ОБРАЗ ЖИЗНИ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Образ жизни
достаточно жесткая последовательность действий в поведении человека, определяемая его общественным положением.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Образ жизни
философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ОБРАЗ ЖИЗНИ
философско-социологическая категория, отражающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы или общества в единстве с условиями жизни (труд, быт, общественная деятельность). Образ жизни формируется под воздействием природных социально-экономических и культурных условий и реализуется в процессе социально-преобразующей и социокультурной (творческой) деятельности людей.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ОБРАЗ ЖИЗНИ
философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом, которая рассматривается в единстве с материальными и духовными условиями жизни, определяющими ее. С помощью этого понятия можно показать, как живут люди в том или ином обществе, какие цннности являются определяющими, как общество создает условия для творчества и развития способностей человека.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Образ жизни
единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни. С помощью этого понятия можно показать, как живет человек в том пли ином обществе; как общество создает условия для реализации творческих сил и способностей индивидов.

Источник: Человек и общество. Культурология

ОБРАЗ ЖИЗНИ
философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Она дает возможность комплексно рассматривать осн. сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, включая семейно-брачные отношения, образование и культуру, общественную жизнь, включая национальные отношения и антиобщественные явления, выявлять ценностные ориентации людей и причины их поведения (стиля жизни), обусловленного укладом (социально-экономическим строем), уровнем (материальным благосостоянием) и качеством (духовным благосостоянием) жизни. Различают нормативно-формационный и социально-исторический О. ж. (определенного индивида, социальной группы, об-ва). В свою очередь, тот и другой разделяются на частные разновидности по различным критериям (сельский и городской, упорядоченный и беспорядочный, трудовой и паразитический и т. д.). Преломление нормативно-формационных О. ж. в социально-исторических О. ж. порождает богатство форм человеческой цивилизации.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБРАЗ ЖИЗНИ
совокупность особенностей жизнедеятельности людей (нации, класса, личности и др.), обусловленных характером общественно-экономической формации. Охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, быт, культуру, общественно- политическую жизнь и т.д. В каждой общественно-экономической формации на первый план выступают черты, свойственные О. ж. основного класса этой формации. Буржуазный О. ж. отличается антагонистическими противоречиями между интересами личности и общества, социальным неравенством, культом наживы, насилия, негуманным отношением к человеку, индивидуализмом, национализмом. Напротив, в основе социалистического О. ж. заложены подлинный демократизм и гуманизм, социальное равенство, чувства человеческого достоинства, общественного долга, товарищеской взаимопомощи, уважение к трудящемуся человеку, интернационализм и патриотизм. «Развитие социалистического образа жизни,— говорится в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, означает создание максимума возможностей для утверждения коллективизма, сплоченности общества, роста активности личности (Материалы XXVII съезда КПСС, с. 51). Рабочий класс является осн. носителем принципиальных черт социалистического О. ж.
Буржуазные концепции О. ж. («американского, «западного» О. ж.) призваны представить капиталистический строй в идеализированном виде, скрыть его эксплуататорскую природу и антигуманную сущность. Выдвинутые западной социологией и пропагандой в кон. 60-нач. 70-х гг. концепции «качества жизни» призваны были доказать, что решение коренных социальных проблем возможно на основе сотрудничества всех классов буржуазного общества. Однако действительно новое качество жизни возникает лишь в процессе коренных преобразований в способе производства, в системе собственности на средства производства, ведущих к ликвидации эксплуатации и утверждению социального равенства. По мнению ряда западных идеологов, материально-вещественные и психологические условия жизнедеятельности людей в современном мире, в период научно-технической революции сближаются независимо от типа общественно-экономической системы. Защищая тезис о «конвергенции» О. ж. при социализме и капитализме, буржуазные ученые исходят из утверждения о превосходстве капиталистической цивилизации, ее социальных и нравственных ценностей, фактически стремятся к. «вестернизации» социалистического О. ж. Социалистический О. ж. утверждается в процессе преодоления противоречий и трудностей периода строительства социализма. Его становлению в решающей мере должна содействовать последовательная стратегическая лини» на перестройку, на расширение гласности и демократии, на радикальную экономическую реформу.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

