ОСНОВАНИЕ
ОСНОВАНИЕ
опорная часть предмета, сооружения; существенный признак, по которому распределяются явления, понятия; причина, достаточный вывод, оправдывающие что-нибудь. В логике — суждение или идея, из действительности которых необходимо вытекает действительность другого суждения или идеи (следствия). От него отличается реальное основание, которое ставит идею в зависимость от опытного содержания, или действительности.
Основание
фундамент, обеспечивающий целостность сложного построения: здания, сооружения, действия, теории и т.п. С точки зрения ориентирующегося в окружающем его мире человека, для тех или иных его поступков требуются определенные основания.
Понятие основание тесно связано с понятием вера. Есть ли в нашей жизни основания для веры? Похоже, что нет. Но верят же!
Ассоциативный блок.
В наше время у человека нет оснований для того, чтобы верить власть имущим. Моральное право "требовать воспринимать себя и свои действия на веру" ими потеряно. В этом плане очень большой интерес представляют определенные статьи кодексов.
Понятие основание тесно связано с понятием вера. Есть ли в нашей жизни основания для веры? Похоже, что нет. Но верят же!
Ассоциативный блок.
В наше время у человека нет оснований для того, чтобы верить власть имущим. Моральное право "требовать воспринимать себя и свои действия на веру" ими потеряно. В этом плане очень большой интерес представляют определенные статьи кодексов.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ОСНОВАНИЕ
(Grund) — суждение или идея, из действительности которой необходимо вытекает действительность другого суждения или идеи (следствия): логическое основание или основание познания. От него отличается реальное основание, которое ставит идею в зависимость от опытного содержания или от метафизической действительности. Психологическое основание (см. Мотив) является душевной предпосылкой всякого поступка или действия. Закон достаточного основания (principium rationis sufficientis) для всего существующего устанавливает основание, исходя из которого можно законным образом выводить отсутствие или наличие какого-либо явления.
А. Schopenhauer. Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden G.e. (Diss.), Rudolstadt, 1813,1847; J. Geyser. Das Prinzip vom zureichenden G.e., 1929; M. Heidegger. Vom Wesen des G.es, 1929; M. Heidegger. Der Satz vom G., 1957; U. Guzzoni. G. und Allgemeinheit, 1975; W. Teichner. Rekonstruktion oder Reproduktion des G.s, 1976; F. Kambartel. Theorie u. Begründung, 1976.
А. Schopenhauer. Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden G.e. (Diss.), Rudolstadt, 1813,1847; J. Geyser. Das Prinzip vom zureichenden G.e., 1929; M. Heidegger. Vom Wesen des G.es, 1929; M. Heidegger. Der Satz vom G., 1957; U. Guzzoni. G. und Allgemeinheit, 1975; W. Teichner. Rekonstruktion oder Reproduktion des G.s, 1976; F. Kambartel. Theorie u. Begründung, 1976.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ОСНОВАНИЕ
необходимое условие, являющееся предпосылкой существования к.-л. явлений (следствий) и служащее их объяснением. Процесс нахождения и изучения О. и выведения из него следствий называется обоснованием. История философии и конкретных наук представляет собой цепь поисков О. и объяснений с их помощью явлений природы и об-ва. Как категория в системе диалектической логики О. нашло свою разработку у Гегеля. О., согласно его взглядам, есть снятое и разрешенное противоречие. Разрешение противоречий, по Гегелю, становится абсолютной деятельностью и абсолютным О. В буржуазной философии после Гегеля категория О. рассматривалась гл. обр. в общелогическом аспекте (Шопенгауэр, Вундт. Зигварт, Витгенштейн и др.). Марксистский взгляд на диалектику О. и следствия предполагает обращение к самой действительности и такой ее анализ, к-рый исключает субъективизм в подборе и интерпретации фактов, а также чисто формальные О., создающие видимость обоснования. Истинное О. вещей постигается лишь посредством раскрытия их сущности, внутренне присущих им противоречий как закона их движения и развития (см. также Достаточного основания закон).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ОСНОВАНИЕ,
достаточное условие для чего-либо: бытия, познания, мысли, деятельности. Напр., О. материальных явлений - это их причины; О. поступков - их мотивы; О. суждений - др. суждения (посылки) или опыт. Разыскание О. наз. обоснованием; обосновать что-либо - значит привести О. (довод) в его защиту, сделать убедительным. В этом смысле обоснованием равно являются и указание причины, и индукция из факта, и логич. вывод. Существуют различные уровни, глубина О. В сфере дедукции последними О, являются логич. законы: каждый из них обосновывает логически правильную связь суждений; поэтому, чтобы обосновать к.-л. связь суждений, надо привести ее к форме логич. закона. Вместе с тем невозможность указать О. для к.-л. суждения не является логич. свидетельством ложности этого суждения, если только сама эта невозможность, в свою очередь, не обоснована логически. Последним, однако, часто пренебрегают, довольствуясь субъективной уверенностью в отсутствии О. Поэтому нередки случаи, когда положения, считавшиеся в течение долгого времени ложными, получали затем достаточные О. их истинности. В этом, в частности, проявляется объективный характер О., а также и закона достаточного О., у к-рого в логике (классической, интуиционистской и минимальной) есть важный формальный аналогтеорема: если при допущении суждения отрицается его следование из к.-л. посылки, то допущенное суждение ложно.
