ОФИТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Офиты
гностическая секта, или группа сект, чтивших в змее образ, принятый верховною Премудростью, или небесным эоном Софией (см. Гностицизм), чтобы сообщить истинное знание первым людям, которых ограниченный Димиург хотел держать в детском неведении. В одной из открытых в половине XIX в, книг обширного сочинения (Обличение против всех ересей), приписываемого теперь св. Ипполиту, епископу Римского Порта (прежде известный отрывок ошибочно приписывался Оригену), подробно излагается учение секты наасенов (по-еврейски Nahash - змей), вероятно тождественной с О. других церковных писателей; но с полною несомненностью считать это учение обще-офитским нельзя. Культ змеи, связанный с фаллизмом, есть один из самых распространенных во всех народных религиях; по всей вероятности, офитский гнозис заключал в себе традиционные мистерии этого культа и скрытое учение, с ним связанное и представлявшее различные видоизменения по племенам и эпохам. Между неграми на Антильских островах доселе хранится под именем Води таинственный культ змей, принесенный их предками из Африки. Еретический офитский гнозис, по-видимому, был особенно распространен в Египте в связи с древним почитанием того божественного змея, которого греки называли (благим богом).
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ОФИТЫ
Греч.) Братство гностиков в Египте, и одна из самых ранних
сект Гностицизма или Гнозиса (Мудрости, Знания), известное как
"Братство Змия". Оно процветало вначале второго столетия, и хотя
придерживалось некоторых принципов Валентина, имело свои
собственные оккультные обряды и символизм. Живого змея,
представляющего принцип Христос&а (т.е. божественную
перевоплощающуюся Монаду, а не Иисуса-человека), показывали в их
мистериях и почитали как символ мудрости, Софии, олицетворения
все-благого и все-мудрого. Гностики не были христианской сектой в
общепринятом значении этого слова, так как Христос
до-христианской мысли и Гнозиса был не "бого-человеком" Христом,
но божественным Эго, слившимся с Буддхи. Их Христос был "Вечным
Посвященным", Странником, отраженным в сотнях офитовых символов
за несколько тысячелетий до так называемой "христианской" эры.
Его можно увидеть на "надгробном памятнике Бельцони" из Египта в
виде крылатого змея о трех головах (Атма-Буддхи-Манас), и с
четырьмя человеческими ногами, являющими его андрогинный
характер; на стенах спуска в погребальные покои Рамзеса он
встречается в виде змея с крыльями ястреба - ястреб и сокол
являются солнечными символами. "Небо исчерчено бесчисленными
змеями", пишет Гершель о египетской звездной карте. "Меисси
(Мессия?), что означает Священное Слово, был добрым змеем", пишет
Бонвик в его "Egyptian Belief". "Этот змей доброты, с головой,
увенчанной короной, помещался на верхушке креста и был священным
знаменем Египта." Евреи заимствовали его в своем "медном змие
Моисея". Потому, объясняя значение своего офиса, офиты обращались
именно к этому "Целителю" или "Спасителю", а не к Иисусу и не к
его словам: "Как Моисей воздвиг в пустыне змия, так и Сыну
Человеческому надлежит быть воздвигнутому". Тертуллиан, то ли
умышленно, то ли нет, смешал одно с другим. Четырехкрылый змей
есть бог Хнуф. Добрый змей носил крест жизни на шее, или
свисающим изо рта. Крылатые змии стали Серафимами (Сераф, Сараф)
евреев. В гл. 87 "Ритуала" (Книги Мертвых) человеческая душа,
превратившись в Бата, всеведущего змия, говорит: "Я змий Ба-та,
многих лет, Душа Души, высиживаемая и рождаемая ежедневно; Я
Душа, которая нисходит на землю", т.е. Эго.

Источник: Теософский словарь