ОБЯЗАННОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Обязанность
действия, которые необходимо выполнять. Необходимость может иметь внешнее или внутреннее основание. В первом случае она продиктована статусом субъекта, во втором – моральным долгом.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ОБЯЗАННОСТЬ
обращенная к личности, конкретизированная форма морального или правового долженствования. Специфической формой социальных 0. выступают юридические 0., включающие следующие нормативные компоненты: 1) необходимость для субъекта правоотношений совершать определенные, предписываемые законом действия, либо воздерживаться от действий, запрещенных законодательством; 2) необходимость для правоспособного субъекта отреагировать в правовой форме на обращаемые в его адрес законные требования; 3) необходимость нести юридическую ответственность за пренебрежение этими требованиями; 4) необходимость не допускать со своей стороны действий, препятствующих другим лицам пользоваться благами, на которые сам не имеешь права. Главным гарантом выполнения гражданами их юридических О. является государство.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОБЯЗАННОСТЬ
моральная) - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отлич-ие от категории долга, понятие О. имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с др.-более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать). Долг человека состоит в том, чтобы выполнять определенные О. Последние предусматривают самые различные действия в зависимости от той сферы человеческой жизнедеятельности (Отношения моральные), к к-рой они относятся (семейные, общественные, трудовые О.); их выполнение становится долгом в определенных ситуациях, в к-рые человек попадает. Лишь на основе выполнения всеми людьми лежащих на них моральных О. создается возможность согласованного действия всех звеньев общественного организма, поддержания определенной общественной дисциплины. И наоборот, пренебрежение своими О. ведет к подрыву этой дисциплины, к падению авторитета нравственных требований, способствует развитию атмосферы попустительства злу и безнаказанности, взаимного недоверия между людьми. Поэтому моральный долг каждого отдельного человека состоит не только в том, чтобы выполнять нравственные требования, когда общественно полезные последствия этого очевидны, но и способствовать строгому исполнению лежащих на нем О., утверждению и укреплению тех моральных принципов, к-рые он исповедует. В реальной жизни различные О. могут не согласовываться и даже противоречить друг другу, ставя человека в ситуацию морального выбора. Лицемерие морали эксплуататорского об-ва состоит в том, что ее требования не распространяются в равной мере на представителей различных классов. Действенность же коммунистической нравственности заключается в ее общеобязательности, в действительном равенстве всех перед ее требованиями.