ОБРАЗ ЖИЗНИ,
философско-социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, к-рая берется в единстве с условиями жизни. Дает возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать осн. сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, обществ. жизнь и культуру, выявлять причины их поведения (стиль жизни), обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются формационный О. ж. (феодальный, буржуазный, социалистический) и социально-историч. О. ж. (индивида, социальной группы, общества на определ. этапе развития, напр. О. ж. совр. сов. общества). В свою очередь тот и другой разделяются на частные О. ж. по различным критериям (напр., городской и сельский и т. п.).
В условиях социализма обращение к категории О. ж. используется для повышения науч. обоснованности социально-экономич. планирования, управления социальными процессами путем комплексного подхода к его объектам. С этой целью О. ж. условно расчленяется на блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и обществ.-политич. деятельности (включая показатели брака и семьи, образования, нац. отношений и др.), сопряженные с показателями условий жизни - материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную (базовую) модель О. ж., к-рая затем преобразуется в поисковую и нормативную прогностич. модели (см. Прогнозирование), на основе сопоставления к-рых вырабатываются соответствующие рекомендации.
Категория О. ж. имеет также большое значение в идеологич. борьбе социализма и капитализма.
Бурж. О. ж. отличается индивидуализмом, отсутствием подлинного демократизма, негуманным отношением к человеку, социальным пессимизмом, попиранием человеч. достоинства, аптагонистич. противоречиями между интересами личности и общества, шовинизмом и национализмом, культом наживы, насилия.
Для социалистич. О. ж., в противоположность буржуазному, характерны коллективизм, подлинный демократизм и гуманизм, социальный оптимизм, чувства человеч. достоинства, обществ. долга, товарищеской взаимопомощи, интернационализм и патриотизм, уважение к труду и трудящемуся человеку, социальное равноправие, бережное отношение к культуре, к духовным ценностям, высокая сознательность, непримиримость к недостаткам, социальная активность, основанная на развитии чувства ответственности каждого за дела своего коллектива и общества в целом.
Для совр. сов. общества характерно преобладание черт социалистич. О. ж., наличие нек-рых пережитков О. ж., свойственного прежним этапам историч. развития общества, с к-рыми ведется борьба, а также ростков будущего коммунистич. О. ж., к-рые всемерно развиваются в процессе коммунистич. строительства.

Источник: Советский философский словарь

Образ жизни

Системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования. Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств. трудовая деятельность человека. О.ж. - это прежде всего "культура потребления" разл. социальных благ, отличающаяся у разных народов и у разных социальных страт выраженной спецификой.
В О.ж. как систему частично входят и нек-рые элементы материально-производящей практики в виде домашнего хозяйства (средств непосредств. жизнеобеспечения) - обустройства жилого пространства, обеспечения продуктами питания, одеждой и предметами повседневного обихода, энергообеспечение, санитарно-гигиенич. практика и т.п. Др. важной составляющей О.ж. является рекреация людей - восстановление их энергозатрат, снятие психич. напряжений, оздоровление и пр., осуществляемые в разл. формах отдыха, питания, активного или пассивного досуга, лечения, приема тонизирующих средств и т.п. Существ. место в рекреативных процессах занимает игровая досуговая практика - активная физич. и интеллектуальная или пассивная (спортивное "боление" и др.). Помимо того, О.ж. включает и процессы саморазвития человека (физич., интеллектуального, эстетич., творческого и пр.), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирование (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботы о собств. имидже, элементы религ. и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т.п.) и пр. В О.ж. можно выделить такие параметры, как жизненный уклад (организационно-регулятивная составляющая), уровень жизни (характеристика объема и качества потребляемых социальных благ), стиль жизни (социально-эстетич. составляющая) и др.
О.ж. - высоконормативная сфера обыденной жизнедеятельности людей, характеристики к-рой в существ. мере определяются и этнокультурными традициями данного народа, и особенно его социальной стратификацией (нек-рые культурные черты к-рой могут иметь и сравнительно интернац. характер). Сословная и социально-проф. принадлежность человека, его происхождение, воспитание, образование, вероисповедание, половозрастные критерии и т.п. обычно оказывают заметное влияние на параметры его О.ж. (размеры материального достатка, сфера занятости, профиль социальных и интеллектуальных интересов, сословные и религ. нормы поведения, формы престижного потребления и стиля и пр.) Осн. регулятивными механизмами О.ж. являются обычай и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии социальной престижности. В параметрах О.ж. реализуется существ. часть ценностных ориентаций людей, опредмечиваются нормы их морали и нравственности, этикета, мировоззрения, социальных стандартов и т.п.
Несмотря на преимущественно традиц. характер механизмов воспроизводства и высокий уровень устойчивости параметров О.ж., его не следует считать явлением абсолютно статическим. О.ж. исторически формируется на основе реальной социальной практики людей по осуществлению коллективного общежития и удовлетворения их наиболее типичных личных и групповых интересов и потребностей обыденного характера в относительно типичных условиях жизни данной социальной группы людей, однако по мере изменения этих условий меняются и соответствующие параметры О.ж. В этом плане О.ж. отличается сравнительно высокой адаптивной пластичностью, особенно когда речь идет о переменах не всей его структуры и ценностно-нормативной обусловленности, а отд. жизнеобеспечивающих элементов. Вместе с тем, в целом, О.ж. представляет собой одну из наименее динамичных характеристик культуры, что связано не только с феноменом его "привычности" для людей, но и с тем, что многие его черты играют значимую роль маркеров в этнич., социальной, конфессиональной и иной самоидентификации человека, являются внешним выражением его консолидированности со своей социальной средой.
Лит.: Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975; Стиль жизни личности. Киев, 1982; Культурная среда и ее освоение. М., 1988; Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
А.Я. Флиер, Н.С. Шишова

