ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
особенность индивида, произведения, их уникальность, неповторимость. При таком подходе оказывается, что истинная оригинальность человека проявляется не в момент кризиса оригинальности, свойственного подросткам (тогда оригинальность остается всецело искусственной: в способе одеваться, например), но в период зрелости, когда человек утверждает свою личность в человеческих отношениях или эффективно реализует ее в творчестве: политическом, художественном, общественной деятельности…

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
особенность индивида, произведения. Оригинальность отличается от искусственной фантазии, странности, тем, что она связана с творческим процессом по созданию произведения, с изобретательностью, проявленной в этом процессе: оригинальным генералом будет тот, кто откроет новую стратегию битвы, а не тот, кто носит новый султан. В этом смысле понятие оригинальности  связано с понятием первичности, с использованием глубинных сил духа. Здесь оно совпадает с понятием гения, обозначающим прежде всего собственные качества индивида. При таком подходе оказывается, что истинная оригинальность человека проявляется не в момент кризиса оригинальности, свойственного подросткам (тогда оригинальность остается всецело искусственной: в способе одеваться, например), но в период зрелости, когда человек утверждает свою личность в человеческих отношениях или эффективно реализует ее в творчестве (политическом, художественном, общественной деятельности и т.д.). См. Герой; Бергсон; Личность.

Источник: Философский словарь

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
от лат. on ginalis—первоначальный, первичный) — самобытность, неповторимость эстетического объекта и субъекта, проявляющаяся в богатстве и своеобразии содержания и формы произв. иск-ва, в глубине и нестандартности эстетического восприятия мира, в оценке и критической интерпретации явлений иск-ва. Интерес к проблеме худож. О. усиливается в период становления буржуазного об-ва в связи с возрастанием социальной дифференциации и личной обособленности людей. В эстетике Просвещения О. выступает прежде всего как свойство худож. вкуса, основанного на доводах разума и изучении образцов иск-ва. У Канта — это первое свойство «гения», т. е. художника. Но поскольку «оригинальной» может быть и бессмыслица, гений — тот, кто создает образцовую О,, влияющую на дальнейшее развитие иск-ва. Против романтического отождествления О. с худож. произволом и пустым манерничаньем выступал Гегель. Он считал, что подлинная О. худож. произв. и самого художника заключается в их одушевленности глубочайшими человеческими интересами. По Гегелю, О. предполагает гармоническое слияние субъективного с объективным, причем субъективность автора выступает как свойство изображаемого им предмета. Буржуазная эстетика XX в. в лице Бергсона, Кроне и др-пытается дать субъективистскую и ир-рационалистическую трактовку проблемы О., абсолютизируя единичное, интуитивное, личное в противовес общему, интеллектуальному, социальному. В иррационалистической эстетике интуитивизма О. понимается формально, как голая уникальность. Объявляя такую О. критерием худож. ценности, иррационалистическая эстетика тем самым поощряет и крайнюю экстра
вагантность модернистов (Модернизм), ведущую к эпатажу публики. В полемике с младогегельянцами Маркс показал ошибочность метафизически-абстрактного противопоставления худож. творчества как «единственной» абсолютно оригинальной деятельности др. формам труда. О. всякого творчества, в т. ч. и худож., относительна. Напр., как отмечали Маркс и Энгельс, «не сам Моцарт, а другой композитор сочинил большую часть моцартовского «Реквиема» и довел его до конца...» (т. 3, с. 392). Маркс указывал также на то, что содержание, форма, интенсивность худож. деятельности даже самых оригинальных талантов связана с общественно-историческими (материальными и-духовными) условиями эпохи. Т. обр., понятие оригинального в иск-ве выражает диалектику личного и внеличного, случайного и закономерного, новаторского и традиционного, индивидуального и типологического. Утверждаемый марксизмом гуманистический идеал равенства социальных возможностей для всестороннего развития способностей всех членов об-ва, по Марксу и Энгельсу, отнюдь не означает стандартизации худож. творчества, утраты личных его особенностей: «Если бы даже при известных общественных отношениях каждый индивид был отличным живописцем, то это вовсе не исключало бы возможности, чтобы каждый был также и оригинальным живописцем...» (там же, с. 393).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
305.73 кб

Осмысление понятий «Идея», «Форма» и «Оригинальность» в немецкой философии и их влияние на авторское

Карташева Анна Александровна
Статья посвящена рассмотрению понятий «оригинальность», «форма» и «идея» применительно к проблематике авторского права.
Читать PDF
165.67 кб

Историческое значение армянской письменности, переводческой и оригинальной литературы в аспекте диал

Эдуард Л. Даниелян
Письменность посредством переводческой и оригинальной литературы являетсяважным фактором межцивилизационного общения.

Похожие термины: