ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  

Найдено 1 определение
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  
Наука  в  собственном смысл слова появилась в  конце XVI – начале XVII века и за триста лет своегосуществования прошла три этапа в своем развитии: классический, неклассический  и  постнеклассический.  Классическая  наука  возникла  в  условиях  Нового времени, когда в Европе прогремели первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия) и началась эпоха бурного промышленного развития. Лозунг эпохи сформулировал Ф. Бэкон:  «Знание – сила», когда наука стала превращаться в самую значимую сферу жизни общества. Классическая наука опиралась на механистический и метафизический материализм, суть которых сводится к следующим положениям: 1) объективный мир существует вне и независимо от познающего субъекта, 2) объекты познания воздействуют на субъект и отражаются в его сознании в виде идеальных образов, 3) эти образы адекватно объекту познанию, поэтому возможно получение объективного знания и  постижение истины, 4) в результатах познавательной деятельности не должны присутствовать субъективные  моменты,  5)  полученные  знания  являются  абсолютной  истиной,  дающей полное знание о природе и обществе. Зарождение классической науки связано с именем Галилея (деист), основано на механистических принципах и утверждении универсальности  причинно-следственных  связей  (детерминизм).  Особенностью классической науки является математизация знания, использование приборов и экспериментальных  установок.  В  конце  XX  века формируется неклассическая наука, чему способствовали открытия в области физики (электрон, рентгеновские лучи, радиоактивность, закон сохранения энергии, исследование электромагнитного поля и др.). На изучаемые объекты неклассические науки стала смотреть как на  сложное  системное  образование,  свойства  которых  не  сводились  к  сумме свойств систем, каждая система предполагала наличие своей структуры и системы  возможных подсистем. В неклассической науке меняется представление  о детерминизме. На смену лапласовскому детерминизму (причина порождает определенное  следствие)  приходит  понимание  случайности  и  хаоса,  а  отношение частиц в микромире носит вероятностный характер.  Особенностью неклассической науки является и отношение к объекту, который можно познать только при помощи макроприборов, на основании чего формулируется принцип дополнительности. Так в неклассической науке меняется представление об объективности познавательного процесса: объект рассматривается в связи с  техническими средствами и в зависимости от познавательной деятельности субъекта, т.е. изменяется роль и  значение субъекта познания. Характерной чертой неклассической науки является переход научной деятельности от творчества отдельных ученых в новый статус социального института. Наука приобретает утилитарный характер. Теряется уверенность в возможности достижения абсолютной истины. Происходит процесс дифференциации и интеграции науки. Часто происходит смена парадигм, что порождает сомнения в возможностях рационального познания мира, в силе человеческого разума. Все чаще истина трактуется как субъективная и относительная. В 70-е гг. XX века зарождается постнеклассическая наука, которая ориентируется на процессы глобального эволюционизма и на саморазвивающиеся сверх сложные системы.  Зарождаются глобальные проблемы человечества. Последствия экстенсивного развития экономики сказываются на состоянии природной среды, изменении ее климатических и геофизических параметров. Отсюда основная  тенденция постнеклассической науки связана с экологизацией. Потребительская идеология современного общества обнаруживает тенденцию на гуманизацию постнеклассической науки, что предполагает гуманитарную экспертизу научных  исследований (опасность  для здоровья). Признаком развития постнеклассической науки становится высокая степень нравственной ответственности ученых  за  свои  открытия.  Особенностью  современного  этапа  развития  науки становится ее комерционализация, которая носит  утилитарный характер (исследования,  не  сулящие  непосредственные выгоды,  не  финансируются), поэтому фундаментальные исследования – отстают от развития науки.

Источник: Философия науки и техники: словарь