Оптина Введенская Козельская пустынь

Найдено 1 определение
Оптина Введенская Козельская пустынь
один из известнейших правосл. мужских монастырей близ г. Козельска (Калужская обл.). В наст. вр. монастырь получил статус ставропигиального, имеет свои подворья в Москве и Петербурге. О. п. была основана на рубеже 14–15 вв. Вплоть до сер. 16 в. в ней совместно обитали монахи и монахини (т. наз. «средостенные» монастыри), что было запрещено при Иване Грозном на Стоглавом соборе. После разорения литовскими и польскими войсками в 1610–1617 долгое время монастырь был беден и малоизвестен. Всероссийскую известность он приобрел лишь в нач. 19 в., котда превратился в центр возрождающегося в России института «старчества». Старцем назывался живший в отдельной келье у монастырской стены мудрый и почитаемый монах, к-рый являлся для паломников высшим духовным авторитетом; к нему они тянулись, чтобы признаться в своих прегрешениях, получить доброе наставление и совет, как поступить в согласии с Богом в затруднительных обстоятельствах (подробно об этом рассказано в романе Достоевского «братья Карамазовы»). В 1821 на территории монастыря был устроен ИоанноПредтеченский скит. Монастырь посещало большое число паломников. В его ограде наряду с культовыми зданиями и кельями монахов имелись гостиница для богомольцев, странноприимный дом, больница для монашествующих и мирян. Важную роль в жизни О. п. сыграли старцы Леонид, Макарий, преподобный Амвросий и др. Монастырь приобрел славу как один из центров русской культуры. Здесь собирались, переводились и переписывались труды древнерусских, византийских, древнегреческих авторов; была развернута широкая научно-публикаторская деятельность, к-рой большое внимание уделяли известные просветители братья Иван и Петр Киреевские (оба похоронены в монастырской ограде около стен главного Введенского собора). О. п. оказалась местом духовного притяжения выдающихся русских писателей и мыслителей. Приезжал в эту обитель Н.В. Гоголь (жил в отдельном домике), неоднократно бывал здесь Ф.М. Достоевский (и ему отвели домик), не менее шести раз посещал пустынь Л.Н. Толстой. Сюда приезжали В.А. Жуковский, И.С. Тургенев, А.М. Жемчужников, А.К. Толстой, А.Н. Апухтин, Н.Г. Рубинштейн, В.С. Соловьев, В.В. Розанов и мн. др. Отдельно следует отметить К.Н. Леонтьева, к-рый четыре года жил в этой обители и здесь же в келье старца Варсонофия принял тайный постриг под именем Климента; он избрал путь строгих монашеских правил. В 1923 монастырь был закрыт по настоянию советской власти. Мн. вещи, в т. ч. большую часть книг, из него вывезли. Долгие годы монастырские здания находились в аренде у различных орг-ций, помещения пришли в упадок. Вот свидетельство очевидца писателя Владимира Солоухина: «Остатки красной кирпичной стены как бы размыты сверху, как бы обтаяли. Точно так же размыты и обтаяли монастырские башни. Про главы Введенского собора, что он обтаял сверху, сказать нельзя, это было бы слишком слабо. Он обезглавлен и торчит в небо бескупольным барабаном. Точно так же обезглавлена Казанская церковь, к югу от собора. Владимирская церковь (больничная) исчезла совсем. От церкви Марии Египетской остался бесформенный остов». С нач. 60-х гг. в О. п. ведутся реставрационные работы; на ее территории открыт филиал Козельского районного краеведческого музея. С 1987 в монастыре стала возрождаться монашеская жизнь. В 1988 был освящен первый храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В наст. вр. возобновилось паломничество, началось издание духовных книг, вновь собирается монастырская библиотека. О большом духовном авторитете О. п. сегодня свидетельствует и тот факт, что Священноархимандритом этого монастыря является сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Источник: Религии народов современной России