ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
[англ. public opinion] – совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, науки, политики, культуры, общественной жизни и оказывающих влияние на содержание и характер политического процесса.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Мнение общественное
состояние массового сознания, в котором проявляется отношение людей к событиям и процессам социальной жизни, затрагивающих их интересы и потребности. М. о. представляет собой совокупность различных индивидуальных и групповых мнений по конкретной проблеме и выражается в позитивных или негативных оценочных, аналитических, конструктивных суждениях.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное одобрение или неодобрение) к событиям и фактам социальной действительности. О. м. выступает в контрольной, консультативной, экспрессивной, оценочной, директивной, воспитательной, регулятивной функциях. Выражается в оценочных или аналитических, реже в конструктивных суждениях, поддерживая или отвергая оценки, представления и нормы. В качестве субъекта О. м. выступают те или иные социальные общности — классы, группы, слои населения в целом или любые части этих общностей. Таким образом, О. м. может быть единым или плюралистичным, состоящим из не совпадающих точек зрения. По мере развития общества регулятивная роль О. м. приобретает всё большее значение. Во всех развитых странах созданы специальные институты для изучения О. м., регулярно проводятся опросы по актуальным социальным проблемам, о которых публикуются отчёты в СМИ. О. м. легко поддается воздействию со стороны политических партий и властных структур, владеющих средствами манипулирования О. м.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
(öffentliche Meinung) — термин, возникший во время Французской революции для обозначения результата борьбы мнений и их взаимовлияния. Общественное мнение подвижно, однако в каждом отдельном случае оно является более или менее адекватным выражением народного характера. О манекене (псевдочеловеке), мыслящем лишь по общему шаблону, писал Ницше. Ныне общественное мнение является предметом статистически-социологических исследований, причем трудно бывает избавиться от влияния самой постановки вопроса на точку зрения, которую должны сформулировать опрашиваемые лица. Поэтому современное общественное мнение — в меньшей степени непосредственный живой отклик на актуальные вопросы, которые ставит общественная жизнь, в основном оно направляется прессой и другими масс-медиа.
Tönnies. Kritik der ö. M., 1922; P. R. Hofstätter. Die Psychologie der ö. M., 1949; J. Habermas. Strukturwandel der Öffentlichkeit, 1962; H. v. Hentig. Ö. M., öffentl. Erregung, öffentl. Neugier, 1969; E. Traugott. Die Herrschaft der M., 1970; E. Manheim. Aufklärung und ö. M., 1979; H. Büchele. Politik wider die Lüge. Zur Ethik der Öffentlichkeit, 1982; R. Sennett. Verfall und Ende des öffentl. Lebens. Die Tyrannei der Intimität, dt. 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Общественное мнение
выраженное в определенной совокупности идей и представлений отношение одной или нескольких социальных групп к событиям и явлениям общественной жизни, к деятельности классов и личностей. О. м. проявляется в одобрении или осуждении поступков человека окружающими его людьми. О. м. складывается как в результате целенаправленного воздействия классовых организаций и учреждений, так и стихийно — тогда, когда люди руководствуются лишь практическим жизненным опытом, установившимися традициями. Поэтому в О. м. обнаруживается не только различие интересов, но и неодинаковая степень их осознанности. В антагонистическом об-ве всегда существуют два взаимоисключающих О. м., как отражение противоположности интересов эксплуататоров и эксплуатируемых. При социализме природа и характер О. м. коренным образом изменяются. Здесь борьба мнений не носит антагонистического характера и преодоление различий во мнениях осуществляется благодаря росту коммунистической сознательности членов об-ва, путем развертывания критики и самокритики, все более полного учета интересов народа, на что направлена деятельность коммунистической партии, вооруженной знанием законов общественного развития. Превращение социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление обусловливает возрастание роли О. м. как средства коммунистического воспитания и своеобразного регулятора поведения людей.

