Общественные организации при социализме Общественные фонды потребления 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Найдено 9 определений термина ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Общественные отношения

отношения между людьми, живущими достаточно большими группами, складывающиеся в процессе развития общества. На различных этапах развития общества ведущую роль играют те или иные общественные отношения: религиозные, кастовые, производственные, информационные и т.п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого об-ва. Поэтому из всех О. о. важнейшими являются производственные, экономические. Производственные отношения, составляют базис всех др. О. о. — политических, правовых, нравственных, религиозных и т. д. Понимание взаимозависимости всех О. о., их связи с производственными впервые позволило на научной основе объяснить закономерности исторического развития об-ва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ

совокупность отношений между различными социальными субъектами (индивидами как членами общества, социальными группами, классами, государствами, нациями), По значимости, роли в организации, функционировании и развитии общества выделяются экономические отношения, обусловливающие материально-производственную жизнь всех людей и духовные, которые диалектически взаимосвязаны в своем повседневном и историческом бытии. С точки зрения содержания общественные отношения делят на следующие основные виды: технологические, экономические, социальные, политические (политико-правовые) и духовные (мировозренческие, эстетические, религиозные ,идеологические). Сегодня помимо указанных выделяют еще экологические отношения – отношения по поводу состояния окружающей природной среды, включенной человеком в сферу его деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяют сущность той или иной экономической формации. Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. Существуют философские взгляды на общество, признающие значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современная философия обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в одно единое целое.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

в широком смысле - вся система связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов в обществе. В более узком и специальном смысле - опосредованные связи между людьми, определяющие возможность взаимодействия между ними во времени и пространстве, вне их непосредственного контакта, а зачастую и вне прямого осознания "механики" подобных взаимодействий. Жизненная необходимость этих связей закрепляется, с одной стороны, предметными условиями, средствами и результатами деятельности людей, существующими в обществе как бы независимо от создающих их людей, с другой стороны, потребностями, интересами, желаниями, установками человеческих индивидов, "направляющими" людей на контакт с опредмеченными социальными качествами и человеческими силами.

В архаических обществах О. о. и непосредственные социальные зависимости людей почти не отделены друг от друга. Конечно, структура рода как целого, его традиции, мифы и ритуалы опосредуют жизнь индивидов, их отношения друг к другу и к родовой целостности, однако эти опосредования в основном подкрепляют личностную зависимость индивидов от их родичей и социальной организации.

О. о. - в собственном смысле - выделяются тогда, когда возникновение средств межэтнического, межкультурного, а затем и торгово-экономического общения между различными общественными образованиями создает целую систему социальных опосредований, "вклинивающуюся" в непосредственные связи людей, групп, социальных слоев и других человеческих сообществ. Развитие индустриального общества формирует машинное производство, экономику, оперирующую абстрактными социальными качествами, особую логику вещей для измерения человеческих потенций и действий. Появляется возможность изучать людей по воплощениям и опосредованиям их деятельности. Возникающая общественная наука начинает исследовать бытие людей по их отношениям, сводит последние к вещественным и квазивещественным формам.

В. Е. Кемеров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. О.О. - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень этих отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и, тем самым, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. 0.0. можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые, семейные общественные отношения; на уровне занятия той или иной деятельностью групп - производственные, учебные, театральные; на уровне взаимодействия между людьми в группе - межличностные; можно выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или эффектные отношения к кому-либо). Все вышеназванные виды представляют в совокупности систему О.О. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни, - политических партий). Функционируя как форма деятельности людей, О.О. имеют надличностный, надиндивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что 0.0. носят безличные характер: их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему О.О. объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порожденные деятельностью реальных людей, О.О. существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.

И.Н. Андреева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ,

многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономич., социальной, политич., культурной жизни и деятельности. Отд. люди вступают в О. о. именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп.

В философии О. о. рассматриваются с материалистич. или идеалистич. позиций. Материалистическое, т. е. научное, понимание О. о. впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные О. о. делятся на первичные - материальные, базисные, и вторичные - идеологические, надстроечные (см. Базис и надстройка). Из всех О. о. главными, ведущими, определяющими являются материальные - экономические, производственные отношения. Характер материальных О. о. определяется производит. силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеология. О. о.- политические, правовые, нравственные и др - возникают на базе материальных О. о. и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей (см. Идеология, Политика, Право, Мораль, Религия). Общество представляет собой не механич. соединение, а единую систему О. о.

Деление О. о. на материальные и идеологические позволяет не только различать в О. о. определяющие и производные, но и анализировать конкретные совокупности О. о., в к-рых сочетаются и материальные, и идеологич. элементы (напр., отношения между классами, национальные и междунар. отношения). В связи с усложнением и дифференциацией обществ. жизни возникают комплексы О. о., связанные с различными, более специфич. видами деятельности людей - управленч., науч., художеств., технич., спортивной, просветительской и т. д.

