ОСНОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ОСНОВАНИЕ
опорная часть предмета, сооружения; существенный признак, по которому распределяются явления, понятия; причина, достаточный вывод, оправдывающие что-нибудь. В логике — суждение или идея, из действительности которых необходимо вытекает действительность другого суждения или идеи (следствия). От него отличается реальное основание, которое ставит идею в зависимость от опытного содержания, или действительности.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Основание
фундамент, обеспечивающий целостность сложного построения: здания, сооружения, действия, теории и т.п. С точки зрения ориентирующегося в окружающем его мире человека, для тех или иных его поступков требуются определенные основания.
Понятие основание тесно связано с понятием вера. Есть ли в нашей жизни основания для веры? Похоже, что нет. Но верят же!
Ассоциативный блок.
В наше время у человека нет оснований для того, чтобы верить власть имущим. Моральное право "требовать воспринимать себя и свои действия на веру" ими потеряно. В этом плане очень большой интерес представляют определенные статьи кодексов.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ОСНОВАНИЕ
(Grund) — суждение или идея, из действительности которой необходимо вытекает действительность другого суждения или идеи (следствия): логическое основание или основание познания. От него отличается реальное основание, которое ставит идею в зависимость от опытного содержания или от метафизической действительности. Психологическое основание (см. Мотив) является душевной предпосылкой всякого поступка или действия. Закон достаточного основания (principium rationis sufficientis) для всего существующего устанавливает основание, исходя из которого можно законным образом выводить отсутствие или наличие какого-либо явления.
А. Schopenhauer. Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden G.e. (Diss.), Rudolstadt, 1813,1847; J. Geyser. Das Prinzip vom zureichenden G.e., 1929; M. Heidegger. Vom Wesen des G.es, 1929; M. Heidegger. Der Satz vom G., 1957; U. Guzzoni. G. und Allgemeinheit, 1975; W. Teichner. Rekonstruktion oder Reproduktion des G.s, 1976; F. Kambartel. Theorie u. Begründung, 1976.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОСНОВАНИЕ
необходимое условие, являющееся предпосылкой существования к.-л. явлений (следствий) и служащее их объяснением. Процесс нахождения и изучения О. и выведения из него следствий называется обоснованием. История философии и конкретных наук представляет собой цепь поисков О. и объяснений с их помощью явлений природы и об-ва. Как категория в системе диалектической логики О. нашло свою разработку у Гегеля. О., согласно его взглядам, есть снятое и разрешенное противоречие. Разрешение противоречий, по Гегелю, становится абсолютной деятельностью и абсолютным О. В буржуазной философии после Гегеля категория О. рассматривалась гл. обр. в общелогическом аспекте (Шопенгауэр, Вундт. Зигварт, Витгенштейн и др.). Марксистский взгляд на диалектику О. и следствия предполагает обращение к самой действительности и такой ее анализ, к-рый исключает субъективизм в подборе и интерпретации фактов, а также чисто формальные О., создающие видимость обоснования. Истинное О. вещей постигается лишь посредством раскрытия их сущности, внутренне присущих им противоречий как закона их движения и развития (см. также Достаточного основания закон).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОСНОВАНИЕ,
достаточное условие для чего-либо: бытия, познания, мысли, деятельности. Напр., О. материальных явлений - это их причины; О. поступков - их мотивы; О. суждений - др. суждения (посылки) или опыт. Разыскание О. наз. обоснованием; обосновать что-либо - значит привести О. (довод) в его защиту, сделать убедительным. В этом смысле обоснованием равно являются и указание причины, и индукция из факта, и логич. вывод. Существуют различные уровни, глубина О. В сфере дедукции последними О, являются логич. законы: каждый из них обосновывает логически правильную связь суждений; поэтому, чтобы обосновать к.-л. связь суждений, надо привести ее к форме логич. закона. Вместе с тем невозможность указать О. для к.-л. суждения не является логич. свидетельством ложности этого суждения, если только сама эта невозможность, в свою очередь, не обоснована логически. Последним, однако, часто пренебрегают, довольствуясь субъективной уверенностью в отсутствии О. Поэтому нередки случаи, когда положения, считавшиеся в течение долгого времени ложными, получали затем достаточные О. их истинности. В этом, в частности, проявляется объективный характер О., а также и закона достаточного О., у к-рого в логике (классической, интуиционистской и минимальной) есть важный формальный аналогтеорема: если при допущении суждения отрицается его следование из к.-л. посылки, то допущенное суждение ложно.
Вопрос о поиске и законности О. для оценки суждений восходит к античности. Уже Платон, возражая софистам, заметил, что О. не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречивых посылок и считать любые суждения обоснованными. Эта мысль была развита в аристотелевском «принципе непротиворечия», а в совр. логике - в требовании чисто логич. обоснования науч. теорий.

