ОБ УМЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

"ОБ УМЕ"
1758) – одно из основных сочинений Гельвеция.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

«ОБ УМЕ»
De lEsprit», Paris, 1758), один из осн. филос. трудов Гельвеция, в к-ром изложены принципы материалистич. сенсуализма 18 в. Признавая объективное существование внеш. мира, бесконечного во времени и пространстве, Гельвеции считал природу множеством отд. образований, а материю - не субстанцией, а совокупностью свойств, важнейшие из к-рых - протяженность, плотность, непроницаемость и движение. Самодвижение материи является источником эволюц. мирового процесса, а также универс. причинной связи, выражающейся в законе непрерывности. Гельвеции критикует локковскую концепцию субстанциальности души, однако при этом ошибочно сводит всю психич. деятельность к ощущениям, рассматриваемым как продукт особой организации материи. Критика субъективного идеализма и агностицизма приводит Гельвеция к утверждению принципиальной возможности адекватного отражения мира в сознании человека. Познанию препятствуют деспотич. режимы, религия, а также неправильно понятые личные интересы и потребности отд. социальных групп, поэтому достижение истины возможно только в будущем разумном обществе на основе гармонии личных и обществ. интересов.

Источник: Советский философский словарь

ОБ УМЕ
(«De l'Esprit») - первая книга К.А.Гельвеция, издана в 1758 в Париже. В 1759 была осуждена на сожжение. Нем. пер. — 1760; англ. — 1807; рус. (под ред. Э.Л.Радлова) - 1917, издана в 1938. Выступив с критикой религии и церкви, Гельвеций настаивает, вслед за П.Бейлем, что и атеист может быть нравственным человеком. В этом случае этика должна строиться по образцу науки, в первую очередь экспериментальной физики, т.е. опираться на определенные принципы, подтвержденные опытом. Эти принципы коренятся в человеческой природе, к-рую он сводит к «физической чувствительности». Исходя из нее, главным чувством человека следует считать себялюбие, а главным желанием — стремление к удовольствию; они и составляют круг интересов индивида, определяющих его жизнь. Интересу подчиняются все чувства, желания и действия человека. Страсти человека, его отношения с другими людьми, в т.ч. и стремление к объединению, также обусловлены личным интересом, к-рый трудно или даже невозможно удовлетворить в одиночку. Поэтому учение о врожденности добродетели (о к-рой толкует, напр., Ж.Ж.Руссо. См. «Эмиль») следует признать мифом.
В действительности доброта нравов зависит от мудрости законодателя, к-рый должен заботиться о добродетели. Поскольку, по мнению Гельвеция, честность есть только привычка поступать так, как выгодно данному лицу, требуется организовать общество т.о., чтобы всем гражданам стало выгодно быть честными, чтобы стремление к личной выгоде побуждало каждого к добродетели. Именно добродетель такого рода, а не аскетизм, является истинной добродетелью. Справедливость, по Гельвецию, должна иметь власть для обуздания пороков, хотя при этом следует заметить, что обществу нет дела до пороков и добродетелей частных лиц, если они не приносят обществу пользы (ср. «Басня о пчелах» Б.Мандевиля). Исходя из этого и других фактов, Гельвеций приходит к выводу о том, что нравственность сама по себе не существует, она — химера. Утилитаристский подход к этике послужил поводом для упреков Гельвеция в имморализме не только со стороны врагов, но и со стороны Вольтера, обвинившего Гельвеция в том, что тот причислил дружбу к низким чувствам, и Д.Дидро, признававшего, что он готов предпочесть приступ подагры презрению к самому себе, и что существуют, следовательно, чисто социальные удовольствия и страдания. Распространение утилитаризма на этическую сферу было ошибочным и не позволило Гельвецию понять значение собственно нравственных поступков и решений, хотя он сумел увидеть эффективность принципа материальной заинтересованности в экономической сфере. Лит.: Гельвеций К.Л. Об уме // Гельвеций К.А. Соч. Т. 1. М.: Мысль, 1973; Ддугач Т.Е. Подвиг здравого смысла. М.: Наука, 1995. С. 76-122; GusdorfG. Les principes humain et la pensee occidental. V. 4. Les principes de la pensee au siecle des lumieres. Paris: Payot, 1971. Т. Б.Длугач

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

«ОБ УМЕ»
De lEsprit) — первая книга К. А. Гельвецчя, опубликованная в Париже в 1758 (т. 1—2) и в том же году осужденная парижским парламентом на сожжение. В ней автор попытался резюмировать и развить взгляды французских просветителей на человека. В связи с этим в книге дается критика абсолютизма и теологического подхода к человеку, а также разрабатывается концепция утилитаризма. Книга состоит из предисловия и четырех «Рассуждений», В 1-м рассуждении «Об уме самом по себе» природа трактуется как совокупность объективно существующих во времени и пространстве материальных тел, человеческая природа сводится к физической чувствительности, и главным желанием человека объявляется стремление к физическим удовольствиям, а главным чувством — себялюбие. На этом строится система утилитаристских выводов, обоснованию которых посвящено 2-е рассуждение «Об уме по отношению к обществу», где корыстный интерес признается основным побудительным мотивом человеческого общества. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса» (Соч. в 2 т., т. 1. М., 1973, с. 187). Хотя Гельвеций и говорит часто об общественном интересе и даже подчеркивает его приоритет, главным для него тем не менее остается личный интерес — «единственный критерий достоинства вещей и личностей» (там же, с. 214). Отправляясь от него, Гельвеций объясняет все чувства человека, его поведение и даже сам факт возникновения общества. Так, в любви каждый ищет прежде всего физического удовольствия, в дружбе — хочет найти человека, который помогал бы ему материально и т. п. «Честность с точки зрения отдельного лица есть лишь привычка поступать так, как выгодно данному лицу» (там же, с. 187), а стремление заключить общественный договор возникает из желания удовлетворить свои потребности, ибо в одиночку это сделать невозможно. Высокие государственные должности манят возможностью получить наибольшую материальную выгоду, к этому же подталкивает потребность стать уважаемыми людьми. Проповеди моралистов, по мнению Гельвеция, не могут этого изменить, ибо «люди не злы, а только следуют своим интересам» (там же, с. 203).
На свете очень мало людей, «которые считают полезными для себя те поступки, которые справедливы и согласны с общим благом» (там же, с. 185). Следовательно, надо так организовать общество, чтобы каждому было выгодно стать добродетельным, т. е. чтобы личный интерес сочетался с интересом общественным. Такова тема 3-го рассуждения. Мудрый законодатель и должен издать такие законы, которые побуждали бы человека к нравственным поступкам ради собственной выгоды. Предпосылкой этого, по Гельвецию, является установление политически-правового равенства, превращение всех граждан в членов третьего сословия, уничтожение слишком больших различий в имущественном владении. Деспотизм опасен для общества прежде всего тем, что способствует развитию пороков, т. к. именно они становятся здесь выгодными. Эти идеи развиваются в 3-м разделе «Об уме», где речь идет также о воспитании людей, включая монархов, и о роли случая в этом процессе. Идеал Гельвеция — федеративный союз нескольких демократических республик. В 4-м рассуждении «О различных наименованиях ума» анализируются феномены гениальности, талантливости, тонкости ума и т. п. Русский перевод под ред. Э. Л. Радлова (1917). Лит. см. к ст. Гельвеций.

Источник: Новая философская энциклопедия