Источник: Философский словарь. 1963

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. Важнейшая социальная функция О, м. — регулирование взаимоотношений между людьми, соотнесение их высказываний и поступков с определенной идеологией, системой ценностей и т. п.
Оно играет важную воспитательную роль, поскольку за ним стоит сила коллектива, класса, народа. Регулирующая и воспитательная система О. м. особенно возрастает в социалистическом обществе, основанном на принципах коллективизма. О. м. зарождается как результат осознания людьми злободневных жизненных, социальных проблем и складывается в процессе столкновения разных точек зрения, высказываний, оценок, из к-рых в конечном итоге составляются обобщающие суждения. Оно формируется под воздействием всех средств духовного воздействия. В совр. капиталистическом обществе О. м. складывается в первую очередь под влиянием буржуазных источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в качестве средства манипулирования сознанием людей.
При социализме, в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качественных изменений в социальной структуре, установления идейного и социально-политического единства общества О. м. различных классов и др. социальных групп (при совпадении их коренных интересов) отражает их самые разнообразные специфические потребности и интересы — национальные, профессиональные, духовные и т.д. Одна из задач совершенствования политической системы советского общества в условиях перестройки — покончить с недооценкой изучения О. м., создать для этой цели полноценную организационную и научную базу. В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС создан Всесоюзный центр по изучению общественного мнения Госкомтруда СССР и ВЦСПС (ВЦИОМ).

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т. д.), либо стихийно - под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае происходит регуляция поведения индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать и отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы. Общественное мнение практически действует во всех сферах жизни общества, но высказывается далеко не по любому поводу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и в принципе допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (формы тоталитаризма, автократии; о "манекене", мыслящем лишь по общему шаблону, по Ницше; о бездумных исполнителях, единодушном одобрении писали представители антиутопии) и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. Общественное мнение в различных конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным реальному положению вещей - может содержать в себе как верные, реалистичные, так и ложные, иллюзорные представления о действительном положении вещей. В огромной степени развитость общественного мнения как института зависит от состояния общественного сознания, культуры, от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод, и в первую очередь свободы печати, выражения мнений - собраний, митингов, а также от гарантий действенности общественного мнения.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
один из способов существования и проявления массового сознания, в к-ром выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, обытиям, влениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Формирование и развитие О. м. происходит как целенаправленно.— в результате воздействия политических организаций и социальных институтов и учреждений на сознание масс, так и стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций. К числу признаков конкретного О. м. относят его распространенность, интенсивность. В отличие от общественного настроения оно более стабильно, яснее в своей содержательной основе. О. м.— не механическая сумма отдельных мнений, а результат их взаимообмена, обогащения, взаимопроникновения, своего рода концентрированное выражение коллективного разума. Будучи органическим единством рациональных, эмоциональных и волевых элементов, О. м. может проявляться на трех уровнях: как духовное отношение (через оценочные суждения), как духовно-практическое отношение (через эмоционально-волевые побуждения, стремления, намерения и т. п.) и как практическое отношение (через массовые действия и поступки). Сила авторитета О. м. обусловлена его опорой на большинство. Если к тому же это большинство стоит на правильной т. зр., то О. м. оказывается зрелой позицией большинства, что поднимает его социальную значимость и практическую действенность. В эксплуататорском об-ве существуют два непримиримых и, по сути, различных типа О. м.— класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых, порождающиеся противоположностью их экономического положения, коренных интересов и целей. При этом антагонистические противоречия, глубокие классовые различия, манипуляция сознанием масс значительно ослабляют действенность их О. м., его функциональные возможности. В отдельных случаях временное сглаживание этих противоречии под влиянием националистических, шовинистических и т. п. настроении может приводить к слиянию двух типов О. м., но впоследствии их непримиримость заявляет о себе вновь. В условиях социализма О. м. является одной из движущих сил общественного развития, эффективным средством социального контроля, регулирования поведения и практической деятельности широких масс, неотъемлемым элементом социалистического самоуправления народа. Повышение социальной значимости и управленческой ценности О. м. обусловлено здесь возрастанием роли трудящихся в историческом процессе, их активности во всех сферах жизнедеятельности об-ва, повышением уровня их образованности, культуры, информированности. По мере совершенствования, достижения нового качественного состояния социалистического об-ва О. м. все в большей степени приобретает общенародный характер. Развитие демократии, самоуправленческих начал в советском об-ве предполагает активное формирование, изучение и учет О. м. В совр. условиях оно призвано стать одним из важных факторов необратимости демократизации и гласности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
средство духовного воздействия об-ва (массы людей, коллектива, окружающих) на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций; одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она становится законом социальной жизни, к-рому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее др. поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в об-ве. С т. зр. марксистской этики определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а О, м., к-рое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. В этом положении находит выражение материалистическое учение о роли народных масс и личности в истории. Хотя отдельный человек всегда способен и правомочен более или менее самостоятельно судить о значении своих действий, в гораздо большей степени этой способностью и правом обладает масса, коллектив, об-во в целом. Само личное самосознание формируется у человека в процессе его общественного воспитания, в значительной степени под воздействием мнения окружающих, Однако в классовом об-ве, пока сохраняется противоречие между отдельным человеком и обществом в целом, между личностью и коллективом, требования О. м. и личной совести часто приходят в столкновение между собой. К тому же в антагонистическом об-ве не существует единого О. м., а то, что выдается за мнение об-ва, в действительности выражает мнение господствующего класса. При социализме уже не существует принципиального антагонизма Между О. м. и убеждениями личности. Противоречия между ними возникают и преодолеваются в ходе борьбы нового со старым, в процессе совместного участия всех людей в решении возникающих социальных проблем. Именно в условиях единства общественных и личных интересов утверждается по-настоящему авторитет О. м. в социальной жизни, создается возможность для широких народных масс решать вопросы коммунистического строительства, преодолевать разногласия и споры посредством коллективного обсуждения и взаимного убеждения. О. м. в социалистическом об-ве, отражающее богатый коллективный опыт, в принципе обладает приоритетом перед всяким личным мнением. Но О. м. не противостоит мнению личности, а является результатом обобщения мн. индивидуальных взглядов. В свою очередь каждый человек получает возможность высказать свое суждение, отстаивать перед др. свою т. зр., проявлять инициативу, почин, предложить остальным свой личный пример. Такую возможность предоставляет людям социалистическая демократия, принцип коллективности руководства, повсеместно внедряемый Коммунистической партией общественный контроль, критика и самокритика. Чем более сознательно и свободно народные массы участвуют в многостороннем процессе государственного и общественного управления, тем больший авторитет приобретает О. м. Формирование определенного коллективного мнения -создание атмосферы непримиримости ко всякому злу,несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству -имеет первоочередное значение для утверждения коммунистических общественных отношений.

