буржуазная теория второй половины 19 в., уподобляющая человеческое об-во биологическому организму. Сторонники этой теории (Спенсер, А. Шеффле, П. Лилиенфельд) рассматривали структуру об-ва как аналогичную структуре организма. Тем самым классовое неравенство и др. черты буржуазного об-ва выдавались за естественные, неустранимые.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА
Источник: Философский энциклопедический словарь
Органическая теория общества
буржуазная теория, уподобляющая человеческое об-во биологическому организму и приписывающая на этом основании капиталистическому строю «естественный» и нерушимый характер. Автор этой теории — Спенсер. Вслед за Спенсером органическую теорию об-ва развивал нем. социолог Шеффле, сравнивавший различные общественные группы в классовом об-ве с органами человеческого тела. Органическую теорию об-ва поддерживают совр. буржуазные социологи Богардус и Парсонс (США).
Источник: Философский словарь. 1963
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА
концепция соц. философии, положенная в основу т.н. органической шк. в социологии конца XIX — начала XX вв., методол. ориентацией к-рой явл. органицизм. Придя на смену механицизму в социологии, рассматривающему об-во как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, соц. органицизм рассматривает об-во в динамике, как живую систему, состоящую из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Параллель между чел. организмом и организацией, обеспечивающей функционирование обществ. системы, встречается в трудах Аристотеля, ряда ср.-век. мыслителей, Т.Гоббса и Ж.-Ж.Руссо. В конце XVIII — начале XIX вв. такое представление укрепилось благодаря успехам наук о природе, а в начале XX в. эта концепция была взята на вооружение правоконсервативной мыслью. В трудах Э.Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда обво мыслится как подобие живого организма, деятельность к-рого регулируется естеств. порядком. Состоящее из разл. ячеек (семья, профессиональные корпорации, коммуна, регион) соц. тело предполагает преобладание целого над частью, об-ва над индивидом, к-рый имеет по отношению к нему не столько права, сколько обязанности. Стремясь избежать крайностей такого рода, большинство теоретиков предпочли идею аналогии между об-вом и организмом, подчеркивая чел., т.е. сознательную, природу об-ва. Согл. Э.Дюркгейму, соц. система существует как целостность в коллективном сознании и не обладает физ. реальностью, в то же время само коллективное сознание несводимо к сознанию отд. образующих социум индивидов. Он указывал на появление органической солидарности, к-рая связывает индивидов в индустриальном обществе, отличающемся высокой степенью разделения труда. Отсюда важность социальной психологии, объединяющей индивидов в соц. тело, цель к-рой — изучение коллективных представлений. Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь