ОККУЛЬТИЗМ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Оккультизм
 (лат. occultus — тайный) — мистическое учение о существовании потусторонних таинственных сил, с к-рыми якобы устанавливают контакт избранные люди. По своему содержанию О. близок к теософии.

Источник: Философский словарь. 1963

ОККУЛЬТИЗМ
(от лат. ocotitos тайный, сокровенный) общее название учений, признающих существование безличных сверхъестественных сил в космосе и человеке, доступных лишь посвященным людям, прошедшим специальную психическую подготовку. Считается, что благодаря тайному посвящению люди обретают «тайное знание» — способность понимать скрытые силы природы и человека, а также непосредственно воздействовать на них.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Оккультизм
(от лат. occultus — тайный) — псевдонаучное учение, пытающееся придать положительный познавательный характер мистике и магии, дать обоснование различным суеверным представлениям. Истоки О. восходят к «тайным наукам» халдеев, египтян, индусов и др. древн. народов. Широкое распространение он получил в средние века. Благодатную почву О. нашел в совр. кап. мире, где имеет приверженцев гл. о. среди мелкой буржуазии и буржуазной интеллигенции. В США, ФРГ, Франции, Англии, Италии, Испании, Бразилии, Аргентине и др. странах издаются оккультные журналы, созданы общества оккультистов. Десятки тысяч «ясновидящих» и магов различного ранга и фантасмагорических специальностей имеют многомиллионную клиентуру.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Оккультизм
Не вера в сокрытые истины (почти все истины сокрыты, «глаза, – как говорит Лукреций, – не способны познать природу вещей»), но вера в истины, которые не желают открываться или сознательно скрываются по той причине, что их природа абсолютно отлична от природы других истин и представляет собой сверхъестественное, сюрреальное, сверхчувственное, замогильное или потустороннее… Эти истины постигаемы только в рамках оккультных наук – само по себе это определение дает яркий пример оксюморона. Оккультисты занимаются столоверчением и слушают откровения духов, верят в привидения и прорицания, практикуют алхимию и магию. Что во всем этом «научного»? Оккультизм – не более чем суеверие, основанное на невидимом.

Источник: Философский словарь.