Источник: Словарь по этике

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ,
состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях - занимает оиредел. позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным обществ. проблемам. В зависимости от содержания высказываний О. м. выражается в оценочных, аналитич., конструктивных суждениях. О. м. регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т. д.) и насаждая определ. нормы обществ. отношений. Наконец, в зависимости от знака высказываний О. ы. выступает в виде позитивных или негативных суждений.
О. м. действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определенны. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, к-рые вызывают обществ. интерес, отличаются значимостью и актуальностью.
О. м. действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов, групп и слоев населения. В атом смысле можно говорить на только об О. м. всей страны, но и об О. м., напр., рабочего класса, молодежи, республики или рна, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной орг-ции и т. п. Применительно к названным общпостям носителем (субъектом) О. м. может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее образования (группы) - назависимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли они «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре О. м. может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.
В каждом конкретном случае содержание и др. характеристики О. м. (степень однородности, знак высказываний и др.) определяются рядом факторов - структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности, степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т. п. Процессы формирования и функционирования О. м. могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода гос. учреждений, политических организаций, средств массовой информации и т.д.
Складывающееся на различных по глубине уровнях обществ. сознания - на уровне теоретич. знания (науки) и на уровне обыденного сознания, отражающее разнообразные интересы различных социальных групп, О м. может быть в большей или меньшей степени адекватным (реальному положению вещей) или иллюзорным, содержать в себе истинные или ложные представления о действительности.
В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения О. м. являются: выборы органов власти, участие масс в законодат. и исполнит. деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политич., исследоват. и т. п. интересами и принимающие форму референдумов, массовых обсуждений к.-л. проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т. д.
Активность функционирования и фактич. значение О. м. в жизни общества определяются существующими социальными условиями - всеобщими, связанными с характером производств. отношений, классовой структуры общества, уровнем развития производит. сил, культуры и т. п., и специфическими, связанными с развитостью демократич. институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений - слова,
печати, собраний, манифестаций. Огромное значение имеют и гарантии действенности О. м.
В совр. капиталистич. обществе О. м. отличается сложной, противоречивой структурой, в большой степени формируется под влиянием бурж. источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в системе идеология, управления, в т. ч. в качестве средства манипулирования сознанием людей.
При социализме, в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качеств. изменений в социальной структуре и культуре, установления социально-политич. и идейного единства общества, О. м. рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам обществ. развития. Здесь оно - активный субъект гос. и обществ. управления, включенный в процесс принятия ответственных политич., хоз. и т. п. решений. Эта исторически новая роль О. м. усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономич., социальных, политич., технич. и др. условий функционирования О. м. и находит свое выражение в усложнении функций О. м., расширении границ проблем, о к-рых судит общественность, возрастании степени глубины и компетентности высказываний О. м. и т. д.

