ОСНОВАНИЯ НАУКИ
ОСНОВАНИЯ НАУКИ
определенные стандарты организации научной деятельности. Наука – система истинных, логически непротиворечивых и подтвержденных практикой знаний. Все научные знания должны отвечать определенным стандартам, т.е. иметь четко выверенные основания, в качестве которых принято выделять: 1) философские основания; 2) научную картину мира; 3) идеалы и нормы научного познания, характерные для данной эпохи и специфики исследуемой области.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ОСНОВАНИЯ НАУКИ
философские идеи и принципы, выполняющие метанаучную роль. Они необходимы для обоснования и критики всего дела науки. По поводу союза философии и науки существуют самые различные воззрения. Три главные из них суть следующие.
1. Философия довлеет над наукой. В советские годы идеалы и нормы науки, равно как и онтологические О. н., предлагались непосредственно из арсенала диалектического материализма (см.). Многие авторы, причем не только философы, но и ученые, буквально настаивали на внедрении материалистической диалектики в науку. Как правило, такое внедрение приводило к негативным результатам.
2. Философия не является самостоятельной по отношению к науке. То, что называют философскими О. н., представляет собой, по сути, извлечения из самой науки. Всякая попытка приписать философии самостоятельный статус приводит к метафизике, достойной уничтожающей критики. Излагаемые воззрения широко пропагандировались в неопозитивизме (см.) (М. Шлик, Р. Карнап, X. Райхенбах (см.)), но считаются ныне устаревшими.
3. Философские О. н. имеют два истока: философию и науку. В итоге формулируются положения, которые, не совпадая непосредственно с утверждениями конкретных наук, находятся с ними в неразрывной связи. Не только наука смотрится в зеркало философии, но и философия сверяет свои положения с наукой. На наш взгляд, излагаемое воззрение реализуется намного более последовательно в аналитической философии, чем, например, в герменевтике или постструктурализме.
По нашему мнению, наиболее предпочтительной является третья трактовка единства философии и науки. Она избавляет как от забвения философии (трактовка 2), так и от схоластических метафизических построений (интерпретация 1).
1. Философия довлеет над наукой. В советские годы идеалы и нормы науки, равно как и онтологические О. н., предлагались непосредственно из арсенала диалектического материализма (см.). Многие авторы, причем не только философы, но и ученые, буквально настаивали на внедрении материалистической диалектики в науку. Как правило, такое внедрение приводило к негативным результатам.
2. Философия не является самостоятельной по отношению к науке. То, что называют философскими О. н., представляет собой, по сути, извлечения из самой науки. Всякая попытка приписать философии самостоятельный статус приводит к метафизике, достойной уничтожающей критики. Излагаемые воззрения широко пропагандировались в неопозитивизме (см.) (М. Шлик, Р. Карнап, X. Райхенбах (см.)), но считаются ныне устаревшими.
3. Философские О. н. имеют два истока: философию и науку. В итоге формулируются положения, которые, не совпадая непосредственно с утверждениями конкретных наук, находятся с ними в неразрывной связи. Не только наука смотрится в зеркало философии, но и философия сверяет свои положения с наукой. На наш взгляд, излагаемое воззрение реализуется намного более последовательно в аналитической философии, чем, например, в герменевтике или постструктурализме.
По нашему мнению, наиболее предпочтительной является третья трактовка единства философии и науки. Она избавляет как от забвения философии (трактовка 2), так и от схоластических метафизических построений (интерпретация 1).
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ОСНОВАНИЯ НАУКИ
фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие в целостную систему многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи.
Проблема оснований науки активно разрабатывалась в философии науки 20 в. Возрастающий интерес к этой проблематике был стимулирован: научными революциями 20 в. (в физике, космологии, биологии); появлением новых направлений и отраслей науки (кибернетики, теории информации); усилившимися процессами дифференциации и интеграции наук. Во всех этих ситуациях возникала потребность осмысления фундаментальных понятий, идей и образов, определяющих стратегии научного исследования и их историческую изменчивость.