ОККУЛЬТИЗМ
от лат. тайный) – совокупность учений, признающих существование в мире тайных сил и сущностей, недоступных научному познанию.Последователи оккультизма разрабатывают способы описания этих сущностей и пути взаимодействия с ними. Их изыскания претендуют на своего рода теоретичность. Элементы оккультного миропонимания были в Древнем Египте, Вавилоне. Систематическое изложение оккультизма. впервые было представлено в герметической философии (период позднего эллинизма). Сам термин оккультизм впервые был употреблен в сочинении  Агриппы Неттесхеймского «О сокровенной философии» (1533). В новейшее время оккультизм представлен теософией Е. Блаватской, антропософией Р. Штейнера, а также различными паранаучными учениями.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ОККУЛЬТИЗМ
от лат. occultuc тайный, сокровенный) - "совокупность положений и методов, основывающихся на теории следующего содержания: все вещи составляют единое целое, совокупность, между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными" (R. Amadou. L&Occultisme, esquisse d&un monde vivant, 1950). На практике оккультизм занимается исследованием скрытых природных сил, которые считает возможным использовать для практических целей. Эти силы, которые часто персонифицируются и вызываются заклинаниями (см.: Гете, Фауст, I, сцена 1), проявляются якобы в форме звуковых и световых явлений, материализации (возникновения новых материальных форм) и т. д. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосмосе сыграли в 14-16 вв. важную роль в развитых наблюдательных и экспериментальных методах (итал. натурфилософия эпохи Просвещения и др.). См. также Парапсихология, Магия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОККУЛЬТИЗМ
лат.– тайный, сокровенный): вспомогогательная мистическая дисциплина, исследующая сверхъестественные явления и методы их использования. Оккультизм охватывает широкий спектр теоретических и практических дисциплин, среди которых основное внимание уделяется магии и мантике. Истоки оккультизма лежат в первобытной магии. Основной трактат – «Изумрудная тетрадь». Подвергался гонениям со стороны христианства, ставшего мировой религией Он способствовал становлению экспериментального естествознания, требующего не общих рассуждений о природе и человеке, а детального изучения их. Но само развитие естественных наук нанесло урон оккультизму, так как многие явления, считавшиеся оккультными (например, магнетизм, гравитация, гипнотизм и т. п.), получили естественнонаучное объяснение. В настоящее время интерес к оккультизму возрос во все мире, что вызвано, помимо всего прочего, неспособностью науки пока дать исчерпывающее и убедительное объяснение многих природных явлений и состояний человеческой психики.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОККУЛЬТИЗМ
(от лат. occultus - тайный) - антинаучное, основанное на невежестве и суевериях мистич. учение о существовании в природе «таинств. сил», «духов», «высших существ», с к-рыми особо подготовленные для этого люди якобы устанавливают непосредств. связь. О. - это та же вера в магию, «вещие» сны и предсказания, но слегка подкрашенная псевдонаучными аргументами. Нек-рые сторонники О. ссылаются на фальсифицируемые данные естествознания. Так, нем. философ-идеалист Э. Гартман уверял, что О. опирается на будто бы обоснованную физикой возможность превращения «психич. сил» в сверхъестеств. «привидения». На самом деле физика и др. науки решительно опровергают всякую веру и в таинств, силы и в привидения. Франц. реакц. философ А. Бергсон, извращая научные факты, заявлял, что О. подтверждается «эмпирич. наблюдениями». Поддержка наиболее реакц. философами-идеалистами О. - результат общности их позиции: веры в сверхъестеств. мир духов. Отсюда также идейная близость О. и религии. В совр. капиталистич. странах О. весьма широко распространен в бурж. среде наряду с др. суевериями (см. Спиритизм, Теософия).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ОККУЛЬТИЗМ
(Okkultismus; от лат. occultus — «тайный»). — «Совокупность положений и методов, основывающихся на теории следующего содержания: все вещи составляют единое целое, совокупность, между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными» (R. Amadou. L’Occultisme, esquisse d’un monde vivant, 1950). На практике оккультизм занимается исследованием тайных природных сил, которые считает возможным использовать для практических целей. Эти силы, которые часто персонифицируются и вызываются заклинаниями (см. Гёте. Фауст, I, сцена 1), проявляются якобы в форме звуковых и световых явлений, материализации (возникновения новых материальных форм) и т. д. См. также Парапсихология; Магия.
