ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отношения людей в процессе производства) определяет общественное сознание (отражение в духовной жизни людей их общественного бытия), но второе оказывает обратное воздействие на первое.

Источник: Тематический философский словарь

Общественное бытие и общественное сознание
категории социальной философии марксизма. Общественное бытие это материальный базис общества, основу которого составляют производство, материальные (в том числе природные) условия жизни общества, экономические отношения между людьми (производственные отношения). Общественное сознание это совокупность форм духовной жизни общества (идей, учений, представлений и т.п.), выработанных в ходе взаимодействия людей на протяжении всей истории. К основным формам О.с. относятся политические и правовые представления, мораль, искусство, религия, философия. Каждая из этих форм существует на двух уровнях: общественной психологии и идеологии. Общественная психология это обыденное, массовое, стихийное сознание людей. Идеология это упорядоченные, основанные на обширном социально-историческом опыте системы представлений в области политики, права, морали, искусства, религии, философии. С точки зрения марксизма общественное бытие оказывает определяющее влияние на формирование и развитие общественного сознания.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
две взаимосвязанные стороны жизни общества. Общественное бытие — это экономическая, материальная жизнь людей — производство материальных благ и те отношения, в к-рые люди вступают в процессе этого производства (производственные отношения). Под общественным сознанием понимается духовная, идеологическая жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории (Формы общественного сознания). Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с.— это вопрос о том, что является первичным, главным в общественной жизни, определяет ее развитие и что выступает как производное, зависимое. Все мыслители до Маркса придерживались того взгляда, что именно духовная жизнь определяет развитие общества, все остальные сферы деятельности людей. Лишь марксизм увидел основу социальной жизни в общественном бытии, доказал, что характер идей, взглядов, представлений людей зависит в конечном счете от уровня производства материальных благ, определяется тем положением, к-рое люди занимают в системе общественного производства. Вместе с тем марксизм показал, что отношения между О. б. и о. с. сложны и противоречивы. Общественное бытие непосредственно воздействует на общественное сознание лишь в первобытном обществе, а когда появляются классы, государство, связь между О. б. и о. с. осуществляется через деятельность государства и партий, через сложную систему политических и правовых отношений. В рамках общей зависимости от общественного бытия различные формы общественного сознания обладают известной относительной самостоятельностью. На определенных этапах общественное сознание может не только отставать от развития материальной жизни общества, но и опережать его, что выражается, напр., в научном предвидении. Так, Ленин еще до начала крушения капитализма предвидел возникновение разнообразных форм диктатуры пролетариата. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в преемственности его развития. На развитие общественного сознания влияют не только изменения общественного бытия, что является главным, но и достижения духовной жизни прошлого. Так возникает преемственная связь между взглядами, представлениями, теориями различных поколений. Относительная самостоятельность общественного сознания связана с его активностью. Хотя общественное сознание и не определяет хода истории, оно не пассивно отражает общественное бытие, а активно воздействует на него. Идеи, теории, к-рыми руководствуются в своей деятельности группы людей, классы, становятся материальной силой: эти идеи или ускоряют развитие общества, если они прогрессивные, или тормозят его, если они выражают интересы реакционных социальных слоев. Особенно возрастает роль общественного сознания с уничтожением частной собственности, когда законы развития общества начинают сознательно использоваться людьми в их собственных интересах.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Общественное бытие и общественное сознание
две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальную жизнь об-ва, производство материальных благ и те отношения (в классовом об-ве — классовые) , в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с. — это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и пр. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. представляет конкретизацию осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.—Ред.), изменяют вместе с этой действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 25). Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через посредство массы промежуточных звеньев, каковы государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с. В этих условиях непосредственное выведение О. с. из материальных отношений приводит к вульгаризации и упрощению. В то же время марксизм требует видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие самого О. б. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды роль О. с. может стать и становится даже решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с, ибо духовные представления — научные, философские, художественные и прочие идеи — зависят от накопленного ранее материала и подчиняются также определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с, т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, и только борьба между новыми и старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. Марксистское учение об О. б. и о. с. имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.

Источник: Философский словарь. 1963

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЁ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ,
категории историч. материализма, выработанные для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Обществ. бытие - это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч. общества и существующие независимо от обществ. сознания. «Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда» (Л ен и н В. И., ПСС, т. 18, с. 345).
Обществ. сознание - духовная сторона историч. процесса - представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определ. внутр. структурой, включающей различные уровни (теоретич. и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).
Домарксовый материализм, рассматривая человека лишь как природное существо, не преодолел идеалистич. понимания истории и сущности самого человека. Историч. материализм, выделяя обществ. бытие как специфич. форму материального, исходит из того, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Это положение закладывает основу для последоват. проведения материализма в области истории, выявления зависимости обществ. сознания от обществ. бытия, для науч. объяснения места и роли обществ. сознания в развитии общества.
Историч. материализм исходит из того, что обществ. сознание, как и сознание вообще, есть отражение бытия. «Общественное сознание отражает общественное бытие - вот в чем состоит учение Маркса» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 343). При этом в соответствии с принципами теории познания диалектич. материализма это отражение рассматривается не как пассивный рефлекс, не как мертвое, зеркальное отражение, а как сложный диалектич. процесс, как результат активного, деятельного отношения человека к действительности. Такое понимание обществ. сознания, во-первых, в соответствии с принципом детерминизма устанавливает причинную зависимость обществ. сознания от его материальной основы (это - необходимая филос. предпосылка его науч. анализа); во-вторых, противостоит как идеалистич. представлениям о субстанциальности обществ. сознания, так и метафизич. отрицанию активности субъекта отражения; в-третьих, установление зависимости обществ. сознания именно от обществ. бытия включает обществ. сознание в систему закономерных связей социального целого.
Историч. материализм признает относит. самостоятельность обществ. сознания, в развитии к-рого существует преемственность, взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм. Т. о., обществ. сознание в качестве самостоят. целостности оказывает активное обратное влияние на обществ. бытие и всю обществ. жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед обществом проблем. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в обществ. сознании реальных закономерностей и потребностей обществ. развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения обществ. бытия, от связи сознания с практич. деятельностью. Роль обществ. сознания в практич. деятельности масс особенно возрастает в условиях социализма. Поскольку развитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономич. и социальных закономерностей, то в этих условиях значительно расширяются возможности сознат. воздействия на обществ. бытие, достижения сознательно поставленных целей общества.

Источник: Советский философский словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве — классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же О. с. есть не что иное, как “осознанное бытие”, т. е. отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в “Немецкой идеологии”: “...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.— Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание” (Избр. соч. Т. 2. С. 20). Марксизм показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы “вплетено” в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п. О. с. обладает сложной внутренней структурой, изучение к-рой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т. п. В самом общем виде в структуре О. с. выделяют его уровни и формы. Уровнями О. с. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (Социальная психология), и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Формы О. с. представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие самого О. б. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды при зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Диалектико-материалистическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет большое методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.

Источник: Философский энциклопедический словарь