ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
термин современной социологии и культурологии, обозначающий процессы, которые характеризовали западную цивилизацию при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. О. п. отражает пересмотр приоритетов и ценностей индустриального общества, которое на раннем этапе, как правило, было ориентировано на активное преобразование мира через промышленное производство, на предприимчивость, приумножение богатства и повышение личного благосостояния при торжестве принципов всеобщей рациональности, ответственности и легитимного подчинения личности государству. Резкое разделение государственной, производственной сферы и частной жизни, нарастание отчуждения, отложенного спроса на жизненные блага или полного подавления этих стремлений — все это вело к резкой критике зрелого индустриального мира как разновидности «репрессивной культуры» (Г. Маркузе). В это же время автоматизация производства, появление новых искусственных материалов и внедрение технических достижений в повседневную жизнь, распространение средств массовой коммуникации и информации создали предпосылки для обоснования и пропаганды нового типа общества. В нем, как казалось, человек сможет преодолеть отчуждение, освободиться от тоталитарного давления, чтобы получить «тоталитарную свободу», когда «чудо Производства приводит к чуду Потребления» (Э. Фромм) и когда не только для элиты общества, но и для большинства граждан главенствующим оказывается «принцип удовольствия» (Д. Белл). Одним из базовых явлений О. п. становится массовая культура, в сфере которой теряют свое значение для личности такие характерные для социально-экономических отношений индустриального общества требования, как рациональность, самоконтроль, трудолюбие и самодисциплина. Повышение экономического статуса рабочих, обилие товаров, развитие инфраструктуры торговли и досуга, широкое распространение денежного кредита, массированное вторжение рекламы в повседневный мир человека создают у него ощущение полной доступности благ и всеобщей свободы. Таким образом формируется новый тип человека, в котором главенствующее место занимают не рациональные начала, самопознание и трезвый расчет, а эмоционально-бессознательная сфера, когда «Я» воспринимается как «система желаний и их удовлетворения». В результате главным принципом жизни человека и всего О. п. становится «принцип немедленного выполнения каждого желания и отсутствие преград на пути удовлетворения любого из них» (Э. Фромм). Всеобъемлющее влияние на человека индустрии торговли, досуга и массовой культуры заключается в целенаправленном формировании и переформировании жизненных интересов и вкусов людей и тем самым в укреплении состояния их конформизма, когда первоначальная иллюзия свободы оборачивается всеобщей некритической установкой на потребление и фактической стандартизацией и унификацией жизни в обстановке массового производства товаров, услуг и каждодневного давления рекламы. В целом понятие О. п. зафиксировало качественные и необратимые изменения, которые к последней трети ХХ в. произошли в духовных основах, ценностях и положении человека западной цивилизации.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
140.69 кб

Знание в обществе потребления

Новак М.В., Андреева А.М.
В статье содержатся некоторые особенности обыденного знания, производящегося в условиях распространения культуры потребления. Автор относит использование информации, получение знаний к феномену символического потребления.
Читать PDF
376.26 кб

Реклама в обществе потребления

Оришев Александр Борисович
Важнейшим процессом, превратившим рекламу в социальный институт, стало формирование на Западе так называемого «общества потребления». Если в XIX в.
Читать PDF
100.46 кб

Парадоксы общества потребления

Ильин Алексей Николаевич
В статье раскрываются два характерных для общества потребления парадокса.
Читать PDF
120.61 кб

Ретретизм в обществе потребления1

Яковлева Анна Александровна
Предметом статьи является ретретизм как форма сознательного изменения образа и уклада жизни, мотивированная стремлением «уйти» от норм и ценностей общества массового потребления.
Читать PDF
261.94 кб

Феноменология общества потребления

Овруцкий Александр Владимирович
Автором систематизированы предпосылки возникновения общества потребления: массовое производство предметов потребления и торговая революция; изменение структуры ресурсов потребления; урбанизация; секуляризация потребления; появлени
Читать PDF
714.14 кб

Девиантность в обществе потребления

Гилинский Яков Ильич
В статье рассматриваются значимые для криминологии и девиантологии особенности «общества потребления», анализируются криминогенные и девиантогенные факторы консюмеризма и некоторые проявления девиантности (преступность, организова
Читать PDF
381.59 кб

Статус труда в обществе потребления

Ильин Алексей Николаевич
Потребительское общество достаточно многогранное явление, полное осмысление которого требует обращения ко многим областям общественной жизни, в которые проникают потребительские тенденции: образование, экология, политика, аксиосфе
Читать PDF
118.71 кб

Политический язык общества потребления

Томбу Дина Вольдемаровна
В статье рассматриваются современные политические практики и особенности политической коммуникации, направленные исключительно на достижение медиаэффекта, а не конструктивного диалога и взаимодействия.
Читать PDF
244.05 кб

Характерные черты общества потребления

Купырина Татьяна Олеговна
Статья посвящена тому, какими чертами наделено современное общество.
Читать PDF
109.83 кб

Богема в контексте общества потребления

Василюк Ксения Викторовна, Дмитриева Лариса Михайловна
Существенным моментом развития символического потребления является изменение социальной среды, порождаемое символическим потреблением.
Читать PDF
226.47 кб

Массовая культура в обществе потребления

Хагуров Темыр Айтечевич
Глобализация во многом определяет текущие условия социального развития в России и в мире.
Читать PDF
464.52 кб

Метаморфозы науки в обществе потребления

Щелкунов Михаил Дмитриевич
Наука в условиях консюмеризма жертвует дискурсом самоценности истины ради дискурса полезности. Главным заказчиком научных изысканий становится массовый потребитель.
Читать PDF
270.68 кб

Праздные субкультуры общества потребления

Новак М.В.
В статье рассматриваются особенности образа жизни людей в постиндустриальном обществе (обществе потребления).
Читать PDF
290.73 кб

Политические дискурсы общества потребления

Томбу Д.В.
Статья посвящена анализу специфики современных проявлений таких ключевых категорий политики и постполитики, как власть, иерархия, равенство, идентификация, а также осмыслению консюмеристских тенденций развития политической жизни и
Читать PDF
280.43 кб

Свобода и система в «Обществе потребления»

Кармазина Елена Викторовна
В статье анализируются основные теоретические позиции, касающиеся понимания свободы в так называемом «обществе потребления».

Похожие термины:

  • Общественные фонды потребления 

    часть национального дохода социалистического общества, используемая для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и распределяемая в основном сверх доходов по труду.