Т. К. Oesterreich. Der О. im modernen Weltbild, 1921; R. Tlschner. Einf. in den O. u. Spiritismus, 1923; F. Luther. Der
O., 1926; F. Moser. О., I—II, 1935; R. Tischner. Ergebnisse okkulter Forschung, 1950; A. Neuhäusler. Telepathie, Hellsehen, Präkognition, 1957; M. Eliade. Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions, dt. 1978; G. Hotz. Die Faszination der Zwänge: Aberglaube u. O., 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОККУЛЬТИЗМ
от лат. occultus -тайный) - антинауч. мистич. учение, рекомендующее изучать сверхъестеств. безличные силы, к-рые якобы существуют в природе, персонифицируются под влиянием заклинаний и обрядов и могут быть подчинены человеку. Истоки О. восходят к первобытн. вере в безличную духовную сверхъестеств. силу и к магии. Оккультные «науки» основываются на фантастич. «законах и шарлатанских опытах, это смесь магии др. мира с фальсифициров, науч. данными. О. разделяет науки на экзотериче-ские, изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотерические, исследующие их внутр. сущность, доступную якобы только посвященным. Гл. трактат по О. -»Изумрудная тетрадь» приписывается мнфич. Гермесу Тримагису. О. увлекались в ср. века и в эпоху Возрождения. В сер. 19 в. возник современный О., сторонники к-рого объявили его «новым естествознанием». В 19—20 вв. сотни оккультистов были изобличены в обмане. Распространение О. в совр. капиталистич. странах - свидетельство упадка и разложения бурж. культуры. Оккультист, «опыты», какими бы наукообразными ярлыками они ни были прикрыты, противоречат законам природы, обществ.-историч. практике человечества, результатам науч. эксперимента и наблюдения.

Источник: Атеистический словарь

ОККУЛЬТИЗМ
лат. occultus —тайный, сокровенный) — термин, обозначающий учения, к-рые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию феноменов и сил и разрабатывают особые “практические” способы взаимодействия с ними (Магия, спиритизм). В древности (напр., у халдеев и индусов) и в средние вв. О., подобно др. ложным представлениям о природе и человеке, был большей частью следствием низкого социально-экономического и научного развития об-ва (напр., с О. мы встречаемся у Р. Бэкона, Луллия, Парацельса и др.). Подробно оккультные представления изложены у Агриппы Неттесхеймского в соч. “О сокровенной философии” (1533). В новое время О.—одно из средств борьбы с материалистическим мировоззрением. В рамках теософии оккультные идеи особенно активно пропагандировал Р. Штейнер, позднее — основатель антропософии (“Как достичь познания высших миров”, 1909; “Очерки тайноведения”, 1910, и др.), утверждавший, что “тайноведение” — точная, опытная наука. На самом деле О., хотя и выражает нек-рые свои положения на языке естествознания, не содержит в себе ни грана научности. В настоящее время во мн. капиталистических странах существуют об-ва оккультистов, широко издается оккультная литература.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОККУЛЬТИЗМ
Формально различные учения и практики, содержанием которых являются экстрарациональные восприятия и экстрарациональные воздействия. Ныне бытующий О. основан на некритической ассимиляции традиций, фетишизации случайных особенностей, сопровождавших путь к удачному результату.
Передача оккультных способностей чаще происходит не по принципу обучения, а по принципу заражения. При этом наделение оккультными умениями сопровождается модификацией характерологических черт ученика, образа его жизни и манер поведения. Чем большей силой начинает владеть неофит, тем заметнее эти изменения. К подобным изменениям можно отнести легкую роботоподобность, потерю первоначальных степеней свободы, трансформацию системы потребностей и системы ценностей. Нередко "помудрение" сопровождается той или иной степенью ослабления интеллектуальных свойств. Таковы последствия и самостоятельного обретения оккультных способностей.
Практические достижения оккультистов иногда могут вызвать интерес, их теоретические взгляды обычно совершенно несостоятельны, представляют собой набор необработанных положений различной степени достоверности, объединенных концепцией наивного реализма с элементами эклектической теологии и герметической игры.

