Общность

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Общность
Философский смысл термина: Общность человеческих интересов, связь, общение, общественная жизнь, обязанности (стоики, Цицерон).

Источник: Словарь античных философских терминов (по книге)

Общность
определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например, общественный класс, профессия, место проживания (в последнем случае это - диаспора) и т. п. Существуют исторические общности людей: род, племя, народность, нация.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Общность
То, что является общим. По Канту, в частности, взаимодействие между тем, что воздействует, и тем, что подвергается воздействию. Это одна из трех категорий отношения (наряду с акциденцией и каузальностью), находящая выражение в третьей «аналогии опыта», также именуемой «принципом общности»: «Все субстанции в силу одновременности своего существования входят в универсальную общность (т. е. находятся в состоянии взаимодействия)».
В более общем смысле общностью называют какую‑либо группировку, объединенную тем или иным общим признаком. Тогда общность – это множество индивидуумов, связанных хотя бы одной общей чертой.

Источник: Философский словарь.

Общность
1. В широком смысле О. – любая совокупность людей, имеющая общие социальные признаки. В этом смысле О. – это и любая социальная группа и общество. 2. Группа, объединенная на неформальной основе. Так производственный коллектив – группа, а круг друзей внутри него – О. В разных соотношениях одна и та же совокупность может быть и группой и О. Тот же коллектив, имеющий официальный статус может одновременно оказаться и О. друзей-единомышленников, а распадающаяся семья перестать быть О. В предельном смысле О. это социальная группа как индивидуальность.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 91-92.
 

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ОБЩНОСТЬ
в метафизическом смысле категория совместного бытия или взаимодействия (лат. commercium), встречается еще у Лейбница и Канта; в социологическом смысле - естественная (органическая) совместная жизнь группы людей, связанных одинаковым происхождением, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями, в противоположность рациональной организации, имеющей определенную цель и называемой обществом; различие между обществом и общностью проводил Тонье ("Gemeinschaft und Gesellschaft", 1887). Типичной общностью являются семья и народ; семья как общность любви, имущества и судьбы, народ как носитель общего духа, как общность языка, культуры и судьбы. Сущность человеческих общностей, и в особенности отношения отдельных индивидов к общностям, является предметом исследования социологии и социальной психологии. Совместная жизнь людей занимает важное место также в экзистенциализме. См. также Общая забота, Коммуникация.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЩНОСТЬ
(Gemeinschaft) — в метафизическом смысле категория совместного бытия или взаимодействия (лат. commercium), встречается еще у Лейбница и Канта; в социологическом смысле — это естественная (органическая) совместная жизнь группы людей, связанных одинаковым происхождением, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями, в противоположность рациональной организации, имеющей определенную цель и называемой обществом; различие между обществом и общностью проводил Ф. Тённис («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887). Несмотря на подобное различие, вошло в употребление прагматически звучащее выражение «интересы общности», впрочем, в отличие от общества, здесь речь идет о спонтанном процессе формирования интересов. Типичной общностью являются семья и народ; семья как общность любви, имущества и судьбы, народ как носитель общего духа, как общность языка, культуры и судьбы. См. Социология, Социальная психология.
А. Vierkandt. Gesellschaftslehre, 1923; F. Krueger (Hg.). Philos, der G., 1929; T. Litt. Individuum u. G., 1929; H.
Steingräber. Dt. G.sphilosophie der Gegenwart, 1933; А. Metzger. Existentialismus u. Sozialismus, 1968; E. Fink. Existenz und Coexistenz. Grundprobleme der menschl. G., 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОБЩНОСТЬ
совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.
В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О. возникают естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием объективной необходимости в процессе обществ. произ-ва. Способом произ-ва определяется в конечном счете и характер О. На ранних ступенях истории слабое развитие производит. сил обусловливало существование численно небольших О., к-рые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие произ-ва средств существования, воспроиз-во самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были род, племя, семья, община. Они позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации. Более развитое состояние производит. сил в условиях докапиталистич. антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.- народность. Как правило, народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более широкие возможности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В рамках народностей развивается обществ. разделение труда, в т. ч. происходит отделение умств. труда от физического, возникает политич. сфера как следствие раскола общества на классы. Формирование народностей связано с разложением родо-племенных О., остатки к-рых иногда сохраняются как пережиток. Происходит также разложение и модификация общины, но во мн. случаях она продолжает существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее развитие семья.
Капиталистич. способ произ-ва порождает совр. форму историч. О. людей - нацию. Все прежние формы О., за исключением семьи, разлагаются и уничтожаются под влиянием капиталистич. товарно-ден. отношений. Но эти формы О. продолжают существовать на периферии капитализма, где сохраняются остатки прежних структур.
Социализм создает качественно новую экономич. и социальную основу для развития человеч. О. Получает дальнейшее развитие нац. форма О. путем преодоления социальных антагонизмов внутри нации, утверждения их фактич. равенства и отношений дружбы и сотрудничества между нациями. Создаются условия для превращения крупных народностей в самостоят. нации, для развития мелких народностей, приобщения их к полноценной социально-экономич. и культурной жизни социалистич. общества. Устанавливаются демократич. и подлинно гуманистич. основы семейных отношений. Вместе с тем идет борьба против устарелых традиций и нравов, чуждых природе нового общества взглядов и отношений, являющихся пережитками прошлого. Экономич. и социальное развитие социализма порождает потребность и создаст условия для возникновения новых, более широких, чем нация, историч. О. Первой такой новой историч. О. является советский народ, представляющий собой интернациональную О., спаянную единой социалистич. системой х-ва, социально-политич. и идейным единством общества, единством культуры, имеющий общий язык межнац. общения- рус. язык.
В лит-ре высказывается т. зр., согласно к-рой в качестве социальных О. можно также рассматривать классы, проф. группы, производств. коллективы и вообще все элементы социальной структуры общества. Но этот взгляд не является общепринятым.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Общность и основание: Dasein, отсутствие, симфема

