ОБНОВЛЕНЧЕСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО
оппоэиц. движение внутри рус. православия на почве недовольства верующих и части духовенства контррсволюц. политикой патриарха Тихона. Начало движения относится к маю 1922, в 1946 перестали существовать последние его очаги. С самого начала О. было неоднородным, разделилось на «Живую церковь», «Церк. возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви» и др. мелкие образования. В период наивысш. подъема (середина 20-х гг.) оно пользовалось поддержкой почти половины правосл. приходов и половины (37 из 73) «правящих» архиереев. Осудив контрреволюционность тихоновщины, обновленцы заявили о политич. поддержке нового, социалистич. общества, демократизировали церк. управление, потребовали пересмотра догматики, этики, литургии и др. сторон религ.-церк. жизни. Новая политич. ориентация об-новлснч. движения отражала требования времени и была с одобрением воспринята верующими и той частью духовенства, особенно приходского, к-рая приняла социалистич. революцию. О. во многом впервые сформулировало те принципы функционирования религии и церкви в условиях социализма, к-рые затем станет разрабатывать и практиковать преодолевшая обновленч. раскол Рус. правосл. церковь.

Источник: Атеистический словарь

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО
оппозиц. движение в рус. православии послереволюц. поры, повлекшее за собой Врем. раскол РПЦ. Возникло весной 1922 из-за неприятия частью епископата и духовенства РПЦ антисов. деятельности патриарха Тихона и его сторонников. Первоначально существовало в виде реформатор, групп «Живая церковь», «Союз церк. возрождения», «Союз общин древлеапостол. церкви» (СОДАЦ), «Народ. церковь» и множества др. более мелких образований такого же типа. Ими был создан общий орган руководства церковью - Высшее цер. управление (ВЦУ), призванное заменить патриарха. Каждая группа разработала программу церк. преобразований, рассчитанную на радикал, обновление РПЦ. Эти программы были обсуждены на созванном обновленцами помест. соборе 1923, к-рый высказался в поддержку Сов. власти, низложил патриарха Тихона, но санкционировал лишь частичные преобразования церк. жизни, отложив проведение осн. реформ на более поздний срок, ВЦУ было преобразовано в Высший церк. совет (ВЦС). Не признавший соборных решений патриарх Тихон анафематствовал обновленцев, но они продолжали борьбу за увеличение числа своих приверженцев, В кон. 1923 было принято решение о роспуске обновленч. групп и объединении их членов в обновленч. церковь, к-рую вскоре стали называть православной («Живая церковь» этому решению не подчинилась и продолжала функционировать самостоятельно). На смену ВЦС пришел обновленч. синод с митрополитом во главе: до 1925 этот пост занимал Евдоким (Мещерский), до 1930 - Вениамин (Муратовский), а после - Виталий (Введенский). В 1925 обновленцы созвали следующий помест. собор, на к-ром рассчитывали примириться с Тихоновнами, лишившимися своего лидера. Собор официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церк. жизни. Практически это означало ликвидацию О. как идейного течения. Неуспех обновленцев объяснялся тем, что верующие, поддержавшие их политич. переориентацию, не приняли их религ.-церк. реформаторства, усмотрев в нем «порчу православия», отказ от «веры отцов и дедов». Однако О. не было безрезультатным: оно ускорило переход РПЦ на позицию лояльности по отношению к Сов. власти, а разработанную обновленцами программу модернизации традиц. рус. правосл. реализовала впоследствии Моск. патриархия, но сделала это без того словесного радикализма, к-рый был характерен для идеологов О.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Обновленчество
либерально-реформационное движение в русском православии 20 в. На всех этапах своего развития имело демократическую направленность, его ведущим мотивом в соц. сфере выступала «социальная правда», а во внутрицерк. восстановление норм древней апостольской церкви.
Идейные истоки О. лежат вне институциональной сферы. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский), Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, представители «Нового религиозного сознания» (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.) высказывались, с разной степенью радикализма, за освобождение церкви от опеки царя, преодоление ее отрыва от народа, возвышение религ. жизни к подлинной духовности. Реформаторская тенденция в собственно церк. среде определилась лишь в нач. 20 в. В 1905 группа петербургских священнослужителей «группа 32-х», впоследствии известная как «Союз церковного обновления», — выступила за независимость церкви от светской власти и предложила ряд внутрицерк. реформ: выборность приходских священников и епархиальных архиереев, причем последних как из монашествующих, так и из белого духовенства, против восстановления патриаршества, за широкую децентрализацию церкви, за сокращение продолжительности и упрощение порядка богослужения, за перевод литургии на русский язык. Хотя многие члены «группы 32-х» были лишены сана, однако необходимость реформ получала все более широкое признание. Поместный собор 1917–1918 принял решение о восстановлении выборности духовенства и (с оговорками) епископов, допуске женщин к участию в приходских, благочиннических и епархиальных собраниях. Предполагалось также обсудить вопросы о восстановлении института диаконис, о литургических реформах, в т. ч. о языке богослужения, календарной реформе. Однако продолжить работу в 1919 Собор не смог.