Источник: Философский словарь

Оккультизм
общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку. Цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового видения мира, открывающего доступ к так называемым тайным знаниям - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. На разных этапах развития культуры оккультизм вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в XVIII веке), позднее отошли в сферу науки. Однако большая часть так называемых оккультных явлений отвергается наукой как не находящая себе места в современной научной картине мира. В середине XX века оккультизм переживает свое «второе рождение»; широкое распространение получили астрология, оккультная медицина, мантики. Среди причин этого явления - чувство неуверенности, разочарования в традиционных ценностях, бездуховность «массовой культуры», растущее отчуждение человека в обществе.

Источник: Человек и общество. Культурология

ОККУЛЬТИЗМ

(от лат. occult - тайный, сокровенный) - совокупность эзотерических доктрин и связанных с ними видов паранормальной практики, опирающихся на тайные знания глубинных сил природы, потаенных связей человека с разными "параллельными планами бытия" или иными мирами. Это также знания иерархий космических духов. Овладение ими, настаивают его сторонники, значительно расширит возможности человека влиять на ход событий. В мировых религиях к оккультизму относятся настороженно 1) из-за безосновательных религиозных притязаний многих представителей оккультизма и 2) жажды власти над миром вместо смирения перед Высшим. Неразумно заниматься "опровержением" оккультных знаний с позиций религиозной веры, но следует настаивать, что вопросами смысла бытия оккультизм, как и наука, не занимается. Христианских мыслителей поражает в оккультизме безблагодатность его знаний и практики, отсутствие света Божия, неискупленность человека, безличность понимания человека, разлагаемого на многоплановые слои, отсутствие ясного понимания высшего назначения, во имя которого нужна сама эта деятельность по большому счету. "Точно оккультный путь существует для пасынков Божиих, не любимых Богом. И нет конца темным коридорам и темным лестницам", - писал Н.Бердяев с некоторой надеждой на возможное в будущем просветление оккультизма. Единственной заслугой оккультизма считают его постижение внутренней глубины тварного мира, которого так не хватает научно-рационалистической культуре. Отсюда и усилившееся к концу ХХ в. стремление наводить новые и восстанавливать старые мосты между наукой и оккультизмом.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ОККУЛЬТИЗМ
(от лат. occultus — скрытый, тайный) — совокупность учений и практик, основанных на принципе всеединства мира («все во всем») и на представлении о том, что истинные связи и отношения между явлениями носят сверхъестеств. характер; передача и обработка оккультных знаний осуществляется замкнутыми группами «посвященных» от поколения к поколению. Идейные истоки О. восходят к древнейшим магич. представлениям (особенно принцип персонализации и материализации таинственных природных и сверхприродных сил) и получают свое первичное концептуальное оформление в период поздней Античности в рамках разл. синкретических религ.-мистических учений (герметизм, гностицизм, неопифагореизм). В ср.-век. культуре комплекс оккультных знаний дополнился алхимией и своеобразной христианизированной демонологией. Отд. элементы О. входили в систему схоласт. науки, хотя в целом католич. церковь осуждала О. и магию как противоречащие принципу божеств. всевластия и предопределения. В период позднего Средневековья одной из центр. идей О. становится вера в возможность практ. использования сверхъестеств. сил посредством личного контакта (договора) с тем или иным «духом», олицетворяющим эти силы. Расцвет О. связан с культурой эпохи Возрождения, мн. оккультные представления легли в основу гуманистич. антропософии и натурфилософии. Мн. выдающиеся деятели ренессансной философии и науки в той или иной мере разделяли веру в оккультные учения и практиковали О. как ритуальную, мнемоническую, «парафизическую» и т.д. магию. Среди них — Дж.Пико делла Мирандола, Агриппа Неттесгеймский, Дж.Бруно, Парацельс и др.; символом О. в классич. зап.-европ. культуре стал И.Фаустус, изв. как д-р Фауст. В XVIII—XIX вв. на фоне успехов классич. естествознания и промышленной революции О. становится маргинальным культ. феноменом. Однако кризис классич. науки и гуманистич. системы ценностей во второй половине XIX — начале XX вв. способствовал возрождению О. в форме неооккультизма, к-рый можно считать одним из характерных элементов совр. массовой культуры, функционирующим не только в собств. виде («тайное учение»), но и виде худ. произв. Осн. отличие неооккультизма от традиц. О. состоит в его популярности и в специфической «наукообразности» нек-рых совр. оккультных концепций (напр., антропософия Р.Штейнера). Синонимами понятия «О.» могут выступать понятия «символич. философия», «тайная философия», «паранаука» и др. Лит.: Агриппа Неттесгеймский. Магический кристалл. М., 1993; Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997; Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999; Гете И.В. Фауст // Гете И.В. Соч.: В 2 т. М., 1998. Т. 1; Зелигманн К. История магии и оккультизма. М., 2001; Демонология эпохи Возрождения. СПб., 1996; Мистики XX в. Энцикл. М., 1996; Парнов Е.И. Трон Люцифера. М., 1990; Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992; Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Оккультизм
(от лат. occultus тайный, сокровенный) совокупное название учений, к-рые признают наличие тайных сил в человеке и космосе. О. исходит из предположения, что глубинные сущности вещей не познаются в обычном человеческом опыте, однако они постигаются через особое посвящение и специальную психическую практику. В ритуале посвящения человек переживает обычно огромные психические потрясения, связанные с ощущением смерти и нового рождения, к-рое позволяет ему достигать «высшей ступени» сознания и способности воздействия на скрытые силы природы и человека.
О. на протяжении мировой истории постоянно преображался, вступая в новые отношения с философией, религией, наукой, искусством. При этом иными оказывались объем и содержание самого понятия. Впервые в самостоятельную область, несовместную ни с какой религ. системой, О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистически-религиозного синкретизма. В 1–4 вв. в Александрии рождается обширная оккультная лит-pa, к-рая называлась герметической по имени легендарного основателя О. Г ермеса Трисмегиста.
В это время рождаются «герметические науки» — алхимия и астрология. Появляется теоретическое сочинение «Изумрудная скрижаль», в к-ром изложено учение о таинственных, непостижимых связях между всеми элементами вселенной (планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела).
Древнее представление о человеке как микрокосме, т. е. природном создании, связанном с космосом, к-рое воспроизводит в себе неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, т. е. большого мира, мира вселенной, стало основой оккультизма. О. занимался исследованием скрытых природных сил, чтобы поставить их на службу человеку. В эпоху Возрождения О. разрушал теологическую картину мира, изживал умозрительную схоластику и подготавливал рождение экспериментального естествознания. Обобщающее значение имело сочинение Агриппы Неттесхеймского «Оккультная философия» (1533). В нем осуществлен синтез различных оккультно-магических учений и сделана попытка превратить магию в «естественную» науку, к-рая изучает тайные силы, стягивающие элементы вселенной в нечто упорядоченное. Ключом к постижению космоса считался человек, в кром зашифрованы структуры большого мира. Астрология и магия возводились в ранг конкретного знания.
Учения О. о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме несомненно сыграли в 1416 вв. заметную роль в шлифовке экспериментального, практического наблюдения. Все это содействовало развитию естествознания в 17 в. О. оказался прологом к «естественному» знанию в итальянской натурфилософии Возрождения у Дж. Кардано, Б. Телезио.
Бурное развитие науки подорвало веру в О. и «герметические науки». В то же время широко распространились светские оккультные общества. Напр., розенкрейцеры пытались соединить алхимию с общественными проектами. Они высказывались за преображение человеческой природы и «обновление» земли Т. обр. происходит сближение «оккультного мистицизма» с естественно-научным рационализмом. Это относится к итальянской натурфилософии эпохи Просвещения.
В кон. 19 в. О. выполняет несколько иную роль. Он претендует на создание некой новой «универсальной» религии, к-рая могла бы сложиться на основе объединения оккультных и религ. — филос. учений самых разных народов и времен (см. Вневероисповедная религиозность).
Интерес к различным формам О., вневероисповедной мистике характерен и для совр. России.

