ОрганогеныОРГАНЫ ЧУВСТВ

Органон

Найдено 5 определений термина Органон

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ОРГАНОН

от греч. organon - орудие, инструмент) - логические произв. Аристотеля, названные так визант. учеными, ибо они рассматривались как "орудия" познания истины. "Новый органон" ("Novum organon") - произв., написанное Фрэнсисом Бэконом (1620), в котором он противопоставляет свою индуктивную логику дедуктивной логике Аристотеля.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

«ОРГАНОН»

лат. organum - орудие, инструмент), позднее название свода логич. соч. Аристотеля, к-рые греч. аристотелики называли «инструментальными», опираясь на такие места Аристотеля, как «Топика» 108b 32, 163b 9. Логику Аристотель называет «аналитикой»; она - не наука, а «пропедевтика» науч. исследования («Метафизика» 1005Ь 4-5) - см. Логика. Известно ок. 250 ср.-век. греч. рукописей «О.» (полных или частичных), а также лат., араб., сирийские и арм. переводы. Древнейшие из сохранившихся рукописей восходят к неоплатонич. изданию соч. Аристотеля, начинаются с «Жизнеописания» Аристотеля, «Введения» Порфирия и помещают «Топику» после «Аналитик». В издании Андроника Родосского (1 в. до н. э.) «Топика» предшествовала «Аналитикам». 1-е печатное изд. - Альда Мануция, Венеция, 1495.

Состав «О.»

1) «Категории» распадаются на 3 части: а) предварит. семантич. различения и терминологич. определения [очень важно разделение сущности (усии) на первую - конкретная единичная вещь, и вторую - вид и род]; б) семантич. классификация предикатов («категорий») и соответствующих им формальных родов бытия; в) т. н. Postpraedicamenta (гл. 10-15). Ряд крупных аристотелеведов 19-20 вв. считал «Категории» неподлинными (А. Брандис, В. Розе, Л. Шпенгель, К. Прантль, А. Герке, Э. Дюпреэль, В. Йегер); Ф. Вайц, Э. Целлер, Г. Гомперц считали неподлинными только PostpraedicaineiUa; в последние десятилетия преобладает тенденция признавать подлинным весь трактат (Л. МиниоПалуалло, И. Хусик, В. Д. Росс, Дж. Экрилл, и. Дюринг; см. по этому вопросу: I. Husik, The categories of Aristotle, в его кн.: Philosophical essays, 1952; L. M. De Rijk, The place of the categories of being in Aristotles Philosophy, 1952). «Категории» особенно тесно связаны с «Топикой». Рус. пер. А. В. Кубицкого (1939, новая редакция 1978 неверна). Лучшее изд. греч. текста: L. MinioPaluello, 1956; англ. пер. с комм. J. L. Ackrill, 1963.

2) «Герменевтика» ,собственно «О (языковом) выражении (мысли)», лат. «De interpretatione», неверен пер. «Об истолковании» - теория предложения и суждения. Лучшее изд. - то же, что «Категорий». Рус. пер. Э. Л. Радлова (1891).

3) «Первая аналитика» в 2 кн.- теория силлогизма. «Вторая аналитика» в 2 кн.- теория доказательства, определения и эпистемологич. проблема познания принципов (архе)- альтернатива к теории анамнесиса Платона. Рус. пер. «Первой аналитики» Н. Н. Ланге (1894), обеих - В. А. Фохта (1952). Изд. греч. текста: W. D. ross, L. MinioPaluello, 19783, изд. с комм.: W. D. ross, 1949.

4) «Топика» («Topica») в 8 кн. - техника ведения диалога, теория диалектич. (т. е. разговорного) силлогизма, исходящего не из «научных», а из вероятных посылок; его цель - не достичь истины, а убедить собеседника.

5) «О софистич. опровержениях» («De sophisticis elenchis») - не самостоят. трактат, а 9-я кн. «Топики»: о софистич. лжесиллогизмах, направленных на «опровержение» (эленхос) противника (гл. 1-2), и о логич. ошибках, основанных на языковой двусмысленности (гл. 19-23) или вне-языковых причинах (гл. 25-30). Рус. пер. М. И. Иткина (1978). Изд. греч. текста (вместе с «Топикой»): W. D. ross, 1958.

