Общество открытое и закрытое

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Общество открытое и закрытое
понятия, введенные К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на различных этапах их развития. Открытое общество - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды. Оно противопоставляется закрытому обществу — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой ступени развития. Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого - рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. Развитие современной цивилизации, по мнению К. Поппера, идет от закрытых к открытым общественным системам. Как пример закрытых систем он приводит такие разнообразные по своей социальной и политической организации общества, как Спарта, Пруссия, царская Россия, нацистская Германия, Советский Союз эпохи сталинизма. Образцы открытого общества — древние Афины, ныне — так называемые западные демократии. Концепция открытого и закрытого типов общества дает возможность концептуального описания важных идеологических, политических и социально-психологических процессов, реально существующих в современном мире. В то же время игнорирование роли эволюции форм собственности, типов экономической и политической организации ограничивает возможности ее применения как универсальной концепции исторического процесса.

Источник: Человек и общество. Культурология

ОТКРЫТОЕ и ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
понятия, введенные К.Поппером и А.Бергсоном для описания культ.-истор. и полит. систем, характерных для разл. об-в на разных этапах их развития. О.о. — об-во, к-рое характеризуется прогрессивной изменчивостью, связанной с соц. инициативами и духом критики. Данное понятие часто выступает синонимом демократии, сложившейся в середине XX в. в странах Запада. Социол. концепции О.о. квалифицируют его не только как об-во либеральных принципов, но и как об-во, в к-ром сознательно культивируется дух рационального критицизма, свободного обсуждения принимаемых решений и способов их обоснования. О.о. — легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешн. среды, противопоставляется З.о. — догматически авторитарному, неподвижному, застывшему на относительно ранней стадии развития. На Поппера большое влияние оказали идеи Бергсона, к-рый рассматривал З.о. как «об-во, чл. к-рого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным людям, всегда готовы к нападению или обороне — словом, обязаны находиться в боевой готовности». В З.о. господствуют «статические» мораль и религия. Здесь все подчинено интересам сохранения рода. Люди руководствуются нерефлектируемыми обычаями, традициями, табу и санкциями. Для З.о. характерны магич. мышление, догматизм и коллективизм. Соц. жизнь в таком об-ве закрепляет привычку для меньшинства командовать, для большинства — подчиняться. Поппер в кн. «Открытое общество и его враги» (1944) показал, что тоталитарные режимы, утвердившиеся в гитлеровской Германии и СССР, явл. «овеществленным» выражением идеи З.о. Опыт тоталитарных режимов свидетельствует о том, что экон. и соц.-полит. основаниями З.о. явл. жестко централизованная экономика, гипертрофированный этатизм, неограниченная власть партийно-государственной номенклатуры. Все это приводит к пренебрежению к чел. личности и ее потребностям, дегуманизации обществ. отношений. На этом противопоставлении строится полит. философия Поппера, а также его философия истории. Развитие цивилизации, согл. Попперу, идет от закрытых к открытым обществ. системам. После распада СССР О.о. с акцентом на свободу, демократию, главенство з-нов и борьбу с тоталитаризмом в значит. степени перестало быть привлекательным в кач-ве организационного принципа. Победил мировой капитализм, опирающийся на рыночные силы. Именно рыночный фундаментализм (идея «лесеферизма», или свободного предпринимательства), по мнению Дж.Сороса, представляет б?льшую опасность для О.о, чем тоталитарная идеология. Сегодня закладываются теор. основы мирового О.о. Лит.: Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992; Ноттурно М. Враги открытого общества: авторитет, сообщество, бюрократия // Вопр. философии. 1997. № 11; На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998; Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М., 1991; Он же. Кризис мирового капитализма: открытое общество в опасности. М., 1999. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
178.29 кб

Открытое и закрытое общество: противостояние концептов

Корнева Ю. С.
Рассматривается проблема противостояния между открытым и закрытым обществом через призму отнесения данных культурных образований к определенной традиции.
Читать PDF
317.93 кб

Концепция "открытого" и "закрытого" обществ Джорджа Сороса: полет надежды и тиски реальности

Ефремов О.А.