Источник: Религии народов современной России

ОККУЛЬТИЗМ
от лат. occultus — тайный, сокровенный) — «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но человеке посвященном и инициированном. Цель ритуала посвящения — дать посвящаемому новое видение мира и помочь достигнуть «высшей степени» сознания, при которой скрытые силы природы и человека делаются подконтрольными адепту. При этом мир представляется одухотворенным, а силы мира находятся в непрерывном динамическом взаимодействии (см. Магия, Гностицизм). «Тайные науки» сопровождают «науки» «светлого» мира, пребывая с ними в определенных взаимодействиях. К знаниям о вещах мира следует прибавить также религию и искусства. «Оккультный» аккомпанемент человеческих умений задает особые ритмы в истории культуры, окрашивает в особые тона научную картину мира на разных этапах ее исторического развития, участвуя при этом лишь в периферийных ее сюжетах.
Оккультизм — не столько явление культуры, сколько «паракультуры», изнанки магистральной культуры. В «паракультуре» сочетаются достоверность и мифологическая утопия. В оккультизме эпохи эллинизма (1—4 вв.) была построена синкретическая концепция астролого-алхимического герметизма, проводившего мысль о «соответствиях» и всеобщих таинственных связях всех частей Вселенной («Изумрудная скрижаль»), смыслов слов и их графических изображений (в каббале). Сюда же следует отнести объяснительный пафос оккультизма в его учении об аналогии (человек и мир во взаимопроникновениях: волевые акты, являясь особыми природными силами, прямо воздействуют на мир). «Официальная» христианская культура средневековья лишена универсалистских притязаний оккультизма, который распространяется лишь в еретических учениях; он представлен также в алхимии и астрологии.
Философия эпохи Возрождения, стремившаяся преодолеть схоластику и ставшая на путь теоретико-экспериментального природознания, близка к оккультизму. Так, Агриппа Неттесгеймский в работе «Оккультная философия» (1533) развил учение о «симпатиях» и «антипатиях» как элементах, связующих Вселенную по тайным, но «естественным» законам. При этом человек — «узел Вселенной» и ее микрокосм, а магия — лишь средство, с помощью которого осваиваются скрытые силы природы. Средством же этим владеет ученый маг и с помощью него управляет стихиями. Все это стало предпосылкой «естественного» знания у итальянских натурфилософов 16 в. Дж. Бруно, Дж. Кардано, Б. Телезио) в канун революции теоретического мышления 17 в. Оккультизм постепенно отдавал ряд областей в ведение науки: магнетизм — физике, гравитацию (как основу астрологии) — астрологии, гипнотизм — психиатрии и психологии 18 в.
В 17—18 вв. оккультизм уходит в социальные сферы, суля всечеловеческое благоденствие, и социализируется в светских сообществах со своими утопическими проектами (розенкрейцеры, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, оккультная космологическая система Р. Фладда, масонство, алхимические штудии И. Ньютона).
Последняя треть 19 в. отмечена созданием оккультных учений сверхэклектической природы (теософия, антропософия, западно-восточные эзотерические мировоззренческие синтезы). В сер. 20 в. широкое распространение получил коммерческий оккультизм (новая астрология, оккультная медицина, мантика, новая алхимия), свидетельствующее о глубоком общественном кризисе, сопровождаемом трагическими утратами в продуктивных — нравственных и интеллектуальных — сферах высокого рационализма.
Лит.: Антошевский И. К. Библиография оккультизма. СПб., 1910; Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М1979; Crow W. В. A history of magic, witchcraft and occultism. L, 1969; Shumaker W. The occult sciences in the Renaissance. Berk., 1972; Thorndike L. History of magic and experimental science, v. 1—8. N. Y, 1923-1958.
В. Л. Рабинович

Источник: Новая философская энциклопедия

ОККУЛЬТИЗМ
от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеч. опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и спец. психич. тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психич. потрясениями, переживанием смерти и «нового рождения», усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. тайным знаниям - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В филос. плане О. ближе всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворенный организм, все силы к-рого находятся в непрестанном динамич. взаимодействии. Объем и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, иск-вом. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (напр., магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой как не находящая себе места в совр. науч. картине мира.
Впервые в самостоят. сферу, не связанную к.-л. религ. системой, О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистич. религ. синкретизма. В 1-4 вв. в Александрии создается обширная оккультная лнтра, наз. герметической (по имени легендарного основателя О. - Гермеса Трисмегиста; см. Герметизм). Тогда же кодифицируются «герметич. науки» (алхимия и астрология) и появляется теоретич. соч. О. - «Изумрудная скрижаль», формулирующая учение о «соответствиях», всеобщих таинств, связях всех элементов Вселенной (связи между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеч. тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием в каббале. Представление О. о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма (см. Микрокосмос и макрокосмос), легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О. друг через друга; человеч. волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир.С утверждением христианства как господств. религии О., подобно гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических учениях.
В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению ср.-век. картины мира, преодолению умозрит. схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Предельного развития О. достиг у Агриппы Неттесхеймского, к-рый в соч. «Оккультная философия» (1533) стремился к синтезу различных оккультно-магич. учений и к превращению магии в «естеств.» науку, изучающую тайные силы («симпатии» и «антипатии»), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на человека как микрокосм и «узел Вселенной», средоточие материальных и духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о., как средство овладения скрытыми силами природы. Создается новая концепция ученогомага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания в 17 в. (ср. переход от О. к «естеств.» знанию в итал. натурфилософии Возрождения - у Дж. Кардано, Б. Телезио и др.).
Развитие естеств. паук в 17 в. подорвало веру в О. и «герметич. науки». В то же время получают распространение светские оккультные об-ва. Крупнейшие из них - розенкрейцеры, у к-рых алхимия и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи «обновления» земли и «всеобщей реформы», выраженные на языке алхимич. учения о преобразовании природы и человека), а «оккультный мистицизм» - с естеств.-науч. рационализмом. Связь социальной утопии с эзотерич. традицией О. прослеживается в «Городе Солнца» Кампанеллы и «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона. Оккультнокосмологич. система Р. Фладда (1574-1637), главы англ. розенкрейцеров, легла позднее в основу шотл. масонства.
С кон. 19 в., в условиях кризиса традиц. религий, начались попытки создания некой новой «универсальной» религии на основе объединения оккультных и религ.-филос. учений самых разных времен и народов (теософия, антропософия и др.). В сер. 20 в. для Зап. Европы и США стало характерным распространение массового коммерч. О. (астрологии, оккультной медицины, мантики), причем сами «маги» выступают в роли дельцов пли антрепренеров. Среди причин этого явления, отражающего общий кризис совр. бурж. культуры, - растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, разочарования в традиц. ценностях бурж. общества, бездуховность «массовой культуры».