Существуют различные концепции относит. и абс. хронологии отд. соч. «О.». Согласно И. Дюрингу (1966), весь «О.» был написан (в последовательности: «Категории», «Герменевтика», «Топика» кн. 2-7, 8, 1, 9, «Аналитики») в 360-355 до н. э. в одно время с «Софистом» и «Политиком» Платона. Большинство исследователей согласны с тем, что «Топика» принадлежит к самым ранним из сохранившихся соч. Аристотеля.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Органон

программный продукт философской мысли, определяющий базовые идейные позиции, мировоззренческие и научные установки, принципы, ориентации, организацию научной практики и творческой активности в познании мира, освоения его человеком, словом, всю дисциплину рефлектирующего человеческого ума, в соответствии с характером и содержанием культуры общества, представлениями о сущем, сложившимися на данный исторический момент. Исходным началом "О.", центром, откуда происходит развертка его фундаментальных положений, служит субъект-объектное отношение. Автором первого в истории научно-философской мысли "Органона" был Аристотель, который, основываясь на умозрительных принципах, дал свод основных логических правил аналитически ориентированного познания. Сформулированный Аристотелем "закон исключенного третьего" (Tertium non datur) - "краеугольный камень" (Исайя, 28:16) логики его "О.". Тождества "Я" ? "Я", "не -- Я" ? "не -- Я" по существу и составили его основание. Из них следовало, что все сущее либо принадлежит моему "Я", либо не принадлежит ему. Области микро- и макрокосма здесь определены четко и однозначно, и доктрина эта вполне соответствовала христианскому учению, в котором субъективный фактор, "Я", - в центре мироздания: "Divide et impera!" ("Разделяй и властвуй!"), "Кесарево - кесарю, а Божье - Богу" (Мф. 22:21), "Я пришел принести не мир, но меч", "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лука, 12:51) и др. Второй "О.", получивший название "Новый Органон", написан Фрэнсисом Бэконом. Его основная идея -эмпирическое оснащение знания: только то знание может считаться достоверным, которое проходит экспериментальную верификацию, доступно опытной проверке и воспроизведению. Таким образом, была создана философская база для развития наук, частных областей знания, основывающихся на опыте, а не на умозрительном получении выводов, как было до того времени. Тем самым закончилась одна эпоха в развитии научно-философской мысли и началась другая, приведшая к классификации наук по иерархическому принципу на основе общепринятой ныне в науковедении и библиотечном деле системы Универсальной десятичной классификации знаний (УДК).

Ученик Георгия Гюрджиева, Петр Демьянович Успенский, разработал новую систему связи субъективного и объективного начал в структуре универсума, назвав ее, по традиции, "Третий Органон" (1913 г.), в котором, созвучно философии и культуре Новейшего времени, существенно расширены пространственно-временные границы творческого начала, "Я", а само СО-отношение конституировано как непрерывное, не имеющее внутренних разделительных границ между его сторонами, как "континуальное" (термин М. Мамардашвили). Впервые на эпистемологическом уровне закреплено умение субъекта во взаимодействии с объектом перевоплощаться в него (способность эта высоко развита в восточной - чань- и дзэн- буддистской философии) и тем самым достигать высших пределов его постижения (такой способностью обычно обладают те, кого называют специалистами от Бога). Четвертую, медитативную компоненту личности ("экзистенцио" -- начало человека), дополняющую триаду разума ("рацио" -- начало), чувства ("эмоцио" -- начало) и веры ("интуицио" -- начало), Успенский предложил назвать четвертым измерением человека, где собственно и должно быть место воспитанию воли и самообладания, умения управлять собой и властвовать над собственными чувствами, реализуя сократовский императив "Познай самого себя!".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ОРГАНОН

