ОМФАЛА
Омфал
греч.) – «пуп» – священный камень, находившийся в Дельфах, в храме Аполлона, и считавшийся центром (пупом) земли. По преданию, когда Зевс захотел определить, где находится центр земли, он с запада и востока одновременно выпустил двух орлов, которые встретились в Дельфах. На этом месте был поставлен О., а по его бокам были установлены две скульптуры – золотые орлы. Аполлон часто изображался сидящим на О.
Источник: Мифологический словарь
Омфала
греч.) – царица Лидии, вдова Тмола (сына Тантала), к которой за убийство Ифита по требованию Дельфийского оракула был отдан в рабство на год (вариант: на три года) Геракл. По прихоти О. Геракла наряжали в женские одежды, и он вместе со служанками прял шерсть и выполнял домашние работы, а сама О. облачалась в львиную шкуру и носила палицу героя. О. также считалась женой Геракла и матерью его сына Лама (вариант: Агелая).
Источник: Мифологический словарь
ОМФАЛА
Царица Лидии, вдова Тмола (сына Тантала), к которой по приказанию дельфийского оракула в наказание за убийство Ифита был отдан в рабство Геракл на год (вариант: на три года). По прихоти О. Геракла наряжали в женские одежды, и он вместе со служанками прял шерсть и выполнял домашние работы, сама же О. облачалась в львиную шкуру и носила палицу героя. О. считалась также женой Геракла и матерью его сына Лама (вариант: Агелая). В Малой Азии О. считалась богиней – покровительницей женщин.
Источник: Словарь греческой мифологии
Омфала
В древнегреческой мифологии Омфала (Όμφάλη) – лидийская царица, дочь (по другим рабыня) бога реки Иардана (Ίάρδανος), вдова Тмола (бога горы). Как мифологический персонаж, это малоазиатская полубогиня, наполовину воинственного, наполовину женственного характера, покровительница удовольствий и представительница женской производительности.
Ее отожествляли иногда с финикийской Астартой или Афродитой-Уранией и считали богиней луны. Она считалась родоначальницей лидийских царей, главным образом тех, которые происходили от ассирийских Гераклидов. Когда Геракл, в наказание за убийство Эвритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство, госпожой его оказалась Омфала. Очарованный ею Геракл позабыл о своей воинственности и мужественности, сложил у ног царицы дубину и львиную шкуру и облекся в женские одежды. Вместо прежних тяжелых работ ему приходилось теперь сидеть над пряжей в кругу рабынь и угождать прихотям любимой госпожи. У Омфалы от Геракла было несколько детей.
Этим сказанием не раз пользовались поэты, например Ахей, Антифан, младший Кратин, Ион; Аспазия в комедиях выводилась под именем Όμφάλη νεά. Мифом об Омфале часто пользовались живописцы; так, известна Помпейская картина, на которой изображен Геракл, облаченный в женские одежды, в обществе женщин-рабынь и строгой царицы, отнявшей у героя атрибуты его воинственности. Картина объяснена Яном в «Berichte d. Sachsischen Gesellschaft d. Wissenschaften» (1885, стр. 215). Н. О.
Ее отожествляли иногда с финикийской Астартой или Афродитой-Уранией и считали богиней луны. Она считалась родоначальницей лидийских царей, главным образом тех, которые происходили от ассирийских Гераклидов. Когда Геракл, в наказание за убийство Эвритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство, госпожой его оказалась Омфала. Очарованный ею Геракл позабыл о своей воинственности и мужественности, сложил у ног царицы дубину и львиную шкуру и облекся в женские одежды. Вместо прежних тяжелых работ ему приходилось теперь сидеть над пряжей в кругу рабынь и угождать прихотям любимой госпожи. У Омфалы от Геракла было несколько детей.
Этим сказанием не раз пользовались поэты, например Ахей, Антифан, младший Кратин, Ион; Аспазия в комедиях выводилась под именем Όμφάλη νεά. Мифом об Омфале часто пользовались живописцы; так, известна Помпейская картина, на которой изображен Геракл, облаченный в женские одежды, в обществе женщин-рабынь и строгой царицы, отнявшей у героя атрибуты его воинственности. Картина объяснена Яном в «Berichte d. Sachsischen Gesellschaft d. Wissenschaften» (1885, стр. 215). Н. О.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.