Источник: Советский философский словарь

ОККУЛЬТИЗМ
от лат. occultus – тайный, сокровенный) – мистич. учение, в основе к-рого лежит представление о существовании сверхъестеств. ("оккультных") сил, с к-рыми якобы можно вступать в общение при помощи магии. Рассматривая человека как иерархич. сочетание различных "планов бытия", О. считает, что с помощью спец. методов психич. тренировки и магич. воздействия на сверхъестеств. силы можно осуществить восхождение в т.н. "высшие планы бытия" и достичь "тайного знания", выходящего за пределы обычного человеч. опыта. Первым и осн. оккультным трактатом считается "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста (ок. 2 в. н.э.), по имени к-рого оккультные науки получили в дальнейшем название "герметических"; в александрийских школах 3 в. н.э. они были классифицированы на алхимию, астрологию и каббалу. В качестве осн. метода "оккультных наук" в "Изумрудной скрижали" устанавливается метод аналогии. В ср.-век. Европе широкое обращение к О. начинается с Луллия и Альберта фон Больштедта. Луллий на основе древнеевр. каббалы дал комбинационную тео-онтологич. систему, объясняющую "все тайны вселенной". Его работы были продолжены Агриппой Неттесхеймским и Афанасием Кирхером (1602–80). Оккультные соч. Р. Бэкона, Н. Фламеля (конец 14 в.), Парацельса, Яна Баптиста Гельмонта полны головоломных символов и загадочных шифров. Период увлечения О. пережили Дж. Бруно, Коперник и Ф. Бэкон. Развитие естествознания и материалистич. философии в 16–18 вв. подорвало веру в О.: химия, математика, астрономия вытеснили "герметич. науки". Во 2-й пол. 19 в. он возрождается среди мистически настроенной бурж. интеллигенции и развивается по двум линиям: с одной стороны – спиритизм и черная магия, с другой – слияние зап. и вост. систем О. Под влиянием буддизма и даосизма, а также философии йогов складывается теософия. Е. Головин. Москва. Наиболее влиятельным представителем О. в сер. 19 в. был франц. аббат А. Констан (1810–75), к-рый опубликовал под псевдонимом Э. Леви ряд книг по каббалистике, магии и т.п. Сторонники совр. О. считают, что науки разделяются на экзотерические, изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотерические, исследующие их внутр. сущность, доступную только посвященным. К. Дю Прель (1839–99), пытаясь соединить О. с дарвинизмом, объявил О. "новым естествознанием" (С. du Prel, Die Magie als Naturwissenschaft, В., 1899). Эти воззрения развивали глава виталистов Г. Дриш (Н. Driesch, Der Okkultismus als neue Wissenschaft, 1923), психологи Т. Эстеррейх (Т. К. Oesterreich, Der Okkultismus im modernen Weltbild, 1921), Р. Тишнер (R. Tischner, Der Okkultismus als Natur und Geisterwissenschaft, Stuttg., 1926; Ergebnisse okkulter Forschung, Stuttg., 1950) и др. Распространение О. – свидетельство упадка и разложения бурж. культуры. В США, Зап. Германии, Франции, Англии имеется ок. 30 видов "оккультных наук"; особенно распространена "оккультная медицина" (см. разоблачение ее в сб. "Medizinischer Okkultismus. Paramedizin", Jena, 1962). В бурж. странах есть спец. издательства оккультной литературы, издаются журналы ("Okkulte Welt" и др. – в ФРГ, "Prediction" – в Англии, "Neue Wissenschaft" – в Швейцарии). В США имеются учебные заведения: Американский колледж астральных наук, Колледж магов, Школа астрологии и оккультных наук. В 1959 в Англии возникло "Общество в защиту магии". В 1962 в ФРГ в Вюрцбурге состоялась междунар. конференция оккультистов. О. использует веру в чудеса, слепое доверие к вымыслам мистиков древности, убеждение в том, что гл. источник познания – откровение и мистич. интуиция. Материалистич. философия и естествознание разоблачают О. как вредное суеверие. М. Шахнович. Ленинград. Лит.: Тухолка С., О. и магия, СПБ, 1907; Антошевский И. К., Библиография О., СПБ, 1910; Agriрра Н. С., De occulta philosophie, [Cologne ], 1533; L?vi ?., Dogme et rituel de la haute magie, 2 ?d., v. 1–2, P., 1861; Papus [Encausse G. A. V. ], Trait? elementaire de science occulte, 10 ?d., P., [1926 ]; Amadou R., De l´occultisme, P., 1950; Hutin S., L´Alchimie, P., 1951; Moser F., Der Okkultismus, Bd 1–2, M?nch., 1935; Hartlaub G., Das Unerkl?rliche. Studien zum magischen Weltbild, 1952; S?rouya H., La Kabbale, [2 ?d. ], P., [1957 ]. Критич. лит.: Цейтлин З. ?., Философия и логика спиритуалистич. мышления (Магия и религия), "Воинствующий атеизм", 1931, No 5, 6, 10; Зыбковец В. Ф., О белой и черной магии, М., 1963; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М., 1965; Lehmann ?., Aberglaube und Zauberei. Von den ?ltesten Zeiten bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Stuttg., 1925; Zwerenz G., Magie, Sternenglaube, Spiritismus, Lpz., 1956; W?nschelrute, Erdstrahler und Wissenschaft. Hrsg. von Otto Prokop, Lpz.–Jena, 1957.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