Источник: Советский философский словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
в наиболее общем значении - это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. О.М. представляет собой оценку значимого происходящего. В теории - концептуализация природы, содержания и значимости О.М. представлена широким спектром философских, социологических, политологических и других концепций, все многообразие которых с некоторой долей условности можно свести к ряду базовых дискуссионных проблем: 1) определение и интерпретация его субъекта; 2) уровень значимости и, в ряде критических теорий, отрицание существования О.М.; 3) содержание О.М. Проблема определения и интерпретации О.М. впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен - "публичное мнение" - как мнение большинства населения. По Платону, "публичное мнение" - это мнение аристократии. Впоследствии, оба направления, представленные в античности, получают свое развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой линии, определяют О.М. как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второго направления утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты. В 17-18 вв. понятие О.М. используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. Такое определение становится особенно популярным вследствие масштабных социально-экономических и политических изменений: "с ростом политически активного публичного сектора, О.М. становится формой политической власти - той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению" (В. Прайс). В середине 19 в. наибольший интерес в развитии анализа О.М. представляют работы Тарда, в частности "Общественное мнение и толпа". Тард противопоставляет толпу и публику, акцентируя именно последнюю в качестве субъекта О.М. Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании О.М. Среди современных социально-философских трактовок О.М. можно выделить: 1) - концепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие какого-либо субъекта О.М. Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и гласности, обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центр внимания процесса коммуникации. Однако, одновременная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому с необходимостью выбирается только одна тема. Соответственно, в интерпретацию вводится понятие "степени внимания", уделяемого той или иной теме, за счет чего и осуществляется выбор. Такая главная "тема" коммуникации составляет содержание О.М. Таким образом, не следует рассматривать понятие О.М. в соотнесении с большинством населения, либо с отдельными индивидами или аристократией. По Луману, все в равной мере являются его субъектами. Однако, приверженцы одного мнения отличаются от приверженцев другого (что объясняется различием его содержания); 2) - морализующе-нормативную концепцию О.М., принадлежащую Хабермасу. В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями "права" и "политики". О.М. в его теории - это инструмент в руках господствующего класса, всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации; 3) - концепцию О.М. Э.Ноэль-Нойман. В соответствии с ее теорией, во-первых, следует различать общественное и обыденное мнение, которые достаточно часто смешиваются. Во-вторых, в основе О.М. лежат два источника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий; тематика О.М., так называемый его "дух", порождается средствами массовой коммуникации. Именно это формируемое настроение влияет на поведение и оценки индивидов. Ноэль-Нойман использует определение П. Лазарсфельда об "избирательности восприятия", механизмом которого являются социальные установки. Наиболее интересное нововведение в данной концепции - понятие так называемого механизма "спирали молчания". Основание феномена "спирали молчания" - это боязнь индивидов оказаться в изоляции. Боязнь выступает как движущая сила, которая и запускает "спираль молчания". О.М., кроме того, обладает социальным измерением. Если его можно безбоязненно гласно высказать перед общественностью, не испытывая страха перед социальной изоляцией, то феномен "спирали молчания" отсутствует. Данная концепция достаточно эвристична при интерпретации данных опросов О.М.; 4) - структурно-функциональную теорию О.М. как базирующегося на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Мертона, основная функция О.М. - это социальный контроль. Несмотря на многообразие теорий и концепций О.М., длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.
Е.А. Угринович

Источник: Новейший философский словарь

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных совокупностей людей, именуемых общественностью или публикой, к событиям и фактам социальной действительности. Вопреки распространенному взгляду, общественное мнение представляет собой не любое публичное высказывание тех или иных представителей общественности (напр. политических лидеров) и тем более не механическую сумму множества высказываний, зафиксированных в ходе т. н. социологических опросов общественного мнения, а органический продукт социальной жизни, некое коллективное суждение, возникающее в процессе и результате сложной социальной коммуникации, публичной дискуссии. Возникновение этого продукта предполагает наличие в обществе многих важных условий: общественности, осознающей себя в качестве субъекта социального поведения; обильного потока свободной и доступной массам информации по предмету обсуждения; интереса у масс к этой информации; способности масс артикулировать свою позицию; наконец, широкой сети безотказно функционирующих каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации.
Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определены. Как правило, в качестве объекта высказываний масс выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. В каждом конкретном случае содержание и др. характеристики общественного мнения (степень его единодушия, знак высказываний и т. д.) определяются рядом факторов — социально-демографической структурой высказывающейся общности, степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т. д. При этом процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, средств массовой информации и т. д. Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов, групп и слоев населения. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, напр., рабочих, молодежи, того или иного региона, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной организации и т. п. Т. о., применительно к названным общностям носителем (субъектом) общественного мнения может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее части — независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре общественное мнение может быть монистичным (единодушным) или плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. Отражающее несовпадающие интересы различных слоев населения, складывающиеся на различных по глубине уровнях общественного сознания, подвергающееся манипулированию со стороны СМИ, общественное мнение может быть в большей или меньшей степени адекватным реальному положению вещей или иллюзорным, содержащим ошибочные представления о действительности.
В различных демократических обществах привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, пресса и электронные средства массовой информации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, инспирируемые политическими, исследовательскими и иными интересами и принимающие форму референдумов, массовых обсуждений каких-либо проблем, совещаний экспертов, выборочных опросов населения и т. д.
Активность функционирования и фактическое значение общественного мнения в жизни различных обществ определяются существующими в обществе социально-политическими условиями — всеобщими, связанными с классовой структурой общества, мерой развитости в нем политической культуры масс и т. п., и специфическими, связанными с уровнем развития в обществе демократических институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений — слова, печати, собраний, а также наличием в обществе системы гарантий действенности общественного мнения. В условиях развитых (западных) демократий общественное мнение играет роль «пятой власти», выступая в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях, занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по различным общественными проблемам и тем самым регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе.
Лит.: Трушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967; Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978; Американское общественное мнение и политика. М., 1978; Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Горшков М. К. Общественное мнение. М., 1988; Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, периодическое издание ВЦИОМ, 1993—1998; Lippmann W. Public Opinion. N. Y., 1922; Berelson В., Yanowiti M. Reader in Public Opinion and Communication. N. Y, 1965; Childs H. Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton (N. J.), 1965; GallupG. The Sophisticated Poll Witchers Guide. Princeton (N. l.), 1972.
Б. А. Трушин