Для каждой обществ.-экономич. формации О. о. исторически конкретны и специфичны. Среди ее О. о. можно выделить устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамичные отношения, отражающие изменения, к-рые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т. д. Пока изменение О. о. в пределах определ. обществ.-экономич. формации не затрагивает ее основ - господствующей формы собственности, оно носит лишь эволюционный характер. Изменение же основных, устойчивых О. о., связанное с ломкой всего обществ. уклада, с переходом от одной обществ.-экономич. формации к другой, носит революц. характер.

Рассматривая О. о., следует учитывать, являются ли они антагонистическими или неантагонистическими по своей природе, т. е. являются ли они отношениями враждебных социальных групп или отношениями дружеств. социальных групп, имеющих общие коренные цели и интересы. Антагонистич. характер О. о. принимают в рабовладельч., феод.и капиталистич. обществ. формациях. В условиях антагонистич. общества люди не постигают подлинной сущности своих материальных О. о., их осознание имеет преим. иллюзорный характер. Реальные отношения между людьми в условиях капитализма принимают форму отношений между вещами. К. Маркс разоблачил тайну капиталистам, произ-ва и за отношениями товаров, вещей вскрыл О. о. людей. Антагонистич. характер материальных О. о. между классами рабовладельч., феод.и капиталистич. формаций определяет наличие антагонизмов в социально-политич. и идеологич. сферах обществ. жизни и влияет на все многообразие О. о. Отношения, типичные для данной формации, своеобразно переплетаются с отношениями, сохранившимися от прежних формаций, или зарождающимися предпосылками отношений новой формации.

Антагонистич. О. о. ликвидируются в ходе социалистич. революции. Коммунистич. обществ. формация утверждает качественно новые О. о., к-рые развиваются через разрешение неантагонистич. противоречий. О. о. коммунистич. формации развиваются сознательно, планомерно, в соответствии с науч. пониманием сущности и законов социального прогресса. В условиях социалистич. общества, на основе создания материаль-нотехнич. базы коммунизма, происходит совершенствование социалистич. О. о., постепенное преодоление существ. различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, формируются новые отношения в труде, в сфере распределения и др. сферах обществ.жизни, стираются грани между классами, социальными группами, что ведет к ликвидации различий между ними, утверждению полной социальной однородности общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий — эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни.

Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношения, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т. д.

По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Каждый из этих типов общественных отношений имеет свои основания, отличающие его от др.: экономические отношения складываются на основе производства, обмена и распределения товаров и услуг; социальные — на основе статусов различных субъектов в социальной структуре и в обществе в целом; политические — на основе публичной власти и т. п. Конкретное содержание каждого типа общественных отношений исторически изменяется вместе с изменением всего общества. Возникнув, новые элементы общественных отношений постепенно утверждаются в повседневной жизни людей, приобретают характер институтов социальных, устойчиво воспроизводящих себя и свои взаимоотношения со средой.

Весьма разнообразны общественные отношения по их характеру, внутреннему своему содержанию. Различают непосредственные и опосредствованные, прямые и косвенные, формализованные и неформализованные отношения. Важнейшее значение для субъектов общественных отношений имеет паритетность или диспаритетность их взаимоотношений: равенства и неравенства, кооперации и конкуренции, господства и подчинения, антагонизма и сотрудничества. Не менее существенна тенденция, при которой общественные отношения становятся силой, господствующей над субъектами, превращаются в отчуждение их взаимодействий.

В философском аспекте ключевым является вопрос о характере взаимосвязей между различными типами общественных отношений: имеют ли их взаимосвязи плюральный, многофакторный характер, или же более обоснованно монистическое разделение всех типов общественных отношений на две группы — детерминирующие (первичные, материальные) и детерминируемые (вторичные, идеологические).

Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории исходит из монистического деления, позволяющего с единых позиций объяснить всю историю человечества, принципиальную структуру, функционирование и развитие каждого общества. Марксизм выделяет экономические, производственные отношения как материальные, характер которых детерминируется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Они служат базисом, на котором формируются в виде надстройки соответствующие ему (детерминируемые им) политические, правовые, нравственные и иные идеологические отношения (см. Базис ч надстройка). По мере развития производительных сил они вступают в противоречие с производственными отношениями, что приводит к революционному изменению базиса и надстройки, всей системы общественных отношений. Одна формация общественная сменяется др. Причинно-следственная зависимость идеологических отношений от материальных не однозначна и включает обратное воздействие надстроечных отношений на базисные; напр., социалистическая революция начинается со слома прежней политической надстройки и создания новой, которая активно строит базис социалистического общества и сама изменяется под его воздействием.

