ОБОБЩАЮЩАЯ АБСТРАКЦИЯОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ

ОБОБЩЕНИЕ

Найдено 15 определений термина ОБОБЩЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Обобщение

выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Обобщение

формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов

Обобщение

прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН

ОБОБЩЕНИЕ

процесс мысленного соединения существенных свойств явления в целях получения общего знания о нем.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

ОБОБЩЕНИЕ

Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Обобщение

мыслительная операция, означающая переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, теорий, законов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ОБОБЩЕНИЕ

метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обобщение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затемняющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять множества различных вещей и явлений. (См. индукция, абстрагирование, закон).

Ф.В. Лазарев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Обобщение

от лат. generalisatio) — мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индукционное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Включает возможность обобщать теории, например, перейти от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского или Римана, а затем к геометрии Минковского. Не исключается и такая схема обобщения: единичное понятие — обобщенное понятие — суждение — закон науки — теория. Получение, выработка обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ОБОБЩЕНИЕ

от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения - ограничение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБОБЩЕНИЕ

логический процесс перехода от единичного к общему. от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия “теплота” к понятию “энергия”, от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. В формальной, логике под О. понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание - родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “дерево” отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным О. процессом является ограничение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБОБЩЕНИЕ

лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой - более общей (логич. О.). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так, напр., обнаруживая нек-рое общее и специфич. свойство у представителей известного неопределенно большого множества предметов, образуют понятие о нем (индуктивное О.). В др. случае, отправляясь, напр., от понятия о равностороннем треугольнике и отвлекаясь от свойства равносторонности, переходят к обобщенному понятию о треугольнике вообще (логич. О.). Аналогично, производя соответствующие отвлечения, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все металлы электропроводны», от классич. механики к механике релятивистской; это означает, что обобщать можно как суждения, так и науч. теории. Процесс О. связан с процессами абстракции, анализа, синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ОБОБЩЕНИЕ

заключение от частного к общему. Обобщение — это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев. Строго говоря, различают общую идею (выведенную из частных случаев) и всеобщее понятие (источник которого не эмпирический, а рациональный): например, Шелер рассказывает, что когда Будда вышел из дома своего отца, где он никогда не видел болезни и страдания людей, то, как только он увидел мертвеца (один-единственный частный случай), перед его умом предстало всеобщее понятие о смерти, смерть как универсальный человеческий феномен. Общая идея — это результат абстракции; всеобщее понятие — объект интуиции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ОБОБЩЕНИЕ

лат. generalisatio)

- мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения.

Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к понятию "форма движения материи", от суждения "Киты - млекопитающие" к суждению "Киты - позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема в данном случае?" к вопросу "Разрешима ли данная проблема в общем случае?", от юридической нормы "кража запрещена" к норме "хищение запрещено". Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий.

В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник"). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по логике

ОБОБЩЕНИЕ

1) С т. зр. логики – построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования – т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") – т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция). 2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. – одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 – в 13; рус. пер., М.–Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или б?льшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" – теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу – лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины – максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой. Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, ?., 1961, гл. 10. Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

