренное население России, на территории к-рой (согласно данным 1989) проживает 82 % русских (ок. 120 млн чел.). Много русских на территории Украины и Белоруссии, республик Прибалтики, в Казахста
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

    это специфическое отличие научного знания от других видов знания, которое проявляется в том, что оно: 1) отражает существенные  свойства и объективные законы изучаемой реальности; вследствие этог
  • ОСОБЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ  

    характерные черты развития науки конца XX – начала XXI вв., связанные с переходом к четвертой глобальной научной революции: 1) Широкое распространение идей и методов  синергетики  –  теории  самоор
  • Исторические особенности русской культуры

    определяются: - особым географическим положением, - христианско-православным началом в культуре (консерватизм по отношению к новому, противопоставление Западу), - особой ролью государственности, -