ОЛЬМИНСКИЙ Михаил Степанович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ОЛЬМИНСКИЙ (Александров) Михаил Степанович (1863—1933)
деятель рус. революционного движения, марксистский историк и публицист. В 1883—85 учился в Петербургском ун-те, примыкал к народовольцам. За революционную пропаганду в рабочих кружках подвергся аресту и в 1898 ссылке, где завершился его переход от народничества к марксизму. С 1903 — большевик. Публицистические статьи О. посвящены пропаганде идей марксизма, ленинских принципов организационного строения партии, критике меньшевистской “разновидности оппортунизма”. Как историк О. уделял большое внимание проблеме государства, критике буржуазных теорий надклассовости государства (“Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России”, 1910). Указывая на зависимость государства от правящих классов об-ва, О., однако, не заметил специфических законов его собственного развития. За эту методологическую ошибку О. критиковали Ленин и Воровский. Как марксистский эстетик и литературный критик, О. отстаивал реалистические, гуманистические и гражданские традиции искусства, выступал с критикой декадентства (“Щедринский словарь”, составленный в 1897 в тюрьме; “Социалист-утопист в оценке современников”, 1906; “Преодоление эстетики”, 1911; “Поход против М. Горького”, 1913; статьи о Ф. Сологубе, Л. Андрееве и др.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОЛЬМИНСКИЙ (Александров) Михаил Степанович
1863—1933) — деятель российского революционного движения, публицист, историк лит-ры и критик. Еще в работах дооктябрьского периода, опубликованных в большевистских изданиях, О. отстаивал принципы реализма и идейности иск-ва, обнажил социальный смысл теории «.искусства для искусства» и выступил против предательства демократических идеалов авторами «иудиной беллетристики» (В. Винниченко, М. Арцыбашев и др.). Наибольшее значение имеют литературно-критические работы О. о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его статья «Культурные люди и нечистая совесть» получила высокую оценку Ленина, считавшего крайне важным «вспоминать, цитировать и растолковывать... Щедрина и других писателей «старой» народнической демократии» (т. 48, с. 89). Бескомпромиссное разоблачение крепостничества в творчестве Щедрина О. противопоставлял непоследовательной, лицемерной критике самодержавия в либерально-буржуазной публицистике; подготовил справочник «Щедринский словарь» (1837). Отстаивая классовый подход к лит-ре, О. видел в ней отражение социальной борьбы. Ему принадлежит анализ классового содержания понятия «свобода печати». Однако в 20-е гг. эстетические взгляды О. не были свободны от элементов социологического схематизма. Его резко отрицательное отношение к творчеству Толстого, попытки критику толстовства как философско-эстетического учения автоматически распространить на худож. произв. гениального писателя объективно явились отступлением от ленинских позиций в эстетике, от ди-алектико-материалистической методологии, к-рую не смогли воспринять деятели РАПП, к числу к-рых в то время принадлежал и О. В обширной деятельности О. как историка важное место принадлежит собиранию и научной обработке литературного наследия Плеханова и Ленина.