В общественной науке 20 в. распространены и иные подходы. Так, M Вебер обосновал значительную роль духа протестантизма (его ценностей и норм) в становлении буржуазных экономических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Этот исторический пример интерпретируется как одно из доказательств определяющего влияния культуры на экономику. П. А. Сорокин на основе исследования истории культуры многих стран мира за 2 тысячи лет предложил социокультурный подход, в котором культурные и социальные отношения (включая экономические) соотносятся как равновлиятельные, а не односторонне детерминирующие функционирование и эволюцию общества.

Наиболее общей и влиятельной концепцией плюральных взаимосвязей общественных отношений как целостной системы является структурный функционализм (Т. Пирсоне, Р. Мертон). За исходный пункт здесь принимается структура социалыюго действия, включающая четыре функции (адаптацию, целедостижение, интеграцию, латентность) и соответствующие подсистемы (поведенческую, личностную, социальную, культурную), каждая из которых объединяет совокупность факторов и отношений. Взаимосвязь между этими подсистемами имеет двойственный характер: потоки детерминирующей энергии движутся от поведенческой подсистемы через личностную и социальную к культурной; но иерархия информационного контроля имеет противоположную направленность: содержащиеся в культуре информационные обобщения высшего порядка контролируют соответствующие обобщения социальной, затем личностной и, наконец, поведенческой подсистем. Реальная взаимосвязь четырех подсистем отношений, образующих целостную систему, оказывается сложной результирующей двух противоположно направленных потоков воздействий.

Новейшие подходы к пониманию природы и взаимосвязей общественных отношений акцентируют внимание на человеке как субъекте деятельности и отношений (Маргарет Арчер, У. Бакли, Э. Гидденс, М. Крозье, А. Турен, П. Штомпка, А. Этциони). В дополнение к структурно-функциональной модели предлагаются концепции морфогенеза, взаимозависимости деятелей и систем, социальной реальности как некоторого коэффициента деятельности. Вновь в поле зрения оказывается гуманистический подход раннего Маркса, его диалектическая концепция деятельности, проблема преодоления отчуждения человека.

Лит.: Вебер М. О некоторых категориях понимания социологии.— Он же. Избранные произведения. М-, 1990; Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.— Маркс К., Эчгельсф. Соч., т. 13; Пирсоне Т. Понятие общества.— «Tesis», 1993, т. l, № 2; Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений,— В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Archer M. Culture and Agency Cambr., 1988; CivwrM., Freiberg E. Actors and Systems. Chi.—L., 1980; EtyoniA. The Active Society. N. Y, 1968; GiddensA. The Constitution of society Cambr., 1984; LuhmannN. Sociale Systeme. Fr./M., 1993; Merlon R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968; Pamons T. The Social System. N. Y, 1964; TouraineA. The Self-production of Society. L„ 1977.