Ряд компонентов и аспектов оснований науки был выявлен и проанализирован в западной философии науки 2-й пол. 20 в. Т. Кун обозначил их как парадигму; С. Тулмин — как «принципы естественного порядка», «идеалы и стандарты понимания»; в концепции Дж. Холтона они были представлены как фундаментальные темы науки; И. Лакатос описывал их функционирование в терминах исследовательских программ; Л. Лаудан анализировал их как исследовательскую традицию, которая характеризуется принимаемыми методологическими и онтологическими допущениями и запретами. В отечественной философии кауки проблематика оснований науки исследовалась как в аспекте внутренней структуры и динамики научного знания, так и в аспекте его социокультурной обусловленности, что позволило более аналитично представить структуру и функции оснований науки.
Структура оснований науки определена связями трех основных компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) научной картины мира, 3) философских оснований науки (см. Идеалы и нормы науки. Научная картина мира. Философские основания науки).
Основания науки выполняют следующие функции: 1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки; 2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний; 3) выступают опосредствующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи. Трансформация оснований науки происходит в эпохи научных революции и выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности. См. также ст. Наука.
Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Научные революции в динамике культуры. Минск, 19S7; Природа научного познания. Минск. 1979; Структура и развитие науки. М., 1978; Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992; Ty.iMUfiC. Человеческое понимание. М., 1984; ХолтонДж. Тематический ангшиз науки. М., 1981; Lakatosl. History of Science and its Rational Reconstructions.— Boston Studies in the Philosophy of Science, Vol. 8. Dordrecht—Boston, 1970; LoundanL. Progress and its Problems: Towards a Theory of Scientifical Growth. Berk., 1977.
В. С. Степин
Проблема оснований науки активно разрабатывалась в философии науки 20 в. Возрастающий интерес к этой проблематике был стимулирован: научными революциями 20 в. (в физике, космологии, биологии); появлением новых направлений и отраслей науки (кибернетики, теории информации); усилившимися процессами дифференциации и интеграции наук. Во всех этих ситуациях возникала потребность осмысления фундаментальных понятий, идей и образов, определяющих стратегии научного исследования и их историческую изменчивость.
Ряд компонентов и аспектов оснований науки был выявлен и проанализирован в западной философии науки 2-й пол. 20 в. Т. Кун обозначил их как парадигму; С. Тулмин — как «принципы естественного порядка», «идеалы и стандарты понимания»; в концепции Дж. Холтона они были представлены как фундаментальные темы науки; И. Лакатос описывал их функционирование в терминах исследовательских программ; Л. Лаудан анализировал их как исследовательскую традицию, которая характеризуется принимаемыми методологическими и онтологическими допущениями и запретами. В отечественной философии кауки проблематика оснований науки исследовалась как в аспекте внутренней структуры и динамики научного знания, так и в аспекте его социокультурной обусловленности, что позволило более аналитично представить структуру и функции оснований науки.
Структура оснований науки определена связями трех основных компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) научной картины мира, 3) философских оснований науки (см. Идеалы и нормы науки. Научная картина мира. Философские основания науки).
Основания науки выполняют следующие функции: 1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки; 2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний; 3) выступают опосредствующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи. Трансформация оснований науки происходит в эпохи научных революции и выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности. См. также ст. Наука.
Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Научные революции в динамике культуры. Минск, 19S7; Природа научного познания. Минск. 1979; Структура и развитие науки. М., 1978; Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992; Ty.iMUfiC. Человеческое понимание. М., 1984; ХолтонДж. Тематический ангшиз науки. М., 1981; Lakatosl. History of Science and its Rational Reconstructions.— Boston Studies in the Philosophy of Science, Vol. 8. Dordrecht—Boston, 1970; LoundanL. Progress and its Problems: Towards a Theory of Scientifical Growth. Berk., 1977.
В. С. Степин
Источник: Новая философская энциклопедия