оккультизм
ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но человеке посвященном и инициированном.         Цель ритуала посвящения — дать посвящаемому новое видение мира и помочь достигнуть «высшей степени» сознания, при которой скрытые силы природы и человека делаются подконтрольными адепту. При этом мир представляется одухотворенным, а силы мира — находящимися в непрерывном динамическом взаимодействии. «Тайные науки» сопровождают науки «светлого» мира, пребывая с ними не только в виду друг у друга, но и в определенных взаимодействиях. К знаниям о вещах мира следует прибавить также религию и искусства. «Оккультный» аккомпанемент человеческих умений задает, так сказать, при свете дня особые ритмы в истории культуры, окрашивает в особые тона научную картину мира на разных этапах ее исторического развития, но участвуя при этом лишь в периферийных ее сюжетах. О. в собственном историческом бытовании высветил механизмы своего исторического взаимодействия с науками при свете дня. О. — явление не столько культуры, сколько пара-культуры. Но быть явлением паракультуры еще не означает быть вне культуры. Паракультура — изнанка магистральной культуры, лишь вместе они составляют целостную в своей амбивалентности культуру эпохи. В явлениях «пара-» естественно сочетаются достоверность и мифологическая утопия, реализуемая в чаяниях. Для ранних оккультистов в эпоху поздней античности на основе религиозного синкретизма эллинистического толка (1—4 вв.) эти чаяния с глобальными притязаниями выражались в духе астролого-алхимической герметики (см. Герметизм) с ее «всесилием» учения о «соответствиях», всеобщих таинственных связях всех частей Вселенной («Изумрудная скрижаль»), смыслов слов и их графических изображений (в каббале). Сюда же следует отнести объяснительный пафос О. в его учении об аналогии (человек и мир во взаимопроникновениях: волевые акты, являясь особыми природными силами, прямо воздействуют на мир). «Официальная» культура Средневековья таких притязаний была лишена. В эпоху утверждения христианства О. распространяется лишь в запретных еретических учениях.         Вместе с тем в периферийных паракультурных явлениях можно выявить скрытые смыслы традиционной культуры, «выболтанные» в парафеноменах. Периферия рассказывает о метрополии. Реминисценции дилетант а — о смысловых подтекстах высокопрофессиональных речений. О. как паракультурное дело в составе средневековой культуры обладает свойством «быть» в ней и одновременно «не быть», являя синхронно-диа-хронный образ средневековой культуры, помня о прошлом, зовя в будущее, сполна свидетельствуя о настоящем. В поликультурном тайновидческом многоголосии — обещание выйти за пределы данной культуры в иное культурное пространство, постичь пути коренных исторических преобразований минувших культур. Пара-культура — существенное по преимуществу свидетельство о культуре. О. как явление периферийной культуры свидетельствует о ее магистральных характеристиках: в Александрийскую эпоху, в европейские средние века с их проблемой соотношения плоти и духа и квазиразрешимости ее в средневековом О., приведшем, в конечном счете, к эрозии христианско-средневеково-го мировидения. В результате — почти совпадение О. с Возрождением в его преодолении схоластики на пути к теоретико-экспериментальному природозна-нию (Агриппа Неттесгеймский. «Оккультная философия». 1533). В этом труде постулировалось учение о «симпатиях» и «антипатиях» как элементах, связующих Вселенную по тайным, но «естественным» законам. При этом человек — «узел Вселенной» и ее микрокосм. Магия — лишь средство, с помощью которого осваиваются скрытые силы природы. Средством же этим владеет ученый-маг и с помощью него управляет стихиями. Все это стало предпосылкой «естественного» знания у итальянских натурфилософов 16 в. (Дж. Бруно, Дж. Кардано, Б. Телезио) в канун революции теоретического мышления 17 в. И все это происходило во многом под влиянием О. как паракультурного явления, неохотно, но отдающего свои «наукоподобные» части в обладание точным наукам (например, физике): магнетизм, гравитация (бывшая часть астрологии), гипнотизм (17—18 вв.). Эвристические возможности, выявленные в результате анализа «темных речей» оккультного Средневековья, могли бы оказаться полезными и при изучении иных культурно-исторических сообществ, представленных в собственных парафеноменах маргинальной природы — на межкультурном пограничье. Итак, О. — паракультурное явление по отношению к магистральной культуре; рационально-сенсуалистический опыт магистральной культуры, нацеленный на эмпирию.         Крушение О. оказывается возможным лишь в результате взаимодействия магистральной культуры и ее па-ракультурной периферии. Но именно это взаимодействие и есть проблема: жизнь в культуре — воспользуемся термином М.М. Бахтина — как «вненаходимость» в ней. О. — неофициальный «декаданс» официальной культуры. Именно поэтому на всем текстовом пространстве оккультных знаний могут быть выявлены основные трудности «ортодоксальной» культуры, скрытые в ней. Характерные же черты официальной культуры в оккультных текстах оказываются выраженными в окостеневших, вырожденных формах. О. запечатлевает и детство, и дряхлость «материнской» культуры, выступает самим фактом своего существования постоянным ее критиком. О. — и начало, и конец официальной культуры, ее рождение и вырождение. О. — «неофициальный» вариант культуры, но такой, однако, вариант, в котором засвидетельствованы скрытые возможности культуры «официальной». О. предстает таким именно «вариантом», с помощью которого приотворяется интеллектуальный Сезам магистральной культуры. И тогда — «инвариантный» вариант?..         Таким образом, О. как пародия на «официальную» духовность и сама эта духовность живут в единой культуре, ведут напряженный взаимопреобразутощий диалог. О. — «кривозеркальный» образ традиционной культуры. Но сама традиционная культура, глядясь в кривое зеркало О., подправляет свой образ. В результате и то и другое становятся взаимно иными, свидетельствуя о Новом времени, новой культуре, новой науке. О. оказывается на перекрестке культур, обещая ренессансное обновление, инновации 17— 18 вв. В эти века он частично уходит в социальные сферы, суля всечеловеческое благоденствие. О. социализируется в светских оккультных сообществах со своими «благо-дарящими» утопическими проектами (Розенкрейцеры, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, оккультная космологическая система Р. Фладда, масонство, алхимические штудии И. Ньютона).         Последняя треть 19 в. отмечена созданием оккультных универсальных учений сверхэклектической природы (теософия, антропософия, западно-восточные эзотерические мировоззренческие синтезы). Середина 20 в. и далее 20 в. в его свершении — время коммерческого О. (новая астрология, оккультная медицина, мантика, новая алхимия), свидетельствующее о глубоком общественном кризисе, сопровождаемом трагическими утратами в продуктивных — нравственных и интеллектуальных — сферах высокого рационализма.         В.Л. Рабинович

