ОРТЕГА-И-ГАСЕТОРТЕГА-И-ГАССЕ Xoce

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе

Найдено 3 определения термина ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gasset) Хосе

род. 9 мая 1883, Мадрид - ум. 18 окт. 1955, там же) - исп. философ; профессор (1911 - 1954). Находился под влиянием Дильтея и Ницше; осн. задачу современности видел в ориентировке разума на биологию и подчинении его конкретной жизни. Подобно тому как глаз действует относительно колебаний эфира, так и дух каждого индивида и народа, дух любой эпохи избирательно относится к истинам. И именно в этом все народы и эпохи обретают свою полную причастность к истине. Та перспектива, которая выдается за единственно возможную, всегда ложна (см. Перспективизм). Великие философские системы отнюдь не являются общезначимыми картинами мира, а характеризуют индивидуальный горизонт их творцов. И только в том случае, если бы удалось сразу понять эти индивидуальные перспективы, можно было бы, подобно Богу, претендовать на обладание абсолютной истиной в ее бесконечном многообразии. Ортега-и-Гасет с воодушевлением отстаивал идею новой Европы. Осн. произв.: "El tema de nuestro tiempo", 1923; "La rebelion de las masas" ("Восстание масс"), 1933; "Obras completas", v. 1-9. Madrid, 1953-1971; "Obras ineditas", v. 1-7. Madrid, 1957-1962; "El espectador", v. 1-8. Madrid, 1960-1963.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе (1883—1955)

исп. философ, субъективный идеалист, занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и совр. экзистенциализмом. В центре внимания О. стояли социальные проблемы. В своих работах “Дегуманизация искусства” (1925) и “Восстание масс” (1929—30) О. впервые в зап. философии изложил осн. принципы доктрины “массового общества”, под к-рым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри к-рой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы. О. критикует данную духовную ситуацию “справа”. Он считает ее неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты - людей, способных на произвольный “выбор”, руководствующихся только непосредственным “жизненным порывом” (категория, близкая ницшеанской “воле к власти”). Рационализм О. считает своеобразным интеллектуальным стилем “массового об-ва”. Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной “любви к мудрости”.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ортега-и-Гасет Хосе

1883 1955) - испанский философ и эссеист. Изучал философию в университетах Мадрида, Лейпцига, Берлина и Марбурга. С 1910 по 1936 г. был профессором метафизики в Мадридском университете. Эмигрировал из Испании в Латинскую Америку во время гражданской войны и вернулся в Европу в 1945 г. Ортега довольно плодовитый философ - полное собрание его сочинений насчитывает одиннадцать томов.

Подобно многим испанским интеллектуалам Ортега в своих работах касался широкого круга проблем - истории, искусства, литературы, музыки, живописи, социологии, женщин, спорта, образования, психологии - и имел большой вес среди интеллигенции. В своих первых социологических работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929) он утверждал, что культура и цивилизация внутренне противоположны демократии. Современный век уникален в своем отвержении понятия элитарного общества. Вместо послушного получения ценностей, моделей и целей от аристократии, «суперчеловека» «массовый человек» в настоящее время позволяет навязывать себе конформизм, терпимость и невоспитанность как ведущие социальные принципы. В «Дегуманизации искусства» Ортега показывает, что современное искусство есть антиэгалитарное, недемократическое искусство. Он утверждает, что цель таких «трудных» художников, как Малларме, Стравинский, Пикассо, Джойс, Пиранделло, состоит в том, чтобы целенаправленно исключать массы из культурной жизни, которая во все времена является деятельностью элитарной.

В работе «Восстание масс» он выступает за европейское единение в защиту общей западной культуры против варварства масс. Под элитой он понимает тех, кто имеет определенное «превосходство» (не в деньгах), а «суперчеловек» - это тот, кто свободно выбирает свои цели, в то время как массы пассивно повинуются нормам, «установленным другими».

Сущность концепции Ортеги, концепции разделения общества на элиту и массы состоит в критике рационализма. В работах «Современная тема» (1923), «История как система» (1935) он утверждает необходимость «подчинять разум жизни». Для него характерен утопический рационализм - стремление развить критическую способность за счет «биологической» непрерывности жизни. Мы должны, считает Ортега, научиться рассуждать «исторически», т.е. определять нашу умственную деятельность в границах, созданных временем и пространством, в котором мы живем: «Мы должны искать наши собственные обстоятельства... в их пределах и особенностях... Заново освоить обстоятельства есть реальная судьба человека... Я есть сам и мои обстоятельства». Это утверждение можно считать испанским вариантом экзистенциализма.

По мнению Ортеги, мир и сознание развиваются с одной скоростью, и рационализм не должен пытаться изменить результат. Однако Ортега не отождествляет себя с консервативными и ультраправыми движениями современности. Он всегда считал себя либералом, а нацизм и милитаризм, а также социализм - заслуживающими осуждения, как любые проявления деятельности масс.

Так же, как «высший» человек своеволен, так и мы должны все «владеть рядом убеждений о мире, которые должны быть истинно нашими», ибо «ошибочно говорить о человеческой природе, ...человек должен не только делать себя, но и быть свободным по принуждению». Таким образом, человек должен думать о себе и стремиться к личной аутентичности, но такое мышление не должно идти против господствующих идеологических течений современности, оно должно, по словам Ортеги, «идти в ногу со временем». _П

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

Найдено схем по теме ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе — 0

Найдено научныех статей по теме ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе — 0

Найдено книг по теме ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе — 0

Найдено презентаций по теме ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе — 0

Найдено рефератов по теме ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе — 0