Источник: Эстетика: Словарь

ОЛЬМИНСКИЙ Михаил Степанович

(парт. псевд. – "Г а л е р к а", Витимский) (3 октября 1863 – 8 мая 1933) – пропагандист марксизма в России, публицист, историк, лит. критик. Род. в Воронеже в семье чиновника. С 1883 – студент юридич. фак-та Петерб. ун-та; примыкал к народовольцам, одновременно по поручению Благоева вел занятия в одном из с.-д. рабочих кружков. Подвергался арестам и ссылке. Марксистская лит-ра и совместная работа с социал-демократами способствовали отходу О. от народнич. воззрений (см. листовку "От группы народовольцев", 1892; передовую статью "Рабочего сборника", 1894). В 1898 О. вступил в РСДРП. В 1904 эмигрировал за границу. Вместе с Лениным работал по изданию газ. "Вперед" и "Пролетарий". Вернувшись в 1905 в Россию, активно участвовал в большевистских изданиях "Новая жизнь", "Вестник жизни", "Звезда", "Правда", "Просвещение" и др.), вел парт. работу в Баку, работал в с.-д. орг-циях Саратова и Москвы. В период Февральской бурж.-демократич. революции 1917 был кооптирован в бюро ЦК партии, работал в МК партии и в редакции "Правды". Делегат и пред. VI съезда партии. Активно участвовал в Великой Октябрьской социалистич. революции 1917. После революции руководил Истпартом (с 1920), являлся (с 1921) редактором журн. "Пролетарская революция", вел активную публицистич. деятельность. В многочисл. статьях и брошюрах на политич. темы О. блестяще пропагандировал теорию, тактику и организац. принципы марксистско-ленинской партии. В. И. Ленин не раз поздравлял О. с удавшимися статьями (см. Соч., т. 19, с. 145; т. 35, с. 69), отмечал, что О. выступает "замечательно удачно", "чрезвычайно кстати", "... в краткой, но ясной форме превосходно" (там же, т. 35, с. 31). О. – один из первых рус. историков-марксистов. Опровергая идеалистич. теорию надклассового государства, он дал в целом правильный, несмотря на нек-рые ошибки, анализ собранного им обширного материала по истории российского гос-ва ("Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России", П., 1910; 3 изд., М.–Л., 1925). Большую ценность представляют его работы по истории революц. движения в России ("В тюрьме" и др.). В своих лит.-критич. работах О. с позиций марксистско-ленинской философии критиковал субъективный идеализм и др. реакц. взгляды в эстетике [рецензии на книгу И. Гершензона "История молодой России", 1908 (см. "Обозрение", 1908, No 2) и на сборник "Вопросы теории и психологии творчества", 1907 (см. "Совр. мир", 1908, No 3) ], разоблачал теорию "чистого искусства" ("Преодоление эстетики", 1911; "О сборнике В. Башкина", 1907; "О Сергее Кречетове", 1907; "О Вербицкой", 1911; "По поводу одного рассказа", 1913), давал характеристику эстетич. воззрений Маркса и Энгельса (рецензия на книгу "К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе", 1933, не опубл.) и т.д. Анализируя лит. произведения, О. развивал положение марксистско-ленинской эстетики о связи иск-ва и лит-ры с жизнью, рассматривал осн. категории эстетики (см. "По литературным вопросам", 1932). О. подчеркивал, что художник – это "политический деятель", творчество к-рого проявляется не в отвлеч. политич. формулах, а в художеств. образе: "Не дело художника давать прямые советы и указания. Его область – главным образом область исследования тех психологических надстроек, которые не определяют... форм классовой борьбы, но зато одухотворяют, облекают плотью и кровью личность, через которую требования классовой борьбы получают свое осуществление" (Статьи о Салтыкове-Щедрине, 1959, с. 63). Разоблачая упаднич. тенденции в иск-ве ("Куприн и Арцыбашев", 1912; "„Беллетрист“ В. Винниченко", 1911; "Искусство и Ф. Сологуб", 1913; "Леонид Андреев. (Два типа)", 1911; "По поводу одного рассказа", 1913 ], О. характеризовал формализм как проявление эстетич. нищеты, патологии в иск-ве. О. высоко оценивал творчество передовых рус. писателей 19 в. ("Как они работали. Пушкин о себе", 1927; "А. В. Кольцов", 1926; "Об А. Чехове и Овсянико-Куликовском", 1900; "Прошлое и настоящее", 1915). О. выступил пионером марксистского исследования творчества Салтыкова-Щедрина, он был составителем "Щедринского словаря". Отбивая нападки реакции на Горького ("Поход против М. Горького", 1913), поддерживая Д. Бедного и др. пролетарских писателей, О. утверждал, что лишь иск-во социалистич. реализма "провидит законы будущего, воспроизводит образ будущего человека" (ЦПА ИМЛ, ф. 91, оп. 1, д. 31, л. 3). Соч.: Соч., т. 2, М., 1935; Из эпохи "Звезды" и "Правды", М., 1956. Лит.: Лежава О. и Нелидов H., M. С. Ольминский. Жизнь и деятельность, М., 1962. П. Волков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.