ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ
символич. коллективные действия, воплощающие релит, представления и идеи и направленные на сверхъестеств. иллюзорные объекты. О. р. представляют собой важнейший компонент культа религ. Вера в сверхъестественное, лежащая в основе всякой религиозности, предполагает также веру в наличие двусторонних отношений между человеком и сверхъестеств. объектами. О. р. выступают как способы реализации этих отношений, способы воздействия религ. человека на сверхъестественное. Древнейшей формой О. р., по-видимому, является магия, служившая иллюзорным средством практического воздействия первобытн. людей на окружающий мир. В совр. мир. религиях О. р. образуют сложную систему ритуальных действий, в центре к-рой находится богослужение, т. е. коллективный О. р., совершаемый верующими в церкви или ином спец. месте. О. р. являются важным средством идейного и эмоц.-психологич. воздействия на верующих, они формируют систему привычных религ. образов и представлений в их сознании и культовых стереотипов в их поведении. О. р. отличаются большим консерватизмом. Их многократное повторение превращается в привычку, становится потребностью верующего. Перед мн. церквами в наст. вр. стоит проблема приспособления архаических по своему происхождению О. р. к современности.

Источник: Атеистический словарь

Обряды религиозные
совокупность определенных действий, к-рые якобы могут оказать влияние на естественный ход вещей и воздействовать на сверхъестественные силы. О. р. являются обязательной принадлежностью любого религ. культа. Свое происхождение ведут от древн. магии и колдовства. Как правило, отправление О. р. связано с различными важными событиями в жизни человека: рождением, вступлением в брак и т. д. Для разных религий характерны свои специфические обряды, учитывающие особенности того или иного вероисповедания. О. р. используются церковью как сильное средство эмоционального воздействия на человека. Этому способствует вся обстановка в церкви или молитвенном доме при совершении О. р.
О. р. — тщательно продуманный ритуал, сопровождаемый молитвами, музыкой, хоровым пением и т. д. Церковь использует естественную потребность человека в эмоционально-психологической разрядке в моменты сильного напряжения, а также потребность в общении, эстетические потребности. Учитывая это, следует противопоставить религ. обрядности качественно иные, гражданские праздники и церемонии. Сохраняя эмоциональную насыщенность, они должны быть лишены религ. содержания. Советские народные праздники и обряды, отражая принципиально новые отношения между людьми, являются действенным средством воспитания человека коммунистического об-ва.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ОБРЯДЫ религиозные
совокупность совершаемых по определенным правилам действий, к-рым верующие придают религиозное, по сути магич., колдовское значение. О. р. составляют неотъемлемую часть всякого религ. культа и опьяняюще влияют на воображение и чувства верующих. Ведущую роль в их совершении выполняет духовенство (жречество, шаманы). Система многочисл. О. р., привычных для верующих, позволяет духовенству оказывать на людей повседн. религ. воздействие и получать к тому же громадные доходы в виде платы за совершение обрядов. О. р. возникли в глубокой древности на основе первобытной магии, к-рой в то время сопровождались все наиболее важные моменты жизни людей - охота, изготовление орудий и оружия, рождение ребенка и т. п. Олицетворяя стихийные природные силы, первобытные люди верили, что посредством магич. обрядов можно воздействовать на эти силы - задобривать и тем приобретать их милость или заколдовывать и тем парализовать их «злую волю». Именно в обрядах по преимуществу находили выражение религии древности. Ф. Энгельс, говоря о древних религиях Востока, отмечал, что во всех них «главным была обрядность» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 19, с. 313), и указывал на такие ее проявления, как жертвоприношения, процессии, вост. предписания относительно пищи, омовения.
Возникшее в Римской империи в период кризиса рабовладельч. общества христианство перенесло внимание с внешней обрядности на внутр. религиозность людей. Это способствовало тому, что его распространение не ограничилось охватом к.-л. одного народа, а произошло среди мн. народов и превратило христианство в т. н. мировую религию (христианство в этом отношении отчасти повторило историю буддизма, а затем эту историю в какой-то мере повторил и ислам). Однако дальнейшее развитие христ. культа, возникновение христ. духовенства, складывание иерархии, образование церкви, а также ассимиляция элементов прежних культов, связанная с широким распространением христианства, привели к тому, что и в нем были разработаны многочисл. О. р. Как правило, они заимствованы из более ранних религий, но приспособлены к требованиям христ. догматики.
Пышные О. р., характерные для православия и католицизма, были значительно сокращены и упрощены возникшими в период Реформации протестантскими церквами и сектами, к-рые т. о. выполняли бурж. требование «дешевой церкви». Однако и в протестантизме О. р. занимают большое место. В XX в. в лютеранской, кальвинистской и англиканской церквах, а также в ряде протестантских сект вместе с упадком влияния религии в пар. массах наметилась тенденция к усилению обрядности как средства воздействия на чувства людей. В частности, в СССР расширяют обрядность еванг. христиане-баптисты. Развитая система О. р. в наст. вр. существует также в буддизме, исламе, индуизме, иудаизме и др. религиях. Привычка к исполнению О. р., как и к участию в религ. праздниках, - один из наиболее стойких консервативных пережитков в создании людей. Поскольку религ. обрядность во многом рассчитана на удовлетворение эстетич. потребностей людей, важным средством противодействия ее тлетворному влиянию служит создание традиции красочных безрелигиозных церемоний, приурочиваемых к наиболее знаменат. событиям в жизни человека - к рождению ребенка, началу трудовой деятельности, совершеннолетию, вступлению в брак и т. п.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
132.25 кб

Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев

Лар Леонид Алексеевич
Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев сложная, развитая, складывавшаяся на протяжении тысячелетий система, это целый мир.
Читать PDF
163.29 кб

К вопросу о религиозных обрядах и верованиях абазин

Камбачокова М. Ю.
В статье дается краткая характеристика религиозных обрядов и верований абазин в различные периоды становления и развития этноса, выявляется общее с культурой соседствующих народов и особенное в традиционной культуре абазин с целью
Читать PDF
353.59 кб

Роль воды в религиозно-магических представлениях и обрядах мордвы

Девяткина Татьяна Петровна, Жаткин Дмитрий Николаевич
Актуальность и цели. Исследование данной темы имеет особую актуальность в связи с возрастающей верой в обрядовую воду.
Читать PDF
637.92 кб

Отражение религиозной идентичности в семейной обрядности томских татар

Чигрина Елена Владимировна
Рассмотрена идентичность татар, проживающих на территории Томской области. Анализируются формирование мусульманской идентичности и её трансформация с течением времени.
Читать PDF
440.17 кб

Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной

Жидкова Елена
Статья посвящена истории внедрения гражданских праздников и обрядов в годы «оттепели», когда возродился интерес к обрядотворчеству и поиску праздников, созвучных секуляризованному мироощущению советского гражданина послевоенной по
Читать PDF
253.50 кб

К вопросу о классификации религиозно-обрядовой практики в культуре древних майя

Иванов Павел Васильевич, Колесников Сергей Сергеевич
This paper is dedicated to the detailed analysis of the archaelogical records, iconographic representations as well as written texts (Popol Vuh, Diego de Landa's" On the Things of Yucatan") and oral traditions.
Читать PDF
452.11 кб

Аудиовизуальное документирование удмуртских религиозных обрядов в советское время

Карм Светлана
20 февраля 2013 г.
Читать PDF
85.40 кб

Религиозная обрядность православного населения Южного Урала в 60–70-е годы XX века

Попова К. Ю.
Данная статья посвящена одному из основных аспектов религиозной политики государства – вопросу религиозной обрядности населения.
Читать PDF
1.05 мб

Обеспечение отправления религиозных обрядов русским военнопленным в Японии в 1904-1905 гг

Жукова Л. В.
Цель статьи показать, как формировался штат священников, привлекавшихся для служения у русских военнопленных, как относилось к этой проблеме правительство Японии, какие трудности возникали при подборе кандидатур, как складывались
Читать PDF
122.66 кб

Похоронная обрядность в аспекте особенностей популярной религиозности современных японцев

Лисовик Анастасия Борисовна
В статье рассматривается комплекс верований, связанный с похоронной обрядностью. Для японца не имеет принципиального значения, что произойдет с его телом после смерти.
Читать PDF
304.45 кб

Этническая специфика в религиозных обрядах ойратов и калмыков: к вопросу о бытовании цама

Бакаева Э. П.
Читать PDF
162.47 кб

Отражение представлений о материальном благополучии в религиозно-обрядовых действиях китайцев

Середа А. В.
В структуре ценностей китайской цивилизации, опирающейся на ядро традиционных ценностных представлений, материальное благополучие с древности занимало значительное место, что отразилось в многочисленных ритуалах и обрядах, причем
Читать PDF
17.33 мб

Зевс минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах)

Борухович Владимир Григорьевич
Читать PDF
220.46 кб

«Диковинный» обряд вызова дождя в религиозной практике населения Прикаспийского Дагестана (652/653 г

Гмыря Людмила Борисовна
На основе исторических данных рассматривается содержание обряда вызова дождя, практиковавшегося номадами раннего средневековья Прикаспийского Дагестана.
Читать PDF
1.14 мб

Религиозные верования и обряды удмуртов Уфимской и Пермской губерний в начале XX века (экспедиционны

Садиков Ранус Рафикович
В статье дается источниковедческий анализ неопубликованных полевых материалов финского этнолога У. Хольмберга (Харвы): записи, зарисовки, фотографии, собранные им в ходе экспедиции 1911 г.