О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА
статья В. И. Ленина, впервые опубликованная в журн. «Под знаменем марксизма (1922, № 3). Ее называют Ленинск, филос. завещанием. В статье определены осн. задачи и направления развития сов. филос. науки. Большое значение Ленин придавал союзу философов-марксистов с последоват. материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов, с представителями естествознания, к-рые склоняются к материализму. Без анализа проблем, выдвигаемых науч. революцией, без привлечения к этому естествоиспытателей материализм не может быть последовательным и воинствующим. В то же время без «солидного философского обоснования ни естеств. науки, ни материализм не могут бороться против бурж. идей. В комплексе задач по формированию науч. мировоззрения у трудящихся Ленин выделил две: неуклонное разоблачение клас. сущности теорий «дипломированных лакеев половинных», в какой бы области (социологии, религиоведении и т. д.) и под какой бы вывеской они ни выступали; систематич. пропаганду воинств. атеизма, сочетающуюся с науч. исследованиями в области религии. Отметив имеющиеся здесь недостатки, Ленин говорит, что «самое важное» - пробудить массы от «религиозного сна», суметь заинтересовать их «сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии». С этой целью Ленин советовал давать массам самый разнообразный атеистич. материал, издавать все самое ценное из мир. антирелиг. лит-ры, прежде всего антирелиг. публицистику 18 в. На примере работ А. Древса и Р. Ю. Виппера Ленин показал целесообразность той или иной формы «союза» с бурж. критиками религии при учете их социальной позиции. Говоря об издании атеистич. лит-ры, о реферировании всего ценного по этой теме, Ленин акцентировал внимание марксистов на книгах н брошюрах, раскрывающих связь клас. интересов буржуазии с религ. учреждениями и религ. пропагандой, что особенно ясно видно на примере социальной роли религии в США.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

“О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА”
статья Ленина, в к-рой раскрыты важнейшие направления развития марксистской философии в новых исторических условиях, охарактеризована роль философии, как и всей марксистской теории, в период строительства социалистического об-ва. Опубликованная в журнале “Под знаменем марксизма” (1922, №3), она явилась продолжением и дальнейшим развитием таких работ Ленина, как “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, и стала, по существу, его философским завещанием. Осн. идея статьи — идея марксистской партийности философии, выраженная в понятии воинствующего материализма. Раскрывая содержание данного понятия, Ленин формулирует актуальные задачи, стоящие перед философами. Это, прежде всего, пропаганда среди широких масс диалектико-материалистического мировоззрения, в особенности серьезная атеистическая пропаганда, привлекающая самый разнообразный конкретный материал. Это дальнейшее развитие философской науки, прежде всего материалистической диалектики, в свете тех проблем, к-рые ставят совр. общественное развитие и прогресс научного знания. Наконец, это активная, аргументированная полемика с различными течениями немарксистской философии. Для решения указанных задач необходимо объединение усилий философов-марксистов и последовательных материалистов, не принадлежащих к партии коммунистов, необходим союз коммунистов и некоммунистов в самых различных областях. Существенное значение имеет также союз философов с представителями совр. естествознания. Философы не могут плодотворно развивать диалектико-материалистическую теорию, не опираясь на достижения естествознания. В свою очередь, без солидного философского обоснования естественные науки не могут выдержать борьбы против натиска антинаучных идей. “Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник... должен быть диалектическим материалистом” (Ленин В. И. Т. 45. С. 30). Ленин рассматривает также вопрос об отношении к. философскому наследию, выступает против нигилистического подхода к последнему, подчеркивает необходимость использования лучших достижений философской мысли прошлого в совр. условиях.

Источник: Философский энциклопедический словарь

"О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА"
статья В. И. Ленина об осн. задачах филос. журнала, программная филос. статья, по существу являющаяся филос. завещанием В. И. Ленина. Впервые опубликована в журн. «Под Знаменем Марксизма» (№ 3 за 1922).