Источник: Новая философская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отд. личностей. Рассматриваемое с т. зр. взаимоотношения с социальными ин-тами или отд. лицами О. м. выступает в обществе в экспрессивной (в более узком смысле – контрольной), консультативной и директивной функциях – занимает определ. позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным обществ. проблемам. В зависимости от содержания суждений О. м. выступает в оценочной, аналитич., конструктивной и регулятивной функциях (в последнем случае О. м. вырабатывает или ассимилирует, заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т.д., и насаждает определ. нормы обществ, отношений). Наконец, в зависимости от формы суждений О. м. выступает в позитивной или негативной функциях. О. м. действует практически во всех сферах жизни общества, его объектом могут быть объективные и субъективные факты и явления. Вместе с тем О. м. высказывается не по всякому поводу, границы его суждений определяются рядом критериев. В качестве объекта высказываний общественности выступают, прежде всего, лишь те факты и события действительности, к-рые вызывают к себе обществ. интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Проблемы, по к-рым высказывается О. м., должны предполагать, далее, возможность расхождения в оценках, суждениях, т.е. заключать в себе больший или меньший момент дискуссионности. Наконец, эти проблемы должны быть доступны знанию и пониманию общественности, входить в сферу компетентности О. м. О. м. действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных составляющих общество групп – социальных, демографических, региональных, национальных, профессио-нальных, производственных, политических и др. В этом смысле можно говорить не только об О. м. всей страны, но и об О. м., напр., рабочего класса, молодежи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной партийной орг-ции и т.п. В рамках каждой такой общности носителем (субъектом) О. м. может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее структурные образования (группы) – независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они "за" или "против", образуют ли они "большинство" или "меньшинство". В соответствии с этим по своей структуре О. м. может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим из ряда несовпадающих друг с другом точек зрения. В каждом конкретном случае О. м. определяется рядом факторов – структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности, степенью совпадения (или расхождения) интересов различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т.п. Процесс формирования и функционирования О. м. может протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных ин-тов, а также являться результатом целенаправленного действия разного рода гос. учреждений, политич. орг-ций, науч. и др. центров. В качестве источника О. м. при этом могут выступать: 1) молва, слухи, сплетни; 2) индивидуальный опыт людей и, самое главное, 3) многочисл. формы обществ. опыта, оформляемого в разного рода сведения, поступающие к людям теми или иными способами (прежде всего это "опыт" ближайшего социального окружения людей, в особенности лидера группы – официального или неофициального, а также науч. знания, офиц. информация, сведения, поставляемые средствами массовой коммуникации – прессой, радио, телевидением и т.д.). Каждый из этих источников обладает определ. запасом истины и лжи, поэтому и формирующееся на их базе О. м. может быть в большей и меньшей степени истинным или ложным. Более близким образом соотношение элементов истины и лжи в О. м. определяется интересами субъекта О. м., а также интересами источника информации (степенью их заинтересованности в объективном знании). Кроме того, О. м. складывается на различных по глубине уровнях обществ. сознания – на уровне теоретич. знания (науки), с одной стороны, и на уровне обыденного сознания, с другой. Это также приводит к тому, что отражение действительности в О. м. может быть точным или ошибочным, адекватным или иллюзорным. При этом О. м., взятое в целом, как правило, не бывает только истинным или только ложным, но представляет собой сложное переплетение элементов истины и заблуждений. В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения О. м. являются: выборы органов власти, прямое участие масс в законодат. и исполнит. деятельности (т.н. непосредств. демократия, осуществляемая, напр., в рамках обществ. орг-ций, органов нар. самодеятельности и т.д.), пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и проч. Наряду с этим, широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т.п. интересом и принимающие форму референдумов, массовых обсуждений к.-л. проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов и т.д. Активность функционирования и фактич. значение О. м. в жизни общества определяются существующими социальными условиями – всеобщими, связанными с уровнем развития производит. сил, характером производств. отношений и массовой культуры, и специфическими, связанными с уровнем развития демократич. ин-тов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений – слова, печати, собраний, манифестаций. Огромное значение имеют и гарантии действенности О. м. Напр., степень влияния О. м. на отд. личность зависит от силы традиций, существующих в обществе в целом или в данной социальной среде, от прочности связей между индивидами в рамках группы (микросреды), от силы авторитета руководителей и т.п. Степень влияния О. м. на разного рода социальные, в частности гос. ин-ты, зависит от социально-политич. структуры власти, от реального отношения, существующего между носителем О. м. и социальными силами, осуществляющими власть. Фактическая роль О. м. в жизни общества прямо пропорциональна степени участия широких слоев населения в непосредственном руководстве общественной жизнью. О. м. – явление историческое. По мере развития общества меняются экономич., социальные, политич., технич. и др. условия функционирования О. м., и вместе с ними меняется его место в жизни общества, повышается роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется его субъект, структура (мера единодушия), повышается степень глубины и компетентности, следовательно, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т.д. Все эти процессы становятся особенно значительными в эпоху перехода от капитализма к коммунизму, что связано, в первую очередь, с качеств. изменениями в социальной природе общества, с ликвидацией его антагонистич. структуры. Огромную роль играют преобразования в политич. и экономич. организации общества, идущие в направлении изменения удельного веса гос. и обществ. органов, все большего привлечения к управлению обществом широких нар. масс. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 18, с. 473–74; т. 25, с. 392, 458; т. 26, с. 224; т. 27, с. 111, 185, 230–32, 374; т. 28, с. 226; т. 33, с. 15; его же, Первонач. вариант статьи "Очередные задачи Сов. власти", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; Коммунисты и демократия. Материалы обмена мнениями, состоявшегося в редакции журн. "Проблемы мира и социализма", Прага, январь, 1963, Прага, 1964; Келле В., Ковальзон М., Формы обществ. сознания, М., 1959; Ядов В. ?., К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; Уледов А. К., О. м. сов. общества, М., 1963; Парыгин Б. Д., Обществ. настроение, его природа и динамика, в кн.: Проблемы обществ. психологии, М., 1965; Bogardus E., The making of public opinion, N. Y., 1951; Вerelson B. R., Janowitz M. [ed. ], Reader in public opinion and communication, 2 ed., Glencoe, 1953; Society for the psychological study of social issues. Public opinion and propaganda, ed. D.Katr [a. o. ], N. Y., 1954; "The British Journal of Sociology", 1955, v. 6, No 2; Sauvy ?., L´opinion publique, P., 1956. Б. Грушин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
125.11 кб