«ОРГАНОН» (от греч. ???????, лат. organum - орудие, инструмент), общее название логических сочинений Аристотеля. Принято считать, что поздняя Античность усвоила это название вслед за первым издателем и комментатором Аристотеля Андроником Родосским (1 в. до н. э.), который поместил в своем издании логические сочинения в начале корпуса и назвал их «инструментальными книгами» (???????? ??????), опираясь на то, что Аристотель подчеркивал пропедевтическую функцию логики относительно других наук (Top. 108b9; Met. IV, 3, 1005ЬЗ-5; IV, 4, 1006а5-7). Композиционным принципом Андроника было расположение трактатов соответственно увеличивающейся сложности их содержания: в «Категориях» Аристотель анализирует отдельное слово, в «Герменевтике» - простое предложение, в «Первой аналитике» представлено учение о силлогистическом выводе, во «Второй аналитике» о научном доказательстве, в «Топике» описывается диалектический диспут, а заключительные слова последней книги (IX, 34, 183а37-184Ь9) относятся ко всему «О.». В настоящеее время считается установленным, что 1) все трактаты «О.» подлинны; 2) все они - частично авторские записи к лекциям, частично конспекты лекций, составленные слушателями, но просмотренные, исправленные и дополненные самим Аристотелем; 3) все трактаты неоднократно переделывались с учетом новых результатов, полученных Аристотелем, т. е. содержат разновременные хронологические пласты. Существует несколько различных схем относительной хронологии сочинений «О.». Однако наиболее вероятным представляется, что «О.» был написан в академический период жизни Аристотеля в последовательности: «Категории», «Об истолковании», «Топика» (II—VII, VIII, I, IX), и «Аналитики». При этом возможно, что работа над некоторыми главами разных сочинений велась параллельно.     Известно около 250 средневековых греческих рукописей «О.» (полных или частичных), а также латинские, арабские, сирийские и армянские переводы. Editio princeps «О.» вышло в издательстве Альда Мануция (Венеция, 1495).     Состав «Органона». 1) «Категории» (??????????, Praedicamenta). В трактате описываются самые общие предикаты (категории), которые можно высказать о любом объекте: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание (подробнее см. «Категории»). В Античности, Средние века и эпоху Возрождения «Категории» комментировались огромным количеством авторов. Значительное влияние на схоластическую философию оказала аристотелевская идея о различении первичных и вторичных субстанций (первых и вторых сущностей). Сохранились греческие комментарии неоплатоников: Порфирия (во «Введении» к «Категориям» Аристотеля Порфирий намечает иерархическую схему классификации категорий, представленную потом в виде «древа» (arbor Porphyriana); Порфирий составил также комментарий на «Категории» в диалогической форме; тексты Порфирия послужили одним из отправных элементов в формировании средневековой проблематики о природе общих понятий (universalia)); далее - Аммония, Симпликия (предпринял попытку интерпретировать «действие» и «претерпевание» как частный случай категории «отношение»); Олимпиодора, Филопона и Элия. Большое количество комментариев на этот текст утрачено, в т. ч. комментарии римского стоика Корнута (1 в.; подчеркивал параллелизм между категориями Аристотеля и грамматическими элементами греческого языка).     2) «Об истолковании» (???? ?????????, лат. De interpretatione). Русское название этого трактата представляет собой кальку с его латинского заглавия. Оно лишь приблизительно соответствует греческому оригиналу: собственно «о (языковом) выражении (мысли)». Западноевропейские ученые называют этот трактат «Герменевтикой». Трактат излагает теорию суждения, которая может рассматриваться как семиотическая основа ассерторической и модальной силлогистик. Сохранились комментарии на «Герменевтику» неоплатоников Аммония и Стефана Александрийского.     3) «Первая Аналитика» (????????? ???????, Analytica priora), в 2-х кн. Аристотель излагает теорию аналитического силлогизма и описывает аксиоматизированные системы ассерторической и модальной силлогистик.     Система Аристотеля использует 3 силлогистические фигуры из 4-х фигур традиционной логики. Кроме того, здесь описываются некоторые недедуктивные способы рассуждения: индукция, доказательство от примера, отведение.     «Вторая Аналитика» (????????? ??????, Analytica posteriora), в 2-х кн. В книге излагаются основы методологии доказывающих (дедуктивных) наук, основы теории доказательства и теории дефиниции. Теория дефиниции опирается на более раннее учение о предикабилиях, изложенное в «Топике».     Различением «Первой» и «Второй Аналитики» мы обязаны, по-видимому, Андронику. Сам Аристотель все четыре книги цитирует под общим названием «Аналитика». Наиболее известные античные комментаторы «Аналитик»: Александр Афродисийский (характерно толкование стоической пропозициональной логики в качестве своеобразной метасистемы по отношению к аристотелевской силлогистике), Фемистий (составил парафраз «Второй аналитии», отделив аристотелизм от платонических напластований), Иоанн Филопон (в его комментарии, вероятно, впервые, для иллюстрации силлогистических закономерностей применяются идеографические средства (незамкнутые дуги); для его комментария ко «Второй аналитике» характерна тенденция преодолевать логико-гносеологические трудности за счет семиотико-грамматических дистинкций), Проб (его комментарию принадлежит важная роль в процессе проникновения и распространения теорий «Аналитик» на Востоке), Аммоний (подразделяет силлогизмы на категорические, гипотетические и получающиеся посредством присоединения к посылке дополнительного предложения). В Западной Европе «Аналитики» стали известны лишь в 12 в., когда был опубликован их перевод на латинский язык.     4) «Топика» (??????, Topica) (8 книг). В трактате излагается методология античной диалектики, существовавшей в таких формах, как диалектика спора и исследование научных проблем посредством выявления и разрешения трудностей (апорий). Аристотель выявляет общую логическую основу различных практических применений диалектики и создает таким образом новую научную дисциплину. Из многочисленных греческих комментариев к «Топике» сохранились комментарии Александра Афродисийского.     «О софистических опровержениях» (???? ?????????????????, De sophisticis elenchis). Это не самостоятельный трактат, а 9-я книга «Топики». Классификация софизмов и паралогизмов в 9-й книге тщательно изучалась в Средние века и почти полностью вошла в учение традиционной логики о т. н. логических ошибках. С современной точки зрения особое значение имеет анализ парадокса о лжеце (180а35-Ь7), фактически стимулировавший возникновение в средние века логических трактатов на тему «de insolubilibus» (о неразрешимых предложениях), в которых первоначально рассматривалась проблема семантических антиномий.     Лит.: Brandis Chr. ?ber die Reihenfolge der B?cher des aristotelischen Organons. В., 1833; During I. Aristoteles. Darstellung und Interpretation seines Denkens. Hdlb., 1966. См. лит. к ст. Аристотель.     ?. Г. ПАРФЕНОВА