обобщение

ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero — производить, порождать). — 1. В логике — операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений; в дедуктивной логике — на основе постулированных правил вывода для кванторов общности и существования (правил Бернайса); в индуктивной логике — на основе опытных (экспериментальных) данных («данных эмпирических свидетельств»). 2. В гносеологии — такая форма приращения знания путем перехода от частного к общему, которой соответствует и переход на более высокий уровень абстракции путем построения понятий, отражающих какую-либо общность (сходство, подобие, равенство) в исходных данных. Конкретнее, О. — это ограничение разнообразия данных в опыте явлений и построение некоторого гомоморфного образа, мысленно извлекаемого из данных явлений. Пример: переход от наблюдаемой множественности индивидов к мысленному их разделению на классы равночисленных (классы абстракции) и далее к понятию натурального числа.         О. — важнейшее эвристическое средство познания, лежащее в основе научных открытий. Оно позволяет унифицировать и представлять в «единой формуле» множества различных вещей и событий. Наука, по существу, появляется тогда, когда «в результате ряда усмотрений опыта устанавливается один общий взгляд относительно сходных предметов» Аристотель. Метафизика, al—в13). Как правило, этот общий взгляд закрепляется в науке в форме новых понятий и суждений. И хотя сам акт О. основан на ограничении, его реальным результатом является обычно изменение семантического поля вновь введенных понятий и расширение сферы (предметной области) их применения. Напр., такое О., как переход от арифметики к алгебре, предполагает существенное изменение языка теории (за счет введения переменных) и применяемых методов доказательства (за счет введения правила полной индукции). И если в арифметике ограничиваются пониманием сложения как конкретной операции над конкретными числами, то в алгебре область действия сложения заведомо не оговаривается и ограничивается только условием соблюдения соответствующих аксиом. Таким образом, операция сложения понимается в алгебре уже как абстрактная операция (как класс в известном смысле тождественных операций), подчиненная определенной группе законов, которые, оставаясь на точке зрения конкретной арифметики, нельзя ни формализовать (сформулировать в общей форме), ни доказать как теоремы. Дальнейшим следствием такого О. является переход к абстрактным понятиям более высокого порядка, таким как группы, кольца, модули и пр.         Соответственно, по семантико-гносеологическим особенностям О. можно разделить на два основных типа: а) порождающие понятия с новой семантикой и Ь) не порождающие таковых. Структура последних проще по сравнению с первыми и обычно является их предельным случаем. К последним, в частности, принадлежат: экстраполяция, неполная индукция и универсальное О. чистой логики предикатов, являющееся, по существу, синонимичным переходом, в котором (обобщаемая) свободная переменная в формуле А (х) уже мыслится в интерпретации всеобщности. К первому типу относятся так называемые теоретические О. Это все О. через абстракцию. В частности, это уже упомянутое О. путем введения переменных; О. на основе идеализированного эксперимента, наводящего на умозрительные принципы, подобные принципу инерции или принципу относительности. К этому же типу относится и универсальное О. прикладной логики («правило Локка»), широко применяемое в практике математических доказательств (см.: Новоселов М.М. Принадлежит ли Локку «правило Локка»? // Логические исследования. Вып. 6. М., 1999).         Исторически процесс развития понятий и теорий выражается в приращении знания в форме цепи О., звеньями которой являются О. 1 - г о или 2 - г о типов. Соответственно и цепи разделяются на те, что сохраняют семантику понятий исходной предметной области или же, напротив, изменяют эту семантику. Примером может служить О. понятия числа путем последовательного построения систем натуральных, рациональных, вещественных и комплексных чисел. Для этой цепи, сохраняющей первичную семантику, характерны такие расширения исходной области, которые удовлетворяют принципу постоянства формальных законов (так называемому «принципу перманентности»). Однако эта цепь ограничена. Уже арифметика количественных трансфинитов не удовлетворяет этому принципу. А возникающий при этом переход к общему понятию количественного числа приводит и к новому пониманию арифметики натуральных чисел как арифметики мощностей конечных множеств. Другим примером такой же цепи служит переход от классической механики к релятивистской и далее к общей теории относительности. Существенно, что в подобных цепях О. применяется смена группы преобразований. При этом более общая теория может получить законченную формулировку независимо от менее общей при условии, что она должна содержать в себе последнюю в качестве предельного случая. В этом выражается содержание принципа соответствия для цепей О. с изменяющейся исходной семантикой.         ММ. Новоселов         О. — один из основных процессов мышления человека и его результат, заключающийся в мысленном выделении существенных, а, следовательно общих, свойств и отношений между предметами. Отражаемые в познании общие свойства предметов и явлений бывают двух видов: 1) общее как сходное в чувственно воспринимаемом материале; 2) общее как существенное, предполагающее мыслительную переработку сенсорно-перцептивных данных и обнаружение новых устойчивых свойств, характеризующих внутреннее содержание объекта. Не всякие общие свойства познаваемого объекта будут существенными. Всякое существенное является общим, повторяющимся для целого ряда предметов. О. бывают двух основных видов: эмпирические и теоретические. Эмпирические О. приводят к выделению и обозначению в понятии внешне одинаковых чувственно воспринимаемых, часто встречающихся свойств предметов определенного класса. Основной функцией эмпирических О. является упорядочение, систематизация, классификация того или иного многообразия предметов и явлений. Теоретические О. фиксируют в собственном содержании внутренние, существенные свойства данного объекта, которые проявляются как относительно постоянные при взаимодействии с другими объектами и характеризуют данный объект в качестве целостной системы.         В.В. Давыдов         Лит.: Джевонс С. Основы науки. Гл. 27. Спб., 1881; Лазарев Ф.В., Новоселов ММ. Обобщение // БСЭ. Т. 18. М., 1974 (англ. пер.: Lazarev F.V., Novoselov MM. Generalization // Great Soviet Encyclopedia. Macmillan. V. 18. NY. - L., 1978); Горский Д.П Обобщение и познание. М., 1985; Поппер К. Логика научного исследования. Ел. 3. М, 2004; Новоселов ММ. Абстракция в лабиринтах познания: Логический анализ. Гл. 9. М., 2005.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме ОБОБЩЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ОБОБЩЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ОБОБЩЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ОБОБЩЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ОБОБЩЕНИЕ — 0