ОРЕСТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Орест
греч.)  – сын Агамемнона и Клитемнестры. Когда вернувшийся из-под Трои Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом, сестра Электра (вариант: кормилица) тайно увезла О. из дома. Семь лет жил О. у своего дяди, фокидского царя Строфия, где подружился с его сыном Пиладом. Когда О. стал совершеннолетним, Дельфийский оракул приказал ему отомстить за смерть отца. С помощью Пилада О. убил Клитемнестру и Эгисфа. За пролитую кровь матери О. стали преследовать эринии, и О. бежал в Дельфы к своему покровителю Аполлону, который направил его в Афины. Там богиня Афина собрала на холме Ареса суд афинских старейшин (ареопаг). Во время суда эринии обвинили О. в том, что нет более тяжкого преступления, чем убийство матери, и что мстить следует только «за единокровных» (родственников со стороны матери), а О. стал оправдываться тем, что его мать совершила двойное злодеяние – убила своего мужа и его отца – и он обязан был выполнить долг кровной мести. Защищая О., Аполлон указал, что отец как кровный родственник важнее матери и что Клитемнестра, нарушившая святость брачных уз и поднявшая руку на своего супруга и господина, совершила страшное преступление. Голоса старейшин разделились поровну, и по условиям афинского суда О. был оправдан. Чтобы умилостивить разгневанных эриний, Афина установила в своем городе их культ, и они с тех пор стали почитаться в Афинах под именем эвменид («благосклонных»). В другом мифе рассказывается о путешествии О. в Тавриду, куда его послал Аполлон за священным изображением Артемиды, которое должно было избавить О. от преследований эриний. О. и Пилад прибыли в Тавриду и были схвачены таврами. По местному обычаю их должны были принести в жертву Артемиде, но сестра О. Ифигения, жрица богини, узнала брата. Она спасла О. с Пиладом и бежала с ними в Грецию, взяв с собой священное изображение Артемиды. Впоследствии О. унаследовал царскую власть в Микенах и женился на Гермионе, дочери Менелая, получив вместе с ней власть над Арголидой и Спартой. О. умер в Аркадии от укуса змеи, и его останки были перенесены в Спарту.

Источник: Мифологический словарь

ОРЕСТ

Герой аргосских сказаний, сын Агамемнона и Клитемнестры. Возвратившийся изпод Трои Агамемнон был предательски убит своей женой Клитемнестрой и ее возлюбленным Эгисфом. Убийцы хотели избавиться от наследника – О., и тот был вынужден бежать (вариант: О. спасла от смерти его сестра Электра или нянька). Семь лет жил О. у своего дяди, фокидского царя Строфия, где подружился с его сыном Пиладом.
Когда О. достиг совершеннолетия, Дельфийский оракул приказал ему отомстить за смерть отца и убить мать и Эгисфа. С помощью Пилада О. убил Клитеместру и ее возлюбленного. За пролитую им кровь матери О. преследовали древние богини мести Эринии. О. бежал в Дельфы к своему покровителю Аполлону, который направил его в Афины. Там богиня Афина собирает суд на холме Ареса из наиболее почитаемых афинских старейшин (Ареопаг). О. пытается оправдать свое преступление тем, что его мать совершила двойное злодеяние: убила своего мужа и его отца. О. обязан был выполнить долг кровной мести. Эринии обвиняют О.: нет более тяжкого преступления, чем матереубийство, и что мстить следует только «за единокровных» (родственников со стороны матери). Защищая О., Аполлон указывает, что как кровный родственник отец важнее матери и что Клитеместра, нарушившая святость брачных уз и поднявшая руку на своего супруга и господина, совершила страшное преступление. Голоса афинских старейшин разделились поровну; за оправдание О. высказалась и Афина, отстаивавшая главенствующую роль мужчины в семье и государстве. О. был оправдан. Чтобы умилостивить разгневанных Эриний, Афина установила в своем городе культ этих богинь, которые с тех пор стали почитаться в Афинах под именем Эвменид (Благосклонных). Миф об О. отразил совершившийся переход от материнского права к отцовскому.
Другой распространенный миф об О. рассказывает о его путешествии в Таврию, куда ему повелел отправиться Аполлон, чтобы доставить оттуда в Афины священное изображение Артемиды и тем избавиться от преследований Эриний. О. вместе с Пиладом прибыли в Тавриду и были схвачены таврами. Юношей должны были принести в жертву Артемиде, но сестра О. Ифигения, бывшая жрицей богини, узнала брата, спасла О. и его друга и бежала вместе с ними в Грецию, захватив с собой священное изображение Артемиды. Таким образом, приказание Аполлона было исполнено. О дальнейшей судьбе О. миф рассказывает, что, избежав гнева Эриний, он унаследовал царскую власть в Микенах. Кроме того, ему досталось владычество над Арголидой и Спартой, так как он женился на дочери Менелая Гермионе. О. умер в Аркадии, и останки его были перенесены в Спарту.