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

«ОРГАНОН»

общее название логических сочинений Аристотеля. Принято считать, что поздняя античность усвоила это название вслед за первым издателем и комментатором Аристотеля Андроником Родосским (1 в. до н. э.), который поместил в своем издании логические сочинения в начале корпуса и назвал их «инструментальными книгами» ( ), опираясь на то, что Аристотель подчеркивал пропедевтическую функцию логики относительно других наук (Top. 108b9; Met. IV, 3, 1005b3-5; IV, 4, 1006а5-7). Композиционным принципом Андроника было расположение трактатов соответственно увеличивающейся сложности их содержания: в «Категориях» Аристотель анализирует отдельное слово, в «Герменевтике» — простое предложение, в «Первой аналитике» представлено учение о силлогистическом выводе, во «Второй аналитике» — о научном доказательстве, в «Топике» описывается диалектический диспут, а заключительные слова последней книги (IX, 34,183a37—184b9) относятся ко всему «Органону».

В настоящеее время считается установленным, что (1) все трактаты «Органона» подлинны; (2) все они — частично авторские записи к лекциям, частично конспекты лекций, составленные слушателями, но просмотренные, исправленные и дополненные самим Аристотелем; (3) все трактаты неоднократно переделывались с учетом новых результатов, полученных Аристотелем, т е. содержат разновременные хронологические пласты.

Существует несколько различных схем относительной хронологии сочинений «Органона». Однако наиболее вероятным представляется, что «Органон» был написан в академический период жизни Аристотеля в последовательности: «Категории», «Об истолковании», «Топика» (Il—Vil, VIII, I, К) и «Аналитики». Возможно, что работа над некоторыми главами разных сочинений велась параллельно.

Известно около 250 средневековых греческих рукописей «Органона» (полных или частичных), а также латинские, арабские, сирийские и армянские переводы. Editio princeps «Органона» вышло в издательстве Альда Мануция (Венеция, 1495). Состав «Органона»: 1) «КАТЕГОРИИ» ( Praedicamenta). В тракгатеописываются самые общие предикаты (категории), которые можно высказать о любом объекте: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание (подробнее см. «Категории»). В Античности, Средние века и эпоху Возрождения «Категории» комментировались огромным количеством авторов. Значительное влияние на схоластическую философию оказала аристотелевская идея о различении первичных и вторичных субстанций (первых и вторых сущностей). Сохранились греческие комментарии неоплатоников: Порфирия (во «Введении» к «Категориям» Аристотеля Порфирий намечает иерархическую схему классификации категорий, представленную потом в виде «древа» (arbor Porphyriana); Порфирий составил также комментарий на «Категории» в диалогической форме; тексты Порфирия послужили одним из отправных элементов в формировании средневековой проблематики о природе общих понятий (universalia); далее — Аммония, Симпликия (предпринял попытку интерпретировать «действие» и «претерпевание» как частный случай категории «отношение»); Олимпиодора, Филопона и Элия. Большое количество комментариев на этот текст утрачено, в т. ч. комментарий римского стоика Корнута (1в.; подчеркивал параллелизм между категориями Аристотеля и грамматическими элементами греческого языка).