В статье получил дальнейшее развитие принцип партийности философии, требующий непримиримо бороться со всякими идеалистич. теориями, разоблачать служебную роль филос. идеализма в отношении религии. В статье подчеркивается необходимость объединения усилий всех сторонников последоват. и Воинств. материализма в борьбо с реакц. философией. В. И. Ленин отмечал, что анализ большинства совр. школ идеализма показывает связь «между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой ею всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений» (Соч. Изд. 4. Т. 33, с. 202—203). Характеризуя реакц. роль идеализма, В. И. Ленин приводил слова И. Дицгена о том, что профессора философии в бурж. странах в большинстве случаев являются на деле «дипломированными лакеями поповщины». Ленинские положения о фидеистич. тенденциях идеализма имеют важнейшее значение. Одно из осн. требований ленинской статьи - требование усиления атеистич. направленности всей филос. работы, отстаивания и развития позиций последовательного, Воинств. материализма. Журнал, к-рый хочет быть органом Воинств. материализма, должен быть также органом Воинств. атеизма, подчеркивал В. И. Ленин, призывая философов-марксистов вести неутомимую наступат. атеистич. пропаганду.
В статье содержатся указания об осн. принципах научно-атеистич. работы, о том, что она не терпит шаблона, формализма. Верующим людям, указывал В. И. Ленин, «необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.» (там же, с. 204). В. И. Ленин рекомендовал широко использовать в атеистич. пропаганде бойкую, живую, талантливую, остроумную публицистику атеистов XVIII в. Отмечая непоследоват. характер критики религии бурж. учеными, В. И. Ленин вместе с тем считал необходимым использовать в борьбе с религ. мракобесием накопленные ими факты, к-рые опровергают религ. представления. В. И. Ленин считал одной из задач филос. журнала систематич. публикацию обзоров атеистич. литературы, ее рецензирование. Особое значение придавал он использованию фактич. материалов, иллюстрирующих связь классовых интересов совр. буржуазии с религ. пропагандой, с религ. учреждениями. В. И. Ленин подчеркнул чрезвычайную важность таких материалов, относящихся к США, где связь монополистич. капитала с религ. орг-циями но так казенна и официальна, но где бурж. демократия «представляет из себя не что иное, как свободу проповедовать то, что буржуазии выгодно проповедовать, а выгодно ей проповедовать самые реакционные идеи, религию, мракобесие, защиту эксплуататоров и т. п.» (там же, с. 206).
Научная глубина ленинского анализа отношения капитала и религии особенно ярко видна в совр. условиях. В Программе КПСС отмечается: «Все возрастающее значение в политическом и идеологическом арсенале империализма приобретает клерикализм. ...Монополии щедро финансируют клерикальные партии и организации, эксплуатирующие религиозные чувства трудящихся, их суеверия и предрассудки» (Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с. 359). Важное значении для совр. атеистич. работы имеют указания В. II. Ленина о необходимости тесною союза философов-материалистов с представителями совр. естествознания. Разработка филос. основ научного атеизма невозможна без атеистич. осмысления достижений совр. науки. «Весьма актуальна и задача широкого привлечения ученых к делу атеистич. воспитания масс, изыскания лучших форм разъяснения атеистич. значения достижений совр. науки среди верующих и всего населения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

«О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА»,
статья В. И. Ленина; написана в марте 1922 по просьбе редакции журн. «Под знаменем марксизма» (напечатана в № 3 за 1922). Останавливаясь на задачах журнала, Ленин определил в этой статье программу дальнейшего развития марксистской философии, рассмотрел теоретич. работу партии как составную часть плана социалистич. строительства. Формулирующая актуальные задачи журнала в борьбе против бурж. идеологии ст. «О з. в. м.» является как бы филос. завещанием Ленина; она определяет направления, по к-рым должна быть продолжена работа в области философии.