Источник: Словарь по этике

ОБЯЗАННОСТЬ
в широком значении — синоним долга. В философии это понятие исторически складывается в значении должного вообще. «Надлежащее» у стоиков означало подобающее, т. е. соответствующее требованиям природы. Латинским эквивалентом этого термина явилось слово officium, впервые в этом значении, по-видимому, использованное Цицероном, который в силу своей практической ориентированности в моральной философии понимал под officium не отвлеченный изначальный долг, а обязанности человека как гражданина — члена римской общины. Это то должное, что обусловлено его связями, общностью с другими людьми. Соответственно Цицерон указывает на две основные обязанности: справедливость и благотворительность-щедрость (beneficientia). Co времени Цицерона, по замечанию Канта, учение о нравственности (этика) называется учением об обязанности.
Термин «officium» прочно закрепился в европейской философии. Ф. Бэкон, затрагивая проблему обязанности в связи с проблемой общественного блага, специально оговаривал, что это проблема не общественной науки, а учения о человеке, живущем в обществе. Он различал учение об общих обязанностях (обязанностях человека как человека) и учение о специальных, иДи относительных, обязанностях (профессиональных, сословных, статусных); учение об относительных обязанностях предполагает, по Бэкону, изучение всякого рода обманов и ухищрений и охватывает также «взаимные обязанности» (между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, соседями и т. д.). Гоббс, неоднократно упоминающий различные отдельные обязанности, не дает им специального определения, однако из контекста его рассуждений легко реконструируется его понимание обязанности как долженствования, детерминированного законом. Соответственно каковы законы (напр., естественный, гражданский, церковный), таковы и обязанности.
Кант существенно уточняет это понимание: «правовые обязанности» (officia juris), т. е. такие, для которых возможно внешнее законодательство, он отличает от «обязанностей добродетели» (officia virtutis), для которых не может быть внешнего законодательства, поскольку они направлены к цели, которая сама есть также и долг. Но долг определяется (довольно близко к гоббсовскому пониманию обязанности) как необходимость действия из уважения к закону (см. «Основоположение к метафизике нравов»). При этом у Канта долг и обязанность фактически дифференцированы нестрого; нравственная обязанность трактуется как долг; наряду с «долгом добродетели» говорится о «правовом долге». Кант делит обязанности на обязанности по отношению к себе и обязанности по отношению к другим, которые в свою очередь имеют дополнительные деления. Обязанность является совершенной, если она не допускает никаких ограничений со стороны других обязанностей, и несовершенной, если допускает ограничения.
Определяя понятие долга, Кант делает замечание, важное для дальнейшего развития понятия обязанности: «Всякому долгу соответствует некое право, рассматриваемое как правомочие» («Метафизика нравов» II. Введ., II.— Соч. в 6 т., т. 4 (2). M., 1965, с. 316). Это соответствие было уточнено Гегелем по отношению к обязанности: человек обладает «правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права» («Философия права», § 155). Однако это соотношение оказывается различным в абстрактном праве и в морали: в области первого праву одного лица соответствует обязанность другого лица в отношении этого права (с правовой точки зрения раб, на что указывает Кант, не имеет прав, но имеет обязанности); в области морали человек имеет право на собственное знание, воление и благо лишь в единстве с обязанностями (с моральной точки зрения раб, на что указывает Гегель, не может иметь обязанностей, не имея прав).
Т. о., складывается понятие обязанности в узком смысле — как формы долженствования, вменяющего лицу (как индивидуальному, так и коллективному — общественной организации или государственному органу) действия, гарантирующие (обеспечивающие) права людей. Отсюда данное Шопенгауэром определение обязанности как поступка, простым несоверщением которого другим причиняется несправедливость, т. е. нарушаются права других. Зафиксированное Гегелем различие в соотношении обязанностей и прав задало две концепции соотношения этих понятий, практиковавшиеся в 20 в. Одна из них, согласно которой обязанности и права едины в рамках правовой системы в целом, при том что каждое определенное право одного лица коррелирует с определенной обязанностью другого (других), присуща либеральному течению политической мысли и характерна для открытых (демократических) обществ. Другая, согласно которой права человека фактически представляют собой награду за выполнение определенных (сориентированных на общество) обязанностей, присуща радикально-ригористским взглядам и характерна для иерархически организованных закрытых (тоталитарных) обществ.
Слова «обязанность» и «обязательство» в живом языке, как правило, не различаются. Обязательство " форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами, организациями или учреждениями.
Лит.: Цицерон. Об обязанностях.— Он же. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993; Кант И. Метафизика нравов.— Соч. в 6т., т. 4(2). M., 1965, с. 353-57; Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990, с. 202—207; Шопенгауэр А. Об основе морали [II, 5].— Он же. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
Р. Г. Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия

ОБЯЗАННОСТЬ
в широком смысле - синоним долга. В философии это понятие и складывается исторически в значении должного вообще. «Катэкон» — надлежащее (подобает) стоиков означало подобающее, т.е. соответствующее требованиям природы. Лат. эквивалентом этого термина явилось слово «offlcium», в этом значении, по-видимому, впервые использованное Цицероном, к-рый в силу своей практической ориентированности в моральной философии трактовал officium в смысле не отвлеченного изначального долга, а обязанности человека как гражданина — члена рим. общины. Это то должное, что обусловлено его узами с другими людьми, общностью их жизни. Соответственно Цицерон указывает на две основные обязанности: справедливость и благотворительность-щедрость (beneficentia). Co времени Цицерона, по замечанию И.Канта, учение о нравственности (этика) называется учением об О. Термин прочно закрепился в европейской философии. Ф.Бэкон, затрагивая в связи с проблемой общественного блага проблему О., специально оговаривал, что это проблема не общественной науки, а учения о человеке, живущем в обществе. Он различал учение об общих О. (О. человека как человека) и учение о специальных, или относительных, О. (профессиональных, сословных, статусных). Учение об относительных О. предполагает, по Бэкону, изучение всякого рода обманов и ухищрений, а также охватывает «взаимные обязанности» - между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, соседями и т.д. («О достоинстве и преумножении наук», VII,II). Т.Гоббс, неоднократно упоминающий различные О., не дает специального определения О., однако из контекстов его рассуждений легко реконструируется предполагавшееся им понимание О. как долженствования, детерминированного законом. Соответственно, каковы законы (напр., естественный, гражданский, церковный), таковы и О. Во многом в духе Цицерона трактует О. как выражение правовых уз (vinculum juris) Дж.Локк; он понимает эти узы не столько как выражение гражданского, но естественного закона (Law of Nature). О., по Локку, также коррелирует праву - праву, к-рым обладает законодатель, а в случае с естественным законом — Божественный законодатель. Субъективным основанием исполнения О. является не страх наказания, а понимание справедливости. Имея в виду божественный источник О., Локк различает непосредственные О., т.е. такие, обязательность к-рых заключается в них самих (таковы О., налагаемые Богом), и опосредствованные О., накладываемые любой человеческой волей (напр., монарха или родителя) с помощью внешней силы. Кант существенно уточняет понимание О.: законам соответствуют лишь «правовые О.» (officia juris), т.е. такие, для к-рых возможно внешнее законодательство, - в отличие от «О. добродетели» (officia virtutis), для к-рых не может быть внешнего законодательства, поскольку они направлены к цели, к-рая сама есть также и долг. Но долг определяется (довольно близко к гоббсовскому пониманию О.) как необходимость действия из уважения к закону (см. «Основоположение к метафизике нравов»). При этом у Канта фактически долг и О. дифференцированы нестрого; нравственная О. трактуется как долг; наряду с «долгом добродетели» говорится о «правовом долге». Кант делит О. на О. по отношению к себе и О. по отношению к другим, к-рые в свою очередь имеют дополнительные деления. О. является совершенной, если она не допускает никаких ограничений со стороны других обязанностей; несовершенной является О., допускающая ограничения. По отношению к долгу Кант делает важное замечание для дальнейшего развития понятия О.: «Всякому долгу соответствует некое право, рассматриваемое как правомочие» (Метафизика нравов, II. С. 316). Это соответствие (зафиксированное, по свидетельству П.А.Кропоткина, уже масонами в формуле: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», ставшей впоследствии одним из основных лозунгов Международного товарищества рабочих) было уточнено Г.В.Ф.Гегелем по отношению к О.: человек обладает «правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права» (Философия права, § 155). Однако это соотношение оказывается различным в абстрактном праве и в морали (см. «Философия права»): в области первого праву одного лица соответствует О. другого лица в отношении этого права (с правовой т.з., раб, на что указывает Кант, не имеет прав, но имеет обязанности); в области морали человек имеет право на собственное знание, воление и благо лишь в единстве с О. (с моральной т.з., раб, на что указывает Гегель, не может иметь О., не имея прав). Таким образом складывается узкое понятие О. как формы долженствования, требующего от лица (как индивидуального, так и коллективного — общественной организации или государственного органа) определенных действий, гарантирующих (обеспечивающих) права людей. Отсюда данное А.Шопенгауэром определение О. как поступка, простым несовершением к-рого другим причиняется несправедливость, т.е. нарушаются права других. Такая трактовка единства О. и прав, разнесенных между разными социальными агентами, присуща либеральному течению политической мысли и, как показывает политический опыт 20 в., характерна для демократических обществ. Трактовка единства О. и прав как соединенных в каждом отдельном социальном агенте характерна для тоталитарных обществ: даруемое право представляется как нафада за выполнение определенных (сориентированных на общество) О. Слова «О.» и «обязательство» в живом яз., как правило, не различаются. Обязательство - форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами, организациями или учреждениями.
В связи именно с проблемой моральной О. принято выделять понятие «сверхобязательное», или «суперэрогативное» (англ. supererogative). Суперэрогативным является действие: а) необязательное и незапрещенное, б) несовершение к-рого не влечет отрицательных санкций, в) морально положительное как по намерениям, так и по результатам, г) совершенное добровольно и ради блага другого лица самого по себе (Д.Хейд). Таковы геройские поступки. Суперэрогативное, в сравнении с определенной О. или в определенных обстоятельствах, действие не является, тем не менее, сверхдолжным, а сама возможность таких действий не лишает мораль качества нормативности (императивности). Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 202-207; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965. С. 353-357; Кропоткин ПА. Этика. Т. I. Происхождение и развитие нравственности [Гл. 8] // Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991; Локк Дж. Опыты о законе природы [VI-VII]//Л оккДж. Соч. в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988; Фрагменты ранних стоиков. Т. I. / Пер., ком. А.А. Столярова. М.: ГЛК, 1998. С. 93-96, 199-202; Цицерон. Об обязанностях // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993; Шопенгауэр А. Об основе морали [II, 5] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992; Heyd D. Supererogation: Its Status in Ethical Theory. New York: Cambridge U.P, 1982; Urmson JO. Saints and Heroes [1958] // Moor B.N., Stewart R.M. Moral Philosophy: A Comprehensive Introduction. Mountain View, Ca: Mayfield Publ.Co., 1993. P. 518-527. Р.Г.Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
265.73 кб