2) «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ» (De interpretatione). Русский перевод Э. Л. Радлова (1891). Русское название этого трактата представляет собой кальку с его латинского заглавия. Оно лишь приблизительно соответствует греческому оригиналу: собственно «о [языковом] выражении [мысли]». Западноевропейские ученые называют этот трактат «Герменевтикой». Трактат излагает теорию суждения, которая может рассматриваться как семиотическая основа ассерторической и модальной силлогистик. Сохранились комментарии на «Герменевтику» неоплатоников Аммония и Стефана Александрийского.

3) «ПЕРВАЯ АНАЛИТИКА» (Analytica priera) (2 книги). Аристотель излагает здесь теорию аналитического силлогизма и описывает аксиоматизированные системы ассерторической и модальной силлогистик. Система Аристотеля использует 3 силлогистические фигуры из 4-х фигур традиционной логики. Кроме того, здесь описываются некоторые недедуктивные способы рассуждения: индукция, доказательство от примера, отведение.

«Вторая аналитика» (Analytica posteriora) (2 книги). Русские переводы «Аналитик»: Н. Н. Ланге (1891— 1894), Б. А. Фохта (1952). Излагаются основы методологии доказывающих (дедуктивных) наук, основы теории доказательства и теории дефиниции. Теория дефиниции опирается на более раннее учение о предикабилиях, изложенное в «Топике». Различением «Первой» и «Второй аналитики» мы обязаны, по-видимому, Андронику. Сам Аристотель все четыре книги цитирует под общим названием «Аналитика». Наиболее известные античные комментаторы «Аналитик»: Александр Афродисшский (характерно толкование стоической пропозициональной логики в качестве своеобразной метасистемы по отношению к аристотелевской силлогистике), Фемистий (составил парафраз «Второй аналитики», отделив аристотелизм от платонических напластований), Иоанн Филопон (в его комментарии, вероятно, впервые для иллюстрации силлогистических закономерностей применяются идеографические средства (незамкнутые дуги); для его комментария ко «Второй аналитике» характерна тенденция преодолевать логико-гносеологические трудности за счет семиотике-грамматических диетинкций). Проб (его комментарию принадлежит важная роль в процессе проникновения и распространения теорий «Аналитик» на Востоке), Аммоний (подразделяет силлогизмы на категорические, гипотетические и получающиеся посредством присоединения к посылке дополнительного предложения). В Западной Европе «Аналитики» стали известны лишь в 12 в., когда был опубликован их перевод на латинский язык.

4) «ТОПИКА» (Topica) (8 книг). В трактате излагается методология античной диалектики, существовавшей в таких формах, как диалектика спора и исследование научных проблем посредством выявления и разрешения трудностей (апорий). Аристотель выявляет общую логическую основу различных практических применений диалектики и создает т. о. новую научную дисциплину (подробнее см. «Топика»). Из многочисленных греческих комментариев к «Топике» сохранились комментарии Александра Афродисийского.

«О софистических опровержениях» (= De sophisticis elenchis). Это не самостоятельный трактат, а К книга «Топики». Классификация софизмов и паралогизмов в К книге тщательно изучалась в Средние века и почти полностью вошла в учение традиционной логики о т. н. логических ошибках. С современной точки зрения особое значение имеет анализ парадокса о лжеце (180а35—Ь7), фактически стимулировавший возникновение в Средние века логических трактатов на тему «de insolubuibus» (о неразрешимых предложениях, в которых первоначально рассматривалась проблема семантических антиномий).

Библ.: During I. Aristoteles. Hdlb., 1966; Brandis Chr. Uber die Reihenfolge der Bucher des aristotelischen Organons. B., 1833. «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ»: Brandt R. Die aristotelische Urteilslehre. Untersuchungen zur «Hermeneutik». Marburg, 1965; Hinlikka K.J. Time and Necessity. Studies of Aristotles Theory of Modality. Oxf., 1973. «АНАЛИТИКИ»: Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959; BeckerA. Die aristotelische Theorie der Moglichkeitsschlusse. B., 1933; PatygG. Die aristotelische Syllogistik. Logisch-philologische Untersuchungen uber das Buch A der Ersten Analytiken. Gott., 1969; Ebbinghaus K. Ein formales Modell der Syllogistik des Aristoteles. Gott., 1964. См. также лит. к ст. «Категории», «Топика».

Е. Г. Парфенова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме Органон — 0

Найдено научныех статей по теме Органон — 0

Найдено книг по теме Органон — 0

Найдено презентаций по теме Органон — 0

Найдено рефератов по теме Органон — 0