Одна из осн. идей статьи - ведущая роль партии пролетариата в борьбе против свергнутой, но удесятерившей свое сопротивление буржуазии. Применительно к области философии указанный принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последоват. материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов, союза, направленного на разоблачение бурж. профессоров философии как «дипломированных лакеев поповщины». Важнейшей частью филос. работы Ленин считает систематич. пропаганду воинствующего атеизма, сочетающуюся с науч. исследованиями в области религии. Развивая мысли о социальных корнях религия, высказанные им ранее в статьях «Социализм и религия» и «Об отношении рабочей партии к религии», Ленин особо подчеркивает необходимость анализа тесной связи «...классовых нтересов и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды» (ПСС, т. 45, с. 28).
В борьбе с религией не следует пренебрегать помощью даже нематериалистов - бурж. ученых, способных дать и дающих ценные науч. исследования в области фактич. материала, но «опровергающих» религ. предрассудки лишь для замены их более рафинированными и ухищренными предрассудками. Атеистич. пропаганду следует ставить на серьезную естеств.-науч. базу, заключая союз с «...представителями современного естествознания, которые склоняются к материализму и не боятся отстаивать и проповедовать его против господствующих... модных философских шатаний в сторону идеализма и скептицизма» (там же, с. 29).
Ленин обращает внимание на те идеалистич. выводы, к-рые делаются бурж. учеными из новейших открытий в области естествознания. «Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы и школки, направления и направленьца» (там же). Для успешной борьбы с ними необходимо совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, к-рые выдвигает новейшая революция в естествознании. Ленинское требование союза естествоиспытателей и философов является одним из главных в намеченной им программе марксистов в области теории.
Принципиальное значение Ленин придает вопросу о том, как относиться марксистам к филос. наследию прошлого. Он требует опираться во всей филос. работе на традиции материализма, возражает против нигилистич. отношения к культурному наследию: «...чураться союза с представителями буржуазии XVIII века, т. о. той эпохи, когда она была революционной, значило бы изменять марксизму и материализму...» (там же, с. 28). Особо Ленин выделяет значение гегелевского филос. наследия. Без «...систематического изучения диалектики Гегеля с материалистической точки зрения...» (там же, с. 30) невозможно «...быть ... сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом ...» (там же). Материалистически донятая диалектика Гегеля должна сыграть громадную методологич. роль в развитии естествознания и обществ. наук. «Современные естествоиспытатели найдут... в материалистически истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании и на которых „сбиваются" в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды» (там же, с. 31).
Статья «О з. в. м.» пронизана идеей партийности обществ. наук, философии. В связи с этим Ленин ставит вопрос об организации всей науч.-теоретич. воспитат. работы, ее содержании, подборе преподават. кадров и т. д. Задачи, поставленные Лениным в ст. «О з. в. м.» перед философией, служат руководством в теоретич. деятельности КПСС, всех философов-марксистов.

Источник: Советский философский словарь

"О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА"
статья Ленина; написана в марте 1922 по просьбе редакции журн. "Под знаменем марксизма" (напечатана в No 3 за 1922). Останавливаясь на задачах журнала, Ленин определил в этой статье программу развития марксистской философии в совр. эпоху, рассмотрел теоретич. работу партии как составную часть плана социалистич. строительства. Политика нэпа, нек-рое оживление капиталистич. элементов и рост мелкобурж. стихии несколько способствовали усилению натиска бурж. идеологич. реакции ("Смена вех", влияние концепций Шпенглера, фрейдизма, утонченных форм религии, идеалистич. истолкование достижений естествознания и т.