символич. коллективные действия, воплощающие релит, представления и идеи и направленные на сверхъестеств. иллюзорные объекты. О. р. представляют собой важнейший компонент культа религ. Вера в сверхъестественное, лежащая в основе всякой религиозности, предполагает также веру в наличие двусторонних отношений между человеком и сверхъестеств. объектами. О. р. выступают как способы реализации этих отношений, способы воздействия религ. человека на сверхъестественное. Древнейшей формой О. р., по-видимому, является магия, служившая иллюзорным средством практического воздействия первобытн. людей на окружающий мир. В совр. мир. религиях О. р. образуют сложную систему ритуальных действий, в центре к-рой находится богослужение, т. е. коллективный О. р., совершаемый верующими в церкви или ином спец. месте. О. р. являются важным средством идейного и эмоц.-психологич. воздействия на верующих, они формируют систему привычных религ. образов и представлений в их сознании и культовых стереотипов в их поведении. О. р. отличаются большим консерватизмом. Их многократное повторение превращается в привычку, становится потребностью верующего. Перед мн. церквами в наст. вр. стоит проблема приспособления архаических по своему происхождению О. р. к современности.
ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ
ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ
Источник: Атеистический словарь
Обряды религиозные
совокупность определенных действий, к-рые якобы могут оказать влияние на естественный ход вещей и воздействовать на сверхъестественные силы. О. р. являются обязательной принадлежностью любого религ. культа. Свое происхождение ведут от древн. магии и колдовства. Как правило, отправление О. р. связано с различными важными событиями в жизни человека: рождением, вступлением в брак и т. д. Для разных религий характерны свои специфические обряды, учитывающие особенности того или иного вероисповедания. О. р. используются церковью как сильное средство эмоционального воздействия на человека. Этому способствует вся обстановка в церкви или молитвенном доме при совершении О. р.
О. р. — тщательно продуманный ритуал, сопровождаемый молитвами, музыкой, хоровым пением и т. д. Церковь использует естественную потребность человека в эмоционально-психологической разрядке в моменты сильного напряжения, а также потребность в общении, эстетические потребности. Учитывая это, следует противопоставить религ. обрядности качественно иные, гражданские праздники и церемонии. Сохраняя эмоциональную насыщенность, они должны быть лишены религ. содержания. Советские народные праздники и обряды, отражая принципиально новые отношения между людьми, являются действенным средством воспитания человека коммунистического об-ва.
О. р. — тщательно продуманный ритуал, сопровождаемый молитвами, музыкой, хоровым пением и т. д. Церковь использует естественную потребность человека в эмоционально-психологической разрядке в моменты сильного напряжения, а также потребность в общении, эстетические потребности. Учитывая это, следует противопоставить религ. обрядности качественно иные, гражданские праздники и церемонии. Сохраняя эмоциональную насыщенность, они должны быть лишены религ. содержания. Советские народные праздники и обряды, отражая принципиально новые отношения между людьми, являются действенным средством воспитания человека коммунистического об-ва.
ОБРЯДЫ религиозные
совокупность совершаемых по определенным правилам действий, к-рым верующие придают религиозное, по сути магич., колдовское значение. О. р. составляют неотъемлемую часть всякого религ. культа и опьяняюще влияют на воображение и чувства верующих. Ведущую роль в их совершении выполняет духовенство (жречество, шаманы). Система многочисл. О. р., привычных для верующих, позволяет духовенству оказывать на людей повседн. религ. воздействие и получать к тому же громадные доходы в виде платы за совершение обрядов. О. р. возникли в глубокой древности на основе первобытной магии, к-рой в то время сопровождались все наиболее важные моменты жизни людей - охота, изготовление орудий и оружия, рождение ребенка и т. п. Олицетворяя стихийные природные силы, первобытные люди верили, что посредством магич. обрядов можно воздействовать на эти силы - задобривать и тем приобретать их милость или заколдовывать и тем парализовать их «злую волю». Именно в обрядах по преимуществу находили выражение религии древности. Ф. Энгельс, говоря о древних религиях Востока, отмечал, что во всех них «главным была обрядность» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 19, с. 313), и указывал на такие ее проявления, как жертвоприношения, процессии, вост. предписания относительно пищи, омовения.