Источник: Словарь греческой мифологии

Орест
В древнегреческой мифологии Орест (Όρέστης) – один из наиболее трагических персонажей. Сын Агамемнона и Клитемнестры. Матереубийство, совершенное Орестом в отмщение за насильственную смерть отца, его душевные муки, разлад его с богами и умоисступление, под тяжестью сознания вины – все это много раз служило для афинских драматургов сюжетом трагедии.
Трилогия Эсхила («Агамемнон», «Несущие возлияние девушки» и «Евмениды») носит название «Орестии». Преследуемый призраком убитой матери и гонимый фуриями, Орест у Эсхила находит примирение с совестью и с богинями мщения только при участии богов – Аполлона, Афины, Зевса. В композиции Эсхила господствующая мысль – неизбежность божеского возмездия за преступления. В трагедии Софокла «Електра» Орест является убежденным в правоте своего дела карателем Клитемнестры и Эгисфа, за невинно погибшего героя Агамемнона; сам Аполлон призывает его ко мщению. У Еврипида, в трагедии «Орест», центр тяжести переносится в сферу душевных состояний, непосредственно следующих за погребением убитой матери. Орест бессилен освободиться от терзающего сознания своей вины; ум его помрачен; «подобные ночи три женщины», его преследующие, представляются самому герою голосом возмущенной совести; он шесть дней не принимает пищи, не обмывает тела; временами сознание О. проясняется, и он плачет; при малейшем напоминании о матереубийстве он испытывает тревогу, видит грозные призраки, верит в их реальность; в такие моменты он заклинает Електру не выпускать на него женщин с кровавыми глазами, со змеями в волосах; он гонит от себя сестру, принимая ее за одну из фурий, требует лук Аполлона, чтобы стрелами отразить страшных Эринний. Только сон, чуткий и тревожный, приносит Оресту кратковременное успокоение. Он убежден, что пожирающая его болезнь – не более, как муки совести; он умоляет Пилада скрыть от него могилу матери; при виде отца Клитемнестры, Тиндарея, в нем пробуждается мысль о матери, и он уверен, что сам отец, за которого он мстил, заклинал бы его, если б мог, не убивать матери.
Самый акт матереубийства, как он изображен Еврипидом в трагедии «Электра», совершен Орестом против воли, по настоянию сестры; он вонзил нож в материнскую грудь, закрыв лицо плащом, подталкиваемый Электрой, и укоряет сестру за то, что она принудила его совершить такое злодеяние. В конце трагедии Диоскуры осуждают божество за его поведение, обращенное к детям Агамемнона и Клитемнестры, и одного Аполлона называют ответственным за все случившееся. Судьба Ореста послужила сюжетом нескольких новейших трагедий (Кребильона, Вольтера, Альфиери, Суме и др.).
Ср. Patin, «Etudes sur les tragiques grecs» (II и III); Мищенко, «Опыт по истории рационализма в древн. Греции» (К., 1881). Ф. Мищенко.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
100.08 кб

Орест Миллер и славянофильство

Малинов Алексей Валерьевич
Рассматривается славянофильская публицистика Ореста Федоровича Миллера (1833-1889), историка русской литературы, исследователя русского эпоса, первого биографа Ф.М.

Похожие термины:

  • НОВИЦКИЙ Орест Маркович

    (25 янв. 1806 – 4 июня 1884) – рус. философ, представитель "философии" неортодоксального православия. Окончил Киевскую духовную академию (ок. 1831). В 1834–1850 – проф. философии Киевского ун-та. В 50–70-х гг. – ца
  • ТРАХТЕНБЕРГ Орест Владимирович

    [18(30) авг. 1889 – 23 мая 1959] – сов. философ, профессор (с 1939), д-р филос. наук (с 1941). Действит. член АПН РСФСР (с 1947). Член КПСС с 1952. Окончил юридич. фак-т Ленингр. ун-та по специальности философия права. Препод