Источник: Советский философский словарь

ОСНОВАНИЕ
исходное условие, предпосылка существования нек-рого явления или системы явлений. В сфере познания поиски О. нек-рой теории осуществляются через процесс обоснования. Поисками "последних О. бытия" (к-рые часто называют принципами) отмечена вся история философии. У древних греков такие О. отыскивались как в материи (Фалес, Гераклит, Демокрит), так и в мире нематериальных сущностей (Платон). Во многих филос. системах Древнего Востока в качестве О. нередко выступали этич. категории – добро, зло и т.п. Аристотель расширяет круг проблем и говорит уже не об одном начале, а о четырех причинах всех вещей. В мистич. ср.-век. философии (Экхарт, Беме) поиски О. всего сущего связывались с разработкой содержания категории ничто. Лейбниц впервые различил О. (ratio) и причину (causa). Он установил принцип достаточного О. для понимания истин факта, к-рые в эмпирич. философии объяснялись действующими причинами. У X. Вольфа О. есть то, через что можно понять, почему нечто существует. Крузиус первый различил О. бытия и О. познания. Кант логическим называет О., к-рое тождественно со следствием (аналитич. суждение), а реальным – О., в к-ром есть некое иное содержание, чем в следствии (синтетич. суждение). Детальную разработку категории О. дал Гегель, к-рый рассматривал его как момент в диалектич. развитии понятия, когда противоречия сущности разрешены в единстве положительного и отрицательного. Сущность, по Гегелю, определяет себя как О.: "основание есть внутри себя сущая сущность..." (Соч., т. 1, М. –Л., 1929, с. 207). После Гегеля категория О. рассматривалась гл. обр. в логич. аспекте (Шопенгауэр, Вундт, Зигварт, Иерузалем, Витгенштейн и др.), причем обычно указывалось, что принципу "все имеет свою причину" в реальности соответствует логич. принцип "все имеет свое О.". У Шопенгауэра, напр., закон достаточного О. дает необходимую связь различным представлениям, но сам как логич. закон обоснованию не подлежит. В диалектич. материализме категория О. приобрела особое значение в связи с материалистич. пониманием истории и раскрытием объективных О. развития общества. Содержание категории О. раскрывается через категории материи (как О. всех вещей), отражения (как О. познания) и его законов, а также практики. В формальной логике под О. понимают: 1) антецедент (см. Консеквент и антецедент) условного суждения; 2) аргумент; 3) одну из составных частей доказательства (см. Доказательство в формальной логике, Достаточного основания принцип и лит. при этих статьях). Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 66, 88, 143, 193, 223, 341, 387, 492, 515; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 117–36; Шопенгауэр А., О четверояком корне закона достаточного основания ..., пер. с нем., M., 1902; Шпет Г. Г., Проблема причинности у Юма и Kантa, К., 1907; Церетели с. Б., О природе связи основания и следствия, "ВФ", 1957, No 1; Эмдин М. В., О категориях основания и обоснованного, "Вестн. ЛГУ. Сер. экон., филос. и права", 1959, No 23, вып. 4; Бунге М., Причинность, пер с англ., М., 1962, § 9; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., 1963, Кант И., Новое освещение первых принципов метафизич. познания, Соч., т. 1, М., 1963.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
123.08 кб

Онтология «я» как основание проблемы в познании

Ардашкин И. Б.
Рассматривается зависимость представлений о проблеме как форме познания и о человеке.
Читать PDF
119.48 кб

Концепция философской веры как основание личностной целостности

Карпова Юлия Владимировна
Рассмотрена концепция философской веры как основание личностной целостности. Исследован символ с точки зрения выражения им функции трансгрессии.
Читать PDF
106.29 кб

Общность и основание: Dasein, отсутствие, симфема

Косыхин Виталий Георгиевич
Статья рассматривает проблему основания общности в современной философии. По мнению автора, имеются три существненные концептуальные возможности, которые могли бы конституировать подобные основания.
Читать PDF
277.87 кб

Коммуникативная онтология как основание современной эпистемологии

Буденкова В. Е.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с переосмыслением принципов эпистемологии в современной философии. Анализируются тенденции, формирующие новую парадигму познания: антисубстанциализм, антифундаментализм, плюрализм.
Читать PDF
181.39 кб

Рефлексивность как основание гносеологии В. Э. Сеземана

Миклуш Кирилл Владимирович
Читать PDF
275.48 кб

Философия как ценностное основание развития науки

Дорожкин А. М.
Читать PDF
189.09 кб

Смысл как метафизическое основание научного знания

Лошаков Руслан Анатольевич
Посвящается светлой памяти профессора Константина Андреевича Сергеева.
Читать PDF
350.29 кб

Интерес как материальное основание конфликта

Белолипецкий В. К.
Читать PDF
415.87 кб

Внутренняя репрезентация фигуративной сексуальности как основание аутентичного восприятия сексуально

Пырьянова Ольга Анатольевна
Исследуется механизм внутренней репрезентации фигуративной сексуальности.
Читать PDF
82.26 кб

Нравственный идеал как основание жизненного мира человека

Епифанова Наталия Николаевна
На основе концепта «жизненного мира» Э.
Читать PDF
279.39 кб

