ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА
выражение объективности содержания истинных знаний. См. Истина.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Объективная истина
адекватное отражение объекта познающим субъектом; знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА
независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна — она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т. к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Учение об О. и. нацелено против идеалистических концепций (когеренции теория, конвенционализм, прагматизм и др.), трактующих истину как иллюзорную условно значимую конструкцию.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Объективная истина
/D/ Objektive Wahrheit/Е/ Objective truth/F/ Verite Objective /Esp/ Verdad objetiva
Термин для обозначения отношения адекватного совпадения объекта с субъективным отражением его в мышлении. Объективная истина воспроизводит реальность объекта такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.
Совпадение с содержанием объекта есть исторический процесс развития человеческого познания, а не статический, одномоментный акт. Изучение этого процесса является одной из наиболее трудных и интересных проблем гносеологии.
Источник: Философия, практическое руководство
Объективная истина
такое содержание человеческих знаний, к-рое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обусловливает ее объективность. Учение об О. и. направлено против всевозможных концепций истины субъективно-идеалистического толка, согласно к-рым истина конструируется человеком, является результатом соглашений между людьми. Такое понимание истины антинаучно и реакционно, поскольку позволяет рассматривать как истины всевозможные суеверия, религиозные верования и т. п., коль скоро они разделяются большинством людей. Совр. буржуазная философия выступает против объективности истины, что ведет к субъективизации научного знания и тем самым к подрыву и дискредитации науки. Так, прагматизм считает то пли иное положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни; неопозитивизм объявляет математические и логические истины конвенциями (Конвенционализм) и т. д.
Источник: Философский словарь. 1963
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА
знание, содержание к-рого «не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества» (Ленин). Вопрос об истинности наших знаний — один из важнейших вопросов теории познания. Познавая мир, свойства вещей, человек постигает их сущность. Это значит, что в его создании вещи и их свойства воспроизводятся такими, каковы они есть в действительности, какими они существуют объективно, независимо от человека. Благодаря этому заключенному в них объективному содержанию наши знания о мире и являются истинными. Всякая истина, будучи объективной по содержанию, вместе с тем субъективна по форме, т. к. она принадлежит не внешнему миру, а возникает в голове человека, является результатом его деятельности как субъекта познания. Если представления, понятия, идеи и т. п. субъективны и по содержанию, другими словами, если действительность в них выступает в извращенном, искаженном виде, то они считаются ложными (заблуждениями). Вопрос об истинности наших знаний по разному решается материализмом и идеализмом. Отрицание объективности истины в той или иной степени свойственно всей идеалистической философии. Каковы бы ни были различия между философами-идеалистами в понимании истины, все они сходятся на одном: истина определяется особенностями сознания (человеческого или божественного), выступает как его внутреннее свойство. Признавая, подобно всякому материализму, объективность истины, марксистская философия, однако, не отождествляет ее с неподвижностью, неизменностью наших знаний, как это делали метафизические материалисты. О. и. постоянно развивается. Человек все глубже проникает в объект познания, его знания о мире становятся все более точными, объективными (Абсолютная и относительная истина). Диалектический материализм рассматривает О. и. как конкретную, зависящую от определенных условий места и времени (Конкретность истины). Включив практику в теорию познания, марксистская философия смогла правильно решить вопрос и о способах проверки объективной истинности наших знаний, о критерии истины.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970