Источник: Тезаурус основных понятий культурологии

ОБРАЗ ЖИЗНИ
устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Понятие «О. ж.» обозначает и раскрывает как специфическое содержание самой человеческой жизни, «состояние мира» (К. Маркс), в определенных общественных условиях, так и ее направленность, ценностную ориентацию. О. ж. личности-это своеобразное выражение диалектического единства социально типизированного и духовно уникального в поведении, общении и бытовом укладе людей. В определенной мере внутренний мир, жизненные устремления и потребности отдельного человека совпадают с целями общения и нормами поведения, к-рые являются типичными для данной общности (группы, класса, об-ва в целом). Подобные «совпадения» и зафиксированы в таких обобщающих понятиях, как «буржуазный О. ж.» и «социалистический О. ж.», к-рые представляют собой своего рода научные абстракции, позволяющие выделить нечто общее, «массовидное», в реальном разнообразии индивидуальных и групповых проявлений жизнедеятельности людей в условиях сосуществования противоположных социальных систем. Для характеристики индивидуальных (социально-психологических, нравственных и эстетических) особенностей О. ж. личности или группы людей применяют понятие «стиль жизни». О. ж. людей обусловлен прежде -всего характером их участия в производстве, а также их отношением к этому участию. Отсюда коренное различие в О. ж. людей при капитализме и при социализме, а также и всевозможные отклонения от общепринятого О. ж. внутри той или иной общности (напр.. наличие в социалистическом об-ве людей, ведущих праздный, паразитический О. ж.). Связь О. ж. со сферой труда и производства проявляется через потребности, интересы, стимулы, порождаемые способом совместной деятельности людей. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности людей и формируемый им характер общения и поведения) и субъективного (цели общения, мотивы деятельности, ценностные ориентации) моментов, О. ж. социальных групп и отдельных личностей представляет собой целостную структуру, формирующуюся из элементов как материальной, так и духовной жизни данного об-ва. Взаимодействие этих элементов проявляется не только в особенностях социалистического или буржуазного О, ж. в целом, но и во всевозможных вариациях внутри каждого из них: в т. наз. «групповых» и «личных» стилях жизни. Труд как цель жизни - отличительная черта социалистического О. ж., ибо совместная деятельность людей, преследующая общую цель, представляет собой гл. условие освобождения человека от индивидуалистической психологии и подлинно нравственного существования. Поэтому тунеядство и любые формы нерадивого отношения к, труду рассматриваются как проявления поведения, противоречащего социалистическому О. ж. и становятся объектом морального осуждения. Коллективный характер труда при социализме порождает не только потребность, но и привычку жить в коллективе, решать важнейшие жизненные вопросы коллективно: ^Поэтому коллективизм. -характерная черта не только духовного и морального облика советского человека, но и социалистического О. ж. Единство целей, интересов и идеалов, чувство взаимной солидарности наполняют повседневную жизнь человека в социалистическом об-ве богатством социальных связей и отношений, освобождая ее от узости, замкнутости и обособленности. Происходит практическое преодоление типичного для капитализма и буржуазного О. ж. противоречия между «личным» и «общественным», между «внутренним миром» личности и ее «внешней» деятельностью, между индивидуальным и коллективным поведением и т. п. Особенностью социалистического О. ж. является созданная коллективистскими условиями бытия такая нравственная и психологическая атмосфера жизнедеятельности, к-рая воспитывает в людях чувства взаимного уважения, требовательности и ответственности, активное и заинтересованное отношение к окружающему миру и проблемам общественного развития, нетерпимость ко всяким отступлениям от норм социалистического общежития и коммунистической нравственности (к проявлениям индивидуализма, собственнической психологии, потребительства и т. п.). Массовой привычкой, чертой именно советского О. ж. является также добровольное и сознательное участие людей в общественной деятельности, способствующее развитию духа товарищества, уважения личной свободы и человеческого достоинства др. людей. Свободная от меценатства и благотворительности забота о др. человеке, способность и готовность разделить его горе и радость есть проявление подлинного бескорыстия, к-рое вырабатывается как общественная норма поведения только в условиях коллективного общения и активного участия в общественной жизни. Т. обр., при социализме формируется 1!овый тип связи между образом действий и мышления людей, когда мотивы и стимулы повседневного их поведения становятся выражением свободного и сознательного выбора, развитой способности всегда поступать в соответствии с целями и идеалами социалистического об-ва. Подобный О. ж., ориентированный на преобразование наличных условий бытия и их совершенствование, предполагает высокий уровень нравственного сознания и духовного развития. В связи с этим становление коммунистического О. ж, неразрывно связано с всесторонним, целостным развитием личности, с воспитанием людей, обладающих развитым социалистическим сознанием, высокой культурой, т. е. духовно богатых индивидов.