На волне революц. событий 1917 обновленческое движение обретает новую динамику. В марте был образован «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Союз высказался за республику как форму государственного устройства, поддержал революц. лозунги о передаче земли крестьянам, фабрик рабочим, не допуская, однако, насилия. В открытую оппозицию к Патриарху Тихону и его политическим единомышленникам, приведшую к расколу в церкви, обновленцы выступили весной 1922. Воспользовавшись домашним арестом Патриарха, они объявили о создании Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с архиепископом Антонином (Грановским), а свою орг-цию назвали «Живой церковью». Тактические расхождения среди обновленцев привели к образованию 3 автономных группировок: из «Живой церкви» (лидер протоиерей В.Д. Красницкий) выделилось умеренное крыло «Союз церковного возрождения» архиепископа Антонина и центристский «Союз общин древлеапостольской церкви» протоиерея А.И. Введенского. Состоявшийся в апр. 1923 обновленческий собор был призван конституировать новую управленческую структуру церкви. Собор аннулировал анафему советской власти Патриарха Тихона; его самого лишил сана и упразднил патриаршество; ввел контроль приходского духовенства в делах епархий; монастыри признавались лишь как трудовые коммуны; были допущены брачность епископата и второбрачие для овдовевших священников, объявлялось о переходе на григорианский календарь. Предложения о модернизации догматических и литургических основ православия умеренное большинство собора не приняло.
Советская власть поддерживала позицию и деятельность обновленцев в этот период, используя их в борьбе против возглавляемой Тихоном «реакционной» иерархии. К 1923 им было передано ок. 2/3 храмов. Более половины епископата РПЦ оказалось вынужденным признать обновленческое руководство. Однако обновленцы не смогли надолго удержать завоеванные позиции. Возвращение Патриарха Тихона к руководству церковью в июне 1923, его заявления о лояльности в отношении советской власти, осуждение Священным Синодом живоцерковников как нарушителей канонических норм и внутрицерк. дисциплины вызвали отлив духовенства из обновленческих групп. Рядовые же верующие в своем большинстве восприняли богослужебные и канонические реформы обновленцев как «порчу веры». В силу этих обстоятельств теряли интерес к обновленцам и власти. В период репрессий 30-х гг. были случаи арестов и среди обновленческого духовенства.
Обновленчество перв. трети 20 в. имело противоречивые последствия. Его соц. и политич. ориентации получили развитие в богословских разработках, особенно в связи с участием РПЦ в экуменич. и миротворческом движениях в послевоенный период («Богословие социального служения», «Богословие мира», «Богословие революции» и т. д.). Безуспешные же попытки радикальных преобразований в канонической и богослужебной сферах, предпринятые без учета степени конфес. консерватизма основной массы духовенства и мирян, надолго дискредитировали саму идею обновления. Лишь в кон. 80 нач. 90-х гг. в условиях общего подъема религ. жизни в России наблюдается возрождение либерально-реформаторской тенденции, гл. обр. в среде молодой, светски образованной, но довольно малочисленной группы духовенства (наиболее известные среди них священники А. Борисов, Г. Кочетков, протоиерей И. Свиридов, игумен И. Павлов и др.) и серьезно интересующихся церковно-богословскими вопросами мирян.
Вновь поднимаются темы русификации языка богослужения, перевода церк. календаря на «новый стиль»; ведется также речь о нек-рых изменениях в богослужебной практике и внутреннем устройстве храма (чтение Священного писания, обратившись в сторону молящихся; допущение к проповеди членов клира и богословски подготовленных мирян; крещение взрослых в присутствии членов общины; отказ от глухой перегородки с иконостасом, отделяющей духовенство в алтаре от молящихся в остальной части храма и др.), о необходимости введения принятых Собором 1917–1918, но не осуществленных норм внутрицерк. жизни и управления. Цель предлагаемых преобразований в том, чтобы помочь верующим преодолеть внешнее, ритуально-обрядовое восприятие христ-ва, усвоить его существо (христоцентричность), стать верующими не по традиции, а по сознательному убеждению. Сторонники обновления выступают за диалог с др. христ. церквами, против конфес. нетерпимости, претензии православной церкви на обладание всей полнотой истины. При этом хотя они и упрекают церк. руководство в нежелании проводить назревшие реформы, однако не становятся по отношению к нему в оппозицию, признают для себя обязательным соблюдение требований церк. дисциплины. Тем не менее правосл. традиционалисты усматривают в идеях и действиях нынешних реформаторов преемственность с обновленцами 20-х гг. и указывают на опасную тенденцию в сторону протестантизма («протестантизм «восточного обряда») и католицизма («криптокатолики»), грозящую подорвать догматич. основу православия и единство церкви. Священноначалие, не отвергая в принципе возможность реформирования нек-рых сторон жизни церкви, считает, однако, что оно будет уместным лишь при условии, что не вызовет отторжения у основной массы клира и мирян, не причинит ущерба целостности церкви.

Источник: Религии народов современной России

Похожие термины:

  • ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    В бурят, ламаизме появилось в кон. 19—нач. 20 в. в среде национальной демократич., интеллигенции и части будд. духовенства, стоявшего на реформаторских позициях, как реакция на политику насильств. асс
  • ЛИБЕРАЛЬНО-ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РПЦ

    движение за модернизацию рус. православия применительно к условиям бурж.-демократии, развития России. Возникло в годы первой рус. революции по инициативе Петербург, духовенства («группа 32»), созда