Косыхин Виталий Георгиевич
Статья рассматривает проблему основания общности в современной философии. По мнению автора, имеются три существненные концептуальные возможности, которые могли бы конституировать подобные основания.
Читать PDF

Общность механизмов высшей нервной деятельности в сакральном переживании и творческом «Озарении» (по

Мальчуков Валерий Алексеевич, Мальчукова Нина Валерьевна
Рассматривается проблема общности механизмов высшей нервной деятельности в сакральном переживании и творческом «озарении». Показана недостаточность физикалистских и редукционистских подходов к данной проблеме.
Читать PDF

Н. Федоров, К. Циолковский, А. Платонов: общность мировосприятия

Ефимова Наталья Михайловна
Русский космизм - это направление русской философии, которое возникает на рубеже XIX-XX вв. и характеризуется как активно-эволюционное. Идеи космистов направлены на преобразование природы и самого человека.
Читать PDF

Государство и общность граждан как воображаемые единства

Н. К. Поздняков
Читать PDF

Общность граждан: политологический аспект

В. Ф. Шрейдер
Читать PDF

Неоднозначная общность

Сосна Нина
В связи с выходом первого перевода на русский язык монографии «Грамматика множества» наряду с очевидной политической проблематикой рецензент обращает внимание и на социальные и даже антропологические аспекты описания нового типа с
Читать PDF

РОССИЯ В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ /глобальная общность человечества/

Чешков М. А.
Изучение проблем современной, постсоветской России развертывается по двум основным направлениям.
Читать PDF

Социальная общность: проблема и миссия образования

Кожевникова Маргарита Николаевна
Современное образование претерпевает реформы: это общее положение дел в мире, и реформы российского образования связаны с происходящими общеевропейскими реформами образования.
Читать PDF

Философия Лотце и Тейхмюллера и русская религиозная философия «Всеединства»: общность подходов в онт

Г. К. Эзри
Статья посвящена экспликации общности подходов в решении проблем онтологии и антропологии в философских системах немецких постгегелевских теистов Лотце и Тейхмюллера и русских религиозных философов «всеединства».
Читать PDF

Когнитивные детерминанты жизненного цикла существования общностей

Макарихин Е. В.
Читать PDF

Солидарность внутри наций, обществ, общностей?

Филиппов Александр Фридрихович
Читать PDF

Объективные состояния крестьянства как социальной общности

Михайлова Рената Васильевна

Похожие термины:

  • ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

    см. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

    понятие, выражающее специфику культуры определенной группы людей, объединенных исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями и обладающих рядом общих признаков, придающих ей непов
  • ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

    общности людей, связанные единством происхождения, хозяйственно осваиваемой территории, языка, культуры, религии, психологических особенностей.
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ

    приходящие на смену друг другу формы совокупности людей, объединенных социальными связями и отношениями и обладающие общими чертами и признаками. К ним относят: род (объединение кровных родствен
  • ОБЩНОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ

    группы людей, из которых: первые складываются исторически, а вторые создаются людьми для каких-либо целей. К общностям относятся этнические, социально-классовые, социально-демографические группы,
  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ

    общности людей, формирующиеся на основе разделения труда в процессе производства и в организации общественной жизни.
  • Культура общности

    это совокупность творений, ценностей и способов поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, определяя поведение, считающиеся «обязательным», например, пра
  • ОБЩНОСТИ

    группы людей, складывающиеся объективно исторически. К общностям относятся этнические, социально-классовые, социально-демографические группы.