д.). Формулирующая актуальные задачи журнала в борьбе против этого натиска бурж. идеологии, подытоживающая гл. идеи "Материализма и эмпириокритицизма" и "Философских тетрадей", ст. "О з. в. м." является как бы филос. завещанием Ленина; она определяет направления, по к-рым должна быть продолжена работа в области философии. Одна из осн. идей статьи – ведущая роль партии пролетариата в борьбе против свергнутой, но удесятерившей свое сопротивление буржуазии. Применительно к области философии указанный принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последоват. материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов, союза, направленного на разоблачение бурж. профессоров философии как "дипломированных лакеев поповщины". Важнейшей частью филос. работы Ленин считает систематич. пропаганду воинствующего атеизма, сочетающуюся с науч. исследованиями в области религии. Необходимо реферировать и издавать все ценное из мировой антирелиг. лит-ры и в первую очередь труды атеистов-материалистов 18 в. "Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, сухие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фактами, пересказы марксизма..." (Соч., т. 33, с. 204). Развивая мысли о социальных корнях религии, высказанные им ранее в статьях "Социализм и религия" и "Об отношении рабочей партии к религии", Ленин особо подчеркивает необходимость анализа тесной связи "...классовых интересов и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды" (там же, с. 205). В борьбе с религией не следует пренебрегать помощью даже нематериалистов – бурж. ученых, способных дать и дающих ценные науч. исследования в области фактич. материала, но "опровергающих" религ. предрассудки лишь для замены их более рафинированными и ухищренными предрассудками. В числе таких ученых Ленин называет нем. проф. Древса. Атеистич. пропаганду следует ставить на серьезную естеств.-науч. базу, заключая союз с "...представителями современного естество-знания, которые склоняются к материализму и не боятся отстаивать и проповедовать его против господствующих... модных философских шатаний в сторону идеализма и скептицизма" (там же, с. 206). В ст. "О з. в. м." Ленин обращает внимание на те идеалистич. выводы, к-рые делаются бурж. учеными из новейших открытий в области естествознания. "Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы и школки, направления и направленьица" (там же). Для успешной борьбы с ними необходимо совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, к-рые выдвигает новейшая революция в естествознании. Ленинское требование союза естествоиспытателей и философов является одним из главных в намеченной им программе задач марксистов в области теории. Принципиальное значение Ленин придает вопросу о том, как относиться марксистам к филос. наследию прошлого. Он требует опираться во всей филос. работе на традиции материализма, возражает против нигилистич. отношения к культурному наследию: "...чураться союза с представителями буржуазии XVIII века, т.е. той эпохи, когда она была революционной, значило бы изменять марксизму и материализму..." (там же, с. 205). Особо Ленин выделяет значение гегелевского филос. наследия. Без "...систематического изучения диалектики Гегеля с материалистической точки зрения..." (там же, с. 207) невозможно "...быть сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом..." (там же). Материалистически понятая диалектика Гегеля должна сыграть громадную методологич. роль в развитии естествознания и обществ. наук. "Современные естествоиспытатели найдут... в материалистически истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании и на которых "сбиваются" в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды" (там же, с. 208). Статья "О з. в. м." пронизана идеей партийности обществ. наук, философии. В связи с этим Ленин ставит вопрос об организации всей научно-теоретич. воспитат. работы, ее содержании, подборе преподават. кадров и т.д. На конкретном анализе социологическою исследования П. Сорокина Ленин показывает", как защитники буржуазии, прикрываясь ширмой научности, демократизма, ссылками на статистику и т.д. проводят реакц. крепостнич. взгляды. Ленин предлагает отстранить от преподавания подобных "образованных" реакционеров, требует объявить последоват. борьбу против бурж. идеологии с позиций марксизма. Задачи, поставленные Лениным в ст. "О з. в. м." перед философией, служат руководством в теоретич. деятельности КПСС, всех философов-марксистов. Лит.: Крупская Н., Воспоминания, связанные со статьей Ленина "О з. в. м.", "Вестн. Ком. Академии", 1933, No 6; Новиков А. И., Из истории написания работы В. И. Ленина "О з. в. м.", в кн.: Тр. Ленингр. Гос. библ. ин-та, т. 6, Л., 1959, с. 169–73; Крывелев И. ?., Филос. завещание В. И. Ленина и задачи науч.-атеистич. пропаганды, "ВАН СССР", 1962, No 4; Филос. заветы В. И. Ленина, "Коммунист", 1962, No 5; Историч. документ воинствующего материализма, "ВФ", 1962, No 3; Ленинская программа воинствующего материализма в действии, "ФН" (НДВШ), 1962, No 2; История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 76–85. А. Касымжанов. Алма-Ата.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.