Журналистика и общественное мнение

Федотова Л. Н.
В статье рассматривается взаимосвязь между журналистикой и общественным мнением.
Читать PDF
76.96 кб

Проблемы семьи в общественном мнении

Боков Михаил Борисович
Author discusses ways to stop the process of depopulation of Russia.
Читать PDF
321.14 кб

Активы и ресурсы общественного мнения

Левада Юрий
Within data of public opinion surveys, it is possible, providing a certain simplification, to select two levels: the level of 'active' judgements immediately connected with certain actions (willingness to buy something, to partici
Читать PDF
228.78 кб

СССР и СНГ в общественном мнении России

Седов Л. А.
The article deals with the attitudes of the Russian people towards the collapse of the USSR and the new phantom alliance, the CIS.
Читать PDF
336.35 кб

Общественное мнение о монетизации льгот

Хахулина Людмила
Population attitude to the reform aimed at substitution of natural privileges by money compensation is analyzed in the paper.
Читать PDF
112.92 кб

Общественное мнение: исторический обвал

Сергей Николюк
Трёхзначная инфляция и почти трёхкратная девальвация национальной денежной единицы привели белорусское общество в состояние шока. Все социальные индикаторы опустились до исторических минимумов.
Читать PDF
304.19 кб

Общественное мнение у горизонта столетий

Левада Юрий
The century horizon is the greatest century boundary open to ordinary sight. The time structure in a "century" case is set forth by imagination, expectation of, etc.
Читать PDF
485.29 кб

Общественное мнение о коррупции в России

Кофанова Елена Николаевна, Петухов Владимир Васильевич
Vladimir Petukhov and Elena Kofanova focus in their report "Public Opinion on Corruption in Russia" on the attitude of people towards corrupted power institutions and law enforcement bodies, on the perception of the reasons for co
Читать PDF
92.03 кб

Общественное мнение перед выборами 2007 г

Белинская Дина Викторовна, Жуликова Ольга Валентиновна, Налетова Ирина Владимировна
The article analyzes the results of sociological research which demonstrates Tambov citizens' preferences in relation to their social health, political commitment, perception of political parties' activity, major public authoritie
Читать PDF
246.21 кб

Сущность и структура общественного мнения

Вейт Сергей Михайлович
В статье сделана попытка определения сущности и структуры общественного мнения. Общественное мнение специфический продукт общения людей.
Читать PDF
366.39 кб

Общественное мнение и социальная политика

Зубова Ларис
The Monitoring of social and economic change enables to estimate the consequences of social policy, in particular on the basis of the dynamics of such generalised estimates as people's attitude towards life, observance of social r
Читать PDF
213.79 кб

Мониторинг общественного мнения в регионе

Левада Юрий
Читать PDF
7.90 мб

Образ Кореи в общественном мнении россиян

Овакимян Адель Грачиевна
Читать PDF
2.97 мб

Координата будущего в общественном мнении

Дубин Борис Владимирович
В статье развиты основные тезисы сообщения на организованном МВШСЭН и Интерцентром XVII ежегодном международном симпозиуме «Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии» (Москва, 30 января 2010).
Читать PDF
554.38 кб

Общественное мнение в республиканском Риме

Гаспаришвили Александр Тенгизович, Зотова Лилия Викторовна
В статье исследуется вопрос о формах проявления и роли общественного мнения в республиканском Древнем Риме.

Похожие термины:

  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

    анкета, задача которой – узнать мнение людей по какому-либо вопросу, что позволяет предвидеть итоги политического голосования (анкета Галлапа), определить способности и свойства характера персон
  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

    оценка групповым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с позиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. формируется в условиях, когда в стране или в определенной соц.