Источник: Словарь по этике

ОБРАЗ ЖИЗНИ
форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни» дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т. д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей. В зависимости от того, какие условия или параметры человеческого бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают «кочевой» и «оседлый», «городской» и «сельский», «традиционный» и «индустриальный», «аристократический» и «буржуазный» и т. д. образ жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения («советский» или «американский», «западный» или «восточный», «социалистический» или «капиталистический» образ жизни), что может быть оспорено. Образ жизни личности в определенной степени зависит и от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального склада мышления и пр.) и поэтому может быть «медлительным» или «подвижным», «рациональным» или «нерациональным» и т. д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни», которые можно рассматривать как конкретизацию и различные «срезы» этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена. Именно социально-философский подход к пониманию образа жизни дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и любого иного «аспектного» (демографического, психологического, медицинского и т. д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.
В целостной системе и структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает диалектика общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, «порядка жизни», он не может быть сведен к совокупности обстоятельств и синтезу неких «родственных» признаков (научная и эвристическая ценность такой «собирательной» характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия «образ жизни» обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т. е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой. Однако образ жизни не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т. п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также момент отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися. Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего времени и т. д. М. Вебер, предпочитая вместо понятия «образ жизни» понятие «стиль жизни», рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет Stand-общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические мотивы. Каждому стилю жизни, согласно М. Веберу, соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.
Как система конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т. д. сферы человеческой жизнедеятельности — с другой. В процессе культурного развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, единство социально типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения людей, формируется специфический внутренний склад каждодневного бытия личности. Так, И. Кант считал «культуру воспитания» важнейшим элементом образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа мысли, без чего создается лишь «видимость» культуры (см.: Кант И. Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966, с. 18). Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна. По К. Марксу, «жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как рабочий... различны в различных странах и при различных состояниях культуры...» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47. М., 1973, с. 42). Характеристика культурного «фонда» общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социальноэкономических и политико-идеологических условий того или иного общества (напр., различия «западного» и «восточного» образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).
Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в настоящее время, когда в контексте глобализации мира со всей остротой встает вопрос о смене парадигмы и формировании «глобального стиля жизни», активно обсуждается тема судьбы существующих образов жизни и жизненного мира постэкономического человека 21 в.
Лит.: Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975; Панин Л. Г. Социология культуры. М., 1996: Коз.ювски П. Культура постмодернизма. М.,1997.
В. И. Толстых