Вопрос о поиске и законности О. для оценки суждений восходит к античности. Уже Платон, возражая софистам, заметил, что О. не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречивых посылок и считать любые суждения обоснованными. Эта мысль была развита в аристотелевском «принципе непротиворечия», а в совр. логике - в требовании чисто логич. обоснования науч. теорий.
Вопрос о поиске и законности О. для оценки суждений восходит к античности. Уже Платон, возражая софистам, заметил, что О. не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречивых посылок и считать любые суждения обоснованными. Эта мысль была развита в аристотелевском «принципе непротиворечия», а в совр. логике - в требовании чисто логич. обоснования науч. теорий.
Источник: Советский философский словарь
ОСНОВАНИЕ
исходное условие, предпосылка существования нек-рого явления или системы явлений. В сфере познания поиски О. нек-рой теории осуществляются через процесс обоснования. Поисками "последних О. бытия" (к-рые часто называют принципами) отмечена вся история философии. У древних греков такие О. отыскивались как в материи (Фалес, Гераклит, Демокрит), так и в мире нематериальных сущностей (Платон). Во многих филос. системах Древнего Востока в качестве О. нередко выступали этич. категории – добро, зло и т.п. Аристотель расширяет круг проблем и говорит уже не об одном начале, а о четырех причинах всех вещей. В мистич. ср.-век. философии (Экхарт, Беме) поиски О. всего сущего связывались с разработкой содержания категории ничто. Лейбниц впервые различил О. (ratio) и причину (causa). Он установил принцип достаточного О. для понимания истин факта, к-рые в эмпирич. философии объяснялись действующими причинами. У X. Вольфа О. есть то, через что можно понять, почему нечто существует. Крузиус первый различил О. бытия и О. познания. Кант логическим называет О., к-рое тождественно со следствием (аналитич. суждение), а реальным – О., в к-ром есть некое иное содержание, чем в следствии (синтетич. суждение). Детальную разработку категории О. дал Гегель, к-рый рассматривал его как момент в диалектич. развитии понятия, когда противоречия сущности разрешены в единстве положительного и отрицательного. Сущность, по Гегелю, определяет себя как О.: "основание есть внутри себя сущая сущность..." (Соч., т. 1, М. –Л., 1929, с. 207). После Гегеля категория О. рассматривалась гл. обр. в логич. аспекте (Шопенгауэр, Вундт, Зигварт, Иерузалем, Витгенштейн и др.), причем обычно указывалось, что принципу "все имеет свою причину" в реальности соответствует логич. принцип "все имеет свое О.". У Шопенгауэра, напр., закон достаточного О. дает необходимую связь различным представлениям, но сам как логич. закон обоснованию не подлежит. В диалектич. материализме категория О. приобрела особое значение в связи с материалистич. пониманием истории и раскрытием объективных О. развития общества. Содержание категории О. раскрывается через категории материи (как О. всех вещей), отражения (как О. познания) и его законов, а также практики. В формальной логике под О. понимают: 1) антецедент (см. Консеквент и антецедент) условного суждения; 2) аргумент; 3) одну из составных частей доказательства (см. Доказательство в формальной логике, Достаточного основания принцип и лит. при этих статьях). Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 66, 88, 143, 193, 223, 341, 387, 492, 515; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 117–36; Шопенгауэр А., О четверояком корне закона достаточного основания ..., пер. с нем., M., 1902; Шпет Г. Г., Проблема причинности у Юма и Kантa, К., 1907; Церетели с. Б., О природе связи основания и следствия, "ВФ", 1957, No 1; Эмдин М. В., О категориях основания и обоснованного, "Вестн. ЛГУ. Сер. экон., филос. и права", 1959, No 23, вып. 4; Бунге М., Причинность, пер с англ., М., 1962, § 9; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., 1963, Кант И., Новое освещение первых принципов метафизич. познания, Соч., т. 1, М., 1963.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.