Возникшее в Римской империи в период кризиса рабовладельч. общества христианство перенесло внимание с внешней обрядности на внутр. религиозность людей. Это способствовало тому, что его распространение не ограничилось охватом к.-л. одного народа, а произошло среди мн. народов и превратило христианство в т. н. мировую религию (христианство в этом отношении отчасти повторило историю буддизма, а затем эту историю в какой-то мере повторил и ислам). Однако дальнейшее развитие христ. культа, возникновение христ. духовенства, складывание иерархии, образование церкви, а также ассимиляция элементов прежних культов, связанная с широким распространением христианства, привели к тому, что и в нем были разработаны многочисл. О. р. Как правило, они заимствованы из более ранних религий, но приспособлены к требованиям христ. догматики.
Пышные О. р., характерные для православия и католицизма, были значительно сокращены и упрощены возникшими в период Реформации протестантскими церквами и сектами, к-рые т. о. выполняли бурж. требование «дешевой церкви». Однако и в протестантизме О. р. занимают большое место. В XX в. в лютеранской, кальвинистской и англиканской церквах, а также в ряде протестантских сект вместе с упадком влияния религии в пар. массах наметилась тенденция к усилению обрядности как средства воздействия на чувства людей. В частности, в СССР расширяют обрядность еванг. христиане-баптисты. Развитая система О. р. в наст. вр. существует также в буддизме, исламе, индуизме, иудаизме и др. религиях. Привычка к исполнению О. р., как и к участию в религ. праздниках, - один из наиболее стойких консервативных пережитков в создании людей. Поскольку религ. обрядность во многом рассчитана на удовлетворение эстетич. потребностей людей, важным средством противодействия ее тлетворному влиянию служит создание традиции красочных безрелигиозных церемоний, приурочиваемых к наиболее знаменат. событиям в жизни человека - к рождению ребенка, началу трудовой деятельности, совершеннолетию, вступлению в брак и т. п.
Возникшее в Римской империи в период кризиса рабовладельч. общества христианство перенесло внимание с внешней обрядности на внутр. религиозность людей. Это способствовало тому, что его распространение не ограничилось охватом к.-л. одного народа, а произошло среди мн. народов и превратило христианство в т. н. мировую религию (христианство в этом отношении отчасти повторило историю буддизма, а затем эту историю в какой-то мере повторил и ислам). Однако дальнейшее развитие христ. культа, возникновение христ. духовенства, складывание иерархии, образование церкви, а также ассимиляция элементов прежних культов, связанная с широким распространением христианства, привели к тому, что и в нем были разработаны многочисл. О. р. Как правило, они заимствованы из более ранних религий, но приспособлены к требованиям христ. догматики.
Пышные О. р., характерные для православия и католицизма, были значительно сокращены и упрощены возникшими в период Реформации протестантскими церквами и сектами, к-рые т. о. выполняли бурж. требование «дешевой церкви». Однако и в протестантизме О. р. занимают большое место. В XX в. в лютеранской, кальвинистской и англиканской церквах, а также в ряде протестантских сект вместе с упадком влияния религии в пар. массах наметилась тенденция к усилению обрядности как средства воздействия на чувства людей. В частности, в СССР расширяют обрядность еванг. христиане-баптисты. Развитая система О. р. в наст. вр. существует также в буддизме, исламе, индуизме, иудаизме и др. религиях. Привычка к исполнению О. р., как и к участию в религ. праздниках, - один из наиболее стойких консервативных пережитков в создании людей. Поскольку религ. обрядность во многом рассчитана на удовлетворение эстетич. потребностей людей, важным средством противодействия ее тлетворному влиянию служит создание традиции красочных безрелигиозных церемоний, приурочиваемых к наиболее знаменат. событиям в жизни человека - к рождению ребенка, началу трудовой деятельности, совершеннолетию, вступлению в брак и т. п.