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
307.52 кб

Оккультизм и романтизм как две формы «Секуляризованного эзотеризма» XIX - начала XX в

Носачев Павел
Отталкиваясь от теорий западных исследователей В. Ханеграафа, А. Фев-ра, И. Аспрема, автор предлагает анализ взаимоотношений науки и западного эзотеризма в XIX начале XX века.
Читать PDF
113.93 кб

О магии и оккультизме в наследии О. Павла Флоренского

Василенко Л. И.
При рассмотрении вопросов о магии и оккультизме в творческом наследии о. Павла Флоренского, автор привлекает свидетельства современников Флоренского, которые хорошо знали его лично (о.С. Булгаков, А.Ф.
Читать PDF
113.93 кб

О магии и оккультизме в наследии О. Павла Флоренского

Василенко Л.И.
При рассмотрении вопросов о магии и оккультизме в творческом наследии о. Павла Флоренского, автор привлекает свидетельства современников Флоренского, которые хорошо знали его лично (о.С. Булгаков, А.Ф.

Похожие термины:

  • Оккультный оккультизм

    эти современные термины используют для описания широкого спектра вероучений, связанных, как правило, с какой-либо предположительно тайной традицией. Оккультная практика часто объединена с ритуа
  • ЛИЧНОСТЬ В Оккультизме

    подразделяющем человека на семь принципов, рассматривая его в трех аспектах божественного, мыслящего или разумного, и животного человека - низшая четверка или чисто астрофизическое существо, тог
  • ОККУЛЬТИСТ

    Изучающий различные отрасли оккультной науки. Этот термин употребляется французскими каббалистами (см. работы Элифаса Леви). Оккультизм включает в себя всю сферу психологических, физиологически