Духовность как основание целостности личности преступника

Тазин Игорь Иванович
Рассматривается проблема целостного познания личности преступника с позиции субъективной духовности.
Читать PDF
1.48 мб

Смысл - не основание, а следствие

Касавин И. Т.
Читать PDF
0.00 байт

Смысл как основание коммуникативных практик

Гутнер Г. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Гуманитаристика как основание человеческого капитала

Султанов Константин Викторович, Пигров Константин Семенович
Читать PDF
90.25 кб

Смысл жизни как фундаментальное основание индивидуальной культуры человека

Т. Ф. Конышева

Похожие термины:

  • Наличное бытие и бытие как основание

    В развитии онтологии не сложилось общепринятого толкования Н.б. и его соотношения с Б.к.о. Хотя ведущую тендецию в трактовке Н.б. все же можно проследить – это его увязывание с определенностью. Для
  • Край, конец, начало, основание, происхождение, принцип начальствование, царство

    Философский смысл термина: Начало, происхождение (Гомер, Геродот); начало - как то, что лежит в основании (всех вещей), живая, творческая материя (Анаксимандр); пределы убеждений (Эврипид); начало как т
  • Основание деления

    признак, учитываемый при делении понятия.
  • НЕДОКАЗАННОЕ ОСНОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

    - логическая ошибка, заключающаяся в том, что в число аргументов доказательства включается положение, которое само нуждается в доказательстве (см.: Предвосхищение основания).
  • Достаточное основание

    общий логический принцип, согласно которому положение считается истинным только в том случае, если оно доказано опытным путем или выведено из других истинных положений.
  • Основание единства субстанции

    Средневековые мыслители, продолжающие платоническую традицию в истолковании универсалий, как правило, подчеркивали момент неделимой смысловой определенности, превращающий универсалии в самос
  • Наукоучение Фихте как основание его системы

    В философии, так начинает Фихте свое «Наукоучение», борются различные "партии". Привести их к согласию — великая трудная, но разрешимая задача. Чтобы ее решить, надо найти то, в чем все-таки существу
  • ОСНОВАНИЕ и ОБОСНОВАННОЕ

    категории, отражающие соотношение основных структурных уровней бытия (как соотношения или взаимодействия) и этапов познания (наличного бытия и бытия как основания). Обоснованное – это бытие как о
  • ОСНОВАНИЕ И СЛЕДСТВИЕ

    - части условного высказывания, устанавливающего, что одно событие, состояние и т. п. является в том или ином смысле условием или основанием для другого. Условное высказывание обычно формулируется
  • Обвинение, основание, повод

    Философский смысл термина: Причина действий (Геродот, Фукидид, Эврипид); причина как необходимость (Демокрит, Левкипп); первоначальные причины как фундамент вещей (в онтологическом смысле) (Аристот
  • Основание развития САЦ (социально-антропологической целостности)

    Инвариантной структурой соотношений и взаимодействий, лежащих в основе развития САЦ является противоречие искусственного и естественного. Это противоречие конкретизируется во: а) взаимодействи
  • ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ

    («The Principles of Ethics», 2 vol., 1892-1893) - сочинение Г.Спенсера. Состоит из двух томов, включающих в себя шесть частей. Части I—IV вначале выходили отдельными выпусками: I в 1879, IV-в 1891, II и III-в 1892. Перерывы в работе и
  • Основания диалектики

    «ОСНОВАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ» — Первое издание «О. д.» Пьера де ла Раме, вышедшее в Париже в 1543 г. вместе с другим его трудом «Обвинения против Аристотеля» (Ramus P. Dialecticae institutiones. Aristoteli-с а е animadversiones. P., 1543), гд
  • ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП

    принцип, согласно которому ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания [С. 418]. П. д. о. обычно относят к логике, но он
  • ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ЗАКОН

    один из основных законов логики, по которому любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, должна быть доказана (обоснована) какими-либо аргументами (основаниями); причем эти основания должны быть
  • Единства основания правило

    в конкретном акте деления понятия в качестве основания деления должен учитываться только один признак.
  • Философские основания физики: введение в философию науки

    «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЗИКИ: ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ НАУКИ» («Philosophical Foundations of Physics») — книга Р. Карнапа, в которую вошли переработанные материалы его лекций и научных семинаров, проведенных в конце
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

    основные мировоззренческие и методологические принципы философии, используемые учеными для создания и интерпретации научных теорий, открытий, фундаментальных проблем.
  • ОСНОВАНИЯ ЛОГИКИ И МЕТАФИЗИКИ

    произв. Чичерина (1894), в к-ром в наибольшей степени проявилась рационалистическая направленность мировоззрения автора. Выступая непримиримым критиком эмпиризма, Чичерин полагал, что даже в област
  • основания новой науки об общей природе НАЦИЙ

    Principi di una scienza nuova dintorno alia comune natura delle na?ioni»), осн. соч. Вико. Сохранились три редакции: 1725, 2 изд. 1730, 3 изд., посмертное, подготовленное автором, 1744. Соч. состоит из 5 книг и заключения. 1-я кн. «Об установлени