H. И. Лапин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

многообразные связи, складывающиеся между людьми в процессе их деятельности в различных сферах обществ. жизни и определяемые способом произ-ва их материальной жизни; возникают с появлением обществ. произ-ва. О. о. – это отношения между различными человеч. коллективами, социальными группами, классами и внутри них. Материальные и идеологи-ческие отношения. В домарксистской социологии исследовались политические, правовые, нравственные, экономич. О. о.; однако они рассматривались с идеалистич. позиций, а их диалектика не вскрывалась. Марксизм впервые в истории выработал диалектико-материалистич. метод анализа О. о., выделив из всех О. о. отношения материальные, от сознания и воли людей не зависящие и складывающиеся с объективной необходимостью как результат деятельности людей, направленной на произ-во материальных благ. Характер материальных О. о. определяется производит. силами общества. Идеологич. О. о. возникают на базе материальных О. о. как основных и определяющих и складываются, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механич. соединение различных О. о., а единую систему О. о. Из всех материальных отношений главными, ведущими, определяющими являются производственные отношения. В последовательном осуществлении этой идеи проявляется материалистич. монизм марксистско-ленинской теории общественного развития. Идеологич. отношения, прежде всего политические, правовые и нравственные, являются надстройкой над материальными О. о. (см. Идеология, Политика, Право, Мораль, Религия). Деление О. о. на материальные и идеологические позволяет не только различать в О. о. определяющие и производные, но и открывает путь для анализа совокупности О. о., в которых сочетаются и материальные, и идеологич. элементы (напр., отношения между классами, национальные, межгосударственные и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией обществ. жизни в обществе возникают многообразные О. о., связанные с различными видами деятельности людей – научной, художеств., технич., спортивной, просветительской и т.д. О. о. существуют как между различными социальными группами, общностями, орг-циями, коллективами, так и внутри них. Отношения внутри различных социальных групп определяются, во-первых, их местом в исторически определенной системе производств. отношений и, во-вторых, характером конкретных взаимоотношений с др. социальными группами и прежде всего их отношением к осн. классам данного общества. В классовом антагонистич. обществе различные социальные группы занимают разное место в конкретной системе О. о. Так, рабовладелец и раб, капиталист и рабочий находятся на разных полюсах О. о. своей эпохи. Одни и те же О. о. воспринимаются различными классами с разных сторон и оцениваются по-разному со своих классовых позиций. Поэтому сознание человека классового общества является односторонним и классово ограниченным. Революц. борьба рабочего класса впервые открывает путь для преодоления этой односторонности. О. о. данной эпохи выступают по отношению к той или иной социальной группе и тем более по отношению к отд. индивиду как объективная социальная среда, к-рая существует независимо от их сознания. Отсюда видно, что деление О. о. на материальные и идеологические, абсолютное в пределах осн. гносеологич. вопроса, за его пределами носит относит. характер. О. о. находятся в диалектич. взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов. В этом взаимодействии О. о. определяют существ. стороны личных отношений, даже таких, как любовь и дружба. Большое место личные отношения занимают в быту, но и здесь они также неразрывно связаны с О. о., т.к. быт разных эпох и классов различен. Личные отношения не могут изменять существа О. о. и тенденций их развития. Теоретически несостоятельно и практически вредно смешение личных и О. о. при анализе историч. процесса, а также перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения, на анализ О. о. Такое смешение является, в частности, гносеологич. основой бурж. теории "человеческих отношений". Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал, что "отношение фабриканта к рабочему – не человеческое, а чисто экономическое" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 497). Идеологи совр. капитализма пытаются затушевать существующие между рабочими и капиталистами "чисто экономические" отношения господства и подчинения, изображая их как личные отношения конкретных индивидов. Для каждой обществ.-экономич. формации О. о. исторически конкретны и специфичны. Среди О. о. каждой формации можно выделить устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамич. отношения, чутко отражающие изменения, к-рые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т.д. Пока развитие О. о. в пределах определ. обществ.-экономич. формации не затрагивает ее основ – господствующей формы собственности, оно носит лишь эволюционный характер. Изменение же осн., устойчивых О. о. связано с ломкой всего обществ. уклада, переходом от одной обществ.-экономич. формации к другой и носит революц. характер. Рассматривая О. о., следует учитывать, являются ли они антагонистическими или неантагонистическими по своей природе, т.е. являются ли они отношениями враждебных социальных групп или отношениями дружеств. социальных групп, имеющих общие коренные цели и интересы. Антагонистич. характер О. о. носили в рабовладельч., феод. и капиталистич. обществ. формациях. В условиях антагонистич. общества материальные О. о. складываются стихийно и господствуют над людьми как слепые силы природы. Люди не осознают подлинной сущности своих материальных О. о., осознание этих отношений носит у них иллюзорный характер. Капитализм выступает как наиболее развитое общество частных собственников. Реальные отношения между людьми выступают здесь как отношения между вещами. Маркс разоблачил тайну капиталистич. произ-ва и за отношениями товаров вскрыл О. о. людей. Антагонистич. характер материальных О. о. между классами рабовладельч., феод. и капиталистич. формаций определяет наличие антагонизмов в социально-политич. и идеологич. сферах обществ. жизни и влияет на все многообразие О. о. В каждой обществ. формации имеются остатки прежнего и зародыши (более или менее развитые) будущего. Поэтому нет "чистых" формаций и соответственно "чистых" О. о., а отношения, типичные для данной формации, своеобразно переплетаются с отношениями, доставшимися в наследство от прежних формаций, или зарождающимися предпосылками отношений новой формации. Антагонистич. О. о. ликвидируются в ходе социалистич. революции вместе с уничтожением частной и установлением обществ. собственности на средства произ-ва. Коммунистич. обществ. формация утверждает качественно новые, неантагонистич. О. о., развитие к-рых осуществляется через разрешение неантагонистич. противоречий. Материальные О. о. коммунистич. формации развиваются планомерно, в соответствии с науч. пониманием сущности и законов изменения этих отношений, а все идеологич. отношения формируются на основе материальных и также в соответствии с науч. теорией историч. процесса. Вместе с тем в О. о. социалистич. общества еще не преодолено окончательно наследие прежних формаций. В Программе КПСС (1961) научно разработан вопрос о путях формирования коммунистич. О. о. На основе создания материально-технич. базы коммунизма будет происходить постепенное преодоление существ. различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, будут стираться грани между классами и социальными группами, формироваться коммунистич. отношения в труде, коммунистич. формы распределения, коммунистич. отношения во всех сферах обществ. жизни. Лит. см. при ст. Исторический материализм, Личность, Общество, Производственные отношения. В. Келле, М. Ковальзон. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — 0

Найдено книг по теме ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — 0