ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

»ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ»
произведение В. И. Ленина, впервые опубликованное в газете «Пролетарий» в 1909. В этой работе В. И. Ленин показал, что рабочая партия строит свое мировоззрение на науч. социализме, т. е. марксизме, решительно противоположном всякой религии. «Религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии», - пишет Ленин (т. 17, с. 416). В статье содержится классич. определение корней религии в бурж. об-ве. В. И. Ленин решительно выступает против левацко-анархич. отношения к религии и, ссылаясь на Ф. Энгельса, пишет, что признание атеизма в смысле объявления войны религии есть лучший способ оживить интерес к религии и затруднить ее преодоление. Наряду с анархизмом В. И. Ленин разоблачал и оппортунизм в отношении к религии, разъяснял марксист, понимание положения об объявлении религии частным делом. Религия -частное дело по отношению к гос-ву, но не по отношению к партии пролетариата, к-рая ставит одной из своих задач освобождение трудящихся от духовного гнета религии. При этом борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно-идеологич. проповедью, нельзя сводить к такой проповеди, эту борьбу «надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии» (т. 17, с. 418). Партия рабочего класса, пишет В. И. Ленин, должна быть идейным вождем в борьбе со всяким средневековьем, в т. ч. и со старой, казенной религией и со всеми попытками обновить ее или обосновать заново, по-иному. Работа «Об отношении рабочей партии к религии» и поныне находится на вооружении коммунистич. и рабочих партий в их борьбе с врагами марксизма-ленинизма, с совр. ревизионизмом.

Источник: Атеистический словарь

ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕИ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ
статья В. И. Ленина, впервые опубликованная в качестве передовой в газете «Пролетарий» от 13(26) мая 1909. В ней В. И. Ленин, характеризуя политич. и идейную атмосферу, царящую в России, отмечает, что интерес ко всему, что связано с религией, охватил широкие круги об-ва и проник в ряды интеллигенции, близкой к рабочему движению, а также в нек-рые рабочие круги. В этих условиях, писал В. И. Ленин, социал-демократия обязана выступить с изложением своего отношения к религии. В статье был выдвинут целый ряд идей, имеющих важное значение для понимания научных основ марксист, атеизма, его места в системе марксист. мировоззрения. Социал-демократия, указывает Ленин, строит свое материалистич. мировоззрение на научном социализме, т. е. марксизме. Философской основой марксизма является диалектич. материализм, воспринявший историч. традиции материализма 18 в. во Франции и Фейербаха (пер. пол. 19 в.) в Германии, материализма безусловно атеистич., решительно враждебного всякой религии и религ. философии. Показав социальные корни религии в бурж. об-ве, В. И. Ленин пишет: «Религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» (т. 17, с. 416). Задачи н методы антирелиг. пропаганды трактуются в статье как неотъемлемая часть воспитат. работы партии. В. И. Ленин решительно выступает против «голой» атеистич. проповеди, против анархистской войны с богом, против оппортунизма, к-рые на деле помогали церкви и буржуазии. Как бы резюмируя задачи атеистич. пропаганды, В. И. Ленин пишет: «Марксист должен быть материалистом, т. е. врагом религии, но материалистом диалектическим, т. е. ставящим дело борьбы с религией не абстрактно, не на почву отвлеченной, чисто теоретической, всегда себе равной проповеди, а конкретно, на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего. Марксист должен уметь учитывать всю конкретную обстановку, всегда находить границу между анархизмом и оппортунизмом (эта граница относительна, подвижна, переменна, но она существует), не впадать ни в абстрактный, словесный, на деле пустой «революционаризм» анархиста, ни в обывательщину и оппортунизм мелкого буржуа или либерального интеллигента, который трусит борьбы с религией, забывает об этой своей задаче, мирится с верой в бога, руководится не интересами классовой борьбы, а мелким, мизерным расчетцем: не обидеть, не оттолкнуть, не испугать, премудрым правилом: «живи и жить давай другим», и т. д. и т. п.» (там же, с. 421). Партия должна быть идейным вождем в борьбе со всяким средневековьем, в том числе со старой казенной религией и со всеми попытками обновить ее или обосновать заново или по-иному. Практика марксизма по отношению к религии определяется не какими-то временными соображениями, а принципиальными позициями, всей логикой марксистского учения.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

"ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ"
произведение В. И. Ленина, впервые опубликованное как передовая статья в газ. «Пролетарий» (№ 45 от 13/26 мая 1909). Поводом для этой работы послужило выступление с.-д. депутата П. И. Суркова в Гос. думе в прениях по смете синода п обсуждение проекта этой речи в с.-д. фракции Думы. Статья В. И. Ленина предпосылалась публиковавшимся в том же номере «Пролетария» материалам по этому вопросу. При рассмотрении его в думской фракции нек-рые члены фракции выступили с оппортунистич. толкованием лозунга «религия - частное дело». Они заявляли, что «атеистич. декларация с думской трибуны излишня», и т. п. В условиях после поражения первой русской революции, когда идеологи реакции усилили проповедь религ. взглядов в массах, было особенно важно отмести оппортуниста, взгляды по вопросу об отношении к религии и обосновать марксистские позиции в этом вопросе. Филос. основой марксизма, подчеркивал В. И. Ленин, является диалектич. материализм, воспринявший традиции решительно враждебного религии материализма XVIII в. во Франции и Фейербаха (1-ая пол. XIX в.) в Германии. Классики марксизма настойчиво боролись против религ. мировоззрения, критиковали непоследоват. материалистов, к-рые оставляли лазейки для религии и религ. философии или боролись с религией ради сочинения новой, «возвышенной» религии. Отмечая, что краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии является изречение К. Маркса: «религия есть опиум народа», В. И. Ленин писал: «Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (Соч. Изд. 5. Т. 17, с. 416). Но отношение марксизма к религии не имеет ничего общего с анархистским объявлением войны религии, к-рое может только оживить интерес к религии и затруднить ее преодоление.
В. И. Ленин раскрыл глубоко диалектич. характер отношения марксизма к вопросу о борьбе с религией, диалектику борьбы марксизма на два фронта - против анархизма и против оппортунизма. Существует неразрывная связь между глубоко атеистич. филос. основами марксизма и полит. линией подчинения борьбы с религией решению коренных задач пролетарской революции. Наряду с анархизмом В. И. Ленин разоблачал и оппортунизм в отношении к религии, разъясняя марксистское понимание положения об объявлении религии частным делом. Религия - частное дело по отношению к гос-ву, но по по отношению к партии пролетариата, к-рая не считает частным делом вопрос борьбы с опиумом народа. Партия ставит одной из своих задач освобождение трудящихся от духовного гнета религии. При этом борьбу с религией она не сводит к абстрактно-идеологич. проповеди; эту борьбу, подчеркивал В. И. Ленин, «надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии» (там же, с. 418).
В статье «Об отношении рабочей партии к религии» содержится классич. определение корней религии в бурж. обществе. «В современных капиталистических стропах это - корни главным образом социальные. Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда во» выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д., - вот в чем самый глубокий современный корень религии» (там же, с. 419).
Правильное понимание коренных социальных причин религии и определяет политику марксистской партии в отношении к религии. КПСС воплотила в жизнь ленинские идеи. Религия в результате социалистич. преобразований в нашей стране потеряла классовые основы и превратилась в пережиток прошлого, еще сохраняющийся в сознании нек-рой части сов. людей. В духе ленинских указаний новая Программа КПСС, принятая XXII съездом, требует продуманной, наступат. идейной борьбы с религ. предрассудками в условиях развернутого строительства коммунистич. общества.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.