ОСИПОВСКИЙ Тимофей Федорович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Осиповский Тимофей Федорович
 (1765—1832) — рус. мыслитель-материалист, проф. математики и ректор Харьковского ун-та, из к-рого был уволен реакционерами за прогрессивные убеждения (1820). Заслуги О. как философа-материалиста выразились в его критике философии Канта, кантовского утверждения об априорном происхождении истин геометрии. В целом материалистические воззрения О. не выходили из рамок метафизического механистического материализма. Ученый испытал на себе влияние идей Декарта, что проявилось в преувеличении методологической роли математики, в переоценке познавательного значения аналитического метода. О. активно боролся против мистики, высоко оценивал роль просвещения и науки. Вместе с тем во взглядах на религию он оставался на позициях деизма. Его осн. философские работы: «О пространстве и времени» (1807), «Рассуждения о динамической системе Канта» (1813).

Источник: Философский словарь. 1963

ОСИПОВСКИЙ Тимофей Федорович

(22 янв. 1765 – 12 июня 1832) – рус. математик и философ. Род. в с. Осипово Ковровского уезда Владимирской губ. в семье сел. священника. Образование получил в Петерб. учительской семинарии (1783–86). Преподавал в Моск. гл. нар. училище (1786–1800) и Петерб. учительской семинарии (1800–03); профессор (1803–20) и ректор Харьковского ун-та (1813–20). Д-р философии (с 1807). О. – автор первого на рус. яз. "Курса математики" (т. 1–3, СПБ, 1801–23), признанного в его время одним из лучших руководств, а также ряда оригинальных трудов по астрономии, механике и физике, в к-рых высказал нек-рые идеи, опережавшие современный ему уровень знаний, в частности предвосхищавшие построение не существовавшей тогда теории упругости. Одним из первых О. с материалистич. позиций подверг критике идеализм Канта и его последователей. Пространство и время, по О., не форма наглядных представлений и не независимая от вещей сущность, а "...суть условия бытия вещей, в самой природе и в них самих, а не в нашем только образе чувствования существующие" ("О пространстве и времени", см. вкн.: "Русские просветители", т. 2,1966, с. 154; 1 изд. – X., 1807). Осн. пороки натурфилос. концепции Канта О. видел в ее априорном характере, в попытке оторвать силы от материи, антиатомистич. направленности. Но, отвергая целиком систему Канта, О. отбросил и заключавшиеся в ней диалектич. идеи. Динамической натурфилос. системе Канта О. противопоставил свою систему взглядов на строение вещества, основанную на материалистич. атомно-молекулярной гипотезе. В своем развитии О. шел от стихийного естеств.-науч. материализма и деизма (на позициях к-рого он стоял в конце 18 в.) к филос. материализму и борьбе против религ. обскурантизма. Реакц. круги расправились с прогрессивным мыслителем: в расцвете творч. сил О. был отстранен от преподавания в ун-те. О. оказал влияние на ряд естествоиспытателей 1-й пол. 19 в. (Н. И. Лобачевского, М. В. Остроградского, А.Ф.Павловского и др.). Лит.: Кравец И. Н., Т. Ф. О. – выдающийся рус. философ-материалист и естествоиспытатель, "ВФ", 1951, No 5; его же, Т. Ф. О. – выдающийся рус. ученый и мыслитель, М., 1955; Бахмутская Э. Я., Т. Ф. О. и его "Курс математики", в кн.: Историко-матем. исследования, вып. 5, М., 1952; Прудников В. В., Дополнительные сведения о Т. Ф. О., там же; ?олак Л. С., Т. Ф. Осиповский, в кн.: Избр. произв. рус. естествоиспытателей первой пол. XIX в., М., 1959. И. Кравец. Харьков.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ОСИПОВСКИЙ Тимофей Федорович
22.01(2.02).1765, с. Осипово Ковровского у. Владимирской губ. - 12.(24).06.1832) - математик и философ. Доктор философии (с 1807), проф. (1803 1820) и ректор (1813-1820) Харьковского ун-та. В 1812 г., при основании Харьковского об-ва наук при ун-те, О. стал его президентом, выступал с сообщениями по вопросам физико-математических наук. После увольнения из ун-та переехал в Москву, где занимался переводами и научной деятельностью. Философские взгляды О. отражены в речах, произнесенных на торжественных собраниях Харьковского ун-та: "О пространстве и времени" (1808), "Рассуждение о динамической системе Канта" (1813). О. один из первых в России интерпретаторов философских и естественно-научных идей И. Канта, он критически анализировал также идеи Г. В. Лейбница о предустановленной гармонии, субъективизм Дж. Беркли, Д. Юма. Сформировался как мыслитель на основе изучения физико-математических наук и французской философской литературы XVIII в., перевел на рус. язык "Логику" Э. Кондильяка и "Небесную механику" П. Лапласа, выпустил соч. по астрономии (1825, 1827, в 1828 перевел их на фр. язык). О. признавал независимое существование предметов и явлений в пространстве и во времени, неуничтожимость материи и движения, вечное изменение во Вселенной. Сущность жизни О. стремился понять, не прибегая к понятию трансцендентного, опираясь на естественные науки, решающее значение в познании природы придавал опыту. Строение материи О. объяснял атомо-молекулярной гипотезой, оставался во взглядах на материю и природу механистическим материалистом. О. выступил с критикой утверждения И. Канта о том, что пространство и время не объективные формы реально существующего мира, но чистые формы чувственного созерцания, а также его представлений о синтетическом и априорном характере математических построений в алгебре и геометрии. По мнению О., математические идеи - это отражение в сознании объективно существующих пространственных форм. В "Курсе математики" (1801) он утверждал, что протяженность тел существует как объективная реальность и лишь отражается в пространственных понятиях. В "Рассуждении о динамической системе Канта" выступал против натурфилософии кон. XVIII - нач. XIX в., против априорного характера динамической теории как враждебной атомизму. Анализируя сущность динамической системы Канта, О. сделал вывод, что Кант приписывал одной из коренных сил материи, расширительной, неестественное свойство - независимость от материи. Однако, отвергая идеализм динамической системы, О. не оценил глубокие диалектические идеи о взаимодействии сил притяжения и отталкивания. В отношении к религии О. слыл вольнодумцем, о чем свидетельствует донос на него проф. А. Дудровича, писавшего, что "образ мыслей ректора совершенно противный началам веры и Священного Писания". Автор доноса называл его главным виновником вольнодумства среди студентов физико-математического ф-та Харьковского ун-та. О. сопротивлялся организации при ун-те отделения "библейского об-ва" и созданию кафедры богословия. Разделяя просветительские идеи в понимании об-ва, он уповал на улучшение социальных порядков через утверждение в людях таких качеств, как честь, добродетель. В зависимость от успехов просвещения он ставил развитие нравственности, справедливости, уменьшение в об-ве "праздных людей". Хотя О. явился критиком идей неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского, он оказал определенное влияние на развитие естественно-научной мысли России, прежде всего в таких областях, как математика, астрономия, физика.

Источник: Русская философия: словарь