Источник: Новая философская энциклопедия

ОБРАЗ ЖИЗНИ
понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60-х 20 в., активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 80-х: использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 70-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и т.п. О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 80-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего, это касается выявления уровня, на котором онтологическим представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.". Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего, он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического. Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О. Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит не неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами. Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сфер-ном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются не выясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества. Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 80-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с исходной установкой у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
310.52 кб

Дендизм: образ жизни

Фетисова Т. А.
Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2005. С. 169-360.
Читать PDF
218.27 кб

Даосизм как образ жизни

Ван Цзянь
В статье рассмотрены вопросы даосизма и его веянья в Китае. Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития.
Читать PDF
305.82 кб

Образ жизни, Наука, досуг

Читать PDF
163.20 кб

Философия как образ жизни

Антипов Георгий Александрович
В статье обсуждаются особенности философии как формы мышления, её отношение к научному познанию и мыслящему «Я».
Читать PDF
207.91 кб

Образ жизни империи гуннов

Лозовик Д.С.
Данная работа посвящена великому, но малоизвестному народу Гуннов. Рассматривается распространенная теория об истории и образе жизни Гуннов, а так же некоторые противоположные высказывания
Читать PDF
164.63 кб

Хореография как образ жизни

Канноне Саша
Читать PDF
311.75 кб

Потребление как образ жизни

Калинин Александр Сергеевич
Читать PDF
117.13 кб

Образ и качество жизни семьи

Преснякова-осипова Ирина Валерьевна
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к пониманию и определению образа и качества жизни семьи. Делается вывод о непосредственной взаимосвязи этих понятий и взаимозависимости при определении.
Читать PDF
75.49 кб

Здоровый образ жизни молодежи

Мартыненко Александр Владимирович
Читать PDF
8.66 мб

Витальная Максима образа жизни

Киричёк Петр Николаевич, Бедягин Сергей Александрович
В статье анализируется место и роль здорового образа жизни в повседневной деятельности человека.
Читать PDF
244.75 кб

Здоровье и образ жизни молодежи

Шклярук В. Я.
В статье рассматривается здоровье личности, особенности здорового образа жизни.
Читать PDF
348.66 кб

Культура здорового образа жизни

Крылатов Сергей Александрович
Процессы, происходящие в современном мире, актуализируют проблему формирования культуры здорового образа жизни.
Читать PDF
197.40 кб

Здоровый образ жизни как бизнес

Самосюк Даниил Иванович
В 21 веке тенденции здорового образа жизни набирают обороты. Всё больше людей в мире отказываются от жирной и нездоровой еды в пользу полезной и богатой белком пищи.
Читать PDF
301.97 кб

Афганистан: война как образ жизни

Матвеева Анна
«НГ-Дипкурьер», М., 10 сентября 2007 г.
Читать PDF
4.36 мб

Образование и смысл жизни человека

Терегулов Филарет Шарифович

Похожие термины:

  • Жизнь, образ жизни

    Китайцы открыли и практикуют уже в течение многих столетий образ жизни, который, если бы он был принят во всем мире, сделал бы весь мир счастливым. У европейцев иначе. Наш образ жизни требует борьбы
  • Образ жизни социалистический 

    присущие социализму формы жизнедеятельности людей, определяющиеся условиями их жизни. О. ж. с. прямо противоположен буржуазному образу жизни, что обусловлено прежде всего коренным различием их
  • ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ и/или ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ

    принцип, согласно которому обучение – в разных формах и в разных областях – происходит на всех этапах жизненного пути, от рождения до смерти. Рассматриваемый принцип базируется на следующих прио