Окружающий мирОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, или движение трактарианцев

ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА

Найдено 2 определения термина ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА

течение в западноевропейской философии 13 в., возникшее в Оксфордском ун-те (Англия). Философской основой воззрений мыслителей О. ш. (Гроссетест, Альфред Английский, Адам из Марча) было автустинианство (Августин). В то же время благодаря интенсивной переводческой деятельности они познакомились с натурфилософскими и естественнонаучными соч. Аристотеля и др. греч. и араб. ученых и философов, в результате чего большое внимание в трудах мыслителей О. ш. уделялось и вопросам естествознания. Обращение к естественнонаучным исследованиям в то время было смелым новаторским шагом, поскольку римская курия запрещала изучение произведений Аристотеля, посвященных этим проблемам. Вследствие удаленности от римской курии Оксфордский ун-т обладал в тот период значительной свободой. Кроме того, его исследования стимулировались тем, что в Англии раньше др. стран получили развитие ремесленное производство и торговля, испытывающие насущную потребность в естественнонаучном знании. Из О. ш. вышел один из наиболее .интересных и оригинальных мыслителей своего времени, философ и естествоиспытатель Р. Бэкон.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА

объединение философов и ученых, существовавшее при Оксфордском университете на протяжении 13—14 вв. и прославившееся разработкой эмпирического метода изучения природы, основанного на математизации физических процессов. Главная роль в становлении школы принадлежит Роберту Ipoccemecmy, обосновавшему приложимость геометрических законов самоумножения света ко всей физической реальности, а также сформулировавшему учение о порождении, суммировании и соотношениях бесконечных величин и доктрину о «мультипликации видов», развитую позднее Адамом Маршем и Р. Бэконом.

Основные достижения школы связаны с научной деятельностью членов Мертонского колледжа при Оксфордском университете. Среди них — Фома Брадвардин, стремившийся выработать математический способ описания движений тел посредством придания физическим процессам количественных показателей, а также группа его учеников, т. н. калькуляторы (calculatores). Это Уильям Хейтсбери (William of Heytesbury, Guillelmus Hentisbenis, ок. 1313—72/73; «Правила решения софизмов»), Джон Дамблтон (John of Dumbleton, Johannes Dulmenton; «Сумма логики и естественной философии»), Ричард Суайнсхед (Суисет) Калькулятор (Riehard Swineshead (Suiseth) Calculator, ум. ок. 1358): «Книга калькуляций»), а также Ричард Килвингтон (Richard Kilvington, 1302/05—61) и др. Стремясь синтезировать квалитативную физику Аристотеля и Евклидово учение о пропорциях, калькуляторы имели целью создать единую систему «математической физики», основанной на возможности арифметико-алгебраического выражения качества. Ими разрабатывается учение о «широте форм» (latitude formarum), или об «интенсии и ремиссии качеств» (intensio et remissio qualitatum), в рамках которого понятие «форма» соответствует конфигурации какого-либо качества, а под ее «широтой» понимается конечный диапазон качественного измерения в пределах тех или иных градусов интенсивности.

При этом под качеством понимается также и скорость, трактуемая как особое, присущее движущемуся телу качество движения (qiialitas motus): в соответствии с градусом скорости оно обладает определенной интенсивностью (intensio velocitatis), тождественной мгновенной скорости — характеристике движения, обусловливающей его быстроту или медлительность. В силу того что в дефиницию мгновенной скорости не входит ни понятие времени, ни понятие пути, она лишь потенциально связана с пространственно-временными определениями.

Параллельно происходит трансформация понятия величины как таковой: она рассматривается как широта от «не-градуса» до нее самой, а ее непрерывность обусловливает возможность бесконечного числа различных способов ее «пересчета», отличающихся «длиной» элементарных шагов. Так Хейтсбери и Суайнсхед реально приблизились к формулировке доктрины о бесконечно малых различных порядков.

Главное практическое достижение калькуляторской науки — теорема о среднем градусе скорости, или «мертонское правило» (Merton rule), согласно которому равномерно ускоряющееся или замедляющееся движение эквивалентно равномерному движению со средней скоростью. Сочинения калькуляторов способствовали также формулированию новых математических понятий (переменной величины, логарифмов, дробных показателей, бесконечных рядов и др.). Однако поскольку свои идеи мертонцы включали в устоявшуюся систему перипатетической физики, их априорная математическая концепция движения в целом носила абстрактный характер и не претендовала на отыскание «физического смысла» явлений.

С другой стороны, разработанное путем исследования интенсивности общее учение о пропорциях (или метод «конфигурации качеств») нашло свое применение не только во всех областях естествознания, но и в сферах теологии, этики, эстетики и т. д. Идеи мертонцев были восприняты представителями Парижской школы, в особенности Николаем Оремом, которому удалось придать учению о «широте форм» более наглядный вид благодаря использованию не алгебраических, а геометрических методов.

Соч.: Guillelmus Hentisberus. Regulae solvendi sophismata, ed. Pavie, (s. l.], 1481 (Venise, 1494); William Heytesbury. On Maxima et Minima. Dordrecht, 1984 (Synthese Historical Library 26); Richard Suiseth. Calculator (tr. VI, fol. 23 recto), fenetiis, 1520; The Sophismata of Richard Kilvington, ed. N. Kretzmann & B. Ensign Kretzmann. Oxf., 1990 (Auctores Britannici Medii Aevi XII).

Лит.: Boyer С. В. The history of the calculus and its conceptual development (The concept of the calculus). N. Y, 1959; Maier A. Studien zur Naturphilosophie der Spatscholastik. Rom, 1.1—3,1949-52; Sylla E. u. Medieval concepts of the latitude of forms. The Oxford Calculators.— «Archives dhistoire doctrinale et litteraire du moyen age», v. 40. P., 1973; Wilson C. William Heytesbury. Medieval logic and the rise of mathematical physics (Publications in Medieval Science 3). Madison, 1956.

A. M. Шишков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено научныех статей по теме ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено книг по теме ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено презентаций по теме ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено рефератов по теме ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА — 0