ОДЕЖДА

Найдено 1 определение
ОДЕЖДА
покрытие, облачение человеческого тела для защиты от внешних воздействий или для украшения, а также бытовой символ, организующий человека, создающий ему определенное состояние и несущий социальные функции. Не зря говорят, что «по одежде встречают, а по уму провожают». Одежда не только дает представление о человеке и его социальном статусе, но и выражает эстетические идеалы общества в целом в ту или иную эпоху. Сочетание частей одежды и дополняющих ее предметов образует ансамбль или костюм. Художественная выразительность последнего определяется его знаковой, символической структурой, образным замыслом, архитектоникой и ритмикой, цветом, рисунком, фактурой материалов и отделки. Кожаные одежды в библейской символике были знаком грехопадения, так как люди стали нуждаться в одежде после него: если одеждой Адама и Евы были пояса из листьев фиговой пальмы, то после грехопадения появилась одежда из шкур, имеющая явное тотемное значение. Например, пятнистая шкура леопарда обозначала Пана. В Библии запрещается мужчинам носить женские одежды, а женщинам — мужские. Одежда стала, с одной стороны, знаком человеческой скромности и слабости, а с другой — она дает повод для тщеславия и самоутверждения, так как овеществляет социальный статус. Правила хорошего тона предписывают мужчине никогда не появляться на деловых встречах без пиджака и галстука, а деловой женщине непозволительно появляться на работе с голыми руками. По одежде нередко определяется и профессиональная принадлежность. Например, учитель должен быть одет так, чтобы не отвлекать своим видом от учебы, а путана, наоборот, обычно ярко накрашена и вызывающе одета. Фартук и колпак — обязательные принадлежности повара или пекаря, а комбинезон рабочего показывает, что он в данное время находится на работе. Каска и фонарь стали неотъемлемыми признаками шахтера. В религиозной традиции различается одежда праведников и нечестивцев. Так, запятнанная одежда означает, согласно библейской традиции, неправедность. Соответственно снятие запятнанных одежд означает снятие вины. Чистота одежды в древней Иудее была принципиальным символом. Предание гласит, что если Талмид Хохама обнаруживал на одежде пятно, то владелец этой одежды подлежал смертной казни. Символика состояний передается через символику одежды, пример этому — «ризы спасения». Брачные одежды трактуются в Библии как одежда жениха и невесты. Но уже в Евангелии, где брачный пир означает встречу с евангельской истиной, брачные одежды воспринимаются как определенная нравственная подготовка, как элемент преображения и как радость по поводу обретения истины. Именно в этом смысле употребляется выражение «убелить одежды кровью Агнца», а выражение «хранить свою одежду» подразумевает быть бдительным и готовым к приходу Бога. Как элемент верхней одежды, плащ символизирует мудрость и силу. Символом силы является развевающаяся бурка казака, а символом мудрости — плащ суфия. В Древней Греции подобную символику имела хламида, а у христианских монахов — плащ с капюшоном, клобук. В исламской традиции белый бурнус служит знаком очищения. Одежда, в которую заворачивали тело покойника до погребения, называлась плащаницей. Рвать на себе одежды — общеизвестный знак скорби. Цельная одежда без швов у христиан символизирует страдания Христа. Одежда тесно связана с носящим ее человеком, что породило множество суеверий. Случайно надеть одежду наизнанку считается к удаче, но при этом надо так ее и оставить, чтобы удача не изменила. Правда, в ряде стран это, наоборот, считается плохой приметой, так как могут побить. Также к несчастью могут привести неправильно застегнутые пуговицы или крючки, хотя беды легко избежать, сняв и заново надев вещь. Во многих культурах плохой приметой считается зашивать одежду на себе: у одних народов — это знак смерти, у других — врагов и нужды, у третьих — потери памяти. Надевая новую одежду, принято загадать желание, а при наличии кармана положить в него монетку. Считается, что на Пасху — а в некоторых странах на Троицу или Рождество — следует надевать новую одежду, а иначе будут преследовать неудачи. Говорят, что одежды умерших носятся плохо и теряют прочность, даже если они вполне новые. Плохой приметой считалось дарить старую одежду малознакомым людям. Вероятно, эти предрассудки своими корнями уходят в страх перед ведьмами и черной магией, одним из принципов которой является то, что всякая вещь, бывшая в контакте с человеком, может быть использована против него. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
268.34 кб

А.В. СКИПЕРСКИХ. ПОЛИТИЗАЦИЯ ГАРДЕРОБА: ОДЕЖДА БУНТУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА КАК ПОВЕРХНОСТЬ ПРОТЕСТА

Э.Ж.
Читать PDF
118.00 кб

Кому нужны мифы, или полуправда в одеждах науки

Шабанова Ю.А.
Читать PDF
69.47 кб

«Продай одежду свою и купи меч»: еще к вопросу о средствах противодействия политическому злу

Каспэ Святослав Игоревич
Читать PDF
715.48 кб

«Цзы и» («Черные одежды»): два варианта одного текста

Блажкина Анастасия Юрьевна
Статья посвящена сравнительному анализу двух вариантов древнего философского текста «Цзы и» («Черные одежды»). Данный текст идейно принадлежит конфуцианской традиции.

Похожие термины:

  •  В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

    слова доктора Астрова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»  из пьесы «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860—1904), (действ. 2). Высказывание используется как сп
  • СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ

    облачения священнослужителей во время богослужений, имеющие якобы особое «духовное» значение. К ним в православии относятся: стихарь - длинная прямая одежда с широкими рукавами, фелонь (риза) - дли