Право на жизнь и обязанность жить

Материалы «круглого стола» отражают широкий спектр мнений по проблеме смертной казни и права человека на жизнь. Проблема обсуждается в философском, социологическом, юридическом и культурологическом ракурсах.
Читать PDF
175.05 кб

Обязанность подчиняться закону как гражданская добродетель

Сморгунова В. Ю.
Автор в статье рассматривает проблему подчинения закону как обязанности, которая рождает тему неповиновения закону, гражданского неповиновения, отрицания права и закона.
Читать PDF
156.85 кб

Свобода слова, право слова, обязанность слова в российской либерально-консервативной мысли

Шаронов И. И.
Свобода слова входит в ряд фундаментальных прав и свобод первого поколения. Она является одной из гарантий бытия человека в мире, гарантией того, что человек и человечество будут иметь возможность достигнуть своих целей.
Читать PDF
435.60 кб

Начала морали: добродетель, закон, обязанность

Стивен Даруэлл
Представляя основные тенденции в этике раннего Нового времени, Стивен Даруэлл исходит из того, что особую роль в ее становлении и развитии сыграла традиция естественного права, обновленная Гроцием, Пуфендорфом, Гоббсом, Локком и д
Читать PDF
207.55 кб

2018.04.022. ГАЦЦОЛО Т. ОБЯЗАННОСТЬ АНТИГОНЫ: "БОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ" В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА ГЕГЕЛЯ. GAZ

Хлебников Г.В.
Читать PDF
172.95 кб

Универсальное и партикулярное содержание морали, или как возможны специальные нравственные обязаннос

Прокофьев Андрей Вячеславович
Читать PDF
129.67 кб

Учение о моральной обязанности Ричарда Прайса

Артемьева Ольга Владимировна
Читать PDF
164.43 кб

Права и обязанности человека в системе социальных норм

Нарыков Николай Владимирович
Автор рассматривает концепцию прав человека.
Читать PDF
476.27 кб

Дискуссия о пределах справедливости и обязанности перед будущими поколениями

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье подвергнута анализу проблема обязанностей перед будущими поколениями в перспективе утверждения о том, что применение принципов справедливости имеет свои контекстуальные пределы.
Читать PDF
685.60 кб

Принцип иерархии и концепция обязанности в классическом и современном евразийстве (на примере трудов

Палкин А.
Читать PDF
516.04 кб

Моральный конструктивизм, теория общественного договора и основные обязанности: Кант против Готье

Вестфаль Кеннет
Перевод с немецкого А. Чикина. В статье автор анализирует теорию общественного договора современного канадско-американского философа Дэвида Готье (р. 1932 г.)1, сопоставляя ее с кантовским учением о праве.

Похожие термины:

  • ОБЯЗАННОСТИ

    обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил, заключенных контрактов, положении о компании, должностных инструкций, распоряжений и устан
  • ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ

    («De ofTiciis») — произведение Цицерона, созданное в 44—43 до н.э.; последняя, третья, книга была завершена Цицероном незадолго до его насильственной смерти. По замыслу и по исполнению трактат воспроизвод